Глава 2. Методика организации аппликационных работ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методические рекомендации Аппликация, т.е. изображение узора путём наложения на ткань кусочков другой ткани, может быть различна как по расцветке, так и по способу исполнения. Так обычно различают аппликацию цветную, тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткани, например, сатина, шёлка, полотна, крепдешина, бархата, даже сукна в тонкой кожи. К шерстяным тканям хорошо идёт аппликация из бархата или сатина, имеющего блестящую сторону. Тогда цвет лучше всего брать тот же самый, и нитки — тоже. Аппликация по тюлю производится тонкими шелковыми нитками; лоскутки батиста левого шифона пришиваются с помощью узких валиков и косыми стежками. Это — очень тонкая ручная работа, требующая большого внимания и усидчивости. Более просто получается бельевая аппликация, особенно — не вручную, а на швейной машине. Она применяется на тонком, полупрозрачном белье. Цветная ткань подшивается с изнаночной стороны и должна слегка просвечивать сквозь основную ткань изделия. Настил делается тонкими валиками белой ниткой (вернее — того цвета, как бельё). Разберём поподробнее один из самых распространённых видов применения цветной аппликации — коврик на стену в детском уголке. Основная ткань — холст или парусина. Наносим на неё острым карандашом контуры рисунка. Подбираем соответствующей расцветки ткань: зелёную двух-трёх оттенков, жёлтую, красную, коричневую и голубую; чёрного цвета в аппликациях лучше избегать. Подобрав лоскуты, наносим на каждом контурные линии соответствующей части узора и вырезываем по этим контурам с припуском, т.е. несколько крупнее того места, где им надлежит быть пришитыми. Вырезываем сначала приблизительно и пришиваем намёткой к тем местам, где они должны быть. Окончательное пришивание будем производить швом кордонне.
Задача применения этого шва в том, чтобы края, вырезанные из лоскутов, пришить без повреждения и незаметно. Шов напоминает обмёточный, только его стежки кладутся так плотно, что кажется, будто это верёвочка, вшитая в ткань; на изнанке он почти совсем незаметен, на лицевой стороне идёт выпуклым шнурочком, создавая грань между основной тканью коврика и тканью наложенной аппликации. На рисунке даётся в порядке последовательности все стадии наложения и выполнения кордонне. Буква а — наложен коричневый лоскут; б — начатое в верхней части лоскута пришивание его швом кордонне постепенно продвигается по краю; в — все обводные швы коричневого материала сделаны швом кордонне; г — окончательная форма лоскута, подрезанная тонкими ножницами. Пришив таким порядком один лоскут, приступаем к следующему. Когда все крупные детали прикреплены к своим местам, завершаем узор, используя для деталей другие украшающие швы: узелки, стебельчатый шов, тамбурный, строчку. Аппликации применяются для выполнения ковриков, занавесок, на детских платьях, фартуках и так далее. Используются и на белье. Заключение Работая над контрольной работой по технологии и методике обучения технике аппликации в школе, мною была изучена история развития аппликации как вид декоративно-прикладного искусства. Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания учащихся начальных классов средствами аппликации позволяет сделать следующие выводы: 1. Эстетическое воспитание — формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты. 2. Аппликация — один из важных факторов эстетического развития личности.
3. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира. 4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека — через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести обще трудовые, специальные трудовые умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности. У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослее в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.
И в заключение необходимо отметить, что аппликация — один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции. Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важных. Список использованной литературы 1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования). 2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. — с.219. 3. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. — М., 2007. — с.158. 4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. — М.: Просвещение, 2008. 5. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. — М., 1999. — с.180. 6. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. — М., 2003. — с.95. 7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: 1999. 8. Гусакова, М.А. Аппликация. — М., 2007. — с.153. 9. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». — М.: Просвещение, 1999.
10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2001. 11. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 12. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) — М.: Просвещение, 2000. 13. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению.1 класс. Учебное пособие. — М.: изд. «Экзамен», 2006. — с.86. 14. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории.М., 2003. — с.92. 15. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М., 1978. — с.147.6 Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) — М.: Просвещение, 2006. 16. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. — М., 2001. — с.210. 17. Новожилов, Э.Д. Технология и предпринимательство. — М.: МПУ, 2006. — с.87. 18. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. — Бирск, 2007. — с.114. 19. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.: Просвещение, 2007. 20. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. — Бирск, 2007. — с.139. 21. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. — Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. — с.43. 22. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 2000. — с.68.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|