Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторские и современные игрушки.

Городская межшкольная конференция

«Первые шаги в науку»

 

Секция «Культурология»

 

 

Тема: «Народная кукла»

 

 

Выполнил:

Шумейко Артем,

ученик 4 Б класса

МОУ-кадетской школы №95

 

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Князева Наталья Александровна

 

 

Самара

Оглавление.

 

Введение...........................................................................................................................3

1. Современные игрушки, какие они и их влияние на детей.....................................6

2. Народная кукла.........................................................................................................10

3. Кукла в жизни ребёнка и её роль в сохранении связи между поколениями.......17

Заключение.....................................................................................................................18

Список использованной литературы...........................................................................19

 

Введение.

В этом году во время летних каникул я ездил в лагерь в Новый Буян. Там мы жили на окраине соснового леса недалеко от реки в палатках. Этот лагерь носит название «Лагерь Радости». И он оправдывает свое название.

 

 

Все дни, проведённые там, были наполнены увлекательными приключениями и новыми открытиями для меня. Мы отмечали там День Нептуна, устраивали костюмированные рыцарские турниры, ходили в походы, купались на речке. По вечерам сидели все вместе у костра и делились впечатлениями о пройденном дне.

Особенно мне запомнились послеобеденные часы, в которые мы собирались за общим столом и что-нибудь мастерили своими руками. Мы делали всевозможное оружие древних индейских племён, очень красиво оформляли кружки из дерева, готовили костюмы к праздникам, которые проходили там каждые выходные.

 

 

 

Один раз воспитатель нам рассказала про народных кукол, об их значении в нашей культуре и предложила нам сделать таких кукол самим. Мы все с удовольствием согласились.

Оказывается, это очень увлекательное занятие. На протяжении недели каждый день мы усаживались за столом со всевозможными лоскутками и нитками, и каждый делал свою куклу. Слушая рассказы о них мы хотели побыстрее закончить и посмотреть на результат своих работ.

 

 

 

Приехав домой из лагеря, мы с мамой решили побольше узнать о народной кукле. Мы прочитали книгу о магии народной куклы и почерпнули некоторую информацию в интернете.

Всем этим я и хочу поделиться с вами.

 

Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная;

без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин

 

«Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой»

М.И. Глинка

 

Современные игрушки, какие они и их влияние на детей.

Чем сегодня играют дети? Ведь игрушки – это жизнь в миниатюре, фундамент, на котором строиться мироощущение ребенка, именно от них во многом зависит формирование личности. Зайдя в магазин игрушек, вы увидите в изобилии пластмассовые (чаще китайские) игрушки, куклы, представленные известными западными брендами: Барби Вингс, Братц, мягкие игрушки из синтетических материалов, героев из мира фэнтези, бизнеса, монстров, инопланетян и тому подобных существ.

С древности значение игрушки быть мудрым, ненавязчивым учителем, другом, спутником в жизни, оберегать на протяжении всего жизненного пути. А кукле в игрушечном мире всегда отводилось первое место, ее называли «царь игрушка». Несут ли современные игрушки эту смысловую нагрузку?

 

Барби и прочие.

Например, что несет в себе импортная красотка Барби? В ее адрес много сейчас и плохого и хорошего можно услышать. Барби - яркий символ общества потребления, который формирует современные представления девочек о красоте, стильности, обаянии, удачливости, но этот образ не помогает девочки стать

счастливой. Налицо яркое несоответствие традиционного русского идеала красоты американскому стандарту.

Некоторые минусы этой игрушки:

- несет чужие ценности;

- слишком много одежды и предметов в ее окружении. Над каждым костюмом Барби работают более ста специалистов: дизайнеры, швеи, стилисты, парикмахеры. И каждый из них вкладывает своё внутреннее состояние, своё настроение в куклу.

- Барби лишена индивидуальности, несет в себе некий штамп «массовой красоты», что в итоге может привести подростка к проблемам с самооценкой;

- если вспомнить образ, из которого она произошла, слишком она бездушна об этом можно прочитать в книге Л. Горалик «Полая женщина»;

- количество игр с Барби ограничено по сравнению с менее оформленными куклами;

- она «сильнее» ребенка, он не может ею управлять, задавать правила игры, укладывать спать и т.д. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а скорее, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом;

- вкус и фантазия развиваются по стандарту заданному куклой, навязчивая улыбка вызывает неестественную реакцию;

- мало простора для рукоделия;

- по желанию ребенка простая кукла может превращаться то в мальчика, то в девочку (ведь это важно для детей до 7 лет);

- стоимость изготовления тряпичной куклы дешевле по сравнению с покупной куклой Барби;

- играть Барби в «дом» и «семью» попросту невозможно. Она провоцирует совершенно другие игры (ведь Барби не ходит на работу и не ухаживает за детьми);

- низкая самооценка (обычные девочки не подходят под «эталон Барби», отчего начинают чувствовать себя неполноценными, некрасивыми);

- игрушка «управляет» игрой, а не ребенок. Барби – потребительница, ей нужно покупать дорогие аксессуары.

 

 

Авторские и современные игрушки.

Сейчас популярны авторские куклы и модно их коллекционирование, существуют целые галереи таких баснословно дорогих, роскошных кукол, но они лишились главного - способности решать детские проблемы.

Именно с этих позиций куклы должны быть дешевыми, не хрупкими, не слишком большими. Большие игрушки, в том числе и мягкие, могут испугать малыша, показать ему его собственную малость, незначительность, слабость, к тому же ими нельзя играть.

А вот и веяние времени - настольно-печатные игры для младших школьников и подростков: "Пираты", "Повелитель Вселенной", "Завоеватель" (ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики); из мира "фэнтези" (инопланетяне, ископаемые чудовища, монстры - выходцы из преисподней); из мира бизнеса (деньги, рынок, недвижимость, банки и пр.), в которых поощряется страсть к наживе, обман и мошенничество.

Кукла должна занимать среди игрушек совершенно особое место, потому что она - отображение человека. С ее помощью мы ищем собственное “Я”. Кукла - это друг, с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями, горестями и радостями. С ней можно унестись в мечтах от суровой действительности или подготовится к встрече с будущими братишками и сестренками. С куклой связано так много приятного и удивительного! То, что кукла мягкая и простая, а вместо глаз и рта у нее точки, дает нам возможность “дорисовать все”, чего ей не хватает.

Мало кто знает, что в нашей родной культуре есть средства помогающие воспитанию и взрослению детей, выраженные в прикладном творчестве, таком как вышивка, ткачество, орнаменты, народные куклы, писанка, костюм.

 

Народная кукла.

Наш разговор пойдет о русской традиционной кукле. Ее значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное.

Кукла - словно народная песня – создавалась как подлинное произведение искусства, неся важную роль приучения к труду и символично передавая традиции от старшего поколения к младшему.

Кукла - важнейшая составляющая любой культуры, отражающая национальные традиции и географические особенности. Русская народная кукла имеет свою историю и богатые традиции.

Появились куклы очень давно, археологи нашли кукол, которым 30-35 тыс. лет. Изначально они изготовлялись, как символ божества, чаще всего Великой Богни Матери, постепенно их значение расширилось до обрядовых.

Сейчас выделяют 3 группы кукол: обережные, обрядовые, игровые.

Ни одна кукла не делалась просто так, у каждой есть свое значение или даже несколько. Обобщая информацию историков и этнографов про современную народную куклу можно сказать, что есть куклы на здоровье, помощники при принятии жизненно важных решений и изменений, есть куклы для пробуждения женственности и мужественности, для богатства, помогающие в материнстве.

Есть куклы, отражающие каждое состояния человека. Нет такого момента в жизни, для которого не было бы своей куклы.

Раньше все куклы были связаны с обрядами и ритуалами, тесно соединены с временами года и годовыми природными циклами, неразлучно связаны с землей, природой и ее состояниями. Например, всем известное чучело Масленица, которое сжигаем весной, есть отражение тех самых кукол годового аграрного цикла.

С середины XX века народная игрушка была вытеснена штампованным производством пластмассовой игрушки и до сегодняшнего времени народная кукла чаще остается уделом музеев и энциклопедических изданий, фестивалей народной культуры. Хотя интерес к ней последнее время увеличился.

Русская кукла является материальным воплощением мировоззрения людей. Искусствовед, писательница, автор многочисленных публикаций и практик Галина Львовна Дайн говорит о куклах так «Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка».

Изготовление кукол являлось магией, и заниматься этим могли только женщины. Раньше объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата, женщина была хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение.

В доме кукла служила для создания уюта и гармонии в семье. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

На первый взгляд, изготовление куклы из подручных материалов – процесс простой и незамысловатый. А задача то этих кукол - затронуть душу и это самая главная задача куклы, без этого она – куча лоскутков и горсть трухи.

Предлагаю познакомиться ближе с некоторыми куклами и узнать их глубинное значение.

 

Непосредственно перед рождением ребенка с молитвой и мыслями о будущем дитятке матерью делалась кукла Младенчик - пеленашка. Их существует несколько разновидностей, в зависимости от области, где были распространены, например, вятский младенчик, тульский и др. Ее клали в колыбельку еще до рождения, чтобы она согревала колыбель. Такую куклу будущая мать делала непосредственно перед рождением ребенка с молитвами и мыслями о будущем младенце, наматывая нить, женщина наговаривала то, что хотела бы пожелать ребенку.

Бытовало понятие «передачи» куклы, когда старшие и более опытные женщины с помощью совместного создания кукол, учили молодых что и как правильно делать – как пуповину повязывать, как пеленать, что говорить, петь и так далее, а потом стала первой игрушкой новорожденного, вкладывалась в ладошку ребенка в качестве естественного массажера. У младенчика 2 платка, и 2 пеленки, как символ внутреннего чистого мира (души), и внешнего, защищающего от внешнего мира. Красный цвет также широко используется.

 

 

Около 3 лет, ребенку дарят игровую куколку Зайчик на пальчик. Это и друг и оберег. Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

 

С 3-4 лет ребенок самостоятельно изготавливал свою первую куклу– Отдарок на подарок. Она делалась в знак благодарности за подарок, чтобы он не чувствовал себя должным. С точки зрения воспитания эта кукла несет глубинный смысл, что все в мире взаимосвязано и по законам природы, ничто просто так не появляется, если что-то дали, значит, постарались, потрудились мама или папа и природа. Такое мировоззрение было у наших предков. Очень жаль, что современные дети получают много всего «просто так», не задумываясь, откуда что берется. Таким образом, мы выращиваем поколение потребителей.

Рассматривая трудовое и нравственное воспитание, мы можем говорить о кукле Каша. Её дарили девочке с пожеланием успехов в освоении азов кулинарного мастерства в 6 лет. Секрет куклы состоит в том, что она дает пропорциональность. Для варки вкусной каши крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду, по шейку получалась кашка.

На счастье. Игровая кукла с обережным значением. Дарится девочке в возрасте 6-7 лет, сестре, дочери или подруге с пожеланиями счастья, здоровья, долгих лет жизни. В эту пору часто раньше отдавали в ученичество, кукла символизирует это начало, посвящает девочку на учебу. А длинная и толстая коса символизирует здоровье и долгую жизнь. В традиционной кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Если кукла делалась с косой, то это наделяло куклу дополнительной энергией рода, матери, особенно если коса делалась из натуральных женских волос. Ведь недаром волосы с древних времен наделяли магической силой. На ногах куклы красные сапожки, чтобы успешно идти по жизни.

Наполнены особым смыслом через кукол возрастные переходы от девочки к девушке. Куклу Капустку – делает девушка, когда готова выйти замуж. С ней ходили на посиделки. По ней смотрели, какая она рукодельница, обсуждали ее вкус и мастерство. А потому как парень берет и обращается с куклой, определяли, готов ли он к созданию семьи. Дома у девушки на выданье эта кукла стоит на окошке, чтобы все знали о ее положении. Делается кукла на правом колене, не выпускаясь из рук.

Красота. Такую куклу перед свадьбой делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. «Красота» выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась.

Свадебные куклы. Они представляли собой длинную палку - «плечо», обвернутую красной тряпкой, на которую «навешивались» две куклы - жених и невеста - «кукла неразлучников». Свадебная кукла подвешивалась под дугой упряжи повозки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания в церкви. Кукол к свадьбе изготавливали подружки невесты.

Кукла Роща или Мировое дерево. Эту куклу помещалив центр свадебного пирога. Сделана она на березовой рогатине, украшена фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание. В традиционной русской кукле женская фигурка всегда подчеркнуто, женственна: грудь, юбочка, вышивка, кружева.

Десятиручка эта куклапомощница в делах была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. У такой куклы много рук, чтобы все дела спорились, а дома был порядок и достаток. «Десятиручка» помогала девушке в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось. Многие мастерицы, делая эту куклу, сегодня загадывают на каждую руку пожелание, в каком деле она должна преуспеть. В наше суетливое, перезаполненное информацией время можно часто забывать о чем-нибудь существенном, а кукла – оберег, попадая на глаза дома, будет напоминать женщине о главных ценностях и жизненных приоритетах.

 

Бабка-девка эта кукла была у девочек в детстве для игры, в тоже время, она мировоззренческая. Играя с ней девочка осознавала свой будущий путь- становление женщиной. Эта кукла как бы готовила девочку к взрослой жизни. Девушка, создавая эту куклу перед свадьбой, перенимая ее у старших и более опытных женщин, проходила процесс обучения и подготовки к этому критическому для нее этапу.

Крупеничка (она же «зерновушка», «горошинка»).

Кукла - мешочек с отборным зерном гречихи прошлогоднего урожая. Сев гречихи начинали зернами из заветного мешочка, передавая сбереженные силы кормилицы земли новому урожаю. По традиции после посевной ставили угощенье - котлы гречневой каши для нищих и убогих со всей округи. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили в красном углу у божницы до следующего урожая.

Рябинка.

Символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной. Именины рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, в знак почитания ее как оберега, делали большую праздничную куклу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...