V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методы психолого-педагогического обследования детей, В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания, тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение: преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использования таких форм, которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы. В этих условиях итоговое оценивание, которое происходит в конце обучения, может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза информации), что, естественно, не исключает возможность использования итоговых проверочных работ или иных форм демонстрации примеров применения полученных знаний. Рекомендуемые методы оценивания Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или предметными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Оценивание процесса выполнения, которое представляет собой целенаправленное оценивание на основе аутентичных критериев с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности навыков совместной работы, исследовательских навыков и т.п.
Выбор ответа или краткий свободный ответ – ситуативная, однонаправленная оценочная деятельность, обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов. Открытый ответ – письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Портфолио – такая подборка детских работ, которые бы продемонстрировали нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используются для оценивания индивидуального прогресса в обучении. Вопросы для самоанализа, которые используются для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения. Эти методы в совокупности охватывают широкий спектр подходов – от относительно субъективных и интуитивных до относительно объективных и научных, что позволяет обеспечить наиболее сбалансированный взгляд на ребенка. Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель. Личностные УУД Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка «Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Инструкция Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками ивзрослыми,сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть). I. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Особенности самовыражения ребенка Поведение · Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство · Пассивность, замкнутость, безразличие · Беспокойство, возбудимость Эмоции · Положительно окрашенные · Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) · Частая смена эмоций III. Особенности общения со взрослыми · Непосредственность, искренность, эмоциональная близость · Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание · Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность IV. Особенности общения со сверстниками 1. Личностное общение: · Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба · Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность · Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение: · Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка · Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности 1. Мотивация Особенности мотивов: - Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) - Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) - Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) - Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) - Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) Виды мотивов: · Мотивы достижения успеха · Мотивы избегания неудач · Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы) Произвольность Особенности восприятия образца и правила: 1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием 2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца Особенности решения учебной задачи: · Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу · Принимает, но не удерживает учебную задачу · Не принимает учебную задачу. · Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности: · Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) · Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) · Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания Саморегуляция · Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого · Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|