Вопрос 57. Либеральные реформы конца XX – начала XXI вв. в России.
Вопрос 57. Либеральные реформы конца XX – начала XXI вв. в России. Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а «средним классом» стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс. Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др. ). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг. Нынешний председатель Совета Федерации — С. Миронов, Государственной Думы — Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки —КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, с 1999 г. — «Союз правых сил», «Единство — вся Россия» и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр — М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. — В. С. Черномырдин, 1998 г. — С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. — Е. М. Примаков, 1999 гг. — В. С. Степашин, 1999-2000 гг. — Путин).
Крупнейшая внутренняя проблема — война в Чечне (1994-1996 и 1999-2000) Вопрос 58. Россия и страны «ближнего зарубежья»: проблемы взаимоотношений. Проблемы отношений со странами ближнего зарубежья — наиболее трудные и болезненные для российского руководства. Между тем ключевая важность этих проблем определяется новым геополитическим положением России. Расчленение бывшего Союза было осуществлено таким образом, что европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Тем самым изменилась качественная характеристика остающегося у России пространства: сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ страна оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой «советской» системы сухопутных транспортных коммуникаций остались на территории новых независимых государств. В результате экономические связи европейской России с внешним миром (Западной Европой, Америкой, Ближним и Средним Востоком, Африкой) зависят теперь от транзита через Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, Украину, Казахстан. Эти страны, устанавливая режим пропуска и перевозки российских грузов и пассажиров по своей территории, тем самым регулируют и весь транспортный поток на всем его протяжении, включая и территорию России. Таким образом, они получают реальную возможность влиять на функционирование основных транспортных магистралей России, связывающих ее с внешним миром. Иными словами, экономические условия и шире — условия жизнедеятельности — на пространстве европейской России попадают в зависимость от политики транзитных стран. Последние становятся как бы государствами-доминантами по отношению к ней. Россия, как показывает исторический опыт развития полностью или частично изолированных континентальных стран, оказывается в ситуации, таящей угрозу большего или меньшего ущемления ее суверенных прав извне.
Стремясь избежать геополитической «ловушки», возникшей как следствие непродуманного демонтирования СССР, российское руководство пытается — хотя не всегда последовательно — наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с членами СНГ. В рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов, регулирующих отношения с бывшими союзными республиками (отлаживание режима границ и торговли, расчетов за поставки товаров и сырья, совместное изучение космоса, обмен информацией и т. д. ). Заключен договор о коллективной безопасности, подписанный шестью из одиннадцати стран — членов СНГ. Утвержден Устав СНГ (семью странами). Все это, однако, не привело к оформлению Содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом в мировом сообществе. Хотя объективные предпосылки к тому, и в первую очередь экономическая взаимосвязь, начинают все яснее осознаваться общественностью и руководством союзных государств. В октябре 1994 г. главы стран — членов СНГ на совещании в Москве высказались за создание межгосударственного экономического комитета со штаб-квартирой в столице России, за курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского Союза (ЕС, «Общего рынка»). Тем не менее удельный вес стран — членов СНГ во внешнеторговом обороте России в 1992—1995 гг. неуклонно снижался. В 1995 г. он составил 25% общего объема внешней торговли Российской Федерации. В то же время Россия за последние годы предоставила странам — членам СНГ льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала им по ценам, в 2 раза ниже мировых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|