Казахстанско-Белорусские отношения.
Введение С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера. В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.
В данном отчете необходимо подробнее раскрыть становление внешней политики на примере таких стран как Украина, Беларусь и Закавказье, рассказать об их состоянии на современном этапе, описать экономические и торговые отношения. Казахстанско-украинские отношения Дипломатические отношения между Украиной и Республикой Казахстан были установлены 23 июля1992 года. До 1991 года украинско-казахстанские отношения носили неупорядоченный, во многом случайный характер, либо регулировались общей системой внутрисоюзных связей и, соответственно, центральными властями. И только после обретения независимости появилась возможность динамично их развивать, углублять и совершенствовать, исходя из национальных интересов обеих стран и их народов. 16 декабря 1991 года Украина одной из первых признала независимость Республики Казахстан. Казахстан признал Украину суверенным независимым государством 23 декабря того же года. Уже в январе 1992 года Министерство иностранных дел Украины направило в адрес Министерства иностранных дел Республики Казахстан ноту с предложением об установлении дипломатических отношений. Ответной нотой от 23 июля 1992 года МИД Казахстана предложило данную ноту, а также ноту МИД Украины от 4 января 1992 года считать Соглашением об установлении дипломатических отношений между Украиной и Казахстаном.
Со времени установления дипломатических отношений — 23 июля 1992 года — сотрудничество между обеими странами неуклонно развивается и укрепляется во всех сферах общественной жизни. В 2007 году проведён Год Казахстана на Украине (2008 год отмечался как Год Украины в Казахстане). Двусторонние отношения между Украиной и Республикой Казахстан со времени приобретения независимости являются традиционно дружескими и характеризуются взаимным уважением и доброжелательностью, отличаются прозрачностью и взаимной поддержкой на международном уровне. Такое состояние обусловлено совместным историческим прошлым, схожестью процессов социально-экономических преобразований, стабильными кооперационными связями между предприятиями двух стран и тесными человеческими контактами. Посольство Украины в Республике Казахстан было открыто в Алматы в мае 1994 года, а в январе 2001 годапереехало в новую столицу — Астану. В декабре 1994 года в Киеве начало работу Посольство Республики Казахстан на Украине. Межгосударственный институт украинско-казахстанских отношений. 30 июля 2013 года в Киеве, на базе научно-просветительского центра Общества «Знание» Украины, при поддержке Посольства Республики Казахстан на Украине создан Межгосударственный институт украинско-казахстанских отношений. Внешнеторговый оборот между Казахстаном и Украиной по итогам 2011 года составил 4,4 млрд долл. США. Экспорт из Казахстана по сравнению с 2010 годом увеличился в 4 раза и составил 2,7 млрд долл. США, а украинский импорт в Казахстан вырос на 28 % и составил 1,7 млрд долл. США. По состоянию на 1 января 2012 года, в Казахстане действует более 250 предприятий с участием украинского капитала. Казахстанско-Белорусские отношения.
16 сентября 1992 г. установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. 9 января 1993 г. открыто Посольство Казахстана в Беларуси. 13 июля 1997 г. открыто Посольство Беларуси в Казахстане. С февраля 2012 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Республике Беларусь является Булегенов Ергали Булегенович.
С сентября 2013 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Казахстан является Ничкасов Анатолий Иванович. Ключевым фактором, придавшим в последние годы отношениям двух стран стратегический характер, является их участие в деятельности Евразийского Экономического Союза. Договорно-правовая база казахстанско-белорусского сотрудничества насчитывает более 70 договорови соглашений в различных областях, в том числе Договор о дружбе и сотрудничестве, Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на 2009-2016 годы и другие. 12-14 мая 2012 года состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Республику Беларусь. 3-4 октября 2013 годасостоялся официальный визит Президента Беларуси А.Г.Лукашенко в Казахстан. 19 марта 2015 года состоялся рабочий визит Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенков Республику Казахстан. В 2015 году Президенты Н.А.Назарбаев и А.Г.Лукашенко встречались в рамках саммита СНГ, на заседаниях Высшего Евразийского Экономического Совета, на заседании Совета глав государств-членов ШОС. На межправительственном уровне состоялись официальные визиты Премьер-Министра Республики Беларусь М.Мясниковича в Республику Казахстан (8-11 ноября 2012г.) и Премьер-Министра Республики Казахстан С.Ахметова в Республику Беларусь (25-26 апреля 2013г.). 28 мая 2015 года в ходе заседания Совета глав правительств СНГ (п.Бурабай) состоялась встреча Премьер-Министра Республики Казахстан К.Масимова с Премьер-Министром Республики Беларусь А.Кобяковым. Важным элементом двустороннего сотрудничества является Межправительственная казахстанско-белорусская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), функционирующая с 1996 года. 11-е заседание МПК состоялось 17-18 сентября 2014 года в Талдыкоргане. Очередное заседание МПК планируется провести в 2016 году в Республике Беларусь. Налажены консультации на полях МПА СНГ, ОДКБ и других парламентских структурах. Активизировалось межрегиональноесотрудничество. В 2014-2015 годах состоялись визиты делегаций Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей в РБ, делегации Минской и Гродненской областей посетили Казахстан.
Казахстан входит в тройку основных торговых партнеров Беларуси в рамках СНГ. Товарооборот между Казахстаном и Беларусью за январь-ноябрь 2015 года составил 492,2 млн. долл. Стабильно развиваются взаимоотношения в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах. Проводится обмен опытом и специалистами в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Казахстанские медики на регулярной основе проходят повышение квалификации на базе ведущих медицинских учреждений Беларуси, проводят совместные операции. Ученые РК и РБ принимают участие в мероприятиях, проводимых в обеих странах. В настоящее время в ВУЗах и военной Академии Беларуси проходят обучение 250 казахстанских студента.
Отношения Казахстана с закавказскими государствами.
За период национальной независимости Казахстан не раз демонстрировал особое понимание кавказских проблем, не совпадающее как с официальной позицией Российской Федерации, так и со взглядами геополитических конкурентов России. В качестве примеров здесь можно сослаться на выстраивание внешнеэкономических связей с Грузией в 2005-2008 годах, участие в проекте трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) или активизацию внешнеполитических инициатив в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Заключение Нельзя не упомянуть еще об одном направлении нашей внешней политики. Речь идет, как уже можно догадаться, об интеграции постсоветского пространства. Казахстан с первых дней возникновения СНГ предпринимал поистине титанические усилия по интеграции в рамках Содружества или иных образований в более узком формате. И эта политика была вполне искренней: Казахстан с его прежней тесной зависимостью от общесоюзной экономики, как никакая другая республика бывшего Союза, был заинтересован в сохранении традиционных связей. Кроме того, речь шла и об обеспечении совместной стратегической безопасности. Несмотря на то, что подобная линия не очень приветствовалась нашими друзьями на Западе, Казахстан упорно выступал с все новыми интеграционными инициативами. Наиболее смелым в этом ряду было предложение о создании на месте СНГ Евразийского союза, которое наш Президент озвучил весной 1994 года в стенах МГУ. По сути дела, он фактически поставил вопрос о воссоздании Советского Союза, но по той схеме, которая разрабатывалась в Ново-Огареве и была прервана злополучным августовским путчем. Идея ЕАС, встреченная в штыки такими республиками, как Украина и Узбекистан, и натолкнувшаяся на прохладное отношение других участников СНГ, в том числе и ельцинско-козыревской России, не была реализована, но в дальнейшем получила продолжение в виде Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Другая совместная инициатива по созданию Центральноазиатского союза, выдвинутая также в 1994 году, к концу 1990-х благополучно затихла. И все же наша внешняя политика с ее многовекторностью принесла свои вполне осязаемые плоды. Казахстан сумел с максимальной выгодой использовать те преимущества, которые ему предоставила история и геология, и постарался минимизировать риски и угрозы, вытекавшие из его не совсем удачного геополитического и географического положения, превратившись в лидера по уровню экономических реформ и экономического развития среди государств Центральной Азии и даже СНГ. При этом, что не менее важно, Казахстан сохранил хорошие отношения со всеми участниками большой геополитической игры, а также соседями и более отдаленными, но важными для нас государствами.
Список использованной литературы
1. Континент - http://www.continent.kz/2004/03/8.htm 2. Cribs - http://cribs.me/istoriya-kazakhstana/vneshnyaya-politika-rk_ 3. Гов.нет - http://mfa.gov.kz/index.php/ru/vneshnyaya-politika/sotrudnichestvo-kazakhstana/sotrudnichestvo-so-stranami-sng/12-material-orys/426-sotrudnichestvo-respubliki-kazakhstan-s-respublikoj-belarus
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|