Списокиспользуемых источников
КалькуляторЭрланга
Аналогично можно найти другие параметры, выбрав соответствующее поле. СМО с ожиданием В качестве СМО с ожиданием рассматривается тракт передачи данных (от шлюза до коммутатора доступа). Ранее мы определили ресурс, необходимый для обслуживания поступающей нагрузки, имея в виду вызовы. Теперь мы будем работать на уровне передачи пакетов. Необходимо отметить, что в отличие от СМО с потерями, где в случае занятости ресурсов заявка терялась, в данном случае возникает задержка передачи пакета, которая при определенных условиях может привести к превышению требований QoS передачи трафика. При нормальных условиях функционирования системы – задержка незначительная и практически не меняется. Но с увеличением нагрузки, в определенный пороговый момент получается так, что не все пакеты, поступающие в канал могут быть обслужены сразу же. Такие пакеты становятся в очередь, аследовательно, общее время их передачи увеличивается (рисунок 11). Рисунок 11. Схематическое представление цифрового потока в канале связи
На вход СМО с ожиданием со шлюза поступают пакеты с интенсивностью λ. Поскольку в зависимости от типа используемых кодеков пакеты попадают в сеть с различной скоростью, то нельзя сразу определить параметр λ, его необходимо рассчитать для каждого типа используемого кодека:
(12) где V trans_cod – скорость передачи кодека, рассчитанная ранее; L packet_cod – общая длина кадра соответствующего кодека. Теперь можно определить общую интенсивность поступления пакетов в канал:
(13) где N – число используемых кодеков. Задержка, вносимая каналом при поступлении пакетов: (14) где λ – суммарная интенсивность поступления заявок от всех каналов, μ – интенсивность обслуживания. Вне зависимости от размера пакета все они обслуживаются одинаково. Значения сетевых задержек и их параметров нормируются стандартами ITU (рисунок 12): предельно допустимая задержка доставки пакета IP от одного пользователя коммерческих услуг VoIP к другому не должна превышать 100 мс. Задержку при передаче пакета вносят все сегменты соединения (сеть доступа, магистральная сеть и т.п.). Приблизительно можно считать вклад каждого сегмента одинаковым. Рисунок 12. Составныечастизадержки
Зная величину допустимой задержки и интенсивность поступления заявок (пакетов), можно рассчитать интенсивность обслуживания заявок в канале, после чего определить допустимую загрузку канала:
(15)
Зная транспортный поток, поступающий в канал и зная, что этот поток должен загрузить канал на величину ρ, определим общую требуемую пропускную способность канала τ:
(16)
Рассчитав транспортный ресурс, необходимый для передачи пользовательской и сигнальной информации от каждого шлюза на коммутатор доступа, рассчитаем общий входящий трафик, который поступает на коммутатор доступа. Рассчитывать транспортный ресурс, необходимый для подключения коммутатора доступа к сети выходит за рамки данного курсового проекта,поэтому коммутатор доступа мы рассмотрим лишь для того, чтобы охватить возможные варианты абонентского доступа, а также показать, какое влияние оказывают абоненты различных категорий на общую сигнальную нагрузку.
Для передачи сигнального трафика обычно создается отдельный логический канал, параметры которого необходимо определить. Пусть LMEGACO – средняя длина (в байтах) сообщения протокола Megaco/H.248, NMEGACO – среднее количество сообщений протокола Megaco/H.248 при обслуживании одного вызова, L5VUA – средняя длина сообщения протокола V5UA, N5VUA – среднее количество сообщений протокола V5UA при обслуживании одного вызова, L IUA – средняя длина сообщения протокола IUA, NIUA – среднее количество сообщений протокола IUA при обслуживании одного вызова, LSH – средняя длина сообщения протоколов SIP/H.323, NSIP – среднее количество сообщений протоколов SIP/H.323 при обслуживании одного вызова. В коммутаторе доступа для обмена сообщениями протокола MEGACO, используемого для управления шлюзом, должен быть предусмотрен транспортный ресурс, который определяется формулой:
Где (17)
(18)
(19)
ksig – коэффициент использования транспортного ресурса при передаче сигнальной нагрузки.; PPSTN – удельная интенсивность потока вызовов в ЧНН от абонентов, использующих доступ по аналоговой телефонной линии; PISDN – удельная интенсивность потока вызовов от абонентов, использующих базовый доступ ISDN; PV5 – удельная (приведенная к одному каналу интерфейса) интенсивность потока вызовов от абонентов, подключаемых к пакетной сети через сети доступа интерфейса V5; PPBX – удельная (приведенная к одному каналу интерфейса) интенсивность потока вызовов от УАТС, подключаемых к пакетной сети; PSH – удельная интенсивность потока вызовов от абонентов, использующих терминалы SIP, H.323 (используется для терминалов, подключаемых как прямо к станции, так и при помощи LAN). Сигнальный трафик в сети передается не равномерным непрерывным потоком, а отдельными блоками в течение всего сеанса связи, как это представлено на рис. 18. T – длительность сеанса связи, а t 1, t 2, …, t 5 – длительности блоков сигнальной информации.
Рисунок 13. Схема передачи сигнального трафика
Таким образом, этот коэффициент показывает величину, обратную той части времени, которая отводится из всего сеанса связи для передачи сигнальной информации:
(20) Примем значение ksig =5, что соответствует нагрузке в 0,2 Эрл (т. е. одна пятая часть времени сеанса тратится на передачу сигнальной информации). 1/ 450 – результат приведения размерностей «байт в час» к «бит в секунду» (8/3600=1/450), значение 1/90, приведенное ниже, получается при использовании ksig =5, и, следовательно, 5·1/450=1/90. Для расчета транспортного ресурса шлюзов, необходимого для передачи сигнальной информации, используются те же параметры, что и для расчета транспортного ресурса гибкого коммутатора. Так, для передачи сигнальной информации с целью обслуживания вызовов различных типов требуются следующие объемы полосы пропускания (бит/с):
(21)
(22)
(23)
(24)
(25)
2.2. Расчет оборудования гибкого коммутатора
Основной задачей гибкого коммутатора при построении распределенного абонентского концентратора является обработка сигнальной информации обслуживания вызова и управление установлением соединений. Рисунок 14. Softswitch класса 5 в сетиNGN Задача Определить требуемую производительность оборудования гибкого коммутатора. Исходные данные для проектирования К сети NGN могут подключаться пользователи разных типов, и для обслуживания их вызовов будут использоваться разные протоколы сигнализации. В соответствии с данными отраслевого документа «Общие технические требования к городским АТС» удельная интенсивность потока вызовов (среднее число вызовов от одного источника в ЧНН) соответствует значениям, приведенным в таблице 2. Таблица 2. Значенияудельнойинтенсивностипотокавызовов Общая интенсивность потока вызовов от источников всех типов, обрабатываемых гибким коммутатором:
(26)
Удельная производительность коммутационного оборудования может различаться в зависимости от типа обслуживаемого вызова, т.е. производительность при обслуживании, например, вызовов ССОП и ISDN, может быть разной.
В документации на коммутационное оборудование, как правило, указывается производительность для наиболее «простого» типа вызовов. В связи с этим, при определении требований к производительности можно ввести поправочные коэффициенты, которые характеризуют возможности обслуживания системой вызовов того или иного типа относительно вызовов «идеального» типа. Таблица поправочных коэффициентов приведена в задании на курсовое проектирование. (27) Таким образом, нижний предел производительности гибкого коммутатора (PSX) при обслуживании потока вызовов с интенсивностью PCALL может быть определен по формуле:
3. Расчет оборудования распределенного транзитного коммутатора. 3.1. Расчет оборудования шлюзов
Рисунок 15. Транспортныйшлюз в сетиNGN Задачи Определить число шлюзов. Определить транспортный ресурс подключения транкинговых шлюзов к пакетной сети и емкостных показателей подключения. Исходные данные для проектирования Количество линий E1, используемых для взаимодействия источников нагрузки разных типов с оборудованием шлюзов: o АТС, использующие систему сигнализации ОКС7 и подключаемые через транспортный шлюз MGW и сигнальный шлюз SGW; o АТС, подключаемые по каналам ОКС7 непосредственно к Softswitch и через транспортный шлюз MGW к пакетной сети. В данном случае сигнальный шлюз реализуется в оборудовании Softswitch; Удельная интенсивность нагрузки на каналы, поступающей от ТфОП на транспортный шлюз; Удельная интенсивность нагрузки на каналы соединительных линий, поступающей от ТфОП; Типы кодеков в планируемом к внедрению оборудовании шлюзов. Вводятся следующие обозначения: Nl_E – число потоков Е1 от АТС ТфОП, подключенных к транспортному шлюзу l, yÅ1 – удельная нагрузка одного канала 64 кбит/с в составе Е1, Yl_ GW – общая нагрузка, поступающая на транспортный шлюз от АТС ТфОП, VINT – полезный транспортный ресурс одного интерфейса, NINT – количество интерфейсов, I – число типов интерфейсов, Ni_ INT – количество интерфейсов типа I, Vi_ INT – полезный транспортный ресурс интерфейса типа I, NE1 – число интерфейсов E1, подключаемых к одному шлюзу. Тогда значение удельной нагрузки (в эрлангах) (28) Значение удельной нагрузки yЕ1 при расчетах примем равным 0,8 эрл. Такая нагрузка считается допустимой для соединительных линий. Расчет необходимого транспортного ресурса для передачи пользовательской нагрузки будет аналогичным тому расчету, который был приведен в разделе2. Число каналов и их скорость известна, следовательно, пользуясь формулой (12), определяем интенсивность поступления пакетов на шлюз. В таблице 3 приведены нормируемые ITU параметры QoS для передачи трафика разных классов. Трафик VoIP обычно относят к нулевому классу. Теперь по формуле (14) определим значение интенсивности обслуживания поступающих вызовов на коммутатор доступа.
Таблица 3. Значение параметров задержки
По формулам (15) и (16) находим нагрузку канала и рассчитываем необходимый транспортный ресурс. Для передачи сигнального трафика создается отдельный логический канал, параметры которого необходимо определить. Помимо пользовательской информации, на транспортный шлюз поступают сообщения протокола MEGACO, для которых также должен быть выделен транспортный ресурс, и его можно вычислить по формуле:
(29)
где PMEGACO – интенсивность поступления сообщений протокола MEGACO на шлюз в ЧНН; значение kSIG берем равным 5, как и в предыдущих разделах. Таким образом, общий транспортный ресурс MGW (бит/с)
(30)
Количество и тип интерфейсов подключения транспортного шлюза к пакетной сети определяется транспортными ресурсами шлюза и топологией пакетной сети. Транспортный ресурс шлюза и количество интерфейсов связаны соотношением:
(31)
При использовании интерфейсов разных типов соотношение (31) приобретает следующий вид:
(32)
Параметры интерфейса подключения к пакетной сети определяются, исходя из интенсивности обмена сигнальными сообщениями в процессе обслуживания вызовов. Количество интерфейсов можно определить по формуле:
(33) где VINT – полезный транспортный ресурс одного интерфейса. При физической реализации сигнального шлюза (ОКС7) совместно с транспортным, необходимо рассчитать транспортный ресурс сигнального шлюза, который потребуется для передачи сообщений протокола MxUA (M2UA или M3UA).
3.2. Расчет оборудования гибкого коммутатора Основной задачей гибкого коммутатора (рисунок 16) при построении транзитного уровня коммутации является обработка сигнальной информации обслуживания вызова и управление установлением соединений. Требования к производительности гибкого коммутатора определяются интенсивностью потока вызовов, требующих обработки. Рисунок 16. Softswitch класса 4 в сетиNGN Задача Определить требуемую производительность оборудования гибкого коммутатора. Производительность Интенсивность потока поступающих вызовов определяется интенсивностью потока вызовов, приходящейся на один магистральный канал 64 кбит/с линии Е1, а также числом Е1, используемых для подключения станции к транспортному шлюзу. Вводятся следующие обозначения: PCH – интенсивность потока вызовов, обслуживаемых одним магистральным каналом 64 кбит/с, PGW – интенсивность потока вызовов, обслуживаемых транспортным шлюзом, L – число транспортных шлюзов, обслуживаемых гибким коммутатором. Интенсивность потока вызовов (выз/чнн), поступающих на транспортный шлюз, определяется формулой:
(34)
Следовательно, интенсивность потока вызовов (выз/чнн), поступающих на гибкий коммутатор, можно вычислить как:
(35)
Параметры интерфейсов подключения к пакетнойсети Параметры интерфейса подключения к пакетной сети определяются, исходя из интенсивности обмена сигнальными сообщениями в процессе обслуживания вызовов. При использовании гибкого коммутатора для организации распределенного транзитного коммутатора сообщения сигнализации ОКС7 поступают на Softswitch в формате сообщений протокола M2UA или M3UA, в зависимости от реализации. Введем следующие обозначения: LMXUA – средняя длина сообщения (в байтах) протоколаMxUA, NMXUA – среднее количество сообщений протокола MxUA при обслуживании вызова, L MEGACO – средняя длина сообщения (в байтах) протокола MEGACO, используемого для управления транспортным шлюзом, N MEGACO– среднее количество сообщений протокола MEGACO при обслуживании вызова, PSIG – интенсивность потока вызовов, обслуживаемых сигнальным шлюзом. Тогда транспортный ресурс Softswitch (бит/с), необходимый для обмена сообщениями протокола MxUA:
(36)
где k – коэффициент использования ресурса. Аналогично, транспортный ресурс гибкого коммутатора (бит/с), необходимый для обмена сообщениями протокола MEGACO:
(37)
Суммарный минимальный полезный транспортный ресурс Softswitch (бит/с), требуемый для обслуживания вызовов в структуре транзитного коммутатора:
(38)
Определение транспортного ресурса сигнального шлюза производится по аналогии с расчетом транспортного ресурса гибкого коммутатора. Необходимая полоса пропускания SGW определяется интенсивностью потока поступающих вызовов и объемом информации, требуемой для обслуживания каждого вызова. Учитывая среднюю длину и количество сообщений протокола MxUA, необходимых для обслуживания одного вызова, можно вычислить транспортный ресурс (бит/с) сигнальных шлюзов для подключения к пакетной сети (с приведением размерностей):
(39)
3.3 Расчет оборудования сети IMS На рисунке 17. представлена упрощенная схема архитектуры IMS. На ней изображены только основные функциональные элементы архитектуры, сертифицированной 3GPP. В курсовом проекте рассматриваем сети ТфОП и IMS, между которыми организуется взаимодействие. Вызовы, создаваемые в сети ТфОП, попадают через оборудование шлюзов в сеть IMS, а именно к Softswitch, выполняющему роль MGCF. От Softswitch информация поступает на I-CSCF, P-CSCF и S-CSCF, где начинается процесс обслуживания вызова. В зависимости от типа пере- даваемой информации и требуемой услуги для обслуживания вызова может быть задействован MRF и/или сервер (а) приложений (AS). Рисунок 17.АрхитектураIMS. Стык сети ССОПиIMS
Во избежание путаницы, на рисунке 17 отмечены только те логические связи между элементами, которые имеют значение и/или учитываются при расчетах в курсовом проекте. На линиях, указан протокол, при помощи которого осуществляется взаимодействие между функциональными объектами. Выделенный пунктиром фрагмент представляет собой схему из раздела2. Основной задачей функционального элемента MGCF/Softswitch является управление транспортными шлюзами на границе с сетью ТфОП. В разделе 4 уже был произведен расчет этого оборудования, поэтому будем пользоваться результатами, полученными ранее. Ссылки на уже рассчитанные величины, которые потребуются для дальнейших расчетов, будут приведены по ходу проектирования.
3.4. Расчет необходимого транспортного ресурса, необходимого для обеспечения сигнального обмена с функцией S-CSCF Попадая в сеть IMS, вызовы в конечном итоге обслуживаются одной из S-CSCF. Этот сетевой элемент представляет собой SIP-сервер, управляющий сеансом связи. Для выполнения своих функций он получает от других сетевых элементов всю информацию об устанавливаемом соединении и требуемой услуге (рисунок 18). Рисунок 18.S-CSCFв архитектуре IMS
Как уже было сказано во второй главе, функции IMS могут иметь разную физическую декомпозицию, то есть, они могут быть реализованы как в виде единого блока, обладающего всеми возможностями, так и представлять собой набор устройств, каждое из которых отвечает за реализацию конкретной функции. Независимо от физической реализации, интерфейсы остаются стандартными. Поэтому, рассчитав в отдельности каждую из функций, можно оценить требуемую производительность сервера как при отдельной ее реализации, так и в случае реализации совместно с другими элементами. Задача Определить транспортный ресурс функции S-CSCF, необходимый для обслуживания вызовов, учитывая только обмен сообщениями SIP. Исходные данные для проектирования Вызовы из сети ССОП через оборудование шлюзов поступают на Softswitch (рисунок 18), который в архитектуре IMS выполняет функции MGCF. Softswitch по протоколу SIP обращается к I-CSCF, которая в свою очередь, в ходе установления соединения обменивается сообщениями SIP с S-CSCF. Через I-CSCF Softswitch передает S-CSCF адресную информацию, информацию о местонахождении вызываемого пользователя, а также ин- формацию об услуге, запрашиваемой вызываемым абонентом. Получив эту информацию и обработав ее, S-CSCF начинает процесс обслуживания вызова. В зависимости от требуемой услуги, S-CSCF может обратиться к медиа-серверу (MRF) или к серверам приложений (AS). Таким образом, S-CSCF ведет сигнальный обмен с MGCF, I-CSCF, MRF, AS. В ходе предоставления речевых услуг существует также SIP-соединение с P-CSCF, но мы его не учитываем в процессе расчета транспортного ресурса, так как его влияние незначительно. Введем следующие обозначения: Среднее число SIP сообщений при обслуживании одного вызова между –: a) SS и S-CSCF – Nsip1, b) MRF и S-CSCF – Nsip2, c) AS и S-CSCF – Nsip3, d) I-CSCF и S-CSCF – Nsip4, Средняя длина сообщения SIP в байтах – Lsip; X % – процент вызовов, при обслуживании которых требуется обращение к серверу MRF; Y %. Процент вызовов, при обслуживании которых требуется обращение к серверам приложений AS; V ss-s-cssf – транспортный ресурс между MGCF и S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов; V as-s-cssf– транспортный ресурс между серверами приложений (AS) и S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов; V mrf-s-csc f – транспортный ресурс между MRF и S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов; V i-csc f-s-csc f – транспортный ресурс между I-CSCF и S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов; Vs-csc f – общий транспортный ресурс S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов. Тогда общий требуемый транспортный ресурс будет равен суммарному транспортному ресурсу взаимодействия функции S-CSCF с другими элементами IMS архитектуры:
(40)
Где (41)
(42)
(43)
(44)
Значения Psx, ksig и lsip, которые используются в формулах (40) - (44), были рассчитаны или заданы в предыдущих разделах: Величина Psx рассчитывается в разделе 2 при расчете оборудования гибкого коммутатора по формуле (40). Значение ksig задается в разделе 2 при расчете шлюза доступа. Значение параметра Lsip совпадает со значением параметра Lsh, который задается в исходных данных к разделу2. 3.5. Расчёт необходимого транспортного ресурса, необходимого для обеспечения сигнального обмена с функцией I-CSCF Так же, как и S-CSCF, функциональный элемент I-CSCF участвует в соединениях, затрагивающих взаимодействие разнородных сетей. Помимо функций SIP-прокси, он взаимодействует с HSS и SLF, получает от них информацию о местонахождении пользователя и об обслуживающем его SCSCF. Будем проводить расчет транспортного ресурса, необходимого для взаимодействия I-CSCF с другими элементами сети. Как видно из диаграммы и рис. 24, I-CSCF взаимодействует с S-CSCF, с Softswitch (MGCF), а также с P-CSCF и HSS. При расчете будем учитывать взаимодействие только с первыми двумя компонентами, так как взаимодействие с HSS происходит при помощи протокола DIAMETER, что выходит за рамки курсового проектирования. Задача Определить транспортный ресурс на I-CSCF для обеспечения сигнального обмена по SIP, необходимого для обслуживания вызовов. Данные для проектирования I-CSCF связан SIP-соединением только с Softswitch (MGCF) и S-CSCF. 1) Число SIP-сообщений при обслуживании одного вызова между: a) I-CSCF и S-CSCF – Nsip4, b) SSW и I-CSCF – Nsip5. 2) Средняя длина сообщения SIP в байтах – Lsip. Введем следующие обозначения: Vi=cscf – общий транспортный ресурс I-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов, Vss=i=cscf – транспортный ресурс между SoftSwitch и I-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов. Тогда общий транспортный ресурс: (45) Значение рассчитано ранее по (44), а вычисляется по формуле: (46) На функциональную схему сети IMS необходимо нанести полученные результаты расчета транспортных ресурсов для S-CSCF и I-CSCF.
Варианты заданий и правила выполнения по второму разделу курсового проектирования
4.1 Исходные данные ТЕМА для введения: - Тенденции в развитии современных сетей и трафик мультисервисных сетей. - Пути перехода к сетям нового поколения. Основные тенденции в развитии современных сетей. - Направление развития сетей (конвергенция телекоммуникационных технологий)
Таблица заданий на теоретическую и графическую части 2го раздела курсового проектирования.
Для нечетных вариантов использование кодеков следующее: - 20% вызовов – кодек G.711 - 20% вызовов – кодек G.723 I/r - 30% вызовов – кодек G.723 h/r - 30% вызовов – кодек G.729A. - Для нечетных вариантов n = 0,9. - Для четных вариантов использование кодеков следующее: - 30% вызовов – кодек G.711 - 30% вызовов – кодек G.723 I/r - 20% вызовов – кодек G.723 h/r - 20% вызовов – кодек G.729A. - Для четных вариантов n = 0,5
Таблица 4
4.2 Требования ксодержанию и оформлениюпояснительнойзаписки
Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки объемом до 50 рукописных страниц и двух листов чертежа формата А3. Пояснительная записка должна включать в себя: - титульный лист; - техническое задание; - лист «Содержание»; - введение; - вышеперечисленные разделы; - список использованных источников. Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД.Лист задания подшивается после титульного листа и не нумеруется. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами без точки. Номера подразделов – состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (в конце - без точки). Заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Переносы и сокращения в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом 15 мм. Расстояние между заголовком раздела и подраздела 8 мм. Каждый раздел начинать с нового листа. Наименование разделов записывается в виде заголовка симметрично тексту, прописными буквами (шрифт-7, для ПК-п.20); для подразделов - первая буква прописная, остальные строчные (шрифт-5, для ПК-п.20).Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметричного тексту прописными буквами (шрифт-7, для ПК-п.20).Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы (шрифт-5, для ПК-п.14). Заголовок «Список использованных источников» выполняется, как наименование подраздела. Текст - (шрифт – 5, для ПК-п.20). Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строки не менее 5 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки – не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм. Пример описания книги: 1. Красовский А.И. «Основы проектирования …» - М.: Машиностроение, 2000 –319с. Ссылки на источники: /……./, [7с.4-5]- номер источника и страницы. Иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию в разделе. Ссылки на иллюстрацию- «В соответствии с рисунком 1.1». Рисунок 1.1 Исходное состояние вызова Таблица 5 Варианты заданий на курсовое проектирование
|