Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкое экономическое чудо.




 

С середины 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся почти до конца 60-х гг. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г.-утроен. В середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.

 

Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%. Динамика роста производства по некоторым отраслям промышленности по сравнению с довоенным уровнем представлена в табл. 7. Уровень инфляции в стране был одним из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111% от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121%, в 1953 - 118%, в 1957 - 124%.

 

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовал ряд факторов, прежде всего обновление основного капитала на новой технической основе. В этом процессе активное участие принимало государство, направляя на реконструкцию и техническое перевооружение значительные средства из государственного бюджета. Возможность такой ориентации расходов государственного бюджета была связана с низким уровнем расходов бюджета на военные цели. В соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться и на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Деньги государства вкладывались в научные исследования, техническое и технологическое переоснащение отраслей промышленности. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата.

 

В послевоенные годы активно развивались те отрасли промышленности (легкая, пищевая, текстильная и т. п.), которым уделялось мало внимания в фашистской Германии. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью динамично развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Эффективно проводилась конверсия военных заводов и внедрение программ переобучения рабочих кадров.

 

Для стимулирования инвестиционной активности использовались фискальные инструменты. Уменьшение величины налогооблагаемой базы на инвестиции позволило снизить уровень налоговых платежей корпораций до 50%, а одновременное введение ускоренной амортизации, когда в первые два года можно было списать 50% стоимости производственных помещений, увеличило возможности частного инвестирования для обновления и развития производства.

 

Большую роль в послевоенном развитии экономики Германии сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Уже в 1950 г. стали выпускаться всемирно известные "жуки", которые не только стали народными, но и выдерживали конкуренцию на мировом рынке.

 

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В течение 1954-1957 гг. произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

 

Одним из важных направлений экономического роста стало развитие жилищного строительства. Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 гг. составил более 65 млрд марок, а по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. Финансирование программы осуществлялось частично за счет государства, частично - за счет привлечения частных инвестиций, частично - за счет фонда от реализации товаров, полученных по плану Маршалла.

 

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е гг., были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 г. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%.

 

В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую и электротехническую промышленности.

 

В 70_80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др.

 

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям; проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию в мире вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

 

Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять им кредитные и налоговые льготы.

 

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила рыночные социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в "готовом виде". Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.


67) ФРГ в годы «малой коалиции» (Брандт и Шмидт). 1969-1982.

Постепенно внутри “большой коалиции” усилились разногласия. ХДС/ХСС выступала за сокращение госрегулирования, СДПГ за его расширение. В 1969 годы “большая коалиция” распалась. Ее сменила “малая коалиция” в составе СДПГ и СвДП. Канцлером ФРГ в 1969-1974 гг. был В. Брандт, в 1974-1982 гг. — Г. Шмидт (СДПГ).

Ведущей силой “малой коалиции” стала СДПГ, которая определяла политику правительства. Во внешней политике правительство В. Брандта изменило отношения с социалистическими странами, что получило название “новой восточной политики”. В 1970-1973 гг. ФРГ подписала договоры с СССР, Польшей и Чехословакией о признании послевоенных границ, в 1971 г. признала существование ГДР. Эти договоры позволили ослабить напряжённость в Европе.

Во внутренней политике правительство “малой коалиции” повысило зарплаты, пенсии и пособия, расширило права профсоюзов. С целью дальнейшего развития демократии оно снизило избирательный возраст для молодежи с 21 года до 18 лет. Для борьбы с ультралевыми группировками, появившимися в ФРГ в конце 60-годов, правительство в 1972 году приняло закон, который разрешил увольнять тех государственных служащих, чьи взгляды казались подозрительными. Этот закон получил название “запрет на профессии” и вызвал недовольство демократических сил.

Довольно скоро выяснилось, что политика сильного регулирования тормозит экономическое развитие. В 1974-1975 гг. экономику ФРГ поразил кризис. Он затронул ФРГ меньше, чем другие западные страны, и не вызвал значительного сокращения производства. Однако с середины 70-х годов стали расти инфляции и безработица, началось снижение частных инвестиций в производство. Для преодоления кризиса правительство Г. Шмидта сократило социальные расходы, увеличило кредиты мелким и средним фирмам, снизило налоги на частные компании, ограничило влияние профсоюзов на политику руководства предприятий. Однако кризис 1980-1982 гг. показал недостаточность такой политики. В “малой коалиции” обострились противоречия. В 1982 году СвДП вышла из коалиции с СДПГ и создала политический блок с ХДС/ХСС. Новым канцлером ФРГ стал лидер ХДС Г. Коль.


68) Объединение Германии.

9 ноября 1989 года пала Берлинская стена - символ длившегося 40 лет раздела города, немецкой нации и целого континента. Процесс объединения немецкого государства пошел стремительными темпами.

C середины 80-х годов обстановка в ГДР становится все менее спокойной. В то время как в СССР проводится политика перестройки, руководство ГДР продолжает игнорировать веление времени. Оппозиция по-прежнему подвергается преследованиям. Число тех, кто решил как можно скорее покинуть ГДР, неудержимо растет. В середине августа 1989 года около 600 туристов из ГДР, проводивших отпуск в Венгрии, бегут в Австрию. Венгерские пограничники не пытаются предотвратить побег. Более того, Будапешт поднимает "железный занавес" и разрешает гражданам ГДР свободный выезд на Запад.

Руководство СЕПГ пытается перекрыть поток туристов в Венгрию. После этого тысячи граждан ГДР, пытаясь добиться выезда на Запад, начинают осаждать дипломатические представительства ФРГ в Праге и Варшаве. В конце сентября глава МИДа ФРГ Ганс-Дитрих Геншер вылетает в Прагу. Тысячам граждан ГДР, собравшимся у посольства Федеративной Республики, он сообщает, что им разрешен выезд на Запад. Получают такое разрешение и беженцы, укрывшиеся в западногерманском посольстве в Варшаве.

 

Падение Берлинской стены

Торжества по случаю 40-летия основания ГДР, проходящие в начале октября 1989 года, превращаются для восточногерманского руководства в фарс. Не обращая никакого внимания на то, что творится вокруг, глава партии и правительства Эрих Хонеккер поет дифирамбы ГДР и ее общественному строю. И даже призывы Михаила Горбачева к реформам в ГДР пропадают втуне. Однако неизбежность перемен стала ясна и большей части руководства ГДР. 18 октября Хонеккер был вынужден уступить власть Эгону Кренцу.

Новое руководство СЕПГ обещает провести реформы. 4 ноября на площади Александерплатц в Берлине собирается около 400 тысяч демонстрантов, требующих свободы слова, отставки правительства и свободных выборов. По всей ГДР начинаются волнения. В Лейпциге оппозиция объединяется вокруг Евангелической церкви. 6 ноября в демонстрации принимает участие свыше полумиллиона человек.

9 ноября объявляется о сведении до минимума формальностей, связанных с оформлением виз в ФРГ. В этот же день многие восточные немцы отправляются к Берлинской стене, чтобы выяснить все досконально. Пограничники еще не знают о новых правилах выезда и пытаются отогнать собравшихся, однако вскоре вынуждены уступить и открыть проходы. Берлинская стена дает первую трещину.

 

Граффити на Берлинской стене - М.С. Горбачев

Новый глава правительства ГДР Ханс Модров заверяет, что процесс перемен необратим. Он обещает реформировать политическую систему и экономику ГДР. Михаил Горбачев сообщает, что он приветствует перемены, однако при этом подчеркивает, что объединение Германии на повестке дня не стоит. Между тем канцлер ФРГ Гельмут Коль уже в конце ноября представляет свой план преодоления раздела Германии.

Объединение происходит быстрее, чем ожидалось. Предпосылкой к созданию общегерманского государства остановятся парламентские выборы в ГДР в марте 1990 года. С большим отрывом побеждают восточногерманские христианские демократы. Их лидер Лотар де Мезьер становится главой правительства ГДР. В середине мая 1990 года Коль и де Мезьер подписывают договор о создании единого экономического пространства.

Однако объединение - не просто внутреннее дело немцев. В мае 1990 года в Бонне начинаются переговоры по формуле "2 плюс 4" при участии обоих немецких государств и четырех держав-победительниц: СССР, США, Франции и Великобритании. Больше всего споров вызывает вопрос о вхождении будущей единой Германии в военные блоки.

 

Исторический поцелуй Брежнева и Хонеккера

На встрече в Железноводске 16 июля 1990 года Коль и Горбачев договариваются по всем спорным пунктам. Горбачев соглашается на вхождение объединенной Германии в НАТО. Определяется срок вывода советских войск с территории ГДР. В свою очередь, правительство ФРГ берет на себя обязательства в рамках экономического сотрудничества с Советским Союзом. Эта договоренность и окончательное признание Германией западной границы Польши по Одеру и Нейсе являются последними штрихами на пути объединения.

3 октября 1990 года ГДР присоединяется к зоне действия Основного закона ФРГ. Иными словами, Германия становится единой страной.

69) Экономическая реконструкция Востока. Объединение людей в обеих, прежде разделенных, частях Германии носило противоречивый характер; с одной стороны, они испытывали ощущения счастья, эйфории. С другой – стало ясно, что интеграция новых земель представляет собой беспрецедентный случай в истории. Никто, в том числе и федеральный канцлер Гельмут Коль, не имел представления, как заменить систему централизованно управляемой экономики на свободную социальную рыночную систему. Разработанной концепции перехода не существовало. Предполагалось, что расходы можно будет без усилий финансировать за счет прироста совокупного общественного продукта. Это было иллюзией. Эксперты подсчитали, что ФРГ на протяжении 15 лет должна вкладывать в восточные земли в среднем от 150 до 180 млрд марок, но действительность показала, что суммы должны быть значительно большими. Уже в 1995 г. расходы возросли до 207,6 млрд марок. Выделяемые средства идут не только на восстановление и реконструкцию экономики восточных земель, но и на выравнивание условий жизни людей в обеих частях Германии. Выравнивание зарплаты, различных социальных выплат, осуществляемое из соображений обеспечения социального мира, требует дополнительных средств, затрудняет экономическое восстановление восточных земель. Развитие ситуации после первых общегерманских выборов показало, что процесс выравнивания условий жизни на восто­ке и западе Германии становился все более трудным и медлен­ным, а главное — дорогостоящим. В 1990 г. производство на территории бывшей ГДР упало наполовину, а число безработ­ных увеличилось втрое и достигло 642 тыс. человек. С целью смягчить положение для трудящихся из восточных земель был снижен возраст выхода на пенсию — 55 лет. С 1990 г., а особенно после крупной забастовки металлистов Бранденбурга и Саксонии весной 1993 г., заработная плата была уве­личена вдвое. Возросли и пенсии: пенсия мужчины составила уже 90%, а женщины (учитывая, что большинство из них в ГДР работали) — 130% уровня «западной» пенсии. Однако все эти меры не привели к выравниванию уровня жизни. Негативную роль сыграла и дезориентация восточно­германского населения. Оно потеряло прежний минимум со­циальных гарантий государства, дотировавшего цены на про­дукты, оплату коммунальных услуг, детских садов, а также предоставлявшего бесплатное медицинское обслуживание. Столкнувшись с жесткими законами рыночных отношений, многие растерялись. Весной 1991 г. на курсах по переобуче­нию пустовало 80% мест, хотя было очевидно, что множество предприятий в восточных землях либо будут закрыты, либо резко сократят число сотрудников. Медленнее, чем ожидалось, шла приватизация в промыш­ленности. Весной 1991 г. из 8000 прежних народных пред­приятий было приватизировано лишь 260 головных произ­водств и около 400 их филиалов. В глубоком кризисе уже давно находилось сельское хозяйство. В 1990 г. из-за невозможности продать молочную продукцию в восточных землях было забито 400 тыс. коров. Население предпочитало покупать продукты западного производства, хотя по качеству они далеко не всегда были лучше «восточных». Возникновение всех этих проблем многие политики и эко­номисты предсказывали еще летом 1990 г. Но только после воссоединения выяснилось, что экономика ГДР находилась в еще более тяжелом положении, чем предполагалось ранее. Многие предприятия имели такое изношенное и устаревшее оборудование, что не было смысла пытаться их модернизиро­вать. Около трети площади прежней ГДР находилось в крити­ческом экологическом состоянии. Это касалось, прежде всего, района урановых рудников в Тюрингии и огромной промыш­ленной агломерации между городами Дессау, Галле, Магде­бург и Биттерфельд, которую образно назвали «центром евро­пейской экологической катастрофы».
70) Красно-зеленая коалиция.

Кульминационным моментом в развитии партийно-политической системы объединенной Германии были выборы 1998 г. Правящая коалиция партий ХДС/ХСС - СВДП подходила к выборам ослабленной; давали о себе знать трудности в процессах интеграции двух частей Германии и неурядицы в социально-экономической политике правительства.

Позиции СДПГ во время выборной кампании были значительно сильнее. Это был исторический шанс для партии изменить свой многолетний оппозиционный статус. Новым лидером партии на выборах стал Герхард Шредер. В предвыборной борьбе СДПГ использовала двойную стратегию: удержать свой постоянный электорат и получить голоса избирателей, которые колеблются. В предвыборной программе 1998 г. партия не привязывала себя к ни одного возможного партнера в коалиционном взаимодействии: не исключала возможности как большой коалиции с ХДС/ХСС, так и сотрудничества с "Союзом 90/Зеленые".

Выборы в Бундестаг 27 сентября 1998 г. знаменовали окончание "эры Коля". СДПГ по результатам выборов (40,9% голосов, 298 мандатов) во второй раз в своей истории (после 1972 г.) создала сильнейшую фракцию в Бундестаге; ХДС и ХСС вынуждены были довольствоваться самым низким с 1949 г. результатом - 35,2% (245 мандатов). "Союз 90/Зеленые" достигли 6,7% голосов (47 мандатов) и получили шанс создать вместе с СДПГ в коалицию и принять участие в работе правительства. Впервые пятипроцентный барьер смогла преодолеть ПДС (5,1%). СВДП получила 6,2% голосов. Таким образом, была создана "красно-зеленая" коалиция. Новым канцлером Германии стал Ґ. Шредер (СДПГ), вице-канцлером и министром иностранных дел - Йошка Фишер ("Союз 90/Зеленые"), министром финансов-А. Лафонтен (СДПГ). Партия "Зеленых" превратилась из крайнего оппозиционной группировки на правительственную партию, ответственную за ситуацию в стране. 19 апреля 1999 г. Бундестаг начал свои заседания в доме Райхстаґу в Берлине. В мае 1999 г. президентом ФРГ был избран социал-демократа Иоганнеса Pay.

Тем временем перед СДПГ встала проблема внутрипартийной единства для обеспечения максимальной координации действий представителей партии в правительстве и парламентском большинстве, в коалиционных переговорах. Первый год правления СДПГ сказался обострением внутрипартийного противостояния между т. зв. "модернистами" во главе с федеральным канцлером Ґ. Шредером и "традиционалистами", которых возглавлял председатель партии А. Лафонтен. Принципиальным отличием между ними было то, что "традиционалисты" выступали за сохранение ПАРТИИ как массовой "левой народной партии", опирающейся на трудовые слои и традиционные принципы социальной демократии. Тогда как "модернисты" предлагали современная трактовка социальной справедливости, позаимствовав ряд неолиберальных положений с ориентацией на "новый центр" - экономические слои в среднем классе. В политической практике "модернисты" делали акцент на значительных изменениях в системе социального обеспечения, на партнерстве между бизнесом и правительством, на новых формах государственного управления. Все это, конечно, усложняло процесс осуществления целостной правительственной политики. Только с отставкой В. Лафонтена и сосредоточением в руках Ґ. Шредера должностей Федерального канцлера и председателя партии в апреле 1999 года. внутрипартийная и персональная поляризация смягчилась, знаменуя вместе с тем победу курса "модернистов".

В социально-экономической политике правительство Ґ. Шредера использовал опыт британского премьер-министра Т. Блэра. ее основными составляющими стало снижение налогов на компании, обеспечение гибкости рынка труда и изменения продолжительности рабочего дня, сокращение расходов на оплату труда, модернизация общественного сектора экономики.

На очередных выборах в Бундестаг 22 сентября 2002 г. "красно-зеленая" коалиция добилась нового успеха: СДПГ получила 38,5% голосов (251 мандат), "Союз 90/Зеленые" - 8,6% голосов (45 мандатов). Но перевес правительственной коалиции, по сравнению с предыдущими выборами, значительно уменьшилась. Конкуренты из христианско-демократического лагеря - ХДС/ХСС - получили 248 мандатов. СВДП - 47 мандатов. Ґ. Шредер вновь был избран Федеральным канцлером. В это время страна переживала экономический и социальный кризис, симптомы которого стали очевидными еще с середины 1990-х годов. Снизились темпы экономического роста: в 2002 г. они составляли лишь 0,4%. Высокого уровня достигла и продолжала расти государственная задолженность. Массовым стало безработицы. На рынке труда в 2003 г. насчитывалось 4,6 млн безработных, из которых 562 тыс. - молодежь до 25 лет. Происходило стремительное старение населения.

В марте 2003 г. правительство представило в Бундестаге масштабную программу реформирования рынка труда и социальной системы. Программа, сформулированная под титулом "Аґенда 2010", предусматривала, с одной стороны, снижение налогов для граждан, увеличение инвестиций в образование и исследование, улучшение стартовых условий для малых предпринимателей и упрощения предписаний для занятости представителей ряда профессий, увольнения коммунальных бюджетов от части социальных выплат и предоставлении кредитов коммунам, стимулирование большей конкуренции в сфере здравоохранения, создание 100 тыс. мест для молодых практикантов и тому подобное. Но вместе с тем правительственная программа включала ряд непопулярных мер, а именно - сокращение расходов в сфере страхования по безработице, социальной помощи и медицинского страхования, а также упрощенную процедуру увольнения работника. Правительственный проект реформ вызвал острую критику, особенно в рядах социал-демократической партии. Оппоненты Ґ. Шредера характеризовали предложенные им непопулярные меры как "демонтаж социального государства". Однако реформистские усилия "красно-зеленой" коалиции не давали ожидаемых результатов. В дальнейшем росло число безработных: с 11,7% в 2004 г. до 13% (старые федеральные земли - 11%, новые федеральные земли - 20,6%) в 2005 г.

Центральным направлением во внешнеполитической деятельности федерального правительства было развитие европейской интеграции. ФРГ играет ведущую роль в реализации Маастрихтского договора 1991 г. Согласно договоренностям членов ЕС, с 1 января 1999 г. началось создание европейского экономического и валютного союза с Европейским центральным банком и общей валютой -"Евро" и введение общей внешней политики и политики безопасности. ФРГ принимала активное участие в миротворческих акциях ООН. В октябре 1998 г. Бундестаг дал согласие на участие немецких военных в военной операции НАТО в югославской провинции Косово, где шла гражданская война. В январе 2002 г. отделы Бундесвера были направлены в Афганистан, и введены в состав международного военного контингента под мандатом ООН, который имел задачу обеспечения безопасности в стране. Примечательным событием во внешней политике была принципиальная отказ Ґ. Шредера от участия немецких подразделений в военной операции НАТО против режима Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году.

71) ФРГ при Меркель: социальная и экономическая политика.В период выборов в бундестаг 2005 года А. Меркель в одном из своих выступлений обвинила канцлера Г. Шредера в том, что его программа «Повестка дня» нереалистична, что она изобилует обещаниями, исполнить которые правительство не в состоянии, кроме того она заявила буквально следующее: «Вы не сможете оплатить подарки, которые пытаетесь раздавать, а в вопросах, о которых вы, возможно, имеете правильное представление, вас не поддержит собственная партия, - Вы - человек из прошлого, человек, который не смог воспользоваться имевшимися у него возможностями, потому что его подвела партия и собственное представление о реальности»[27].Г. Шредер, в тот же период, отвечал своему оппоненту, критикой, утверждая, что предлагаемые г-жой Меркель реформы рынка труда, а также изменения в системе медицинского и пенсионного страхования, опасно несбалансированны, в отличие от реформ его правительства. «Госпожа Меркель не поняла, что объединяет всех граждан этой страны, а именно - достаточно развитое чувство сплоченности и справедливости»[28]. Из приведенной мысли понятно, что Г.Шредер не видел себя в коалиции с А. Меркель и как следствие, отказался участвовать в правительстве ФРГ и отказался от депутатского мандата в бундестаге. Таким образом, в 2005 году во главе Германии оказалось правительство, которое было настроено изначально негативно по отношению к описываемым выше реформам Шредера. Рассмотрим подробнее действия А. Меркель в социальной сфере. Еще в 2000 году, находясь в оппозиции, Ангела Меркель, разрабатывает документ о «новой социальной рыночной экономике», который по своим положениям базировался на концепциях «социально-ориентированной рыночной экономики» Людвига Эрхарта, углубляя и развивая их[29]. Этот документ, одобренный в декабре 2001 года съездом партии в Дрездене, стал программным документом партии. Эта программа должна была совместить преимущества капитализма с принципами социального государства, зафиксированными в немецкой Конституции[30]. Нового в этом, было немного, и даже многие деятели ХДС признавали, что в целом концепция "нового социального рынка" выглядит очень неопределенно. Когда Меркель стала федеральным канцлером, она далеко не сразу стала проводить некие «контрреформы» по отношению к «Повестке дня 2010». Более того, аналитики неоднократно отмечали, что Меркель пришла к власти без какой-либо собственной четкой программы[31]. Ни у нее, ни у ее правительства не было серьезной альтернативы политике Шредера в принципе (программа «нового социального рынка», как показано выше выглядела очень неопределенно). Лишь в марте 2006 года Меркель представила свою состоящую из восьми пунктов программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка труда и в частности реформы системы здравоохранения[32]. В этом же 2006 году немецкий журнал «Шпигель» проанализировал, деятельность Меркель и ее администрации, и пришел к выводу, что сделано ими было на удивление мало. Так, смысл социальной политики, проводимой Меркель, состоит в последовательной ликвидации институтов социального государства: уменьшении социальных выплат, сокращении числа детских садов, сворачивании систем бесплатного образования и медицинской помощи и т.п. Предполагается, что при этом должны сокращаться налоги, активизироваться бизнесмены, создаваться новые рабочие места и т.д. Т.е. эта политика мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. При этом курс Меркель явно усиливал имеющуюся тенденцию к увеличению разрыва между доходами богатых и бедных: по данным социологов за 1997 – 2007 годы, доходы самых богатых 10% населения выросли на 10%, а самых бедных 10% упали почти на 5%. 72) Франция в годы Временного режима и Четвертой республики (1944-1958 гг.). В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия - активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек, в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Франции - Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня - 5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного центра - Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление "подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой". В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов, больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов. Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления. В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию - Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость "структурных реформ": частичной национализации банков и промышленности, а также "реформы предприятия" в духе классового сотрудничества, при "участии" рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой - католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций. Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, "спасителем" и "освободителем Франции". Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию. Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и "дирижизму", которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники «дирижизма», выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая "Республиканская партия свободы" (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия. Первый проект конституции был составлен Учредительным Собранием в начале 1946 года. Проект предусматривал однопалатное Национальное Собрание в качестве законодательного органа, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избирался Национальным Собранием, Совет Министров в качестве исполнительного органа, Председатель которого избирался Национальным Собранием. Проект был отклонён на референдуме. Второй проект конституции был составлен Учредительным Собранием осенью 1946 года, предусматривал двухпалатный парламент состоящий из Совета Республики, избиравшийся Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, и Национального Собрания, избиравшуюся народом по пропорциональной системе, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избиравшегося парламентом, Совет Министров, назначавшийся Президентом и несший ответственность перед парламентом, Конституционный Комитет в качестве органа конституционного надзора. В 1953 году была осуществлена конституционная реформа — вотум недоверия стал выноситься простым большинством без учёта воздержавшихся, председатель Совета Министров получил дополнительные полномочия по роспуску Национального Собрания, правительство получило право на ограниченную законодательную деятельность в рамках делегированных ему полномочий, Совету Республик было предоставлено право законодательной инициативы, вводился упрощённый порядок избрания Президента (без дебатов, простым большинством), отменялось положение о коалиционном правительстве, пропорциональная система была заменена мажоритарной. До мая 1947 года Франция находилась под управлением коалиции лево- и правоцентристских партий, включавшей коммунистов. С целью устранить от власти с одной стороны Коммунистическую партию (крупнейшую политическую силу в парламенте), а с другой стороны — правую голлистскую партию Объединение французского народа (РПФ), была создана коалиция (т. н. «третья сила»), включавшая СФИО (социалисты), Народно-республиканское движение (христианские демократы), радикалов и правоцентристский Национальный центр независимых и аграриев. Часть депутатов от РПФ, не согласных с Шарлем де Голлем, присоединилась к правящей коалиции, после чего де Голль в 1953 году временно ушёл из политики. В 1956 году было образовано правительство Республиканского фронта, в которое вошли социалисты и радикалы, признавшее независимость Алжира и Марокко, однако в мае 1957 года это правительство развалилось. Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда, расширена система государственной помощи безработным. Восстанавливались 40-часовая рабочая н
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...