Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводная часть: экскурсия в музей школы искусств

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Школа искусств №2»

Г. Усть-Илимск

 

 

Методическая разработка

«Этапы изготовления долблёного ковша с прорезной рукоятью из клееного массива»

Для учащихся 10-15 лет

Класс отделения народного декоративно-прикладного искусства

 

 

Подготовил преподаватель резьбы по дереву

Мильков Николай Федорович

 

Работа выполнена учеником второго класса отделения декоративно прикладного искусства школы искусств №2 города Усть – Илимска Иркутской области по программе «Резьба по дереву».

По программе на изготовление ковша запланировано 72 учебных часа, из них:

Исторический экскурс и экскурсия в музей школы – 1 час;

Рисунок (эскиз, картон, шаблоны) – 9 часов;

Скульптура(лепка модели из пластилина) – 2 часа;

Столярное дело – 4 часа;

Композиция в материале (резьба по дереву) – 56 часов.

Вводная часть: экскурсия в музей школы искусств

 

 

 

1. Этап рисунка и лепки модели самопроизвольно объединился в единый процесс, так как пришлось одновременно объяснять наглядно связь технического рисунка и формы будущего изделия. Поэтому мы делали набросок, лепили форму, срисовывали то, что получилось, добавляли декор, уточняли рисунок. Если модель получалась неказистая, прорабатывали линии и пропорции в рисунке, а потом переправляли модель под силуэт чертежа. Если на лепной форме декор выглядел более органично, перерисовывали чертёж.

 

 

 

2. Переводим контуры будущих деталей на доску. По размерам модели определяем, что заготовка ковша будет сформирована из пяти деталей-слоёв вертикально вдоль длины изделия. Точная детализация шаблонов позволяет найти отрезки доски без сучков и подобрать по текстуре.

3.На уроке столярного дела выпиливаем детали. Детали можно выпиливатьпо контуру ручным лобзиком, на ленточной пиле или на стационарном самодельном лобзике как у нас. Техника безопасности диктуется индивидуальными особенностями инструмента, способами закрепления детали и приобретёнными навыками ученика. Окончательная подгонка и правка силуэтов деталей производится на кругошлифовальном станке и на цилиндрическом валике обтянутом наждачной бумагой.

4.Склеивание деталей в массив осуществляется в слесарных тисках. Каждая деталь предварительно подгоняется между собой, отмечается порядковым номером и смазывается клеем. В данном случае применялся клей ПВА промышленный, для хвойных пород.

5.Обработка внешней формы ковша может производиться профильными стамесками, и ножом-косячком. Стадию «топорной» работы мы успешно исключили из производства, за счет технологии склеивания массива заготовки из точно подогнанных слоёв-деталей. Это позволяет значительно сократить время и избежать травм, связанных с грубой обработкой топором сложных форм.

Выбор профиля и размера стамески осуществляется в зависимости от приобретённых навыков и опыта работы ученика, его личных физических возможностей а также от профиля обрабатываемой поверхности и физико-химических свойств материала.

Сверяем форму с шаблоном

6.Долбление внутренней полости ковша – этап наиболее травмоопасный, поэтому осуществляется под наблюдением учителя или под контролем старшего ученика. Резьба профильными стамесками не должна проводиться на «весу», «на коленях» и без надежной фиксации заготовки на верстаке.

7.Изготовление резных элементов декоративной ручки производится с соблюдением правил техники безопасности при помощи универсального ножа-косячка и профильной стамески.

 

8. Подготовка к отделке – самый кропотливый, трудоёмкий и «нелюбимый» этап работы над долблёным изделием. Но именно от него зависит конечный результат – как будет выглядеть изделие после отделки!

Выбор цвета и химического состава отделочных материалов зависит от многих факторов и в данной разработке мы не будем это обсуждать. Это тема отдельного разговора.

По результатам проведённой работы с учеником можно сделать следующие выводы; данная разработка позволяет изготавливать неплохие изделия из бросового материала, развивает пространственное мышление и конструктивный подход к решению стандартных учебных задач, исключает большое количество технологических ошибок на этапе проектирования изделия, сокращает время работы над изделием, значительно сокращает риски травм учеников, связанные с трудоёмкими и силовыми нагрузками грубой обработки изделия.

 

 

В работе были использованы фотоматериалы из архива автора.

 

 

Литература для преподавателей

1. Виноградов А.Н.. Резьба по дереву. Минск: Хэлтон, 2003

2. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. М. «Лукоморье», 2000

3. Ильяев М. Уроки искусного резчика М.: Центрполиграф, 2011

4. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск «Современное слово», 2001

5. Художественная работа по дереву: Практическое руководство/Сост. В.И. Рыженко, А.А. теличко, В.И. Юров М.: РИПОЛ классик

6. Т.Б. Митлянская Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока М.: Просвещение, 19983

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...