На рисунке представлена зависимость ускорения движения от силы для двух разных тел. Какое тело обладает большей массой?
Тема урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Основы динамики» Цель урока: повторение изученного материала и подготовка к контрольной работе по теме «Основы динамики» Задачи урока: Образовательные
Развивающие:
Воспитательные:
План урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение, конкретизация и систематизация знаний по теме. 3. Самостоятельна работа в паре по решению задач. 4. Решение задач у доски. 5. Итоги урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание. 1. Организационный момент. Приветствие учителя. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач. Обучающиеся в тетрадях записывают тему урока.
Ошибки, которые при этом допускались:
Систематические ошибки связаны с поверхностным усвоением теории, неумением анализировать условие задачи и устанавливать причинно-следственные связи, слабым владением математическим аппаратом. Поэтому цель нашего урока: повторить, систематизировать и обобщить знания по теме с учетом анализа ошибок.
2. Повторение, конкретизация и систематизация знаний.
Обучающиеся я называют, учитель записывает на доске. Законы ЗВТ I, II, III законы Ньютона Закон Гука, Модели объектов 1. Материальная точка 2. ИСО 3. Нерастяжимая невесомая нить Модели движения 1. ПРД 2. РУД Аналогичные записи обучающиеся делают в тетрадях
Обучающиеся как правило испытывают затруднения, поэтому учитель помогает и корректирует ответы. Записи в тетрадях: Основная задача динамики: определение характера движения (ускорения) по заданным взаимодействиям. Обратная задача: зная характер движения, определить характер взаимодействия.
1. сила 2. масса 3. ускорение Определив круг наших знаний, конкретизируем понятия и скорректируем знания. Повторяя теорию, будем попутно решать задачи. Условия всех решаемых задач подготовлены учителем из сборника. Задачи подобраны с учетом наиболее часто допускаемых ошибок. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и решают предложенные задачи, выходя к доске по желанию. Решения обсуждаются. Учитель обращает внимание на допущенные ошибки. Рассматриваются приемы, используемые при решении.
На покоящуюся материальную точку массой 10 кг начинают действовать две силы, направленные под углом 90⁰ друг к другу.
В каком направлении начнет двигаться материальная точка? Определите ускорение движения точки.
На рисунке представлена зависимость объема тела от его массы для двух разных тел. Какое тело состоит из вещества большей плотности? · Сформулируйте II закон Ньютона. В чем его физический смысл? На рисунке представлена зависимость ускорения движения от силы для двух разных тел. Какое тело обладает большей массой? Сформулируйте III закон Ньютона. Что из него следует? · Как относятся модули ускорений взаимодействующих тел? · Что можно сказать о границах применения законов Ньютона? · А теперь повторим силы в механике. · Какие силы в механике вы знаете? · Какова природа этих сил? · Гравитационное взаимодействие осуществляется посредством гравитационного поля. Вы знаете, что впервые закон всемирного тяготения был сформулирован Ньютоном. Повторим этот закон и границы его применимости. · Сформулируйте ЗВТ · Кто впервые измерил гравитационную постоянную и в чем ее физический смысл? · Как, пользуясь ЗВТ, можно определить массу Земли? · Каковы границы применимости ЗВТ? · Частным случаем проявления силы всемирного тяготения является сила тяжести, которая играет важную роль в жизни нашей планеты. · Что такое сила тяжести? К чему она приложена? Куда направлена? От чего зависит? · Когда возникают силы упругости? К чему они приложены? Куда направлены? · Какие деформации описываются законом Гука? Сформулируйте этот закон. · В быту часто массу тела называют весом. Теперь вы знаете, что это не одно и то же. Назовите отличия массы тела и веса. Учитель корректирует ответы и помогает, задавая наводящие вопросы. · При решении задач обычно путают силу тяжести и вес. Назовите отличия силы тяжести и веса тела. Учитель корректирует ответы и помогает, задавая наводящие вопросы. · Что называется силой трения? Назовите причины возникновения сил трения. · Куда направлена сила трения? От чего зависит сила трения? Мы повторили законы динамики и границы их применимости, а также силы, действующие в механике. Надеюсь, что разговор был полезным и позволил скорректировать ваши знания.
Задачи: (наиболее сильные учащиеся решают задачи в парах по плану решения и/или составляют план решения по образцу) 1. Ракета поднялась на высоту h = 990 км. На сколько уменьшилась сила тяжести, действующая на ракету, на высоте h по сравнению с силой тяжести mg, действующей на нее, у поверхности Земли?
2. Определить центр тяжести фигуры. Тело разбивается на конечное число частей, для каждой из которых положение центра тяжести C и площадь S известны. Например, проекцию тела на плоскость xOy (рисунок 1.8) можно представить в виде двух плоских фигур с площадями S1 и S2 (S = S1+ S2). Центры тяжести этих фигур находятся в точках C1(x1, y1) и C2(x2, y2). Тогда координаты центра тяжести тела равны 3. Определить центр тяжести системы. Пусть тело состоит из двух шаров массами m1 и m2, насаженных на стержень, массой стержня можно пренебречь. Система будет в равновесии, если опору разместить в центре тяжести, точке С. В этом случае векторная сумма моментов сил относительно точки С равна нулю, получим Центр тяжести делит расстояние между двумя грузами в отношении, обратном отношению их масс. Рефлексия. Учитель: Наш урок я хотела бы закончить словами Исаака Ньютона, которые он написал перед смертью: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной». Возьмите листочки, не подписывая их, напишите три существительных, которые пришли вам в голову после этого урока. Домашнее задание: повторение темы «Динамика», подготовиться к самостоятельной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|