Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.В.ОД.4 Вариативная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 41.03.05 (031900) Международные отношения (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 815.

При освоении курса «Геополитика» обеспечивается активная ориентация студентов в событиях мирового масштаба. Соблюдается связь с изучаемыми в высшей школе другими социально-гуманитарными и профессиональными дисциплинами.

При освоении данной дисциплины необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающихся, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей): «Всемирная (синхронная) история», «История международных отношений 1900-1991», «Философия», «Политология и политическая теория», «Мировая политика».

Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: «Мировая экономика», «Международное право», «Глобалистика», «Проблемы национальной безопасности России», «Политические системы стран мира», «Страноведение», «Актуальные проблемы обеспечения ядерной безопасности», «Основы международной безопасности».

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Геополитика» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Итоговая форма контроля – зачет.

При очной форме обучения дисциплина преподается в 6 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 54 часа, в том числе: лекций – 26 часов, практических занятий – 24 часов, КСР – 4 часа, (всего контактных часов - 54); самостоятельная работа студентов – 54.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине Геополитика

 

Курс 6 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляет:   Лекции: к.полит.н.,доцент Горбачев С.Б.   Практические занятия: к.полит.н.,доцент Горбачев С.Б.   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3   Учебных часов - 108 лекций - 26, практических занятий - 24 КСР - 4 самостоятельная работа студентов - 54

 

№ пп/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практ. занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самост. работа) Кол-во часов аудитор. работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (№№ из списка) Задания по СРС с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоят. работы Форма контроля СРС (коллоквиумы, контр. работы, компьют.тесты и т.п.)
               
              Текущий контроль 1. Опрос, 2. Диспут, 3. Контрольная работа (тест), 4. Проверка конспектов Форма промежуточной аттестации – зачет.
  МОДУЛЬ 1. Теоретические основы геополитики            
  Тема 1. Истоки геополитики. Ж.Боден, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье. Три «географических различия» земной поверхности Г.В.Ф.Гегеля. Ф.Ратцель. С.М.Соловьев, Д.А.Милютин и др. Геополитическое конструирование у В.П.Семенова-Тяншанского. Лк   ОЛ: 1-3 ДЛ: 6, 10, 23, 32, 34 Конспекты: ДЛ: 6, 10   Текущий контроль 1) Опрос, 2) Диспут, 3) Проверка конспектов
  Тема 2. Классические геополитические концепции. Классический атлантизм.Концепция влияния морской силы на историю А.Мэхена. Теория «Хартленда» Х.Д.Маккиндера. Проектный аспект в геополитике. Конкуренция как принцип проектирования «по-атлантически». Немецкая классическая геополитика.Р.Челлен: государство как форма жизни. Мюнхенская школа. Концепция «Большого пространства» К.Шмитта. Геополитические идеи К.Хаусхофера. Биполярные геополитические концепции эпохи «холодной войны».Идеологические основания американской геополитики. Концепция Н.Спайкмена. Роль НТР в эволюции геополитических представлений. Современное состояние «биполярного» видения мира. Лк Сем   ОЛ: 1-3 ДЛ: 1, 6, 10, 23, 32, 34, 37 Конспекты: ДЛ: 1, 37   Текущий контроль 1) Опрос, 2) Диспут, 3) Проверка конспектов  
  Тема 3. Современные геополитические концепции. Концепция униполярности мирового устройства.Ф.Фукуяма как основатель концепции униполярности. Геополитическое конструирование мира у А.Страуса. «Игровая» геополитическая концепция З.Бжезинского. Критика концепции униполярности. Концепции многополярного мира.Зачем нужен многополярный мир? Геополитическая концепция евразийства.Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона. Лк Сем   ОЛ: 1-3 ДЛ: 6, 10, 15, 23, 32, 34 Конспекты: ДЛ: 10, 15 Подготовка к интерактиву   Текущий контроль 1) Опрос, 2) Диспут, 3) Проверка конспектов 4) Контрольная работа (тест)
  МОДУЛЬ 2. Геополитика в современном мире            
  Тема 4. Негосударственные геополитические акторы. Роль международных политических институтов в мировой политике. Сущность и значение международного права. Роль ТНК в мировой геополитике. Международный терроризм: причины появления и идеологические основы. Лк Сем   ОЛ: 1-3 ДЛ: 7, 11, 15, 23, 30 Конспекты: ДЛ: 7, 23 Подготовка к интерактиву   Текущий контроль 1) Опрос, 2) Диспут, 3) Проверка конспектов  
  Тема 5. Государства как главные участники геополитических процессов. Отношения государства с внешней средой. Формирование государством своей внешней среды. Создание геополитических оболочек (на примере СССР, США). Понятие сверхдержавы. Автаркия государства в современных условиях. Государства и регионы в современных геополитических реалиях. Лк Сем   ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-5, 12-14, 16-27, 29, 31-33, 35 Конспекты: ДЛ: 1, 13, 23, 24, 32 Подготовка к интерактиву   Текущий контроль 1) Опрос, 2) Диспут, 3) Проверка конспектов 4) Контрольная работа (тест)

 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Виды самостоятельной работы:

ü изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;

ü конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя;

ü подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

ü выполнение заданий.

 

Формы текущего контроля:

ü опрос;

ü диспут;

ü проверка конспектов;

ü контрольная работа (тестирование);

ü проверка подготовленности к интерактивным занятиям.

 

Форма рубежного контроля – контрольная работа (тест).

Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

- для очной формы обучения – зачет (6 семестр).

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

этапы Результаты обучения Формируемая компетенция (с указанием кода) примечание
1 этап Знания 1.История и закономерности формирования и развития основных геополитических школ и направлений; - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16); - осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной циви-лизации (ОК-19);  
2.Сущность геополитики как теоретической основы прикладной геополитики и геостратегии; категории геополитики; - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16); - умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);  
3.Основные тенденции современной геополитики, ее субъекты и процессы - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного инфор-мационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблю-дать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государ-ственной тайны (ОК-12); - знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);  
2 этап Умения 1.Самостоятельно анализировать текущую геополитическую информацию, применяя методы герменевтики и рефлексию; - умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1); - умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); - умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);  
2.Решать (в т.ч. в составе коллектива) практические геополитические задачи; - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); - мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпре-таций международной информации (ОК-22); - навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10); - умение по месту работы распознавать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-11);  
3.Конструировать геополитические ситуации; - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);  
3 этап Владения (навыки/ опыт деятельности) 1.Навыками сбора и обработки информации геополитического характера; - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); - умение работать с материалами средств мас-совой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);  
2.Навыками анализа событий, явлений и процессов в сфере геополитики; - умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1); - стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28);  
3.Навыками решения практических задач текущего характера в сфере геополитики. - навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9); - готовность на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы меж-дународника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-1); - навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10); - готовность работать рядовым исполнителем проекта (ПК-12); - обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК-15);  

 

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Геополитика

 

Направление подготовки: 41.03.05 (031900) – Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка

Курс 3, семестр 6 - 2015/2016 г.г.

Количество часов по учебному плану 108, в т.ч. аудиторная работа 54 ч. (лекций – 26 ч., практических занятий – 24 ч., КСР – 4 ч.), самостоятельная работа студентов 54 ч.

Преподаватель: Горбачев С.Б.

Кафедра: международного права и международных отношений

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
  Минимальный Максимальный
Модуль 1    
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа        
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа (тест)        
Модуль 2    
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа        
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа (тест)        
Поощрительные баллы    
1. Участие в студенческой олимпиаде, кружках, научной конференции        
2. Публикация статей        
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)
1. Посещение лекционных занятий       -6
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)       -10
Итоговый контроль    
1. Зачет        
             

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА (УСТНОГО ОПРОСА):

1. Истоки геополитики: от античности до “изолированного государства” И.Тюнена.

2. Ф.Ратцель как основатель классической геополитики.

3. Специфические черты классической “атлантической” геополитики и идея “морской мощи” А.Мэхена.

4. Концепция “Хартленда” Х.Д.Маккиндера.

5. Предпосылки немецкой классической геополитики. Концепция государства Р.Челлена.

6. Концепция “Большого Пространства” К.Шмитта.

7. Геополитические построения К.Хаусхофера.

8. Специфика немецкой классической геополитики

9. Идеологические основания американской геополитики.

10. Геополитические построения Н.Спайкмена.

11. Влияние научно-технической революции на геополитическую теорию.

12. Концепция униполярности мирового устройства.

13. Евразийская геополитическая концепция.

14. Концепция “столкновения цивилизаций” С.Хантингтона.

15. Роль международных политических институтов в мировой политике.

16. Значение международного права в мировой политике.

17. Роль транснациональных корпораций в мировой геополитике.

18. Международный терроризм: причины появления и идеологические основы.

19. Отношения государства с внешней средой. Внутренние и внешние основания суверенитета.

20. Формирование государством своей внешней среды. Создание геополитических оболочек (СССР, США).

21. Механизм противодействия сверхдержаве. Стремление государства к автаркии.

22. Информационное воздействие как один из главных методов воздействия государства в международных отношениях. Информационная война.

23. Внутренние детерминанты геополитики Китая (демографическая ситуация, “экономическое чудо”, этнические и территориальные противоречия).

24. Китайская геостратегия в отношении внешнего мира.

25. Японская экономика как фактор геополитики.

26. Российско-японские отношения.

27. Индийская геостратегия и отношения с Россией.

28. Географическое положение и ресурсы Ирака. Причины второй иракской войны 2003 года.

29. Послевоенный Ирак и российские интересы в Ираке.

30. Роль Саудовской Аравии в мировой политике. Идея халифата и международный терроризм.

31. Геополитика Турции. Идея “Великого Турана”.

32. Ситуация в Палестине и ее воздействие на мировую политику.

33. Внутренние геополитические проблемы США.

34. Американские интересы в Средней Азии и Закавказье.

35. Геостратегия США в отношении России. Образ России в западном общественном сознании.

36. Исторические предпосылки единой Европы.

37. Этнические конфликты в Боснии и Косово.

38. Политика Европейского Союза в отношении России.

39. Территориальные особенности формирования российской государственности.

40. Экономический и военный потенциал Российской Федерации. Демографическая проблема.

41. Российская политика в отношении Запада: реалии и перспективы.

42. Российская политика на постсоветском пространстве и перспективы его интеграции.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

Вопросы к контрольной работе № 1.

  1. Что такое «Мировой остров», его геополитическое значение?
  2. Оцените эвристический потенциал концепции униполярности.
  3. Какие доводы приводятся в защиту многополярности мира?
  4. Почему научно-техническая революция ознаменовала конец классической геополитики?

 

Вопросы к контрольной работе № 2.

  1. Охарактеризуйте геостратегию Китая в современных условиях.
  2. Оцените внутренние геополитические проблемы США.
  3. Проведите анализ геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
  4. Какова геостратегия России на постсоветском пространстве?

 

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

Вопрос 1:

Термин «геополитика» (сокращенный вариант словосочетания «гео­графическая политика») был введен в научный оборот:

1) шведским географом и государствоведом Рудольфом Челленом

2) не­мецким этнографом и профессором политической географии Фридрихом Ратцелем

3) американским геополитиком Г.Уайджертом

4) немецким философом и историком К.Ясперсом

 

Вопрос 2:

Концепцию бинарного деления мира или противостояния Суши и Моря разработал:

1) английский историк и социолог Г.Т.Бокль

2) анг­лийский социолог Г.Спенсер

3) немецкий географ К.Риттер

4) французский географ и социолог Ж.Ж.Э.Реклю

Вопрос 3:

Страной «внутреннего полумесяца» по терминологии Х.Д.Маккиндера является…

1. Турция

2. США

3. Япония

4. Россия

 

Вопрос 4:

В эпоху биполярного мира войны не велись:

1. в слаборазвитых странах Азии;

2. в слаборазвитых странах Африки;

3. в слаборазвитых странах Латинской Америки;

4. в слаборазвитых странах Европы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...