год: спасители Отечества (урок в VII классе по технологии «Вызов – осмысление – размышление»)
Методические рекомендации педагогу по проведению практических работ обучающихся
Подготовка педагога к практическим занятиям обучающихся:
1. Подобрать необходимую учебную и справочную литературу для обучающихся. Технология организации практической работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения:
- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с нормами;
- учебно-методическую базу учебных кабинетов;
- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
- учебную и учебно-методическую литературу (список рекомендуемой литературы смотри далее).
2. Определиться в целях и особенностях предстоящей работы обучающихся.
3. Отобрать методики, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей работы.
При проведении практических занятий используются следующие типы работы обучающихся:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
Виды практических работ обучающихся:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала.
2. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Работа с кроссвордами.
5. Работа с тестовым материалом
6. Работа с тематическими вопросами
7. Составление таблиц, в т.ч. хронологических
8. Составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним.
9. Составление и разработка словаря (глоссария)
10. Составление кроссвордов
11. Подготовка устного сообщения
Формы организации обучающихся на практических работах в зависимости от цели, объема, конкретной тематики практической работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся: фронтальная (все выполняют одновременно одну и ту же работу), групповая (одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек) и индивидуальная (каждый выполняет индивидуальное задание).
Внимание! Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Форму, вид этой процедуры (устно, письменно, индивидуально, фронтально и пр.) должен определить сам преподаватель, исходя из конкретной ситуации. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Во время выполнения обучающимися практической работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации.
Формы контроля практической работы обучающихся:
1. Проведение письменного опроса
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Просмотр и проверка выполнения практической работы преподавателем.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Защита отчетов о проделанной работе.
Критерии оценки результатов практической работы обучающихся:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
год: спасители Отечества (урок в VII классе по технологии «Вызов – осмысление – размышление»)
Ю.В. Чухонцева – учитель истории и обществознания, д. Уфимцево Промышленновского района Кемеровской области.
Как сформировать у учеников понимание и осознание важнейших исторических событий, развить творческие способности и критическое мышление? Для решения этих задач предлагается учебная технология «Вызов – осмысление – размышление».
Вызов – на этой стадии урока ученики суммируют свои знания по теме, выдвигают свои точки зрения, задают вопросы, объединяются в группы, составляют кластеры. Это мотивационный компонент урока.
Осмысление – на данном этапе ученики читают текст, формулируют доказательства своей точки зрения, выдвигают аргументы и контраргументы. Это операционный компонент урока.
Размышление – учащиеся обосновывают и творчески воплощают свои идеи, задают новые вопросы (если они возникают), ищут ответы на них. Это рефлексивный компонент урока.
Тема «1612 год: спасители Отечества» занимает важное место в усвоении учащимися особенностей развития России в XVII в. Материал данной темы должен быть изучен подробно и доказательно, т. к. условия формирования и особенности Второго ополчения в значительной степени определили вектор последующего развития России. После того, как ученики на предыдущих уроках познакомились с событиями Смутного времени, целесообразно провести урок по технологии «Вызов – осмысление – размышление».
Цели урока:
– дать представление о настроениях российского общества в первой половине XVII в.;
– показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;
– формировать активную гражданскую позицию современного гражданина России.
Задачи:
– определение причин возникновения, целей, значения народных движений в Смутное время;
– развитие у учащихся навыков работы с историческим материалом, коммуникативных навыков работы в группе;
– воспитание гражданственности и патриотизма на героических примерах К. Минина и Д. Пожарского, чувства сопереживания.
Основные понятия: Семибоярщина, народное ополчение, национальное самосознание.
Важные даты: лето – осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613–1645 гг. – царствование Михаила Романова; 1617 г. – Столбовский мир со Швецией; 1618 г.– Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
Выдающиеся личности: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, монахи Троице-Сергиева монастыря – Дионисий и Авраамий Палицын, патриарх Гермоген (Ермоген).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения. По характеру познавательной деятельности: игровой; с элементами театрализации; репродуктивный; частично-поисковый; с применением ИКТ. По источнику знаний и характеру восприятия информации использовались как наглядные, так и практические методы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование урока: интерактивная доска; «Карта ожиданий» (на ватмане нарисованы контуры карты России с главными городами XVII в.); оценочный лист; компьютер; медиа-проектор; экран; заранее заготовленные из цветной бумаги шаблоны звездочек, фломастеры, скотч; презентация «Спасители Отечества. 1612 год». Полностью скачать презентацию для использования на уроках можно на сайте журнала ПИШ по прямой ссылке: www.pish.ru/magline/pre/P 1.rar
Подготовка к уроку. Класс делится на 4 группы. В каждой группе выбирается руководитель, который проводит предварительную подготовку к уроку (на «Карту ожиданий» магнитами прикрепляются звездочки, на которых написано, что ученики ожидают от этого урока).
План урока.
1. Стадия вызова: метод «Древо ожиданий» и игра «5х5» (10 мин).
2. Стадия осмысления: просмотр и комментарии к презентации (10 мин).
3. Физкультминутка (2 мин).
4. Стадия размышления: анализ исторических источников и художественных текстов (18 мин).
5. Подведение итогов (5 мин).
Ход урока
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От несчастья край родной.
Н. Кончаловская
1. Стадия вызова. На первом этапе используется метод «Древо ожиданий» (см.: Корнилов С.В., Корнилова Л.Э. Методический ларец. Петрозаводск, 2002. С. 12). Ученики должны самостоятельно сформулировать свои ожидания от урока, узнать ожидания товарищей.
В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные звездочки. На них они пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на карту. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, звездочки можно снимать. Этот метод наглядно показывает самим участникам их продвижение в изучении материала.
Вводное слово учителя: «Прочтите эпиграф к уроку. Как вы думаете, о ком писала Н. Кончаловская? В течение нескольких уроков мы с вами изучали интереснейшую тему «Смутное время». Сегодня мы продолжим знакомство с событиями Смуты, узнаем об освобождении страны от захватчиков. Но сначала нужно повторить основные сведения о Смутном времени. В этом нам поможет игра «5х5″».
На доске – игровое поле 5х5 и таблица результатов.
Вопросы на 5 баллов.
1. Дополните хронологический ряд.
1497, 1550, начало 1580-х гг., ___________ (1597 – указ о введении урочных лет).
2. Напишите имя русского патриарха, активного противника польской интервенции. (Гермоген)
3. Назовите край, в котором формировалось Первое ополчение. (Рязанский)
Вопросы на 10 баллов.
1. Кто правил в России в 1598–1605 гг.? (Борис Годунов)
2. Кто возглавил восстание в 1606 г.? (И.И. Болотников)
3. Кто правил в 1605–1606 гг.? (Лжедмитрий I)
4. Как звали жену Лжедмитрия I? (Марина Мнишек)
Вопросы на 15 баллов.
1. Как звали Лжедмитрия I? (Григорий Отрепьев)
2. В каком году объявился под Москвой Лжедмитрий II? (1608 г.)
3. Какое прозвище было у Лжедмитрия II? (Тушинский вор)
4. Когда на Руси случились страшные неурожай и голод? (1601–1603 гг.)
Вопросы на 20 баллов.
1. Кто возглавил заговор против Лжедмитрия I? (Василий Шуйский)
2. В каких городах войска Болотникова были осаждены царскими войсками? (Калуга, Тула)
3. В каком году произошло восстание под руководством Хлопка Косолапа? (1603 г.)
4. В каком году началась открытая польская интервенция? (1609 г.)
Вопросы на 25 баллов.
1. Кто возглавил русско-шведскую армию для борьбы с тушинцами? (М. Скопин-Шуйский)
2. Где русско-шведская армия потерпела поражение от поляков? (У села Клушино)
3. Кто из русских царей первым отправил детей боярских учиться за границу? (Борис Годунов)
4. Как Борис Годунов стал царем? (Был избран на Земском соборе)
Выбранный из числа учеников «счетовод» подсчитывает баллы, которые набрала каждая команда.
2. Стадия осмысления.
Учитель: «Единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества встали на защиту страны. Их духовным вождем стал патриарх Гермоген».
Заранее подготовившийся ученик читает наизусть стихотворение К.Р. (великого князя Константина Романова) «Патриарх Ермоген».
Пастыря доброго вспомни, Россия:
Был он спаситель, молитвенник твой;
Вспомни труды и заботы святые,
Подвиг великий, бесценный, святой.
Страж Православный, Божий служитель,
Сам Патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель,
Твердо за царский престол он стоял.
Видел святитель беду, Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь Православную,
Смело идти на поляков в поход…
Славен, велик Патриарх Ермоген!
Память в народе о нем нерушима.
Пусть же от смут и несчастных времен
Русь Православная будет хранима!
Вопросы: почему атор просит нас помнить Патриарха Гермогена? К чему призывал Патриарх Гермоген?
Просмотр презентации «Спасители Отечества. 1612 год» и комментарии к ней.
Учитель: «Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество.
Посмотрите на фотографию памятника. Стоит он в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Здесь навечно застыли нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.
Создал памятник героям скульптор Иван Петрович Мартос, установлен он был в 1818 г., спустя 200 лет после Смуты. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной?»
3. Физкультминутка.
Учитель: «Разделяемся на две группы. Каждая группа получает названия городов и стран, которые вы должны разложить на полу в правильной последовательности и объяснить ее».
1 группа: Нижний Новгород – Кострома – Ярославль – Москва (путь Второго ополчения во главе с К. Мининым и Д. Пожарским).
2 группа: Речь Посполитая – Путивль – Тула – Москва (путь Лжедмитрия I в Москву).
4. Стадия размышления.
Учитель: «Говорят, что истинная любовь к Отечеству проявляется во время тяжелых испытаний. Это время настало для России. Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Игумен Троице-Сергиева монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. В сентябре 1611 г. одно такое письмо пришло в город Нижний Новгород. Зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Здесь священники прочитали грамоту и народ плакал, слушая чтение».
Ученик читает грамоту Дионисия: «Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей…».
Вопрос: какие чувства вы испытали после прочтения документа?
Учитель: «После службы на соборной площади было черно от народа. Протопоп Савва увещевал стать за веру. Толпа слушала его спокойно. Кто-то про себя, очевидно, размышлял: «Поляки-то в Москве, а мы за Волгой. Они сюда, может, и не дойдут». Но тут вперед вышел торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой. Прослушаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского».
Чтение по ролям с элементами театрализации.
Народ: «Эко рыдание во всем соборе! – Да и было отчего! – Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная! – Мы за веру православную должны до смерти стоять! – А кто же прочь? – Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!»
Минин: «Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?»
Народ: «Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной».
Минин: «И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало – жен, детей заложим! (Голоса: «Заложим жен! Детей своих заложим!») Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому – то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?»
Народ: «Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!»
Минин: «Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все, до единого рубля кладу!»
Народ: «Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую. – Что деньги? Деньги – дело наживное! – Все отдадим! – Вот наши деньги из квасного ряду! – Из рукавичного! – От ярославцев! – Костромичи собрали – принимайте! – Вот праздник, так уж праздник!»
Минин: «И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!»
Вопросы: как называет Минина народ? Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? Кого поставили во главе ополчения? Какими качествами характера обладал Кузьма Минин?
Учитель: «Руководители выработали программу ясную, патриотическую. Был объявлен сбор средств и разосланы грамоты с призывом к борьбе. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. К. Минин возглавил «Совет всей земли» (правительство), князь Д. Пожарский возглавил войско. Богатые люди приносили Минину все свое имущество, а бедняки отдавали последние копейки на святое дело. По преданию один крестьянин пришел издалека, сел на ступеньку, быстро размотал онучу и протянул Минину монету: «В онучах ее издалека нес! Били меня лихие люди да искали, а я не дал. А тебе сам отдам, давай шапку!» Минин сорвал шапку и поклонился».
Затем ученики работают в группах со специально подобранными историческими источниками и вопросами к ним. После выполнения работы представители от групп выступают, другие ученики могут дополнять, исправлять, задавать вопросы. После этого дети совместно с учителем подводят итоги и формулируют выводы.
Учитель: «Как только были приведены хоть немного в порядок кремлевские святыни, стали думать о самом важном и неотложном деле. Каком? (Избрание нового царя.) Какой сословно-представительный орган нужно было для этого собрать? (Земский собор.) В ноябре 1612 г. Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. Трудный встал вопрос перед собором – кого избрать на русский престол? После долгих споров выборщики назвали имя Михаила Федоровича Романова. Его избрание положило конец политическому и династическому кризису.
Именно к этому времени относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты Ивана Сусанина. Он завел польскую шайку, замышлявшую захватить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель, но и сам герой погиб».
Вопросы: ради чего не пожалел своей жизни русский крестьянин Иван Сусанин? В каких художественных произведениях нашел отражение его подвиг?
Учитель: «Военные действия с интервентами закончились не сразу. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией, а в 1618 г. – Деулинское перемирие с Речью Посполитой».
Вопросы: какие территории утратила Россия в результате мирных соглашений со Швецией и Речью Посполитой? (Работа с картой в учебнике.)
Задание на закрепление изученного материала. Вставьте пропущенные слова в текст:
«В конце ХVI века царем был избран... (Борис Годунов). В 1610 г. Москва и вся западная часть страны была захвачена... (поляками), на северо-западе господствовали... (шведы). Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек... (Кузьма Минин) из... (Нижнего Новгорода). Для борьбы с врагом было создано... (ополчение). Военным руководителем стал князь... (Дмитрий Пожарский). Народное ополчение двинулось к Москве через... (Ярославль) и разгромило поляков. Спустя... (два) века на... (Красной площади) в... (Москве) был воздвигнут памятник гражданину... (Минину) и князю... (Пожарскому)».
5. Подведение итогов урока.
Учитель просит в оценочном листе поставить оценки по результатам работы команды и каждому участнику своей команды. Урок завершается просмотром «Карты ожиданий». Звездочки тех учеников, у кого ожидания совпали с реальностью, с карты убираются, остальные остаются до следующего урока.
Вопросы: какое значение имела победа народного ополчения над польскими захватчиками? (Россия сохранила независимость, русский народ показал, что, сплотившись, он может справиться с любой бедой.)
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют в нашей стране как День народного единства. 400 лет прошло после этих знаменательных событий. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.
Домашнее задание. Напишите «письмо в прошлое» М.Ф. Романову, К. Минину и Д. Пожарскому, Лжедмитрию I (по своему выбору).
Ключевые слова: Московский период, учебная деятельность.
Keywords: Moscovite period, educational activity.
Источники и литература
1. Варакина И.И., Парецкова С.В. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5–11 классы. Волгоград, 2007.
2. Истомин C. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI – начало XVII веков. М. 2006.
3. Карамзин Н. XVIII век. Избранные сочинения в 2 томах // http://www.rvb.ru /18vek/karamzin/2hudlit
4. Орлова Н. Сaмозванцы. М., 2002.
5. Платонов С. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. // http://dugward.ru/library/platonov/ platonov_ smutnoe_ vremya.html
6. Попова Г.П., Грицаева Н.В. Календарные праздники. 5–7 классы. Волгоград, 2007.
7. Хронограф Русский редакции 1617 года // http://www.krugosvet.ru /enc/ istoriya/MININ_KUZMA_MINICH
Воспользуйтесь поиском по сайту: