Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

 

3.2.Составление заключения о возможности предоставления кредита.

На основании проведенного анализа кредитной заявки кредитный работник готовит заключение о целесообразности выдачи кредита данному предприятию.

 

В заключении подробно отражаются следующие вопросы:

 

1. Просьба клиента: цель кредита, на какой срок испрашивается кредит, под какой процент

 

2. Сведения о предприятии: форма собственности, род деятельности, выпускаемая продукция, счет в банке, конкурентоспособность и т.д.

 

3. Опыт кредитования: кратко (если можно таблично) указывается, какими кредитами пользуется клиент, их состояние на дату подачи просьбы. В предшествующее этому время (6 месяцев) брал ли кредиты, как обстоят дела с погашением, обеспечением по полученным кредитам

 

4. Финансовое положение и платежеспособность клиента, материальное обеспечение кредита

 

5. Анализ кредитного мероприятия и оценка реальности своевременного возврата кредита и процентов по нему

 

6. Характеристика состояния обеспечения кредита (ликвидность залога, оценка надежности гарантии, поручительства)

 

При положительном решении описывается условия, на которых будет выдаваться кредит: сумма, цель, срок, условия платежа основного долга, процентная ставка. В случае отрицательного заключения должны быть четко сформулированы причины отказа.

 

3.3.Оформление документов на выдачу кредита.

 

 

Кредитный отдел банка при принятии положительного решения по кредитной заявке заемщика подготавливает все необходимые документы по выдаваемому кредиту. При этом на каждого заемщика оформляется кредитное дело, в котором формируются все документы, имеющие отношение к кредитованию этого заемщика. Сюда включаются:

· кредитная заявка с резолюцией руководителя банка о предоставлении кредита;

· справка из ГНИ о намерении открыть ссудный счет;

· кредитный договор;

· срочное обязательство;

· дополнительные соглашения к кредитному договору;

· мемориальные ордера;

· платежные поручения;

· расчет начисляемых процентов по кредиту.

Основным юридическим документом, регламентирующим отношение между заемщиком и банком, является кредитный договор. В Гражданском кодексе в статье 819 говорится, что по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитным отделом контролируется, чтобы вдоговоре были указаны следующие пункты:

· сумма выдаваемого кредита;

· срок действия договора;

· процентная ставка за пользование кредитом;

· форма погашения процентов (ежемесячно, ежеквартально или в конце срока действия договора);

· дата, не позднее которой должно быть произведено полное погашение суммы основного долга;

· размер штрафа, начисляемого в случае возникновения просроченной задолженности.

Дополнительные стандартные условия договора разрабатываются юридическим отделом и утверждаются приказом по банку.

Большинство банков при оформлении кредитного договора используют компьютерную технику. Компьютерные программы ведения кредитных договоров могут быть локальными или встроенными в автоматизированную банковскую систему. Основные функции таких программ должны предусматривать возможность хранения типовых форм договоров и их модификации при оформлении конкретного договора, распечатки договоров в необходимом количестве экземпляров и при необходимости на стандартных бланках, хранения и поиска конкретных договоров по набору признаков, контроль за исполнением договоров и ведение архива договоров.

 

3.3.Оформление документов на выдачу кредита.

 

Оформление документов на выдачу кредита производится в двух экземплярах, и каждый документ заполняется дважды, так как один экземпляр остается и хранится в банке, а второй выдается на руки клиенту. Клиент, заполнив необходимые документы (согласие на кредит, анкета-заявление, заявление на включение в число участников программы страхования.) ожидает одобрения заявки на кредит. Кредитный отдел банка при принятии положительного решения по кредитной заявке заемщика подготавливает все необходимые документы по выдаваемому кредиту. При этом на каждого заемщика оформляется кредитное дело, в котором формируются все документы, имеющие отношение к кредитованию этого заемщика. Сюда включаются:

 

· кредитная заявка с резолюцией руководителя банка о предоставлении кредита;

 

· справка из ГНИ о намерении открыть ссудный счет;

 

· кредитный договор;

 

· срочное обязательство;

 

· дополнительные соглашения к кредитному договору;

 

· мемориальные ордера;

 

· платежные поручения;

 

· расчет начисляемых процентов по кредиту.

 

Основным юридическим документом, регламентирующим отношение между заемщиком и банком, является кредитный договор. В Гражданском кодексе в статье 819 говорится, что по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

 

Консультировать по условиям предоставления и погашения кредитов.

 

Первым этапом продажи банковского продукта (кредита), является консультирование клиента. При консультировании кредитный специалист отвечает на все поставленный вопросы заемщика. Кредитный специалист устанавливает потребность и целесообразность кредита, и в зависимость от этого предлагает банковские продукты. Далее кредитный специалист выясняет платежеспособность заемщика, и согласно его платежеспособности составляет предварительный график погашения кредита и процентов за использование данного кредита.

 

После чего происходит консультирование по различного рода штрафам, пениям, неустойкам за просрочку платежа либо за не полный платеж.

 

Так же кредитный специалист консультирует об условиях досрочного погашения кредита и процентов по нему. Налагаются ли штрафы на досрочное погашение кредита, если да то консультант рассказывает условия наложения таких штрафных санкций. Происходит консультирование по условиям перерасчета процентов за пользование кредитом при досрочном погашении.

 

3.4.Оформление и ведение кредитного досье клиента.

Кредитное досье заёмщика — это история заёмщика в документах, которые банком собираются, формируются в определённой последовательности и подшиваются в одно дело (в папку), начиная с первой консультации заёмщика по оформлению кредита и заканчивая закрытием дела и сдачей его в архив, после полного погашения/списания оформленного кредита или после отказа в выдачи кредита.

К формированию кредитного досье в каждом коммерческом банке предъявляются свои требования, утверждённые в установленном высшим органом банка порядке. В перечень требований по сбору документов входят и практически одинаковые для всех банков документы.

Количество документов, входящих в кредитное досье клиента впрямую зависит от вида кредита, условий кредитования и требований по его обеспечению залогом или поручительством.

В кредитное досье заёмщика подшиваются следующие документы (это обобщённый и приблизительный перечень):

-Все документы, представляемые Заёмщиком, на основании которых принимается решение кредитного комитета банка о выдаче кредита. Перечень таких документов определён в условиях выбранного кредита.

-Заключение кредитного работника о финансовом положении будущего заёмщика и его предложение по кредитованию для кредитного комитета.

-Подлинники всех заключаемых с клиентом договоров (кредитный договор, договор залога имущества, все дополнительные соглашения, договора на открытие сопутствующих счетов и др.).

-Все выписки из решений кредитного комитета банка по рассмотрению кредитной истории данного заёмщика, в том числе и первоначальное решение по выдачи кредита.

-Все распоряжения по бухгалтерским проводкам.

-Акты текущих проверок сохранности залога и анализы финансового состояния заёмщика в процессе кредитования.

-Заключения о необходимости формирования кредитной организацией резерва на возможные потери по ссуде.

-Все документы по проводимой работе в случае невозврата кредита (решения суда, заключения по оценке изымаемого имущества и др.)

В процессе кредитования кредитное досье хранится в закрытых шкафах или сейфах кредитного отдела Банка. После окончания срока кредитования кредитное досье передаётся в архив банка, где и хранится бессрочно. В случае ликвидации банка – кредитное досье сдаётся в Государственный архив и срок его хранения там - 5 лет.

4.Учет кредитных операций.

4.1.Бухгалтерский учет выдачи и погашения кредитов юридическим лицам.

Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиенту - заемщику, который обслуживается в банке – кредиторе:

Зачисление денежных средств на счет клиента - заемщика - юридического лица и предпринимателя без образования юридического лица:

Дебет счета по учету размещенных средств, по лицевому счету клиента - заемщика (балансовые счета N N 320 - 323, 40308, 441 - 454, 456, 460 - 473 - активные счета)

Кредит банковского счета клиента - заемщика (балансовые счета N N 30109, 30111, 30112, 30113, 401 - 408). (в ред. Положения, утв. ЦБ РФ 27.07.2001 N 144-П)

Предоставление средств клиенту - заемщику - физическому лицу:

Дебет счета по учету предоставленного кредита, по лицевому счету клиента - заемщика (балансовые счета N N 455, 457- активные счета)

Кредит балансового счета N 20202 "Касса кредитных организаций" -при предоставлении средств (выдаче кредита) наличными деньгами или счета по учету вкладов (депозитов) (балансовые счета N N 423, 426) - при предоставлении средств (выдаче кредита) в безналичном порядке.

4.2. Бухгалтерский учёт начисления и взыскания процентов по кредитам.

За пользование кредитом заемщик уплачивает проценты банку в размерах, предусмотренных кредитным договором. Проценты начисляются за период со дня выдачи кредита включительно по день, предшествующий дню погашения кредита (закрытия счета), если иное не предусмотрено договором.

Исчисление и учет процентов по кредитам осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, а также на основании условий кредитного договора банка с клиентом.

В зависимости от условий договора при начислении процентов количество дней в году может быть условное (360) или точное (365 или 366 в високосном году). При расчете суммы процентов исходя из условного количества дней в году (360) количество дней в месяце принимается за 30. В месяцах, имеющих 31 день, 31-е число в расчет не принимается, а в феврале остаток за последнее число повторяется столько раз, сколько дней не достает до 30.

При расчете суммы процентов исходя из фактического количества дней в году (365 или 366) проценты начисляются за каждый календарный день года.

4.3. Бухгалтерский учёт просроченной задолженности по основному долгу и процентам.

Просроченная задолженность.

Если средства от клиента-заемщика не поступили в день востребования или на дату условия (события), в конце операционного дня задолженность (ее часть) переносится на счета по учету просроченной задолженности по предоставленным межбанковским кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам.

Просроченная задолженность по предоставленным кредитам.

Перенос просроченной задолженности по основному долгу осуществляется следующими проводками:

Дт 45801 - 45813, 45816 "Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам"

Кт 441 - 453, 456 "Кредиты предоставленные" - на сумму задолженности.

Резерв на возможные потери, сформированный ранее в соответствии с требованиями Положения N 254-П по текущей (переносимой) задолженности, восстанавливается и отражается бухгалтерскими записями:

Дт 44115 - 45315, 45615 "Резервы на возможные потери"

Кт 70601 "Доходы", символ 16305 "Доходы от восстановления сумм резервов на возможные потери, кроме резервов - оценочных обязательств некредитного характера", - на сумму восстановленного резерва на возможные потери по текущей задолженности,

и формируется резерв на возможные потери по просроченной задолженности:

Дт 70606 "Расходы", символ 25302 "Отчисления в резервы на возможные потери, кроме резервов - оценочных обязательств некредитного характера",

Кт 45818 "Резервы на возможные потери" - на сумму созданного резерва на возможные потери по просроченной задолженности.

Просроченная задолженность по процентам.

Начисленные неполученные проценты по ссудам (при отсутствии неопределенности в получении дохода) переносятся на счета по учету просроченных процентов следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 45901 - 45913, 45916 "Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам"

Кт 47427 "Требования по получению процентов" - на сумму начисленных неполученных процентов по ссудам (при отсутствии неопределенности в получении дохода).

Резерв на возможные потери по текущим процентам восстанавливается и отражается в бухгалтерском учете записями:

Дт 47425 "Резервы на возможные потери"

Кт 70601 "Доходы", символ 16305 "Доходы от восстановления сумм резервов на возможные потери, кроме резервов - оценочных обязательств некредитного характера".

Формируется резерв на возможные потери по просроченным процентам:

Дт 70606 "Расходы", символ 25302 "Отчисления в резервы на возможные потери, кроме резервов - оценочных обязательств некредитного характера",

Кт 45918 "Резервы на возможные потери".

Начисление просроченных процентов по ссудам, получение доходов по которым признается неопределенным, осуществляется на внебалансовых счетах:

Дт 91604 "Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам"

Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи".

5.Бухгалтерский учёт безнадёжной задолженности по кредитам и процентам.

5.1.Мониторинг финансового положения заёмщика.

Оценка финансового положения заемщика заключается в определении кредитоспособности, платёжеспособности и финансовой устойчивости, что в конечном счете приводит к формулированию оснований для предоставления кредита или отказа в нем. После того как кредит предоставлен, такая оценка заемщика производится на постоянной основе с целью своевременного выявления кредитных рисков.

 

Заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, а также информацию об анализе, по результатам которого вынесено решение о признании финансового положения хорошим, средним или плохим банк отражает в профессиональном суждении.

Мониторинг финансового состояния заемщиков с целью оценки кредитного риска проводится банками:

 

- по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату;

 

- по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - в течение месяца после окончания периода, установленного для представления отчетности в налоговые органы по состоянию на квартальную (годовую) отчетную дату;

 

- по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже одного раза в месяц по состоянию на отчетную дату.

ценка финансового состояния заемщика перед принятием решения о предоставлении ссуды, а также для проведения текущего мониторинга финансового положения, проводится банками на основании бухгалтерской отчетности в полном объеме, составленной в соответствии с образцами форм Приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Начиная с отчетности за 2011 год, следует руководствоваться Приказом Минфина РФ №66н от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

 

Примерный перечень отчетности и информации, на основании которых банки могут провести оценку финансового состояния, приведен в Приложении 2 к Положению Банка России № 254-П от 26.06.2004 "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее по тексту - Положение 254-П). Каждый банк в своих внутренних документах и методиках утверждает список информации, используемой для оценки финансового состояния заемщика.

 

5.2. Оценка платёжеспособности физического лица.

Кредитоспособность заемщика представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки. В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.[30]

 

Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике фигурирует как один из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств.

 

Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, их характеризующих, может быть более широким или сокращенным в зависимости от целей анализа, видов кредита, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Оптимальные или допустимые значения таких показателей должны дифференцироваться в зависимости от деятельности заемщика, конкретных условий сделки и пр.

 

На сегодняшний день существует несколько основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.

 

Существуют следующие способы оценки кредитоспособности физических лиц:

 

1) скоринговые модели;

 

2) методика определения платежеспособности;

 

3) андеррайтинг.

 

Банк применяет каждую из моделей для разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке (Приложение 5).

 

Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс-кредитование) и при выдаче кредитных карт.

 

Скоринг представляет собой математическую (статистическую) модель, с помощью которой на базе кредитной истории уже имеющихся клиентов банк определяет, насколько велика вероятность, что тот или иной клиент вернет кредит в назначенный срок. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью или, наоборот, с ненадежностью клиента.

 

Техника кредитного скоринга представляет собой оценку в баллах характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимыми для прогнозирования кредитного риска показателями могут быть такие показатели, как возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья и прочее.

 

Преимущества скоринговых моделей очевидны:

 

1) снижение уровня невозврата кредита, быстрота и беспристрастность принятия решений;

 

2) возможность эффективного управления кредитным портфелем;

 

3) отсутствие длительного обучения сотрудников кредитного департамента;

 

4) возможность провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.

 

Однако, несмотря на положительные моменты, применение кредитного скоринга сопряжено с рядом трудностей.

 

Одна из них заключается в том, что определение оценивающих характеристик производится только на базе информации о тех клиентах, которым банк уже предоставил кредит.

 

Другая и наиболее значимая проблема состоит в том, что скоринговые модели строятся на основе выборки из числа наиболее "ранних" клиентов. Учитывая это, сотрудникам банка приходится периодически проверять качество работы системы и, когда оно ухудшается, разрабатывать новую модель.

 

Следует отметить, что из анкеты-заявления, заполненной заемщиком, для оценки берутся порядка десяти характеристик, а остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа скоринга.

 

На текущий момент российские банки оценивают такие характеристики, как доход, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля (при этом различают автомобиль отечественного и иностранного производства, обязательно учитывая срок, прошедший с момента его выпуска), наличие земельного участка (рассматривается его площадь и удаленность от центра города), стаж работы, должность, образование.

 

Несомненно, сегодня это основные параметры, по которым можно определить степень кредитоспособности физического лица. Однако непрерывная корректировка скоринговой методики позволит расширить и изменить перечень оцениваемых характеристик, и те клиенты, которые сегодня попадают в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе кредитной деятельности, возможно, будут отнесены к числу заемщиков, имеющих низкую невозвратность кредитов.

 

Более сложная и тщательная оценка заемщика применяется при выдаче физическим лицам кредитов на неотложные потребительские нужды. Это, как правило, среднесрочные ссуды на покупку дорогих вещей, оплату каких-либо услуг и работ. Примером может служить приобретение дорогостоящей мебели, плата за обучение, финансирование ремонта жилья и т.п. В этом случае многие крупные коммерческие банки определяют платежеспособность заемщика на основании документов с места работы о доходах и размерах удержаний, а также по данным анкеты. Результат вычисляется как среднемесячный доход за вычетом всех обязательных платежей, скорректированный на поправочный коэффициент и умноженный на срок кредита. Исходя из полученной суммы, рассчитывается максимальный размер кредита. Полученная величина корректируется с учетом влияющих факторов: предоставленного обеспечения кредита, информации, содержащейся в заключениях службы безопасности и юридического департамента банка, остатка задолженности по ранее полученным ссудам.

 

Для оценки платежеспособности клиента кредитным инспекторам необходимо проанализировать огромное количество документов. Перечень их достаточно велик и насчитывает около пятнадцати наименований. Обязательное их предоставление клиентом, с одной стороны, ограничивает круг потенциальных заемщиков банка, а с другой, позволяет сформировать кредитный портфель более высокого качества и снизить кредитный риск.

 

Один из плюсов данной методики – применение специальных формул и корректирующих коэффициентов, которые позволяют упростить работу сотрудников кредитного департамента банка и рассчитать платежеспособность потенциального заемщика. Однако показатели для нее следует получать в каждой конкретной ситуации отдельно, а результат не рассматривать как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения кредитной заявки финансовые показатели клиента находятся на приемлемом уровне, не стоит забывать, что риск невозвращения кредита все равно остается, поскольку полностью устранить его в принципе невозможно. Показатели помогут лишь оценить степень кредитного риска и, к сожалению, данная методика не позволяет спрогнозировать положение заемщика в будущем.

 

При ипотечном кредитовании физических лиц основной способ снижения кредитного риска банка – проведение андеррайтинга заемщика, при котором происходит оценка вероятности погашения кредита, предполагающая анализ платежеспособности потенциального клиента в порядке, установленном банком, а также принятие положительного решения по заявлению на ипотечный кредит или отказ в предоставлении ссуды.

 

Операциями по ипотечному кредитованию физических лиц в банке занимается достаточно широкий круг банковских подразделений: юридическая служба, служба безопасности, отдел ценных бумаг, отдел жилищного строительства и пр. Это свидетельствует о степени сложности и трудоемкости процедуры андеррайтинга, ход которой каждый банк разрабатывает самостоятельно, выбирая критерии оценки и условия предоставления ипотечных кредитов.

 

Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга – оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту. Для выполнения данной оценки консолидируется информация о трудовой занятости и получении заемщиком доходов, а также о его расходах. После этого делается вывод – сможет ли он погасить кредит. Одновременно с этим выдается заключение, является ли закладываемое имущество достаточным обеспечением для предоставления ссуды или нет.

 

5.3. Операции по выдаче кредита наличными денежными средствами и в безналичном порядке.

 

Платежи наличными независимо от их доли в общем объеме платежей остаются логически первой, исходной, наиболее простой и нередко незаменимой формой платежей. Для их осуществления необходимо наличное денежное обращение, а следовательно, его государственная организация. Вопросы организации наличного денежного обращения в стране описаны в Положении ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ".

 

Любые организации, предприятия, учреждения на договорных условиях хранят свои свободные деньги в банках на соответствующих счетах. Это требование распространяется как на безналичные, так и на наличные деньги, поступившие в кассы предприятии, организаций, учреждений (кроме суммы лимита наличных, которую они вправе держать в своих кассах)1. Юридические лица могут вносить наличные деньги только на свои расчетные (текущие) счета. Это означает, что банк обязан быть готов принять всю наличность, которую клиент должен или хочет внести на свой счет. Следует иметь в виду, что для кассового обслуживания клиентов, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями банк в занимаемом им здании должен создать кассовый узел, оборудованный надлежащим образом (см. приложение 1 "Требования к помещениям для совершения операций с ценностями и программно-техническим средствам кредитных организаций, внутренних структурных подразделений" к Положению ЦБ РФ № 318).

 

Денежную наличность клиенты — юридические лица (или их обособленные подразделения) сдают в кассы банков либо непосредственно, либо с помощью посредников, в роли которых могут выступать или предприятия почтовой связи, или инкассаторские службы самих банков (если таковые имеются), или специализированные инкассаторские службы. Касса банка может принять от клиента наличные и в качестве комиссионной платы за некоторые свои услуги (например, за выдачу чековой книжки, за отдельные кассовые операции с наличностью). Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц.

 

6.1.Осуществление последующего контроля за целевым использованием, своевременным и полным погашением кредита и процентов.

 

Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредитов, предоставленных на приобретение или строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, а также за надлежащей сохранностью предметов залога. Контроль осуществляется по документам, предоставляемым заемщиком, и путем проведения проверок на местах.

 

Заемщик должен предоставить банку в течение двух месяцев от даты получения кредита на приобретение объекта недвижимости документы, подтверждающие его право собственности на приобретенное имущество.

 

До получения каждой последующей суммы по кредиту на строительство или реконструкцию объекта недвижимости заемщик предоставляет банку отчет об использовании предыдущей полученной суммы с предъявлением оправдательных документов: счетов, накладных, квитанций, чеков торгующих организаций, договоров подряда и актов сдачи-приемки выполненных работ и т.д.

 

Проверки на местах осуществляются кредитными работниками банка, а в случае необходимости — с привлечением других специалистов с оплатой за счет банка. Проверка определяет соответствие строящихся домов утвержденным проектам, наличие неизрасходованных строительных материалов, соответствие фактически выполненных объемов работ объему, указанному в отчетах об израсходовании средств по кредиту.

 

Проверка осуществляется в соответствии с графиком выполнения основных этапов работ по строительству или реконструкции объекта.

 

Проведение проверки оформляется актом, который подписывают проверяющий работник банка и заемщик.

 

Бухгалтер одновременно с отнесением на счета просроченных ссуд и процентов не внесенных в срок сумм составляет перечень просроченных платежей по всем действующим кредитным договорам и передает его кредитному работнику.

 

Кредитный работник в тот же день должен принять меры к погашению задолженности заемщиками или их поручителями. Поручителям направляется письменное уведомление о неисполнении заемщиком обязательств с предложением произвести уплату.

 

В случае невнесения платежей заемщиком и его поручителями кредитный работник привлекает юридический отдел и службу безопасности для подготовки иска в суд.

 

В случае нарушения заемщиком условий кредитного договора кредитный отдел может вынести на рассмотрение кредитного комитета, по решению которого был предоставлен кредит, вопрос о расторжении банком кредитного договора в одностороннем порядке.

 

При принятии кредитным комитетом, решения о расторжении договора кредитный работник направляет заемщику извещение.

 

В период сопровождения кредитного договора кредитный работник вносит в базу данных индивидуальных заемщиков информацию, характеризующую заемщика и поручителей: о нарушении заемщиком условий кредитного договора, отказе поручителей от заключения дополнительного соглашения к договору поручительства в связи с повышением процентной ставки по кредитному договору и т.д

 

6.2.Контроль за хозяйственной деятельностью заёмщика путём камеральной проверки и с выходом на место.

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

 

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

 

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

 

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

 

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

 

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

 

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

 

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

 

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

 

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [

 

 

7. Организация кредитной работы в банке.

7.1. Документы по долгосрочному кредитованию, содержащихся в кредитных досье клиентов.

Принятию положительного решения о кредитовании того или иного клиента предшествуют определенные действия, направленные на изучение его правоустанавливающих и финансово-экономических документов.

К таковым относится:

— сбор документов, подтверждающих легитимность деятельности и финансовое положение потенциального заемщика;

— формирование кредитного досье.

Кредитное досье представляет собой систематизированную определенным образом подборку документов о клиенте, запрашиваемых банком до принятия кредитного решения, включающую заключенные с клиентом договоры, а также материалы последующего мониторинга исполнения клиентом договорных обязательств.

Из анализа кредитного досье можно составить представление о динамике финансового положения заемщика, изменениях его правового статуса, соблюдении им платежной дисциплины и договорных обязательств, получить информацию о поручителях и залогодателях. В случае ипотечного кредитования, выдачи инвестиционного кредита или кредита на участие в долевом строительстве кредитное досье будет также содержать информацию о проекте, на участие в котором испрашивается кредит.

Известно, что в ряде случаев одним из условий банковского кредитования является открытие и ведение заемщиком расчетного счета в банке-кредиторе. Оригиналы документов на открытие и ведение банковского счета содержатся в другом досье, по банковскому счету. Копии указанных документов также могут содержаться в кредитном досье.

Сами кредитные досье систематизируются по каждому клиенту и хранятся в специализированных помещениях (по действующим клиентам) либо в архиве. Информация в досье обычно классифицируется логически и разделяется с помощью указателей, которые помогают найти нужный информационный отдел.

Кредитное досье должно открываться по каждому предоставленному кредиту. Ведение кредитного досье, а также обеспечение полноты документов в нем должно быть поручено ответственному сотруднику банка.

Как уже было отмечено, на законодательном уровне определение кредитного досье и требования к оформлению содержащихся в нем документов не закреплены. Общие сведения о составе документов содержатся в положении Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»1, Методических рекомендациях к нему (утв. ЦБ РФ 05.10.1998, № 273-Т)2 и косвенно — в положении Банка России от 26.03.2004 (с изм. и доп.) № 254-П «о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»3 (далее — Положение № 254-П).

Согласно рекомендациям Банка России до принятия банком решения о целесообразности предоставления денежных средств клиенту банк должен обеспечить сбор и провести экспертизу следующих документов: копий учредительных документов, бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности (баланс и приложения к нему, расшифровки отдельных показателей деятельности); бизнес-планов, планов маркетинга, производства и управления, прогноза денежных потоков заемщика с его контрагентами на период погашения предоставленных денежных средств (график поступлений и платежей клиента-заемщика); технико-экономического обоснования, характеризующего сроки окупаемости и уровень рентабельности кредитуемой сделки.

Рекомендуется также провести проверку достоверности кредитуемых сделок, изучить кредитную историю клиента-заемщика, проанализировать вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам клиента-заемщика, в том числе просроченной, проверить полномочия должностных лиц клиента-заемщика, подписывающих договор на предоставление денежных средств, проверить наличие и качество обеспечения (залога, банковской гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную информацию.

7.2. Расчёт сроков окупаемости кредитуемого мероприятия и составление графика погашения долгосрочного кредита.

 

В начале график погашения кредита указывается дата первого и последнего платежа, сколько выплачено будет процентов и общая сумма всех выплат. После каждого досрочного платежа по кредиту структура графика платежей по кредиту пересчитывается с учетом досрочной выплаты.

Пример графика погашения кредита – это один из самых важных документов как для банка, так и для заемщика. В графике указываются сроки погашения кредита и суммы, которые заемщик обязан уплатить в указанные дни.

График платежей по кредиту – документ, являющийся обязательным дополнением к кредитному договору. Рассчитывается структура графика платежей по кредиту индивидуально для каждого заемщика и программы кредитования. Например расчет на 5 лет и на 5 месяцев будут совершенно разными. Исходя из выданной суммы, установленной процентной ставки, способа погашения, срока кредитования и количества расчетных периодов (как правило – количество месяцев пользования заемными средствами).

 

 

Интересно, что в начале работы с клиентом большинство сотрудников банка редко заводят речь о графике погашения. В некоторых случаях этот документ клиент получает на руки в самом конце оформления кредитного договора, именно поэтому заемщики часто пренебрегают сведениями, которые в нем содержатся. При долгосрочном кредитовании (к примеру, ипотечном), такое упущение может дорого стоить. Дело в том, что на практике применяется два способа погашения кредита: аннуитетными платежами и дифференцированными (классический, стандартный, как его называют финансисты). В зависимости от способа погашения изменяется методика расчета начисляемых процентов, размер ежемесячного платежа и общий размер переплаты по кредиту.

 

8.Работа по межбанковскому кредитованию.

8.1. Кредитная документации по межбанковскому кредиту.

При получении межбанковского кредита заемщик предоставляет в кредитный отдел следующие документы: письмо-заявление с указанием суммы, требования в кредитных ресурсах, цель использования, срок возврата, нотариально заверенный устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, документ с образцами подписей и оттиска печати, баланс за год и на дату предоставления заявки на кредит, расчет экономических нормативов, расшифровку по отдельным статьям баланса, документы, подтверждающие наличие обеспечения возврата кредита, гарантии других кредитных организаций с приложением их баланса, свидетельство о праве собственности на недвижимость.

 

Обязательным документом по кредитному договору и соглашению выступают срочное обязательство. Этим обязательством оформляются получение каждой суммы кредита в рамках генерального соглашения (кредитного договора).

 

Сделка считается заключенной в момент получения стороной направившей оферту ответа другой стороны (акцепта), причем ответ стороны о согласии заключить сделку на условиях отличных от предложенных другой стороной не является акцептом. Такой ответ является отказом от акцепта и в то же время новой офертой. При предоставлении межбанковского кредита кредитор по требованию заемщика передает ему по факсу копию платежного поручения с отметкой об исполнении.

 

В свою очередь заемщик передает срочное обязательство, а также обязуется передать по факсу в день возврата средств копию платежного поручения, согласно которому были возвращены кредит и сумма начисленных процентов. Срочное обязательство является одновременно подтверждением заключения сделки.

 

После получения кредита банк-заемщик регулярно предоставляет банку-кредитору свою отчетность, сведения о кредитах, полученных в других банках, сообщает о соблюдении нормативов ликвидности, установленных Центральным Банком Российской Федерации. Аналитические службы банка-кредитора постоянно отслеживают финансовое состояние банков, с которыми идет сотрудничество на рынке межбанковских кредитов, а также устанавливаемые для каждого банка размеры кредита в зависимости от степени надежности заемщика.

 

В течение действия соглашения стороны каждый месяц предоставляют друг другу балансы и экономические нормативы. При рассмотрении предложения на получение межбанковского кредита кредитор вправе требовать от заемщика баланс на последнею отчетную дату, подписанный и скрепленный печатью.

 

Стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность информации относительно сделок и признают юридическую силу документов передаваемых в электронном виде наравне с оригиналом. При наличии временно свободных денежных ресурсов, либо в потребности приобретения кредитных средств дилеры сторон по системам связи направляют предложение заключить сделку, в которой отражаются следующие условия:

 

· сумма и валюта межбанковского кредита;

 

· процентная ставка и сроки уплаты процентов;

 

· даты зачисления средств на соответствующие корреспондентские счета;

 

· инструкции по осуществлению соответствующих платежей;

 

· ссылка на номер и дату действующего генерального соглашения.

 

В кредитном договоре определяется размер процентной ставки. В его основе лежат рыночные ставки, которые зависят от спроса и предложения на кредитные ресурсы. Уровень процентной ставки по межбанковским кредитам зависит от срока вида и валюты кредита.

 

Процент за пользование кредитом начисляется за каждый календарный день пользования межбанковского кредита, начиная с даты зачисления средств на корреспондентский счет кредитора. Согласованный дилерами при заключении сделки проценты выплачиваются в конце срока одновременно с возвратом суммы межбанковского кредита в рамках генерального договора не предусматривается.

 

При наличии взаимной договоренности задержка кредитных ресурсов и заемщика оформляется с согласия кредитора как новая сделка с началом действия приходящегося на дату окончания предыдущей с обязательной выплатой процента по предыдущей сделке. Погашение межбанковского кредита производится одной суммой в конце срока кредита. В случае, если полученная сумма от заемщика не достаточна для погашения задолженности по основному долгу и процентов.

 

Кредитор имеет право, в первую очередь, исходя из полученных средств заемщика, погасить сумму по неустойке, затем основной процент по межбанковскому кредиту, а оставшаяся сумма направить в погашение межбанковского кредита независимо от порядка погашения указанного в платежном поручении заемщика. Досрочный возврат межбанковского кредита или его части допускается только с письменного согласия кредитора. В случае досрочного погашения межбанковского кредита или его части без письменного соглашения кредитора проценты начисляются и уплачиваются за весь период его использования установленный соответствующей сделкой.

 

8.2. Виды межбанковского кредитования.

Во-первых, это овердрафт по корреспондентским счетам, остатки на которых учитываются банком в конце операционного дня.

Во-вторых, это займы овернайт, которые выдаются (получаются) банкам на срок одного операционного дня. В-третьих, это кредиты, полученные или выданные банкам для операций РЕПО. Они реализуются с помощью приобретения ценных бумаг на какой-то период времени с последующим их выкупом по установленной цене или с условием безотзывного погашения в случае, если срок операции РЕПО аналогичен сроку погашения ценной бумаги.

Коммерческие банки вправе сами задавать уровень процентной ставки по межбанковскому кредиту, который может колебаться в зависимости от спроса и предложения на рынке и уровня учетной ставки.

В целом, весь рынок кредитных ресурсов можно условно разделись на две части – внутрибанковскую и межбанковскую. Чтобы снизить уровень напряженности, а также для рационального и оптимального использования имеющихся ссудных ресурсов, банки даже стали организовывать собственные внутрибанковские рынки.

 

Если банк-заемщик рассчитывает воспользоваться межбанковским кредитом, то банку-кредитору следует представить такие документы, как заявку, копию учредительного договора и устава, копию лицензии на ведение банковской деятельности, карту с образцами печати и подписей, все должно быть заверено нотариусом. Кроме этого, банк, дающий ссуду, может потребовать баланс на отчетную дату, финансовые показатели деятельности банка, наличие обеспечения. В качестве обеспечения обычно фигурирует залог имущества, иногда банки могут перезакладывать имущество клиентов, приобретенное в результате совершения операций. Роль обеспечения могут взять на себя гарантии и поручительства третьих банков, организаций или предприятий, не участвующих в сделке.

Но, конечно, одним из определяющих факторов для получения информации о кредитоспособности банка-заемщика, является анализ баланса этого коммерческого банка.

После согласования выдачи ссуды, банки заключают договор межбанковского кредита, где оговаривают сумму и сроки предоставления займа, права и обязанности обеих сторон, ответственность и порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций, особые условия и условия внесения изменений в положения договора. Некоторые банки могут вносить в договор и требования предоставления информации о цели расходования средств, если межбанковский кредит является целевым. Кроме денежных ресурсов, банки часто используют в таком случае депозитные сертификаты, последние являются свидетельством депонирования средств и удостоверением права вкладчика на их получение.

Кроме получения прибыли и выгоды от предоставления займов банк-кредитор также рассчитывает на создание базы для развития партнерских отношений и решения иных вопросов совместной банковской деятельности.

Межбанковский кредит существует не только для удобства и упрочения финансового положения банков, он выгоден и государству. Поскольку наличие стабильности в развитии банковского сектора, когда основная денежная масса концентрируется на уровне банков, фактически означает, что банки обладают наиболее ликвидными ресурсами, надобность в которых в любой момент может возникнуть у государства.

Но нельзя забывать, что при возникновении пусть и временных проблем у одного достаточно крупного игрока, может последовать цепная риска среди других банков из-за взаимных невозвратов по краткосрочным займам, что в итоге может вылиться в банковский кризис.

 

Список используемой литературы

Астрелина, В. В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке: учеб. пособие / В. В. Астрелина, П. К. Бондарчук, П. С. Шальнов. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 175 с.

Банковские риски: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 292 с.

Банковское дело: учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. – М.: Юрайт, 2012. – 590 с.

Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. – 399 с.

Банковское право: учебник для магистров.- 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтина.– М.: Юрайт, 2012.- 1055с.

Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 422 с.

Букин С. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. 288 с.

Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков; под ред. В. И. Бусова. – М.: Юрайт, 2013. – 430 с.

Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке: учеб. пособие / Н. В. Горелая. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 207 с.

Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 911 с.

Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): учеб. пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с.

Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2012. – 239 с.

Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие для вузов / В. Г. Когденко, М. В. Мельник, И. Л. Быковников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471 с.

Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 538 с.

Костерина, Т. М. Банковское дело: учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 332 с.

Курбатов А.Я. Банковское право россии 2-е изд. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 525 с.

Курбатов А.Я. Банковское право России: учебник для магистров.– М.: Юрайт, 2012.- 525с.

Курсов, В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке: новые типовые бухгалтерские проводки операций банка: учеб. пособие / В. Н. Курсов, Г. А. Яковлев. – 15-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 364 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...