Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ДИЗАЙНА

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

РЕФЕРАТ

 

Воспитание в странах Древнего Востока

 

 

Выполнила:

ст. гр. ВТ-ТиБЖ-1-1

Сопина Е.Н.

Проверила:

Плужникова Е.А.

 

Армавир 2016г.

Содержание

Введение

1. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

2.Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме

3.Элементы педагогики в философских системах древнего мира

Заключение

Литература

 

 

 

Введение

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование т. н. общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых. Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек. Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук˸ астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, ʼʼподкатыʼʼ и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых странах и способ письма. Так, к примеру, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому (ʼʼсвященномуʼʼ) письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо. При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, к примеру счёт на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счёт на пальцах. В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии. В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику. Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие. В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Ин­дии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существова­ние так называемая общинная школа, создаваемая общинами про­стых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели шко­лы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек. Люди вели наблюдения за

природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке пло­тин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук˸ астро­номии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, ʼʼподкатыʼʼ и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп насе­ления, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в не­которых странах и способ письма. Так, к примеру, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому (ʼʼсвя­щенномуʼʼ) письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.При обучении письму и счету использовались некоторые облег­чающие обучение приемы, к примеру счёт на разноцветных камеш­ках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был ши­роко распространен счёт на пальцах.

 

 

 

1.Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

К Древнему Востоку принадлежали государства, существовавшие в IV-I тыс. до н.э. на территории Южной Азии и частично в Северной Азии. Здесь возникли первые рабовладельческие государства - Шумерии, Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай. Созданная ими цивилизация оказала значительное влияние на культурное развитие человечества.

С появлением классового общества воспитание подрастающего поколения приобрело классового характера, выделилось как самостоятельная социальная функция общества. На этом этапе появились специальные учебно-воспитательные учреждения - школы, в которых осуществлялось систематическое обучение детей. Появлению школ способствовало возникновению различных систем письма (шумерское, египетское, китайское и др.).. Первые школы были открыты в III-II тыс. до н.э. в Шумере, Египте, Индии, Китае, и с тех пор систематическое обучение становится важной составляющей процесса воспитания.

Школы в Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории Двуречья - между реками Тигр и Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э. Главной их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков). Такие школы называли «домами глиняных табличек», учителя - «отцом дома глиняных табличек», ученика - «сыном дома глиняных табличек». Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах. Ученики также усваивали определенные знания по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы. Обучение в школах было длительным, стоило дорого, поэтому учились только дети знати.

В Египте школы появились в III тыс. до н.э. одновременно с возникновением письменности. Здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих. В них пользовались иероглифическим (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700

иероглифов. Ученики писали черной краской на папирусе тонкой бамбуковой палочкой. В школе при дворце фараона занятия продолжались с утра до позднего вечера. Царила строгая дисциплина, прибегали к телесным наказаниям. Будущие чиновники обучались чтению, письму и счету. Кроме того - гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам. В школах для жрецов, кроме общих предметов, давали религиозное образование, а также обучали астрономии и медицины. Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальники.

В Индии (III тыс. до н.э.) воспитание было кастовым. Существовали школы только для двух высших сословий школа брахманов и школы кшатриев. Школу брахманов возглавлял учитель. Обучение в ней длилось 10-12 лет (от 6-12 до 22-24 лет). Во время учебы дети проживали в доме учителя. Кроме обучения, ученики возились в его хозяйстве. В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые всю свою жизнь посвящали изучению священных книг - Вед. В школах кшатриев учились дети низших каст (шляхетской, военной). Здесь они постигали науку владения оружием, езду, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музыку, этику и танцы. Низкие касты не могли получать образование.

В Китае письменность возникла во II тыс. до н.э., в то же время началось и обучения грамоте. Оно было длительным и доступным только детям из состоятельных семей. До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - езды, письма и счета. Обучение начиналось с шести лет. Основными его методами были запоминания, подражания, ограничения свободы и инициативы. В школах царила строгая дисциплина, применяли телесные наказания. Для подготовки чиновников действовали специальные учебные заведения: юридические, медицинские, математические, художественные. Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и др..

Первую частную школу в Китае открыл Конфуций (ок. 551-479 до н.э.). Он изучил более трех тысяч человек. В философских школах учили ораторскому искусству, риторике, логике, умение вести полемику, дискутировать. Именно в Китае впервые было введено сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновником.

2.Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме

В Древней Греции, состоявшее из небольших рабовладельческих городов-государств, оригинальная система воспитания существовала в Спарте - главном городе Лаконии и в Афинах - главном городе Аттики. Общим в обеих системах было то, что они предназначались для воспитания зажиточного полноправного населения в духе пренебрежительного отношения к физическому труду и к людям труда (неполноправного населения и рабов).

В Спарте воспитание имело военно-физический характер. Его главной задачей была подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина - защитника земельной аристократии. Воспитание было государственным и строго контролировалось с первых дней рождения ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте (Лесха) и возвращали родителям только здоровых детей. С семи лет мальчиков, которые до этого жили дома, отдавали в государственные учебно-воспитательные заведения (агелы), в которых они находились до 18 лет под присмотром воспитателей-педономы. В агелах воспитанников приучали сносить голод, холод и жару. Они спали на земляном полу на твердой подстилке, получали в год только один плащ, плохо питались. Почти все время их тренировали в беге, прыжках, метании копья и диска, в борьбе, а на досуге они развлекались военными играми, учились петь и играть на музыкальных инструментах. Воспитанники участвовали в ночных облавах на рабов (криптиях). С 15-летнего возраста юноши имели право носить оружие и участвовали в криптиях. После каждого года обучения проводились публичные испытания - агоны.

Умственному воспитанию детей и молодежи в Спарте уделялось мало внимания. Все усилия были направлены на воспитание беспрекословного послушания, выносливости и умения преодолевать трудности и невзгоды. Взрослые, которые посещали агелы, проводили с воспитанниками беседы о государственных законы и порядки, о стойкости и мужестве их предков, моральные качества спартиатов.

Юношей 18-20 лет объединяли в группы эфебов, в которых они отбывали военную службу. Девушки также проходили военно-физическую подготовку, чтобы вместе со взрослыми женщинами во время военных походов мужчин держать в повиновении рабов и охранять город-государство.

Рабов в Спарте, как и во всей Древней Греции, считали «орудием, умеет говорить». Они были лишены всех прав, в том числе и на образование.

Афинская система воспитания несколько отличалась от спартанской. Здесь воспитания мало индивидуальный характер. Афины стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Целью воспитания была гармонично развитая личность («калокагатия» - внутренняя и внешняя совершенство).

До семи лет мальчики и девочки воспитывались в семье. Поэтому мальчики учились в школах, а девочки получали домашнее, семейное воспитание под присмотром матерей или других женщин. Воспитание девушек было весьма ограниченным и замкнутым, они даже находились в основном в отдельных частях жилых помещений (гинекея). Школы были платными, а потому не для всех доступны. Обучение детей из состоятельных семей состояла в сочетании умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания; трудового воспитания детей не существовало, поскольку физический труд считался обязательным только для рабов.

Мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятия проводили учителя, которых называли дидаскалами (от гр. «Дидаско» - учу). Учеников в школу и домой сопровождали рабы - педагоги. В школах граматистив учили писать, читать и считать; писали на восковых дощечках палочкой (стилем), считали на пальцах, камнях и счетах. В школах кифаристив (музыки) учащихся, кроме элементарной грамоты, учили петь, играть на музыкальных инструментах, декламировать отрывки из «Одиссеи», «Илиады» и других произведений.

В школе палестре (школе борьбы) под руководством учителей-педотрибив подростки и юноши 14-15 лет учились пятиборью (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья), а также плавание.

Юноши 17-18 лет из семей найзаможнидгах аристократов воспитывались в гимнасиях (гимназиях), в которых они изучали философию, политику, литературу и занимались гимнастикой. Юноши 18-20 лет готовились к военной службе (изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства).

 

 

С IV в. до н.э. (Со времени походов Александра Македонского) в I в. н.э. греческая культура распространилась на огромной территории. Этот период греческой истории называют эпохой эллинизма. Новые условия жизни оказали огромное влияние на воспитание и обучение. Образование становится общественным делом, особое служебное положение занимает учитель. Школьные здания содержат правители и богатые меценаты.

В школах начинают учиться и девушки. Появляются систематические учебные планы. Александрийские ученые устанавливают новое содержание образования, т.е. завершен на определенном уровне. Каждый ученик имел определенное место в школе, а лучших из них премировали. Изменились и методы обучения, появляется письменные принадлежности и практика записи лекций. Создаются учебники и правила терминологии. Воспитательное значение имели праздники, дни воспоминаний о выдающихся событиях, экскурсии к местам выдающихся событий.

Система образования в это время состояла из следующих звеньев: элементарная школа грамоты (7-12 лет), грамматическая школа (12-15 лет), гимназии (15-18 лет), эфебии (18 - 19 лет), философская школа (20-22 года).

Греческая школа эллинского периода стала образцом для средневековой Европы, ведь этот тип воспитания был общим, не привязаны к определенному государственного строя, касты, класса.

Система воспитания в Древнем Риме сложилась в VI-I вв. до н.э. Социально-классовое расслоение населения страны (рабовладельцы, свободное привилегированное населения - патриции и всадники, бедное население - плебеи) сказалось и на системе воспитания: для детей бедноты здесь существовали элементарные частные и платные школы (чтение, письмо, счет), для детей привилегированных слоев - грамматические школы, в которых ученики изучали грамматику, латинский и греческий языки, риторику, элементы истории и литературы. В школах обоих типов учились только мальчики. В последние столетия республиканского Рима действовали школы риторов, в которых детей знати готовили к государственной деятельности, они изучали риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку. Обучение в школах было платным.

В середине I в. до н.э. платные грамматические и риторские школы был преобразован в государственные. Если в Греции наблюдалась тенденция от государственного воспитания к частному, то в Риме происходил обратный процесс. Империя, которая слишком разрослась территориальное, нуждалась множества преданных ей чиновников. Задача их подготовки предстали перед школами высшего типа - грамматической и риторической. Элементарная школа теперь должна была воспитывать верноподданных граждан. Учителя также стали служащими, получая государственную зарплату.

В период существования империи были открыты и женские риторические школы, а также специальные школы для подготовки врачей, юристов, архитекторов и других специалистов. В Риме возникает высшая школа университетского типа (Атене-ум). В последнее столетие существования Римской империи образование, как и вся культура, переживали упадок.

 

 

3.Элементы педагогики в философских системах древнего мира

В Древней Греции и Риме зародились первые педагогические теории, которые в то время еще не выделились из философии в самостоятельную науку. Среди их авторов - Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и Квинтилиан.

Сократ (469-399 до н.э.) - древнегреческий философ, родился в семье скульптора и акушерки близ Афин. Большую часть своей жизни посвятил философском творчестве и педагогической деятельности. Отрицал возможность и необходимость познания мира и природы через якобы недоступность их человеческому разуму. Считал, что человек должен познать только самого себя, отсюда и цель - познание самого себя, нравственное самосовершенствование. Высокой добродетелью, по его убеждению, мудрость, которая сдерживает буйство страстей и аффектов.

Сократ - один из основоположников теории о «доброй природе» человека независимо от его пола и происхождения. Главная задача воспитателя - пробудить лучшие сокровенные душевные силы питомца. Это пробуждение он называл «вторым рождением». Считал, что учительская деятельность важнее обязанности родителей и определял ее как повивальное искусство. Главный принцип такой деятельности - отказ от принуждения и насилия, а действенное средство воспитания - убеждение.

Исходя из идеи самопознания, Сократ разработал эвристический метод обучения: учитель должен доказывать ошибочность представлений учащихся, а затем подводить их к правильному пониманию истины. Этот метод обучения (эвристическая беседа, сократический метод), по его мнению, развивает мышление, способствует умственному развитию. Таким методом Сократ учил своих учеников - детей и молодежь, которых собирал в храмах, на площадях и в парках. Этот метод широко используется в современных школах.

О произведениях Сократа ничего не известно. Свое учение он преподавал устным методом.

Платон (427-347 до н.э.) - выдающийся афинский философ ученик Сократа. Написал ряд работ: «Государство», «Законы», «Федр», «Пир», «Тимей» и др.. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимназии Академия основал философскую школу.

Платон считал, что мир делится на потусторонний, вечный мир идей, царство добра и света, и на переходный мир представлений, где нет ничего постоянного и уравновешенного. Он отрицал возможность познания объективного мира, считая, что знания человека субъективные и относительные. Познание, по его мнению, - это припоминание человеком идей из мира, в котором когда-то находилась его душа и о котором она забыла, соединившись с телом.

В своих произведениях Платон приводит проект государства, которая состоит из трех слоев общества: 1) философы 2) воины 3) все остальные (ремесленники, земледельцы, торговцы и т.д.). Для представителей двух первых он отрицал право на семью, поскольку она отвлекает от государственных дел.

Используя опыт афинской и спартанской систем воспитания, Платон первым в мире обосновал систему образования и воспитания подрастающего поколения. Цель воспитания, по его мнению, - формирование «и тела, и души прекрасными». Он отстаивал государственное, общественное воспитание детей и первым пришел к выводу о необходимости открытия государственных детских дошкольных учреждений.

Согласно предлагаемой им системы воспитания дети 3-6-летнего возраста приобретают воспитания «на площадках» при храмах, где женщины-воспитатели, назначенные государством, развивают их через игры, сказки, песни, беседы и т.д.. Детей 7-12 лет (мальчиков и девочек) в государственных школах обучают чтению, письму, счету, музыке и пению. Для подростков 12 -16 лет существуют школы-палестры, а для юношей 16-18 лет - гимназии. Молодежь 18-20 лет проходит военную подготовку в группах эфебов. Способные молодые люди от 20 до 30 лет могут получать высшее образование. Изучая философию, астрономию, арифметику, геометрию, музыку, они будут готовиться к выполнению важных поручений в государстве. Лица в возрасте от 30 до 35 лет, способные и образованные, могут совершенствовать свое образование, чтобы впоследствии стать руководителями государства. После 50 лет они освобождаются от руководства государством и могут самосовершенствоваться. Для представителей третьего сословия (ремесленники и земледельцы) воспитание осуществляется в процессе практической жизни. Платон пренебрежительно относился к физическому труду, считал, что обучение не должно иметь трудового характера.

Аристотель (384-322 до н.э.) - ученик Платона, выдающийся философ и ученый Древней Греции, в науке пошел своим путем («Платон мне друг, но истина дороже»). Он был воспитателем сына Александра, македонского царя... Филиппа, будущего завоевателя. Жил в Афинах, возглавляя основанную им школу - Ликей.

Педагогические идеи Аристотеля изложены в его философских произведениях «Политика», «Никомахова этика», «Метафизика», «О душе» и др.. Он допускал одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных идей в едином мире, которые соотносятся между собой соответственно как вещество и форма, в единстве характеризуют определенную вещь. По Аристотелю, объектом познания является не идеи, а реальное бытие. Без чувств нет знаний. Познание начинается с ощущений, которые положены в основу общих понятий.

Аристотель считал, что человек наделен растительной душой (ее функции - размножения и питания), животной душой (ощущения и чувства) и умом, а потому требует всестороннего воспитания: физического, умственного и нравственного. Начинать следует с физического воспитания.

Впервые в истории педагогики он сделал попытку возрастной периодизации, которую, считал, следует учитывать в процессе воспитания: от рождения до 7 лет, от 7 лет до наступления половой зрелости - 14 лет, от 15 до 21 года, то есть до возмужания. Критерий такой периодизации - природа развития личности. В идеальном государстве Аристотеля допускается существование семьи, поэтому ребенок до семи лет воспитывается в семейных условиях традиционного греческого образца.

 

В отличие от Платона, Аристотель обосновал значение деятельности в воспитании и обучении («Когда учатся, то не играют», «Молодежь нужно готовить не для забавы»). Считал, что вся жизнь человека должно быть деятельным, имея в виду деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей. Был убежден, что физический труд унижает свободнорожденных и отнимает время, предназначен для развития интеллектуальных сил.

Аристотель категорически выступал против обучения девочек и женщин, считая, что они по своей природе существенно отличаются от мужчин и поэтому образование не принесет им пользы.

Ценные мысли о воспитании содержат фрагменты произведений Демокрита.

Демокрит (460-370 до н.э.) - выдающийся представитель античного материализма. Отстаивал идею гармоничного развития личности, целью воспитания считал подготовку молодежи к реальной жизни.

По его мнению, воспитание и обучение облагораживают человека, развивают ум и делают ее счастливой, поэтому обязанность взрослых - дать возможность детям учиться. В процессе обучения следует стремиться не к багатознайства, а к овладению мудростью, которая поможет «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо действовать». Это достигается не только обучением, но и хорошим примером взрослых, окружающих ребенка.

Одним из первых в мире Демокрит высказал мнение о необходимости воспитания в соответствии с природой ребенка (принцип природосообразности), о важной роли труда в воспитании и обучении. Он обосновал преимущество труда перед «покоем». Любой вид труда приятнее, чем бездействие. Положительных результатов в обучении можно достичь только благодаря трудовым усилиям. Обучение рассматривал как серьезную трудовую деятельность.

Значительное внимание Демокрит придавал проблемам воспитания детей в семье, в частности родительскому авторитету. По его мнению, благоразумие отца - действенная установка для детей. Он считал лучшим того, кто добродетелен своим внутренним убеждениям, а не того, кто опасается закона или силы. Тот, кого удерживает от негативных поступков закон, способен грешить тайно, а тот, кто придерживается обязанности силой убеждений, не способен ни тайно, ни явно совершить что-то плохое.

Демокрит написал70 произведений, однако до нас дошли только их фрагменты.

Теоретическая педагогика Древнего Рима отчетливо представлена произведениями Квинтилиана.

Квинтилиан Марк Фабий - выдающийся римский педагог, автор труда «О воспитании оратора» (12 книг). В течение двадцати лет он удерживал открытую риторическую школу, которая стала первой государственной риторической школой в Риме.

 

Педагогическая теория Квинтилиана основывается на выработанном им учении о положительной природе человека. По его мнению, все дети имеют способности к обучению, которое надо начинать с раннего возраста, причем лучше детей учить в школе, чем дома. Обучение должно чередоваться с отдыхом и игрой. Придавая большое значение в развитии ребенка языку, требовал, чтобы все, кто воспитывает детей, хорошо знали язык. Заметное место в воспитании отводил музыке и эстетическому воспитанию.

Согласно учению Квинтилиана, каждый человек одаренный природой, тупых детей нет, они только природой наделены разной степени. При сочетание природных данных и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющая роль принадлежит воспитанию. Цель воспитания - подготовка образованного оратора, способного вести активную общественную жизнь.

Квинтилиан обосновал ряд дидактических требований: советовал одновременно изучать несколько предметов, определенным образом чередуя их, для прочного усвоения знаний нужна система упражнений и повторения, сочетание заучивания материала с его осмыслением, учета индивидуальных особенностей учащихся в обучении, чувство радости в обучении.

Он впервые в истории педагогики определил требования к учителю: любить, во всем быть для них хорошим примером, разговаривать на чистом языке, быть образованным. Особые требования выдвигал к учителю младших классов, поскольку его ошибки трудно исправить. Чтобы работать в школе повышенного типа, учитель сначала должен поработать некоторое время в элементарной школе.

Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана получили развитие в произведениях греческих и римских философов - Цицерона, Лукреция, Плутарха, Сенеки и др.. Эти произведения изучали украинские и российские просветители Ф. Прокопович, М. Ломоносов, И. Вышенский.

 

 

 

Заключение

 

На исходе эпохи Древнего Востока (2 в до н. э. - 2 в. н. э *) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

 

 

Литература

1. Педагогика. Под ред. Загрековой Л.В., Николиной В.В. (НГПУ; 2011, 232с.)

2. Педагогика. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. (2004, 432с.)

3. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. (2006, 608с.; 1998, 640с.)

4. Педагогика. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. (2007, 576с.)

5. Педагогика. Харламов И.Ф. (1999, 520с.)

6. Точка опоры. Шаталов В.Ф. (1987, 160с.)

7. Тренинг педагогического общения. Морева Н.А. (2003, 304с.)

8. Тренинг педагогического общения. Панфилова А.П. (2006, 336с.)

9. Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. (2007, 384с.)

10. Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. (2002, 320с.)

11. Учителю о педагогическом общении. Кан-Калик В.А. (1987, 190с.)

12. Шпаргалка по педагогике. Вигман С.Л. (2005, 40с.)

13. Энергоинформационная педагогика. Подласый И.П. (2010, 424с.)

14. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г.К. (2006, 816с.+ 816с.)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...