Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Этнопедагогика как наука».

Планы практических занятий по этнопсихологии.

ПБ-41.

Практическое занятие №1.

Тема: «Введение в этнопсихологию. Этический парадокс современности».

Вопросы для расс м отрения:

1.Этносфера Земли: племена, народы, нации.

2.Этническое возрождение второй половины XX века. Этнический парадокс современности.

3.Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.

4.Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

Рекомендуемая литература:

1.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 16-22.

2.Платонов Ю.П. Этническая психология. – СПб.: «Речь», 2001, часть 1.

3.Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70.

4.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 12-34.

 

Практическое занятие №2.

Тема: «Предмет, методология и задачи этнопсихологии».

Вопросы для расс м отрения:

1.Этнопсихология и другие науки.

2.Предмет, основные понятия и категории этнической психологии.

3.Методология этнической психологии как науки.

4.Основные разделы этнопсихологии и задача создания синтетической науки.

5.Основные задачи этнопсихологии, вытекающие из современного состояния национальных отношений в нашей стране.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.Дайте определение этнопсихологии как науки.

2.Охарактеризуйте методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений.

3.Каковы задачи этнопсихологии как науки?

4.покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.

 

Рекомендуемая литература:

1.Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 4-17.

2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 33.

3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 46-50.

Практическое занятие №3.

Тема: «Историческое развитие взглядов на национально-психологические явления в России и за рубежом».

Вопросы для расс м отрения:

1.Причины, породившие интерес к этнопсихологическим знаниям. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения.

2.Этнопсихологические идеи в европейской науке (М. Лацарус, Г.Штейнталь, В. Вундт и др.).

3.Развитие этнопсихологии в России (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.Г.Шпет, Л.Н. Гумилев и др.).

4.Психологическое направление в американской этнологии (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Хонигман и др.).

5.Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.

6. Основные направления этнопсихологических исследований.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.К какому времени относится зарождение этической психологии как самостоятельной отрасли научных знаний в нашей стране?

2.Назовите имена тех ученых, которые в XIX в. впервые в нашей стране организовали изучение национально-психологических особенностей различных этнических общностей.

3.Перечислите основные теоретические подходы к исследованию национальной психологии, сложившиеся в отечественной общественной науки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 24-59.

2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 42-89.

3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 46-50.

Практическое занятие №4.

Тема: «Психологическая характеристика этических общностей».

Вопросы для расс м отрения:

1.Понятие «этнос» и «этничность». Этнодифференцирующие признаки (маркеры) этнической группы.

2.Психологическая основа нации.

3.Психологические предпосылки целостности нации.

4.Содержание психологии нации (системообразующая и динамическая стороны).

5.Свойства и функции национальной психики в жизни индивида.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию «нация».

2.Что составляет психологическую основу нации?

3.Каковы особенности межэтнических отношений?

4.Перечислите механизмы психологической защиты этноса.

Рекомендуемая литература:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70-119.

2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 238-243.

3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 12-36.

Практическое занятие №5.

Тема: «Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов».

Вопросы для расс м отрения:

1.Этнические символы и механизмы этнической символизации.

2.Своеобразие проявления национальных установок.

3.Психологические особенности этнической стереотипизации.

4.Причины образования и последствия предрассудков.

5.Причины образования и последствия предрассудков.

6.Этноцентризм как социально-психологическое явление.

7.Этническое самосознание: структура, функции и основные закономерности проявления и развития.

Рекомендуемая литература:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 125-144.

2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 272-291.

3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 138-178; 192-268; 276-373.

 

Планы практических занятий по этнопедагогике.

ПБ-41.

Практическое занятие №1.

Тема: «Этнопедагогика как наука».

Вопросы для расс м отрения:

1.Предмет и основные категории этнопедагогике.

2.Выдающиеся педагоги прошлого и современности о педагогическом опыте народа.

3.Положительные и отрицательные моменты в развитии народной педагогики в советский период.

4.Современный этап развития общества и народная педагогика.

 

Темы докладов и рефератов:

Реферат должен содержать введение (в нем дается обоснование актуальности выбранной темы), основную часть (раскрывается главное содержание темы), заключение (формулируются выводы), список литературы, который будет отражать те источники, которые вы использовали в ходе работы над текстом.

1.Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского.

2.Традиции народной педагогики в трудах К.Д. Ушинского.

3.Проблема взаимосвязи национального и интернационального в педагогической системе Я.А. Коменского.

4.Отражение идей народного воспитания в произведениях писателей и поэтов XIX в.

5.Народное и общечеловеческое в педагогической системе Л.Н. Толстого.

6.Традиции народной педагогики в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

7.В.А. Сухомлинский о роли родного языка в формировании нравственных качеств личности младшего школьника на основе единства народного и общечеловеческого начал.

8.Педагогика В.А. Сухомлинского как воплощение гуманистических, общечеловеческих идеалов.

Рекомендуемая литература:

1.Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996. – 242 с.

2.Ахияров К.Ш. Педагогические творчества В.А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУН МЦ МОРФ, 2002. – 188 с.

3.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие. – М., Педагогика, 1989. – 416 с.

4.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-т. – М., 1983. – 1986.

5.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

6.Сухомлинская О.В. Идеи и свершения В.А. Сухомлинского // Советская педагогика. – 1988. -№3.

7.Сухомлинский В.А. Мысли о гармоническом воспитании // народное образование. – 1978.-№9.

8.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. в 2-х т. – М., 1948.

9.Ахияров К.Ш., А.С. Макаренко и современность. – Уфа, РИО РУНМЦ МОРБ, 2003. – 55 с.

10.Ахияров К.Ш. В.А. Сухомлинский и современность. – Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2003. – 44 с.

11.Сухомлинский В.А. – выдающийся педагог XX столетия: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 194 с.

12.Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары, 1974.

13.Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999.

14.Кукушкин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

15.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М., 1999.

16.Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995.

17. Этнопедагогика / под ред. Г.Н. Огородникова. – М., 1981.

18.Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1974.

19.Ионин Л. Философия национальности / Л. Ионин // Новое время. – 1989. - № 12.

20.Якубов И. Педагогическая мудрость народа / И. Якубов // Народное образование. – 1995. - №3.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...