Тема: «Этнопедагогика как наука».
Планы практических занятий по этнопсихологии. ПБ-41. Практическое занятие №1. Тема: «Введение в этнопсихологию. Этический парадокс современности». Вопросы для расс м отрения: 1.Этносфера Земли: племена, народы, нации. 2.Этническое возрождение второй половины XX века. Этнический парадокс современности. 3.Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. 4.Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности. Рекомендуемая литература: 1.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 16-22. 2.Платонов Ю.П. Этническая психология. – СПб.: «Речь», 2001, часть 1. 3.Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70. 4.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 12-34.
Практическое занятие №2. Тема: «Предмет, методология и задачи этнопсихологии». Вопросы для расс м отрения: 1.Этнопсихология и другие науки. 2.Предмет, основные понятия и категории этнической психологии. 3.Методология этнической психологии как науки. 4.Основные разделы этнопсихологии и задача создания синтетической науки. 5.Основные задачи этнопсихологии, вытекающие из современного состояния национальных отношений в нашей стране. Вопросы и задания для самоконтроля: 1.Дайте определение этнопсихологии как науки. 2.Охарактеризуйте методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений. 3.Каковы задачи этнопсихологии как науки? 4.покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.
Рекомендуемая литература: 1.Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 4-17. 2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 33.
3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 46-50. Практическое занятие №3. Тема: «Историческое развитие взглядов на национально-психологические явления в России и за рубежом». Вопросы для расс м отрения: 1.Причины, породившие интерес к этнопсихологическим знаниям. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения. 2.Этнопсихологические идеи в европейской науке (М. Лацарус, Г.Штейнталь, В. Вундт и др.). 3.Развитие этнопсихологии в России (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.Г.Шпет, Л.Н. Гумилев и др.). 4.Психологическое направление в американской этнологии (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Хонигман и др.). 5.Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания. 6. Основные направления этнопсихологических исследований.
Вопросы и задания для самоконтроля: 1.К какому времени относится зарождение этической психологии как самостоятельной отрасли научных знаний в нашей стране? 2.Назовите имена тех ученых, которые в XIX в. впервые в нашей стране организовали изучение национально-психологических особенностей различных этнических общностей. 3.Перечислите основные теоретические подходы к исследованию национальной психологии, сложившиеся в отечественной общественной науки.
Рекомендуемая литература: 1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 24-59. 2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 42-89. 3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 46-50. Практическое занятие №4. Тема: «Психологическая характеристика этических общностей». Вопросы для расс м отрения: 1.Понятие «этнос» и «этничность». Этнодифференцирующие признаки (маркеры) этнической группы.
2.Психологическая основа нации. 3.Психологические предпосылки целостности нации. 4.Содержание психологии нации (системообразующая и динамическая стороны). 5.Свойства и функции национальной психики в жизни индивида.
Вопросы и задания для самоконтроля: 1.Дайте определение понятию «нация». 2.Что составляет психологическую основу нации? 3.Каковы особенности межэтнических отношений? 4.Перечислите механизмы психологической защиты этноса. Рекомендуемая литература: 1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70-119. 2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 238-243. 3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 12-36. Практическое занятие №5. Тема: «Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов». Вопросы для расс м отрения: 1.Этнические символы и механизмы этнической символизации. 2.Своеобразие проявления национальных установок. 3.Психологические особенности этнической стереотипизации. 4.Причины образования и последствия предрассудков. 5.Причины образования и последствия предрассудков. 6.Этноцентризм как социально-психологическое явление. 7.Этническое самосознание: структура, функции и основные закономерности проявления и развития. Рекомендуемая литература: 1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 125-144. 2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 272-291. 3.Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, с. 138-178; 192-268; 276-373.
Планы практических занятий по этнопедагогике. ПБ-41. Практическое занятие №1. Тема: «Этнопедагогика как наука». Вопросы для расс м отрения: 1.Предмет и основные категории этнопедагогике. 2.Выдающиеся педагоги прошлого и современности о педагогическом опыте народа. 3.Положительные и отрицательные моменты в развитии народной педагогики в советский период. 4.Современный этап развития общества и народная педагогика.
Темы докладов и рефератов: Реферат должен содержать введение (в нем дается обоснование актуальности выбранной темы), основную часть (раскрывается главное содержание темы), заключение (формулируются выводы), список литературы, который будет отражать те источники, которые вы использовали в ходе работы над текстом.
1.Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского. 2.Традиции народной педагогики в трудах К.Д. Ушинского. 3.Проблема взаимосвязи национального и интернационального в педагогической системе Я.А. Коменского. 4.Отражение идей народного воспитания в произведениях писателей и поэтов XIX в. 5.Народное и общечеловеческое в педагогической системе Л.Н. Толстого. 6.Традиции народной педагогики в педагогическом наследии А.С. Макаренко. 7.В.А. Сухомлинский о роли родного языка в формировании нравственных качеств личности младшего школьника на основе единства народного и общечеловеческого начал. 8.Педагогика В.А. Сухомлинского как воплощение гуманистических, общечеловеческих идеалов. Рекомендуемая литература: 1.Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996. – 242 с. 2.Ахияров К.Ш. Педагогические творчества В.А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУН МЦ МОРФ, 2002. – 188 с. 3.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие. – М., Педагогика, 1989. – 416 с. 4.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-т. – М., 1983. – 1986. 5.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с. 6.Сухомлинская О.В. Идеи и свершения В.А. Сухомлинского // Советская педагогика. – 1988. -№3. 7.Сухомлинский В.А. Мысли о гармоническом воспитании // народное образование. – 1978.-№9. 8.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. в 2-х т. – М., 1948. 9.Ахияров К.Ш., А.С. Макаренко и современность. – Уфа, РИО РУНМЦ МОРБ, 2003. – 55 с. 10.Ахияров К.Ш. В.А. Сухомлинский и современность. – Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2003. – 44 с. 11.Сухомлинский В.А. – выдающийся педагог XX столетия: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 194 с. 12.Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары, 1974. 13.Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. 14.Кукушкин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
15.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М., 1999. 16.Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995. 17. Этнопедагогика / под ред. Г.Н. Огородникова. – М., 1981. 18.Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1974. 19.Ионин Л. Философия национальности / Л. Ионин // Новое время. – 1989. - № 12. 20.Якубов И. Педагогическая мудрость народа / И. Якубов // Народное образование. – 1995. - №3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|