Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении учебной дисциплины «Технология хранения плодов и овощей»




Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всей группы в целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого учащегося. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы преподаватель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм контроля. 

Система контроля знаний включает в себя следующие этапы:

-определение целей контроля;

-разработка содержания контрольных заданий;

-выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию;

-разработка порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий и их выполнения (методов контроля);

-разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий и требований к их анализу;

-предъявление учащимся заданий и выполнение их;

-анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой.

При разработке целей контроля изучения учебного предмета следует ориентироваться на учебную программу.

Если определяются цели контроля всего обучения, необходима прямая ориентация на требования квалификационной характеристики.

Разрабатываемые контрольные задания должны соответствовать целям контроля и содержания обучения.

Контрольные задания по характеру познавательной деятельности могут быть репродуктивными и продуктивными, чтобы обеспечить полноту контроля.

Целесообразно гибкое сочетание устного, письменного, текстового и других традиционных методов контроля.

Основным требованием для разработки критериев оценок является их адекватность целям и содержанию контроля. При репродуктивной проверке используются следующие качественные показатели оценок: полнота, систематичность, обобщенность, прочность, действенность знаний.

При продуктивной проверке применяются такие показатели: правильность решения задачи, полнота, самостоятельность решения, обоснованность выбора его варианта.

 

По предмету «Технология хранения плодов и овощей» применяется предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль.

Предварительный и текущий контроль обеспечивает оперативное управление учебой и ее корректировку.

Рубежный и итоговый контроль предусматривает проверку знаний по завершении отдельных этапов обучения и ориентирован на оценку его конечных результатов.

Рубежный контроль завершает изучение отдельной темы или раздела «Хранения плодов и овощей».

Для итогового контроля завершающим этапом является весь предмет.

Учитывая сложность предмета, отсутствие необходимой литературы и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении данного предмета, контроль знаний стараемся разнообразить, включая в него элементы игровых ситуаций.

Отсюда перед преподавателем встает задача – сделать урок интересным, не только хорошо учить, но и умело выявлять результативность обучения.

Главное при овладении предметом «Хранение плодов и овощей» – это не конспекты, которые надо заучивать, а самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Урок без самостоятельной работы – это урок вчерашнего дня. В этих целях большое значение уделяем предварительному контролю знаний, т.е. изучению учебного материала на уроке. В таких ситуациях на уроке работают все – иначе нельзя. Преподаватель после объяснения каждого вопроса дает задание учащимся, которое они должны выполнить письменно на уроке. Ответы проверяются. Примером такого контроля служит программированный безмашинный опрос.

Задание содержит пять вопросов. Оно может быть роздано учащимся или спроецировано на доску через графопроектор «Лектор-2000». Время на решение – 5 минут. Через указанное время преподаватель спрашивает, все ли сделали задания. Через графопроектор на доске устанавливается правильный ответ. Каждый проверяет себя или сосед – соседа. Выявляется кто ошибся, причины ошибок. Если ошиблись многие, то преподаватель сам еще раз помогает уяснить правильное решение. (приложение 1)

 

Кроме письменных ответов на этом этапе можно провести и устную проверку усвоения. В этом случае преподаватель просит поднять руку тех, у кого ответ содержит все пять пунктов, затем 4, 3, 2-1,. И если в ответах учащихся преобладают всего 3-2 пункта, то это позволяет предполагать недостаточность усвоения материала, просчета преподавателя. После изложения всей темы урока можно провести и фронтальный опрос. Если ответы правильны и быстры (а среди вызванных есть и слабые учащиеся), то это позволяет предполагать хорошее усвоение материала на уроке. (Аналогичное задание можно разработать и по любой теме или отдельному вопросу темы). Предварительный контроль занимает мало времени, выявляет отстающих и недостатки преподавателя.

Конечно, приемы предварительного контроля еще не выявляют глубины и полноты знаний. Но они и не предназначены для этого. Их цель – выяснить знание и понимание изложенного основного материала у всех учащихся при минимуме затрат времени. Использование приемов создает атмосферу, при которой нельзя не работать, такой стиль занятий, когда выявление результативности в ходе урока и в конце его становится само собой разумеющимся, превращается в потребность. Педагогу важно и интересно знать достигнутое на самом уроке. Это позволяет понять свои сильные и слабые стороны. Главное здесь в том, что создается стиль работы: объяснение материала – его применение / самостоятельная работа / - всеобщая проверка.

Проверка усвоения знаний учащимися на уроке позволяет усилить их познавательную деятельность. Оценка работы учащегося по усвоению нового материала – это не просто отметка, а важнейший стимул для активной работы учащегося на протяжении урока.

Выбор методов контроля усвоения знаний определяется особенностями темы, возможностями учащихся, наличием времени для их применения.

Но преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, все время поддерживать обратную связь.

Текущий контроль используется для повторения изученного материала. Он обычно является частью комбинированного урока. Применяемые методы контроля разнообразны.

По разделу «Болезни плодов и овощей при хранении» нами разработаны контрольные карточки, которые уже в готовом виде раздаются учащимся. В течении 5 минут учащиеся должны дать характеристику той или иной болезни плодов и овощей указанной в карточке. Такие карточки-задания позволяют за непродолжительный период времени узнать глубину знаний учащихся по данному разделу. (приложение 2)

При текущем контроле можно провести и письменный опрос студентов по карточкам-заданиям разного уровня сложности. Это предоставляет студентам альтернативу выбора ответа, они сами решают к какому уровню знаний себя отнести и самостоятельно себя оценить. (приложение 3)

При повторении темы «Технология хранения капусты белокочанной» все учащиеся восстанавливают по памяти опорный конспект и сдают преподавателю. Один из учащихся готовит опорный конспект на доске и раскрывает устно его содержание. Опрос при этом занимает не более 15 минут. Далее преподаватель используя схему, беседует с учащимся по вопросам темы.(приложение 4).

Можно провести и устный опрос. Как одну из разновидностей устного опроса мы используем проверочную беседу. Эффективность метода проверочной беседы обеспечивается активным участием всех учащихся в рассмотрении каждого поставленного перед ними вопроса. При беседе с группой целесообразно разрешать другим учащимся другим учащимся задавать вопросы отвечающему, дополнять и исправлять его ответ. В результате содержащиеся в вопросах преподавателя мыслительные задачи решаются более качественно. Но беседой руководить сложнее, чем обычным опросом. Важнейшее условие при этом – соблюдение намеченного содержания и плана. Необходимо отметить, что беседа требует больших затрат времени. К проверочной беседе предъявляется ряд требований: логическая связь с предшествующими вопросами и темой беседы в целом при прочной опоре на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт; определенность содержания и четкость формулировки вопросов; побуждение учащихся к активной мыслительной работе. Одно из основных требований к проверочной беседе, вытекающее из важнейшей функции методов обучения в целом, - выделение существенного из предъявляемого учебного материала. Эффективность проверочной беседы в значительной степени зависит от содержания и характера задаваемых вопросов, зависимости от конкретных целей и задач урока.

Опрос может быть проведен и в виде письменной контрольной работы, включающей в себя репродуктивные и продуктивные задания / теоретические вопросы и задачи /.

Письменные контрольные работы имеют ряд преимуществ по сравнению с проверочной беседой. В них легче обеспечить единство требований. Конкретная письменная работа наиболее экономная по времени форма контроля знаний, позволяющая за одно занятие установить качество знаний учащихся по целой теме или даже по разделу программы. Наряду с этим письменные работы имеют и ряд недостатков. Они не обладают такой гибкостью, как беседа, слабее контакт преподавателя с учащимися. Письменая контрольная работа требует большого напряжения сил учащихся, так как письменное изложение материала в большинстве случаев сложнее, чем устное. В такие работы мы включаем вопросы и задачи разного характера. Тексты заданий обычно составляем в двух-трех вариантах с таким условием, чтобы они по возможности наиболее полно охватывали всё содержание изученного материала. (приложение 5)

Наряду с традиционными методами контроля знаний в последнее время широкое распространение получили элементы программирования. Так называемые методы «безмашинного программирования контроля» применяем и мы на уроках хранения плодов и овощей после изучения отдельных тем. Это дает возможность сократить время на проверку, охватывая при этом значительный объем учебного материала, сосредоточить внимание учащихся на главном, упростить порядок получения ответов.

Подготовка материала к такому опросу занимает у преподавателя много времени, но опрос длится не более 10 минут.

Разрабатывается 4-6 вариантов карточек программированного безмашинного опроса, каждая из которых содержит 6 вопросов и 18 ответов. Выбрать необходимо шесть правильных. Учащимся раздаются карточки, на которых они делают отметки правильных ответов карандашом. К каждому варианту предусмотрена карточка-шаблон. Закончив работу, учащийся у стола преподавателя наложением ее на карточку задание определяет количество правильных ответов. Учащиеся такую работу выполняют с большим интересом. (приложение 6)

Но комбинированный урок не единственная форма учебной работы по “Хранению плодов и овощей”. Важную роль занимают такие формы, как семинарские занятия и деловые игры.

На семинарских занятиях осуществляется рубежный контроль знаний по отдельной теме. По хранению плодов и овощей они проводятся в виде семинара-беседы и семинара практикума.

На семинаре –беседе учебный материал темы делится на небольшие части, по которым учащимся раздаются вопросы. Это своеобразные семинары, на них нет традиционных письменных докладов. Учащиеся самостоятельно готовят материал и в ходе беседы поочередно обсуждают ответы на поставленные вопросы. В заключении преподаватель подводит итоги, обобщая знания и умения учащихся, оценивает уровень их подготовки.

Суть семинара-практикума в составлении нестандартных вопросов и производственных ситуаций в целом по теме.

Вопросы раздаются учащимся заранее. В результате тема изучается глубоко и всесторонне. (приложение 7)

Традиционным элементом практических занятий является проверка готовности группы к самостоятельному выполнению практического задания. Проводится она с использованием различных методов контроля: устный опрос с элементами деловой игры, программированный опрос, опрос с использованием ТСО (графопроектор «Лектор-2000»).

Занятия по предмету по некоторым темам программы проводим в виде деловых игр. При этом оценку правильности решения дают в первую очередь сами участники игровых ситуаций, так как от верного решения своих вопросов другими зависит правильное решение каждого. Деловые игры требуют серьезной подготовки от преподавателя. Прежде всего преподаватель должен четко определить учебную цель, т.е. какие знания, умения и навыки должны быть сформированы, затем выбрать подходящую производственную ситуацию.

Деловая игра приближает учащихся к профессиональной обстановке. (приложение 8)

 Опрос в виде соревнования проводится после изучения программы второго курса по хранению продукции. Преподаватель заранее готовит вопросы и раздает учащимся. При этом предупреждает, что ответы должны быть предельно краткими и конкретными. Учащимся приходится повторить весь изученный материал, систематизировать его, определить главное.

На уроке в помощь преподавателю выбираются два учащихся (из отличников), которые объявляют критерий оценки знаний, следят за ответами, ведут учет оценок. В случае неточного ответа они исправляют отвечающих. Группа разбивается на 5 команд (по 5 человек). Преподаватель задает вопросы каждой из команд из расчета 15 вопросов – три минуты. Если члены одной команды не дают ответа, то преподаватель разрешает ответить на этот вопрос другой команде. На такой опрос уходит не более 20 минут, а повторяется практически весь материал. Итоговые оценки называются сразу.(приложение 9)

 

К семестровым экзаменам по теории хранения продукции в билеты в обязательном порядке включаем теоретические вопросы, требующие обобщения материала и практические задачи. Билеты составляются, по возможности, равнозначные по трудности.

В колледже осваивается контрольно-обучающая программа. Суть ее в том, что по любой теме или предмету вводится краткий конспект теоретического материала. К каждой теме вводится перечень вопросов и правильных ответов. Вопросы могут быть и программированными (на один вопрос три или четыре ответа и один из них верный).

Учащиеся повторяют тему и проверяют себя по вопросам. На программированный опрос машина выдает оценку «5» или «0» баллов.

Другой вариант: учащийся вводит свой ответ, но он должен содержать «ключевое» слово правильного ответа. Оценка в данном случае «5», «4», «3», «0» баллов.

Повторив всю тему, учащийся на экран выводит фамилию и общую оценку.

Использовать данную программу можно по любому предмету. Создание компьютерных классов в колледже открывает новые возможности для организации творческой работы учащихся на уроках.

Успех познавательной деятельности учащихся определяется прежде всего тем, насколько преподаватель осознает значимость такой работы, необходимость вести её постоянно и целенаправленно, владеет методическими приемами её организации.

 

Заключительный этап контроля – анализ и оценка знаний учащихся. Именно при оценке знаний проявляется объективность контроля, и, следовательно, в наибольшей степени выполняется его воспитательная функция.

При оценке знаний учащихся мы придерживаемся следующих факторов:

- объективность выставляемой оценки;

- комментирование выставленной оценки (при этом для одних учащихся важно, чтобы были отмечены недостатки ответа или выполненной работы, для других достоинства);

- значимость оценки, весомость её при выведении итоговых результатов, недопустимость случайных пятерок или двоек за забытую тетрадь, отсутствие внимания на уроке и т.д.;

- дифференцированный подход к учащимся при выведении оценок. Успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от ориентации системы контроля на конечные цели обучения.

Мощные психологические факторы направленного действия – это систематический контроль и ежедневное оценивание знаний.

Правильно организованный, дающий объективные данные контроль – не только метод определения эффективности обучения, но и одно из средств формирования рациональных приемов умственной деятельности и практических умений, стимулирование познавательной активности. Он воспитывает чувство ответственности за результаты своего учебного труда, способствует формированию личности будущего специалиста.

Преобразовать процесс обучения на данном этапе поможет внедрение компьютеризации. С помощью компьютера можно вести оперативный контроль на уроках и регистрацию результатов самостоятельной работы, добиться регулирования деятельности учащихся на основе самоконтроля.

 

 

Заключение

Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого студента. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Это положение подтверждается результатами настоящего исследования и позволяет высказать некоторые рекомендации:

1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности;

2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на всех этапах обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной оценке можно говорить об эффективности обучения;

3) Помимо традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять контрольно-обучающие программы, т.к. с помощью компьютера можно вести оперативный контроль и регистрацию результатов самостоятельной работы на уроках;

4) Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия. 

 

 

 

Литература

1. Амонашвили Ш. А.

Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.

2. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 1994

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвящение 1988.

5. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978.

6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М., 1978.

7. Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. – М., 1983.

8. Коротяев В.И. Учение процесс творческий. – М., 1989.

9. Игра в учебном процессе. /Под.ред. С.А.Наумовой, З.П.Трофимовой. – М., 1995.

10. Ильина Т.А. Педагогика – М.,1984.

11. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. – М., 1999.

12. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.

13. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

14. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.

15. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.

16. Сельскохозяйственный бизнес-менеджмент для российских товаропроизводителей. Пособие для преподавателей. /Под ред. В.А. Смирнова., - 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программированное задание по теме “Технология хранения капусты”

ВОПРОС: ОТВЕТ:
1.Особенности капусты как объекта хранения. 1. Вынужденный период покоя, большое тепло- и влаговыделение, способна отходить от заморозков. 2. Продолжительный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, способна зарубцовывать механические повреждения. 3. Вынужденный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, хорошая механическая прочность. 4. Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, способна отходить от заморозков. 5. Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- и влоговыделение, способна переносить низкие температуры.  
2.Главная задача при загрузке маточников в хранилище. 1. Охладить маточники до –6-7 С. 2. Охладить маточники до –1-2 С. 3. Обогреть маточники до +10 С. 4. Обогреть маточники до +3-4 С. 5. Обогреть маточники до +6-7 С.  
3.Оптимальные условия хранения капусты на продовольственные цели (сорт Амагер 611). 1. Т – от –3 до 0 С ОВВ – 90-95% 2. Т – от –2 до 0 С ОВВ – 85-90% 3. Т – от –2 до +2 С ОВВ – 90% 4. Т – от 0 до –1 С ОВВ – 93-95% 5. Т – от 0 до +1 С ОВВ – 80-85%  
4.Как реагирует капуста на повышенную концентрацию углекислого газа (макс.доп.конц.СО2) 1. Не реагирует. 2. Малочувствительна – 10% 3. Среднечувствительна –5% 4. Сильночувствительна –3% 5. Очень сильночувствительна –1%  
5.Какие виды капусты можно хранить методом пристановки. 1. Кольраби, цветную, брюссельскую. 2. Листовую, белокочанную, цветную. 3. Цветную, брюссельскую, брокколи. 4. Савойскую, цветную, брюссельскую. 5. Савойскую, белокочанную, брокколи.

Программированное задание по теме «Технология хранения картофеля»

 

ВОПРОС: ОТВЕТ:
1. Особенности картофеля как объекта хранения. 1. Вынужденный период покоя, большое тепло- и влаговыделение, способен отходить от заморозков. 2. Продолжительный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, способен зарубцовывать механические повреждения. 3. Вынужденный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, хорошая механическая прочность. 4. Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- и влаговыделение, способен переносить низкие температуры. 5. Продолжительный период покоя, большое тепло- и влаговыделение, не способен зарубцовывать механические повреждения.
2. Периоды хранения продовольственного картофеля. 1. Период дозревания, основной, весенний обогрев клубней. 3. Послеуборочный период, период охлаждения, период дозревания. 4. Лечебный период, период охлаждения, основной период, весенний период. 5. Период дозревания, период охлаждения, весенний период.
3.Оптимальные условия хранения картофеля на продовольственные цели. 1. Т – от 0 до 1 С ОВВ – 80-90 % 2. Т – от 2 до 4 С ОВВ –90 –95 % 3. Т – от –1 до 0 С ОВВ – 80 –85 % 4.Т – от 5 до 10 С ОВВ – 95 –98 % 5. Т – от –3 до 1 С ОВВ – 75 – 80 %
4. Способы размещения картофеля на хранение. 1. В штабелях, ящиках, контейнерах. 2. Навалом, в штабелях, в закромах. 3. В закромах, навалом, в мешках. 4.Навалом, в закромах, в контейнерах. 5. В секциях, закромах, контейнерах.
5. Размер бурта для хранения продовольственного картофеля должен быть: 1.Длина 10м, ширина- 3м, высота 2м. 2.Длина 20-25м, ширина-2м, высота 2м. 3.Длина 40 –45м, ширина – 5м, высота 3м. 4.Длина 10-15м, ширина 1-1,5м, высота 1м. 5.Длина 25м, ширина 1,5м, высота 1,5м.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА

По разделу “Болезни плодов и овощей при хранении”

Фамилия уч-ся__________________ Группа_________________ Дата_______________

 

Болезнь    
1. Систематическое положение (класс,порядок, род, вид)    
2. Внешние признаки      
3. Стадии первичной и вторичной инфекции, пути распространения    
4. Меры борьбы      

  

 

Оценка ______________           Подпись преподавателя ______________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ    1-й уровень

Вопрос: Ответ:
1. Особенности капусты как объекта хранения.   2. Что такое «тумаки»?   3. Почему кочаны нельзя зачищать до бела перед закладкой на хранение?   4. На какие болезни обратите внимание перед закладкой капусты на хранение?     5. Сколько соломы и какой необходимо для укрытия 1т капусты?   6. Что важно сделать перед закладкой капусты на хранение?   7. Найдите ошибку в формуле: Об=/Дх1/ хШхВ     1. Большое тепло- и влаговыделение, вынужденный период покоя, способна отходить от заморозков. 2. Большое тепло- и влаговыделение, продолжительный период покоя, жароустойчива.   3. Пожелтение верхних листьев. 4. Промерзание верхушечной почки. 5. Повреждение вредителями.   6. Происходит отток пластических и физиологически активных веществ из листьев к верхушечной почке. 7. Поражается вредителями при хранении 8. Повреждается ризоктониозом.   9. Серая и белая гниль 10. Слизистый, сосудистый ризоктониоз 11. Тумаки   12. 50-70 кг ржаной 13. 100 кг пшеничной 14. 80-90 кг овсяной   15. Охладить 16. Обогреть 17. Зачистить до бела.

КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ  2-ой уровень

Вопрос: Ответ:  
1. Почему важна при хранении капусты вентиляция?     2. Объясните причину появления «тумаков»     3. Что произойдет если бурт с капустой укрыть точно как с картофелем?     4. Назовите болезнь капусты, если на кочане пятна мелкие слегка вдавленные черные или свинцово-черные, встречаются на всех листьях или только на наружных, чаще к концу периода хранения.     5. Расчет: В хранилище 20 закромов длиной 6 и шириной 3м. Надо разместить морковь в 12 и свеклу в 8 закромах. Высота насыпи моркови 2м, свеклы 3м. Объемная масса соответственно 0,5 и 0,6т/м3. Определить сколько моркови и свеклы можно заложить на хранение.     1. Из-за крупности кочанов. 2. Из-за большого тепло- влаговыделения. 3. Из-за слабой механической прочности.   1. Промерзание кочанов до верхушечной почки. 2. Подмерзание верхних листьев. 3. В результате обогрева теплым воздухом.   1. Замерзание капусты. 2. Самосогревание капусты. 3. Отпотевание капусты.   1. Серая гниль 2. Белая гниль 3. Точечный некроз

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ     3-й уровень

1. Составить технологическую схему «Технология хранения капусты в стационарном хранилище».

 

2. Дайте определение лежкости и сохраняемости

 

3. Рассчитать: В камере необходимо разместить капусту в контейнерах вместимостью 0,3т. Контейнеры установить в штабеля длиной – 6, шириной –4, и высотой – 3 контейнера. В камере разместится 4 штабеля. Сколько капусты можно заложить на хранение?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

КОНТРАЛЬНАЯ РАБОТА

на повторение пройденного материала при

подготовке к Государственным экзаменам

 

 

Вариант 1.

 

1. Биологические особенности картофеля как объекта хранения.

2. Способы хранения капусты белокочанной в стационарных условиях.

3. ЗАДАЧА: Для хранения моркови способом пескования выделено 25м полезной длины хранилища. Штабеля с морковью планируется разместить перпендикулярно проезду с двух сторон. Размеры одного штабеля: длина –6м, ширина –по низу 2м, вверху –1м, высота укладки 0,8м. Проходы между штабелями – 0.5.

       Рассчитать сколько моркови и песка необходимо завезти в хранилище.

 

 

Вариант 2.

 

1. Биологические особенности лука и чеснока как объектов хранения.

2. Хранение картофеля в полевых условиях.

3. ЗАДАЧА: В хранилище 20 закромов длиной 6м и шириной 3м. Надо разместить морковь в 12 и свеклу в 8 закромах. Высота насыпи моркови 2м, свеклы – 3м. Объемная масса соответственно 0,5 и 0,6 т/ м3.

      Определить сколько моркови и свеклы можно заложить на хранение.

 

 

Вариант 3.

 

1. Биологические особенности капусты как объекта хранения.

2. Способы хранения лука от в зависимости от цели назначения.

3. ЗАДАЧА: В камере планируют разместить яблоки в контейнерах вместимостью 0,2т. Контейнеры будут установлены в штабеле длиной 8, шириной 6 и высотой 5 контейнеров. В одной камере размещают 4 штабеля.

      Определить какое количество плодов можно загрузить в камеру.

 

 

Вариант 4.

 

1. Биологические особенности корнеплодов как объектов хранения.

2. Хранение капусты в полевых условиях.

3. ЗАДАЧА: В камере планируют разместить капусту в контейнерах вместимостью 0,3т. Контейнеры установлены в штабеля длиной 6, шириной 4 и высотой 3 контейнера. В одной камере размещают 4 штабеля.

      Определить сколько капусты можно разместить на хранение.

 

 

Вариант 5.

 

1. Биологические особенности яблок как объектов хранения.

2. Способы хранения нежных корнеплодов.

3. ЗАДАЧА: Планируется загрузить камеру яблоками в ящиках №3 на поддонах. На одном поддоне размещают 20 ящиков (один пакет), длина и ширина штабеля соответствуют 7 пакетов, высота 4. В камере размещают 3 штабеля. Средняя вместимость одного ящика – 22кг.

     Определить какое количество яблок можно загрузить в камеру.

 

 

Вариант 6.

 

1. Биологические особенности плодовых овощей как объектов хранения.

2. Технология хранения семечковых плодов.

3. ЗАДАЧА: Для хранения капусты в стационарном хранилище выделено 16м полезной длины хранилища. Капуста будет размещена в штабеля, перпендикулярно центральному проезду с двух сторон. Размер одного штабеля: длина – 7м, ширина снизу 3м, вверху 2м, высота укладки –1м. Проходы между штабелями – 1м. Каждый штабель будет уложен на трехгранный канал сечением 0,45х0,45м и длиной 6м.

        Рассчитать сколько капусты можно разместить на хранения.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Программированное задание №1

 

Вопросы

 

1. Чем вызывается накопление сахаров в клубнях картофеля при хранении?

 

2. При какой температуре у лежкого сорта капусты Амагер 611 происходит образование тумаков?

 

3. Назовите оптимальные условия хранения корнеплодов продовольственного назначения?

 

4. Какой прием предупреждает развитие шейковой гнили лука при хранении?

 

5. Что относится к активному методу охлаждения зерновых масс?

 

6. Какие удобрения повышают холодоустойчивость растений лука, способствуют повышению содержания сухих веществ?

 

 

Ответы

 

1. +3-4 С 7. Т > +4 С 13. Перемещение зерновых масс
2. Калийные 8. Охлаждение 14. Просушивание
3.Прогревание 9. Т 0 – 1 С 15. Т +1 – 2 С
4. Т +2 – 3 С 10. Устройство приточно- вытяжных каналов 16. Поддержание температуры ниже 0 С
5. Перелопачивание, пропуск через зерноочистительные машины, активное вентилирование 11. Фосфорные 17. Азотные
6. Т < -2 С 12. Т –0 + 1 С ОВВ –90-95% СО2 –3-5% 18. Т – 1 + 2 С ОВВ –80-90% СО2 –8-10%

 

 

Программированное задание №2

 

Вопросы

 

1. Как реагирует морковь на высокую концентрацию СО2?

 

2. Чем обусловлена лежкость плодов и плодовых овощей?

 

3. Что способствует образованию суберина в зонах механических повреждений?

 

4. При каких условиях токсическое действие формалина возрастает и дезинфекция хранилища эффективна?

 

5. Назовите универсальный способ предварительного охлаждения продукции?

 

6. Каково предельное содержание СО2 при хранении яблок и груш?

 

Ответы

 

1.Доступ О2 и высокая температура 7. Т 10 – 12 С ОВВ – 50-60% 13. С помощью льда
2. Сильно чувствительна 8. Послеуборочное дозревание 14. Мало чувствительная
3. Глубокий период покоя 9. Средне чувствительна 15. Высокая температура и влажность
4. СО2 8-10% 10. Гидроохлаждение 16. Т 1 –2 С ОВВ 40-50%
5. Т – 18-25 С ОВВ –95-97% 11. Доступ О2 и низкая температура 17. Вынужденный период покоя
6. Воздушный 12. СО2 – 15-18% 18. СО2 – 3-4%

 

 

Программированное задание №3

 

Вопросы

 

1. Какие условия являются оптимальными в лечебный период хранения картофеля?

 

2. Перечислите грибные заболевания капусты при хранении?

 

3. Что необходимо применить при хранении корнеплодов для предупреждения грибных заболеваний?

 

4. Укажите лучшую систему содержания почвы в плодоносящем саду для обеспечения длительного хранения плодов в вашей зоне?

 

5. Какой севок гарантирует меньшое количество стрелок?

 

6. Какие сорта яблок наиболее пригодны для хранения в полиэтиленовой упаковки?

 

 

Ответы

  

1. Мел 7. Черный пар 13. Белый налив, Банановое
2. Сосудистый и слизистый бактериозы 8.Серая, белая гнили, фомоз. 14. Т – 2-12 С ОВВ –70-75%
3. Т +15-20 С ОВВ –85 –95% 9. Песок 15. Точечный некроз, тумаки
4. Черный пар с посевом сидератов 10. Т +8-10 С ОВВ –30-40% 16. Крупный
5. Ранеты, пепин шафранный 11. Мелкий 17. Торф
6. Средний 12.Антоновка, Уэлси 18. Сохранение естественного травостоя

 

Программированное задание №4

 

Вопросы

 

1. Перечислите физиологические расстройства капусты?

 

2. Какие овощные культуры относятся к группе зеленных?

 

3. К каким сортам по срокам созревания относится яблоко Белорусское малиновое?

 

4. Какие условия поддерживают при теплом способе хранения лука-севка?

 

5. Какой способ укладки плодов Антоновки более приемлем для длительного хранения?

 

6. Перечислите способы охлаждения зерновых масс?

 

 

Ответы

 

1. Морковь, картофель, свекла 7. Т – 2-10 С ОВВ – 60-70% 13. Шахматный со стружкой
2. Летний 8. Серая, белая гнили 14. Зимний
3. Тумаки, точечный некроз 9. Артишок, Спаржа, Эстрагон 15. Т –5-6 С ОВВ 70-80%
4. Т 18-20 С ОВВ –70-75% 10. Осенний 16. Салат, укроп, шпинат
5. Пряморядный со стружкой 11. Пассивное 17. Активное
6. Пассивное, активное 12. Диагональный со стружкой 18. Слизистый и сосудистый бактериозы

 

     

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Семинар-пра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...