Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстренная психологическая помощь при попытке самоубийства

Статьи / Прочее

От автора: Данное занятие посвящено проблеме работы с пострадавшими при угрозе самоубийства. Это занятие включает в себя теоретический материал, рассмотрение нравственных аспектов совершения попытки самоубийства, а также практическую отработку навыков психологической работы, направленных на предотвращение попытки самоубийства.

Это занятие рассчитано на специалистов, не являющихся профессиональными психологами, однако по роду деятельности оказывающихся на месте трагедии.

Проблема суицида достаточно остро стоит в современном мире. Ученые и практики различных специальностей (медики, психологи, социологи, социальные работники, сотрудники служб экстренного реагирования, журналисты, педагоги) стараются рассмотреть эту проблему с разных сторон. Специфика психологической помощи при предотвращении попытки суицида заключается в том, что специалист, оказывающий ее, должен быть глубоко личностно и эмоционально включен в проблему. Первой задачей является определение самоубийства как феномена. Одно из широко известных определений звучит так: самоубийство – самостоятельное, быстрое, осознанное действие, с целью ухода из жизни. Это определение является очевидным только на первый взгляд, т.к. существует множество явлений, не подпадающих под данное определение, но которые с полным основанием можно считать суицидом. Таким образом, мы подходим к решению второй выделенной задачи. Необходимо обсудить разные варианты суицидального поведения и особенно те случаи, которые не попадают в круг явлений, описанных данным определением. Это могут быть такие примеры:
  • Эвтаназия – медицинское убийство, которое происходит по желанию больного при неизлечимых заболеваниях, с целью избежать мучений, связанных с заболеванием. В нашей стране это запрещено.
  • Отказ от приема медикаментов, необходимых для поддержания жизни.
  • Голодовка.
  • Дуэль.
  • Жертвенное самоубийство в условиях войны.
  • «Русская рулетка».
  • Виды деятельности с высоким риском для жизни (профессии,, рискованная езда на автомобиле, мотоцикле, опасные виды спорта).
  • Ненамеренное совершение действий, которые могут быть потенциально опасны (случайное оставление электроприборов в ванне, переход дороги не по правилам в опасном месте).
  • Отказ от реанимации.
Все эти ситуации в разной мере можно считать самоубийством; однако ни одно из них не соответствует точно данному выше определению. Для выполнения третьей задачи необходимо, чтобы каждый из участников занятия определил для себя, что является самоубийством, а что таковым не является. Важно заострить внимание на том, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов – каждый должен сам определить свою собственную позицию. Обобщив результаты обсуждения, каждый формулирует определение для себя. Таким образом, при решении этой задачи у участников занятия рождается свое собственное отношение к проблеме самоубийства, что является неоценимо важным при психологической работе с данной категорией пострадавших. Важным является и то, что каждый участник, поделившись с остальными своими мыслями по этой проблеме, вносит свой вклад в понимание группой самоубийства как явления. Выполнение четвертой задачи (обсуждение возможных причин и мотивов самоубийства) позволяет вплотную подойти к пониманию всей сложности и, с другой стороны, необходимости помощи людям при попытке самоубийства. Полезным может оказаться перечисление и обсуждение возможных причин самоубийства. В общем виде они могут выглядеть так: 1. Причины детских самоубийств могут быть самые разные. Часто взрослым такие поступки детей кажутся немотивированными, однако следует обратить внимание на такие ситуации:
  • на ребенка навалилось множество мелких проблем; при этом взрослые не могут или не хотят протянуть руку помощи. В смерти ребенок ищет возможность найти временное (ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище;
  • ребенок хочет отомстить кому-либо, обратить на себя внимание или напугать родителей («Я умру, и вы узнаете, как были не правы»). Часто в этом случае дети говорят о своем намерении взрослым. Нельзя игнорировать такие угрозы;
  • ребенок боится наказания («Получил двойку, разбил чашку»);
  • недавно самоубийство совершил известный человек и/или самоубийство широко освещалось средствами массовой информации. Подростки часто совершают самоубийства, подражая кумиру.
2. Причины взрослых самоубийств (охватывают 99 % случаев):
  • Денежные долги.
  • Потеря высокого занимаемого поста.
  • Профессиональная несостоятельность.
  • Безработица.
  • Раскаяние за совершенное убийство или предательство.
  • Угроза тюремного заключения или смертной казни.
  • Тюремное заключение.
  • Угроза физической расправы.
  • Получение тяжелой инвалидности.
  • Неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти.
  • Психическое расстройство.
  • Шантаж.
  • Сексуальная неудача.
  • Измена мужа/жены. Бросил жених/невеста.
  • Ревность.
  • Потеря невинности.
  • Нежелательная беременность.
  • Венерические болезни.
  • Изнасилование.
  • Систематические избиения.
  • Публичное унижение.
  • Коллективная травля.
  • Проигранная война, неудачный мятеж.
  • Политическая несостоятельность.
  • Жертвенность в условиях воины.
  • Состояние аффекта.
  • Смерть детей, близкого человека.
  • Одиночество. Тоска. Усталость. Безысходность.
  • Религиозные мотивы.
  • Подражание кумиру.
Возможно, обсуждение различных причин приведет к тому, что кто-то из участников занятия осознает, что не знает, что могло бы удержать человека в жизни в такой ситуации. Это является противопоказанием к оказанию психологической помощи в конкретной ситуации (убедить человека в чем-то можно только тогда, если сам веришь в то, что говоришь). Этот момент обсуждения и осознания является чрезвычайно важным, так как позволяет заранее подготовиться к различным вариантам такой помощи. При выполнении пятой задачи целесообразно дать полный обзор видов суицидальной активности человека и вариантов ее проявления. Можно выделить следующие виды суицидальной активности:
  • мысли о самоубийстве (высказываются или не высказываются вслух, но эти мысли еще не переросли в намерение; человек только размышляет о такой возможности);
  • намерения (возникает желание покончить с собой, возникают различные планы осуществления самоубийства);
  • действия (покупка оружия, ядов, составление завещания и т.д.);
  • собственно попытка самоубийства (действие или действия непосредственно направленные на лишение себя жизни).
Последняя задача, решаемая в рамках этого занятия, – выделение видов самоубийства. Традиционно выделяют такие виды самоубийств: Демонстративный суицид – попытка самоубийства не имела цели ухода из жизни, однако в результате неверной оценки ситуации возможен летальный исход. При совершении такой попытки человек может осознавать или не осознавать свои истинные намерения (доказать кому-либо что-нибудь, обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих). Поэтому неверно говорить о том, что демонстративный суицид – это только представление, а шанс погибнуть при этом ненамного больше чем от несчастного случая. Большинство людей, совершая такую попытку, искренне считают, что хотят умереть; и именно в этих случаях участие других людей может оказаться решающим.
  • Истинный суицид – самоубийство с явной целью ухода из жизни.
Истинное самоубийство совершается людьми обдуманно, осознанно; для такого самоубийства имеются достаточно веские основания. Обычно к этому событию человек готовится заранее – приводит в порядок свои дела, отдает долги, распоряжается своим имуществом. Иногда перед самоубийством нет долгих приготовлений (самоубийство как следствие проигранной воины, неудавшегося мятежа); человек в таких случаях заранее предусмотрел такую возможность и поставил себе условия (если случится определенное событие, то я совершу самоубийство). Предотвратить такое самоубийство в момент совершения попытки достаточно сложно по двум причинам. Во-первых, попытка самоубийства совершается вдали от возможных свидетелей, продуман механизм действия. Во-вторых, решение человека было не спонтанным, он взвесил различные варианты, потратил много времени на подготовку. Наибольшие шансы предотвратить такое самоубийство, можно тогда, когда на этапе подготовительных действий кто-то из близких заметил это и обратился за помощью к специалисту.
  • Скрытый суицид – это случай, когда желание покончить с собой не осознается человеком или человек в силу нравственных, религиозных или моральных установок не может совершить самоубийство.
В таком случае человек как бы неосознанно стремится совершить самоубийство – начинает употреблять наркотики, алкоголь, психоактивные вещества; попадает в несчастные случаи; совершает потенциально опасные действия; идет на неоправданный риск. Как вариант в таком случае возможно и развития психосоматических заболеваний. Скрытое суицидальное поведение достаточно сложно выявить. Комплекс предупредительных мер также достаточно сложен. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экстренная психологическая помощь возможна в ситуациях, когда имеет место демонстративное самоубийство. Общая схема работы по оказанию экстренной психологической помощи при попытке самоубийства 1 этап На первом этапе работы необходимо собрать информацию для оценки вероятности, принятия решения о том, кто будет оказывать необходимую помощь, для оценки опасности для собственной жизни. Также необходимо принять решение о том, кто будет оказывать психологическую помощь пострадавшему. Основная задача в рамках первого этапа предполагает изучение схемы сбора информации. Такая схема строится из предпосылки о том, что времени на сбор информации практически нет. Исходя из этого, были выделены те данные (аспекты), которые крайне важны для работы: пол, примерный возраст (необходимо для оценки вероятностит совершения попытки);повод – какие события предшествовали попытке суицида. (необходимо для выбора темы разговора);наличие/отсутствие психиатрического диагноза (важно для выбора стратегии помощи и обеспечения собственной безопасности);алкогольное или наркотическое опьянение, хронический алкоголизм – для оценки летальности, выбора стратегии разговора;кто присутствует из значимых людей (во многих случаях у близких можно получить дополнительную информацию, а также это помощь и поддержка для пострадавшего в последующие периоды);были ли раньше попытки суицида у пострадавшего (т.к. возможно хроническое суицидальное поведение). Небольшое количество вопросов, которые необходимо выяснить, позволяет собрать информацию и сделать необходимые для работы выводы в короткие сроки. Безусловно, наличие любой дополнительной информации важно. Однако в каждом конкретном случае необходимо сопоставить важность этой информации и количество времени, которое уйдет на ее сбор. В некоторых случаях необходимое количество информации собрать не удастся; тогда необходимо осторожно и осознанно подходить к оказанию экстренной психологической помощи. На основании собранной информации необходимо принять решение о том, кто конкретно будет оказывать помощь. Решающими здесь является два фактора: психологическая готовность специалиста оказать такую помощь (о важности этого говорилось выше);пол специалиста. Была выявлена закономерность, что помощь более эффективна, если ее оказывает человек противоположного пола. Однако в некоторых ситуациях это правило не действует (ситуация сексуального насилия – помогающий должен быть одного пола с потерпевшим; некоторые ситуации неразделенной любви). После сбора информации и принятия решения о том, кто и какую помощь оказывает, можно приступать к следующему этапу. 2 этап Этот этап – оценка летальности (вероятности совершения попытки самоубийства). Невозможно со 100-процентной вероятностью предсказать, будет ли совершена попытка самоубийства или нет. Однако, опираясь на статистические данные, можно оценить насколько велик риск совершения такой попытки, и выделить группу риска. Так, например, мужчины чаще совершают самоубийства (т.е. попытка заканчивается летальным исходом), чем женщины. Также различно соотношение среди людей разных возрастов. Зная это, можно определить – не находится ли пострадавший в группе риска, что немаловажно для оказании экстренной психологической помощи. Несмотря на то что этот этап очень короткий, он очень важен для определения стратегии дальнейшей работы. Общие правила для оценки летальности 1. Необходимо учитывать пол пострадавшего: мужчины чаще совершают самоубийства, чем женщины (1/4);женщины чаще совершают попытки самоубийства, не заканчивающиеся летальным исходом. 2. Необходимо учитывать возраст пострадавшего (группы риска): подростки; мужчины 20-30 лет; люди старше 60 лет. 3. Необходимо учитывать состояние психики пострадавшего. Человек, находящийся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, скорее совершит попытку самоубийства. Хронические алкоголики и наркоманы вообще составляют группу риска. Также увеличивает риск наличие психического заболевания. Таким образом, можно подвести итоги: максимальный риск – если пострадавший мужчина старше 60 лет (почти 100% летальный исход);минимальный риск – если пострадавшей является женщина 15 – 35 лет. Целесообразно отработать механизм оценки летальности при помощи специальных упражнений (описание техники проведения упражнения дано ниже). Разговор, направленный на предотвращение попытки самоубийства, состоит из нескольких основных моментов: Актуализация ресурса. В любой ситуации, даже если она кажется самой негативной, существуют положительные моменты. Такими моментами могут быть факт того, что само событие уже произошло; факт того, что человеку удалось выжить; наличие уникального жизненного опыта («все, что не убивает меня, делает меня сильнее») и т.д.. Важно найти такие моменты для пострадавшего, сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого. Одна из задач данного этапа – информационная; эта задача сводится к изложению материала о технике ведения беседы с пострадавшим при угрозе самоубийства. Важным является правильный подбор лексического материала для беседы. Модальности Известно, что всех людей можно условно разделить на четыре большие группы по критерию ведущей модальности, т.е. по способу восприятия и познания окружающего мира. Это визуальная (зрительные образы), аудиальная (слуховые образы), кинестетическая модальность (область чувств или ощущений); соответственно выделяют визуальный, аудиальный и кинестетический тип. Четвертый выделяемый тип связан скорее не с областью чувств или ощущений, а с областью разума; этот тип назван дискретным. Безусловно, нельзя говорить о том, что можно выделить эти типы в чистом виде, однако у большинства людей одна модальность преобладает над другими; гораздо реже встречается ситуация, когда существует две ведущие модальности. Ведущую модальность важно определить для того, чтобы легче донести информацию до пострадавшего. Например, для визуала понятнее звучит фраза «Я сразу увидел, что ты парень что надо»; для аудиала – «Я сразу услышал в твоих словах просьбу о помощи»; для кинестетика – «Я почувствовал, что мы подружимся»; для дискрета – «Я подумал, что это будет здорово». Описывая один и тот же предмет или явление, люди с разными ведущими модальностями сделают это по-разному. Про облако, плывущее по небу, визуал скажет, что оно белое, большое и похоже на дракона; аудиал – что облако плывет беззвучно и тихо; кинестетик – что облако мягкое, пушистое, как перина; а дискрет добавит перед любым описанием – «я думаю что,…». Чаще всего встречаются люди с преобладанием кинестетической модальности, меньше с преобладанием визуальной модальности, еще реже встречается дискретный тип, и самым редко встречаемым оказывается аудиальный тип. Определить ведущую модальность достаточно просто – надо послушать, как человек описывает ту или иную ситуацию. После того как обсуждены теоретические аспекты, целесообразно перейти к практической отработке навыка распознавания ведущей модальности у собеседника. Для этой цели используются такие упражнения с определением ведущей модальности по предложенному описанию. Далее группа переходит от рассмотрения вопроса «как говорить» к вопросу «что говорить». Первым шагом после установления контакта является актуализация ресурса. Ресурсом в данной ситуации может быть все, что может помочь и что до настоящего момента оставляло человека живым. Ресурс можно найти в любой, даже в самой страшной ситуации. В качестве примера можно привести такие ресурсы: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта; сам факт того, что человек еще жив, что человек в какой-то сложной для него ситуации выжил, и другое. Для того, чтобы общение на этой стадии было эффективным, необходимо уже не только слушать, но и задавать вопросы. Наиболее эффективными являются так называемые открытые вопросы – те, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», те вопросы, которые требуют развернутого ответа. Для таких вопросов используются вопросительные слова «почему», «зачем», «когда». Цель ведения беседы на этом этапе – найти ресурс, найти положительные моменты в состоянии, ситуации, в которой оказался пострадавший. То, что говорит человек, отвечая на заданный вопрос, рассказывают нам о том, что может оказаться ресурсом именно для него. Более подробно вопросы нахождения ресурса рассматриваются на практическом материале; для этого используются такие упражнения, как методика, направленная на умение задавать открытые вопросы, методика, направленная на поиск ресурса в различных жизненных ситуациях. При этом обязательно рассматриваются жизненные ситуации, которые чаще всего приводят к попытке самоубийства. Часто оказывается достаточно только того, что ресурс найден. После этого человек может отказаться от попытки самоубийства. Однако может возникнуть необходимость продолжить разговор дальше. В этом случае начинается следующий этап. 3 этап Присоединение к пострадавшему является следующим этапом работы – это первое, что должен сделать человек непосредственно при разговоре с потенциальным самоубийством. Это чрезвычайно важно, т.к. человек, находящийся на грани совершения попытки суицида, оказывается в ситуации, когда весь мир и сама жизнь представляются враждебными по отношению к нему. В этом случае становится крайне важно, чтобы человек, оказывающий помощь, выступал не от лица враждебного мира, а стал соратником, союзником человека, оказавшегося в кризисной ситуации. С другой стороны, важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней пострадавшему. По данным психологов, подавляющая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается нами и воспринимается окружающими независимо от нашего желания; такого количества информации достаточно в обычной повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. Здесь во многом решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания» Отработка навыков невербального присоединения Особенностью применения навыка присоединения является то, что присоединение – это первый этап непосредственного контакта спасателя с пострадавшим. Так или иначе информация о нашем состоянии передается через позу, жесты, голос, интонацию и т.д. Этой информации вполне достаточно в жизни, а в ситуации критической этого может не хватить, поэтому в этом случае требуется высокий уровень контроля за своими невербальными проявлениями. К невербальным проявлениям относятся поза, жесты, мимика, личная дистанция, интонация. Человек, оказывающий помощь, должен не просто знать о том, что такое присоединение, но и уметь это делать. Поэтому целесообразно уточнить, что такое присоединение и больше усилий направить на выработку необходимого навыка у участников занятия. Важным является рассмотрение такого аспекта невербальных проявлений, как личная дистанция. Этот компонент является очень важным при работе с потенциальным самоубийцей, т.к. то, что для человека в обычной жизненной ситуации может считаться нормой, им будет воспринято как вторжение в его личное пространство и, в конечном итоге, подтолкнуть его к попытке самоубийства. Необходимо отметить, что хотя в данном занятии не предусмотрено специальных упражнений на определение собственной дистанции и личностной дистанции пострадавшего, этот аспект подробно освещается и как компонент включается во все упражнения, направленные на формирование навыков невербального присоединения. Таким образом, в рамках этой задачи оценивается способность каждого участника занятия получать информацию в процессе общения по невербальным проявлениям, а также отрабатывается навык невербального «отзеркаливания», встроенного в беседу. Стадия "поворота на 180%" Основная задача этого этапа работы «повести» пострадавшего за собой; удивить и этим актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации. Ведь мало того, что у человека появился союзник; этот союзник должен служить проводником от мира к пострадавшему, должен совершить переворот ситуации, в которой оказался пострадавший и показать, что мир не враждебен по отношению к нему. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде. С другой стороны., сущность этого этапа («стадии переворота») в том, чтобы тот уникальный жизненный опыт, о котором в качестве ресурса говорили с пострадавшим на первом этапе, показать, как опыт обычный, как то, через что проходили многие люди. Такая установка поможет пострадавшему принять свой жизненный опыт, свою ситуацию, что в конечном счете, поможет ему отказаться от намерения совершить самоубийство. Переворот необходим для того, чтобы пострадавший мог увидеть ситуацию, в которой он оказался, с другой стороны. Методика направленная на оценку вероятности совершения попытки самоубийства Методика может быть отнесена к разряду игровых методов (имитационный игровой метод); этот метод позволяет воспроизвести ситуацию, встречающуюся в реальных условиях. Инструкция Участникам раздаются карточки с определенным количеством информации (ее может быть избыточно или недостаточно). Для работы с этими карточками участникам предлагается: Представьте себе, что это вся информация, которой вы располагаете. Не тратя времени на обдумывание, ответьте на три вопроса: 1. Насколько велик риск того, что пострадавший совершит попытку самоубийства? 2. Кто должен оказывать экстренную психологическую помощь? 3. Готовы ли вы сами оказать психологическую помощь в конкретной ситуации? Далее каждый из участников отвечает, а группа обсуждает. Вопросы для обсуждения: 1. Каких данных не хватало? 2.Действительно ли необходима внутренняя готовность к оказанию психологической помощи? Время: Времени на обдумывание не дается. На обсуждение каждой ситуации требуется 5-7 минут. Ситуация 1 Женщина 25 лет. Недавно ушел муж. Женщина потеряла работу. Присутствует мать (отношения с матерью иногда конфликтные). По свидетельствам матери – накануне пострадавшая была в состоянии алкогольного опьянения. Попыток суицида не было, но в 13-14 лет пострадавшая угрожала суицидом своим родителям. Ситуация 2 Мужчина, 18-20 лет. Причина неизвестна, никого из близких рядом нет. Находится в состоянии сильного опьянения (алкогольного или наркотического – неясно). Ситуация 3 Мужчина, на вид 50-55 лет. Недавно умерла жена. Хронический алкоголизм. Присутствует дочь от первого брака. Ситуация 4 Женщина 45 лет. Долгое время не могла найти работу, дети разъехались, осталась одна. Из близких присутствует соседка, с которой женщина находится в дружеских отношениях. Женщина не открывает дверь, но разговаривает. Соседка вернулась с работы раньше времени и обнаружила записку. Судя по голосу, женщина не принимала алкоголя или наркотиков. Ситуация 5 Девушка 19 лет. Неразделенная любовь. Из близких мать, отец и младший брат. Методика, направленная на поиск ресурса Эта методика позволяет освоить навык поиска ресурса в любой ситуации. Инструкция Участники садятся (или уже сидят) в круг. Ведущий предлагает различные неприятные ситуации (степень тяжести ситуаций различна – от похода к врачу до потери близкого человека). Задача участников – постараться найти возможные положительные моменты в каждой из этих ситуаций. После этой процедуры возможно групповое обсуждение. Другой вариант Упражнение проходит в виде соревнования. Участники разбиваются на две группы. Каждая группа старается найти максимально возможное количество ресурсов (положительных моментов) в каждой ситуации. Побеждает команда, придумавшая больше положительных моментов. Вопросы, которые можно обсудить в ходе дискуссии после выполнения упражнения: 1. В каждой ли ситуации возможно найти положительный ресурс? 2. Этично ли искать положительные моменты в такой ситуации, как, например, потеря близкого человека? 3. Какие трудности были в выполнении данного упражнения? Реквизит Список негативных ситуаций. Методические материалы для участников Время Упражнение занимает 15-20 минут. Список ситуаций для методик, направленных на поиск ресурса: 1. Поход с женой по магазинам. 2. Посещение проктолога. 3. Лишение водительских прав. 4. Супружеская измена. 5. Бесплодие. 6. Импотенция. 7. Развод. 8. Увольнение. 9. Операция. 10. Неизлечимая болезнь. 11. Лишение родительских прав. 12. Потеря крупной суммы денег. 13. Заключение под стражу. 14. Потеря близкого человека. Примечание Этот список составлен по принципу – от менее неприятной ситуации к наиболее плохой, трагичной. Методика, направленная на отработку навыка оказания экстренной психологической помощи при попытке самоубийства Эта методика относится к классу методов ролевой игры и позволяет отработать навык оказания экстренной психологической помощи при попытке самоубийства. Инструкция Участники разбиваются на мини-группы (например, на тройки). Каждой группе дается определенная ситуация суицидального поведения. Первый участник становится пострадавшим, второй оказывает ему помощь, третий – наблюдатель, который фиксирует все положительные и отрицательные моменты и по окончании сеанса дает участникам обратную связь. Участники меняются ролями таким образом, чтобы каждый участник побывал во всех трех ролях. После окончания упражнения проводится групповая дискуссия, на которой участники делятся полученным опытом. Вопросы, которые можно обсудить в ходе дискуссии после выполнения упражнения: 1. Встретилось ли в поведении пострадавшего что-то, что поставило вас в тупик? 2. Какие моменты вызвали максимальную трудность у вас лично? 3. Какие чувства вы испытывали, находясь в позиции пострадавшего? Оказывающего помощь? Эксперта? 4. Как вы считаете, готовы ли вы лично оказать помощь в такой ситуации? 5. Какие трудности были в выполнении данного упражнения? Реквизит. Описание суицидальной ситуации. Время. Упражнение занимает 40-45 минут на каждую ситуацию. Ситуация 1 Мужчина, 35 лет, собирается сброситься с крыши. Недавно потерял жену и единственного ребенка в автомобильной аварии. Никаких родственников кроме матери у него не осталось, но мать проживает в другом городе. Чувствует себя никому не нужным, одиноким. Считает, что все хорошее в его жизни уже позади. Имеет неплохую работу. Достаточно замкнут, у него есть несколько друзей. Ситуация 2 Молодой человек, 23 года, собирается выпрыгнуть из окна. Его обвинили в растрате крупной суммы денег. Он виновен, но у него были сообщники, которые сумели выйти из ситуации «сухими». Нет денег, чтобы вернуть долг и ему грозит тюремное заключение. Не женат, детей нет, живет вместе с родителями, при этом отношения с отцом не сложились. По характеру импульсивен, общителен, однако иногда проявляет агрессию (чаще всего вербальную) по отношению к окружающим. Находится в состоянии легкого алкогольного опьянения. Ситуация 3 Мужчина, 40 лет, угрожает застрелиться. После краха компании, которую он возглавлял, от него ушла жена и забрала с собой детей. В том кругу, где он привык общаться, ему стало некомфортно, он почувствовал себя в безвыходной ситуации. Угрожает покончить с собой. Однако временами начинает угрожать окружающим с целью отомстить всем за то, что с ним приключилось. По характеру энергичен, напорист, достаточно общителен, но близких друзей немало. Имеет привычку обвинять окружающих и ситуацию в своих неудачах.    

Петко Людмила Юрьевна

Опубликовано на сайте: 11 декабря 2015, 5070 просмотров

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...