Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления формирования ПИ




Виды идентичности

Социальным психологам хорошо известен тест М. Куна и Т. Макпартленда «20 ответов». Обычно ответы на вопросы теста четко распадаются на две группы. Первая группа включает отве­ты, где индивид определяет себя в терминах интеллектуальных, нрав­ственных, физических качеств (рассудительный, добрый, веселый, любящий, упрямый, любитель веселого времяпрепровождения, блон­дин и т.п.). Таким образом человек определяет свою личностную иден­тичность. Вторая группа включает ответы, в которых индивид определяет себя в терминах соотнесения с социальной группой (сту­дент, москвич, гражданин, член партии и т.п.). Так он определяет свою социальную идентичность.

Среди ответов второй группы могут встречаться характеристики, соотносящие личность с какой-либо политико-идеологической группой, пол. лидером, партией, иной пол. структурой. Например: я демократ, я коммунист, я «яблочник», – ПИ.

И. включает: во-1, знание (я знаю, что я обладаю такими-то качествами, я знаю, что я принадлежу к такой-то группе), причем это знание быть рационально осознано и вербализовано; во-2, эмоциональную или аффективную составляющую, ко­гда осознаваемые личностные качества или принадлежность к группе вызывают у человека определенные чувства, причем нередко проти­воречивые. Данный компонент идентичности проявляется в значительной степени на уровне подсознания. Человек далеко не все­гда отдает себе отчет в том, почему демонстрация определенных личностных качеств или принадлежность к той или иной группе вы­зывает у него удовлетворение, уверенность или другие ощущения; в-третьих, поведенческую составляющую, проявляющуюся в го­товности к действиям, в которых будут демонстрироваться соответст­вующие личностные качества или готовность к поддержке группы или солидарным действиям с ее членами.

Будучи единством знания, чувств и готовности определенным образом действовать, идентичность становится очень сильным фак­тором, влияющим на поведение человека. Вот почему нельзя строить эффективную пол. кампанию без учета этого фактора, без учета способности индивидов определять свое Я.

Проблема личностной идентичности выходит на первый план в имиджевых пол. кампаниях, когда решаются задачи пози­ционирования пол. лидера (или того, кто стремится им стать). Пол. консультантам, работающим с политиком, важно знать специфику его Я-концепции, как он представляет себе свои основные личностные качества. Это знание поможет подобрать имидж, не расходящийся с внутренним образом человека, а следова­тельно, такой имидж будет более убедительным, потому что политику не придется поступать вопреки своим принципам.

ПИ, как самоопределение личности в терминах соотнесения себя с определенной пол. организацией, пол. группой, пол. лидером, ведет к появлению устойчивых образцов пол. поведения — голосованию на протяжении многих лет за одну и ту же партию, поддержке моральной и действиями, определенной пол. организации или пол. лидера.

Виды ПИ:

1. Групповая ПИ. Ее отличительной чертой является то, что индивид считает себя членом определенной пол. организации, он разделяет ее программные цели, ему близки понятны взгляды и интересы других членов этой организации, сопереживает им и готов принимать участие в совместных акциях, обществе число людей, обладающих таким видом ПИ, невелико. Это прежде всего активисты пол. организаций, а также некоторые их члены, обращаем внимание на то, что вступление в пол. организацию еще не означает автоматического формирования соответствует идентичности. Численность людей, обладающих групповой пол. идентичностью, никогда не бывает равной численности представленных в партии. И хотя в демократической стране вступление в партию — дело добровольное, все равно практически в такой организации есть люди, которых не связывает с этой организацией глубокое чувство ответственности или симпатии.

2. Референтная ПИ. Этот вид идентично возникает, когда формально индивид не включен в соответствующую пол. организацию, но тем не менее среди коллективных субъектов политики он выделяет именно эту группу, рассматривает ее как значимую для себя, ориентируется на нормы и ценности этой группы. Например, по мнению американских иссле­дователей, в США 40% избирателей обладают устойчивой партийной идентичностью, что проявляется, в частности, в том, что они по­следовательны в своем выборе и всегда голосуют за кандидата от определенной партии.

По мнению российских исследователей, в нашей стране ус­тойчивая партийная идентичность характерна примерно для 10 % из­бирателей. Это прежде всего твердый электорат компартии и не­которых других партий, функционирующих на пол. арене России уже десять лет.

3. Персонифицированная ПИ. Это особый вид идентичности, заключающийся в появлении особого эмоцио­нального отношения к конкретному пол. лидеру, выражающегося в сопереживании, желании подражать ему, под­держивать его. Для иллюстрации проявления этого вида идентично­сти приведем описание корреспондентом АиФ встречи лидера КПРФ Г. Зюганова с избирателями Удмуртии. В этом небольшом фрагменте хорошо передана главная особенность персонифицированной ПИ — обожание своего кумира.

«...Самое важное сокровище Зюганова— люди «в возрасте». На встрече с активистами партии зал на 1200 человек был набит битком. Возраст зрителей — где-то после 50, по большей части — за 60. Мно­гие женщины конспектируют речь. Еще сильнее любовь была видна на другой встрече, на открытом воздухе. Мороз. Когда Зюганов приехал, толпа ждала уже более часа. Как только он стал обходить людей, они тут же сомкнулись вокруг не­го. — Давайте разойдемся чуть-чуть. Дайте к микрофону пройти, женщины, — улыбаясь, примирительно говорил Зюганов. Но они не хотели расступаться, хотели быть ближе. — Ой, дайте посмотреть! — Что, нравится он вам, женщина? — Ага. — Что, красивый? — Очень красивый. Имиджмейкеры всей страны, удавитесь от зависти»

Что можно ожидать от людей, обладающих пол. идентичностью?

Во-первых, такие люди в очень большой степени ориентированы на нормы, ценности соответствующей пол. группы, для них характерно некритическое восприятие действий тех, с кем они себя идентифицируют. Они демонстрируют желание подражать своим лидерам, нередко у них возникают эмпатия, готовность сопереживать и поддерживать, причем не неосознаваемом уровне. Во-вторых, такие люди склонны воспринимать окружающий мир через призму «мы — другие». Иными словами, окружающие люди неосознанно начинают ими делиться на МЫ, т.е. на тех, с кем они близки, с кем они себя отождествляют, и на ДРУГИХ, в отношении которых проявляются большая критичность, отчужденность, а иногда и враждебность.

ПИ может складываться стихийно, после того как индивид знакомится с пол. организацией, узнает о пол. лидере. И если это знание оказывается для то значимым, то велика вероятность того, что оно будет дополнять соответствующими позитивными чувствами. Большую роль процессе формирования пол. идентичности играет опыт индивида — участие в совместных акциях с членами группы, встречи и личные контакты с пол. ром.

Основные направления формирования ПИ

ПИ всегда конкретна. Человек не может отождествить себя с партией вообще. У него может возникнуть особое симпатии только к конкретной партии. Следовательно, чем приступать к решению задач по формированию пол.и­вкой идентичности, необходимо четко определить, о формировании идентификации с какой организацией, с каким лидером пойдет речь. Высказанное предостережение не покажется лишним, если, например, в избирательной кампании, где одного кандидата под­держивают несколько пол. партий. Важно также определиться, какой вид ПИ вы собираетесь формировать. Если речь идет о референтной или персонифицированной ПИ, то здесь глав­ным направлением работы становится вовлечение во взаимодейст­вие. Если ставится задача формирования групповой ПИ, то нужно будет вести работу по вовлечению граждан в ряды соответствующей пол. партии.

3.1. Вовлечение во взаимодействие

Политика абсолютному большинству простых граждан представ­ляется чем-то далеким от их непосредственных интересов. Они пред­почитают заниматься проблемами своей повседневной жизни и не тратить силы и энергию на участие в пол. борьбе. Как преодолеть инерци­онность массы, не желающей быть разменной монетой в борьбе политиков?

Для решения этой задачи используется прием, который мы назо­вем «вовлечение во взаимодействие». Его суть заключается в том, что­бы вначале подтолкнуть человека просто к контакту с представителя­ми пол. организации, а затем попытаться расширить зону совместного участия в решении какой-либо проблемы. Таким образом, создается основа для обретения простым гражданином опы­та пол. взаимодействия, который в дальнейшем может стать основой для формирования у него соответствующего вида ПИ. В основе приема «вовлечение во взаимодействие» лежат хорошо известные в психологической науке факты: в обществе люди считают себя связанными взаимными обязательствами; они склонны быть по­следовательными в своих поступках.

За многовековую историю человечество выработало ряд универсальных социальных норм, которые в том или ином виде присутствуют во всех обществах. Во-первых, это правило взаимного обмена, которое гласит: «мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек». Этому правилу все члены общества обучены с детства. И тот, кто игнорирует данное правило, может натолкнуться на неодобрение со стороны других людей....Ареной, где широко применяется правило взаимного обмена, яв­ляется политика. На самом верху пирамиды власти избранные долж­ностные лица вовлечены в обмен взаимными услугами, голосами и одолжениями, что поистине превращает политику в некую странную кухню. Нехарактерное голосование какого-либо чиновника при принятии какого-нибудь закона может быть интерпретировано как любезность в обмен на любезность человека, предложившего закон. Пол. аналитики были поражены способностью Линдона Джонсона в начальном периоде его правления проводить большинст­во своих программ через Конгресс. Даже те члены Конгресса, которые изначально являлись противниками данных предложений, голосова­ли за них. Более глубокое исследование политологов показало, что ос­новной причиной успеха Джонсона была не столько его пол. интуиция, сколько широкий диапазон услуг, которые он мог оказы­вать другим законодателям в течение долгих лет работы в Палате пред­ставителей и в Сенате. В качестве президента Джонсон мог провести огромное количество законодательных инициатив за короткое время, потребовав уплаты за эти услуги. Интересно, что аналогично можно объяснить сложности Джимми Картера в проталкивании программ через Сенат в начальный период его правления, и это несмотря на по­давляющее большинство демократов как в Палате представителей, так и в Сенате. Картер пришел к президентству не из истэблишмента Ка­питолийского холма. Проводя свою кампанию, Картер говорил, что он никому ничем не обязан в Вашингтоне. Причиной большинства его трудностей на посту президента вполне мог быть тот факт, что в Вашингтоне никто ничем не был обязан ему.

Правило взаимного обмена часто используется в пол. кампаниях для побуждения людей к совершению определенных действий. Механизм реализации этого правила выглядит следующим образом. Вначале человеку делают небольшой подарок или оказывают определенную услугу, подчас самую незначительную, а затем просят о взаимной услуге. В этом случае многие люди считают себя не вправе отказывать в просьбе, так как срабатывает усвоенная с дет­ства норма. Чаще всего этот прием используется в отношении отдельных людей, когда, например, на сторону того или иного пол. движения надо привлечь известного человека. В этом случае ему ока­зывается какая-либо услуга, и он уже считает себя обязанным публично выступить в поддержку определенного пол. деятеля. По отношению к массе используются адресные поздравления с праздником, массовая раздача сувениров с пол. символи­кой и т.п.

Другим правилом, позволяющим вовлекать людей во взаимодей­ствия, является принцип последовательности. Человека, чьи убеждения, слова и дела расходятся друг с другом, обычно называют двуличным, нена­дежным. Усвоение этого принципа, культурной нормы в ходе социа­лизации ведет к тому, что человек считает себя обязанным реализо­вывать этот принцип в повседневной жизни.

Эксперимент: В небольшом городке в Калифорнии был проведен эксперимент, в ходе которого исследователь, выдающий себя за добровольца, ходил по домам и предъявлял нелепое требование к домовладельцам. Их просили разрешить разместить на парадных лужайках доски для афиш и объявлений, предназначенные для общественного пользования. Чтобы хозяева домов получили представление о том, как могла бы вы­глядеть надпись, им показывали фотографии с изображением краси­вого дома, который почти полностью закрыт огромной неаккуратной вывеской, гласившей: «ВЕДИТЕ МАШИНУ ОСТОРОЖНО». Хотя данное требование по понятным причинам отвергалось подавляющим большинством (согласились только 17%) других жителей этого рай­она, данная конкретная группа людей реагировала достаточно благо­склонно (76% домовладельцев разрешили воспользоваться своими дворами).

Главная причина этой поразительной уступчивости была вызвана тем, что произошло с жителями городка двумя неделями раньше: они взяли на себя одно незначительное обязательство. Другой доброволец пришел к ним и попросил разместить в каждом дворе небольшое объявление площадью три квадратных дюйма, гласившее: «БУДЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ ВОДИТЕЛЕМ». Это было такое пустяко­вое требование, что почти все домовладельцы согласились его выполнить, но влияние этого требования было сильнейшим. По­скольку люди наивно согласились с легким требованием пару недель назад, они оказались склонны подчиниться другому аналогичному требованию, гораздо более тяжелому.

Использование правила последовательности вылилось в создание особого приема вовлечения людей во взаимодействие, пол.учавшего название «нога-в-дверях». Его суть заключается в том, что вначале людей просят совершить абсолютно незначительный поступок, ко­торый затем используется как отправная точка для приобщения их к более ответственным действиям. В пол. кампаниях таким первым поступком часто становится подпись человека под каким-нибудь обращением. «Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, что же делают со всеми полученными подписями те люди, которые просят вас подписаться под петициями? Часто они ничего с этими подписями не делают, так как да главной целью обычно является вынуждение тех, кто подписывается, взять на себя некое обязательство и соответственно занять определенную позицию. Подписавшие петицию люди с большой вероятностью станут предпринимать в дальнейшем шаги, которые будут соответствовать занятой ими позиции».

Среди просьб, которые могут спровоцировать запуск принципа последовательности, пол. менеджеры могут использовать также просьбы поносить значок с определенной символикой, помочь разнести рекламные материалы, поприсутствовать на пол. мероприятии и т.д. Специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на дальнейшее поведение людей оказывают те их поступки, которые либо совершены публично, в присутствии других людей, либо зафиксированы в письменном виде (подпись под петицией).

Прием «нога-в-дверях» требует соблюдения следующих правил:

1. Начинать надо с обращений, просьб, которые на первый взгляд ни к чему не обязывают, не являются обременительными для вовлекаемого во взаимодействие человека. В пол. практике это может быть:

— сбор подписей в поддержку кандидата, — сбор подписей в поддержку какого-либо обращения, петиции и т.п., — просьба прикрепить значок с пол. символикой к лац­кану пиджака и т.п.

2. Взаимодействие (даже единичное) должно проходить на фоне позитивных эмоций, только в этом случае может складываться пози­тивная идентификация. Следовательно, надо создавать атмосферу либо приподнятого настроения, торжественности, либо сочувствия, понимания проблем граждан.

3. Важно, чтобы у вовлекаемого во взаимодействие человека не возникло ощущение, что на него давят, его принуждают что-то сде­лать. В этом случае эффект будет минимальным, так как человек не склонен рассматривать действия, совершенные под давлением, как проявление собственных убеждений. И напротив, если человек со­вершит поступок, будучи уверенным в том, что действовал вполне са­мостоятельно, то вероятность включения принципа последователь­ности будет очень велика. Человек будет стремиться подтвердить своими последующими действиями, что совершенный ранее посту­пок соответствует его представлениям, убеждениям и ценностным ориентациям.

4. Не терять из виду тех, кто вступил в первичное взаимодействие. Через некоторое время обратиться к ним снова, например, с письмом благодарности за поддержку кандидата или пол. обраще­ния. Послать такое письмо вполне возможно, если речь идет о сборе подписей, так как на подписных листах обычно указывается домаш­ний адрес подписантов.

5. Не ограничиваться единичными актами, вовлекать людей в но­вые взаимодействия, т.е. приглашать на новые встречи, на мероприя­тия, организуемые пол. организаций.

Примером использования принципа последовательности в пол. кампании можно назвать акцию, проведенную СПС в пред­дверии выборов в Государственную Думу в 1999 году. Гражданам предлагалось поставить свои подписи под обращением о проведении всероссийского референдума по таким актуальным проблемам, как защита частной собственности граждан, перевод армии на профес­сиональную основу, отмена депутатской неприкосновенности. Затем многим из подписантов были направлены письма с благодарностью за оказанную поддержку инициативы СПС, а далее они стали главным объектом непосредственной агитационной работы активистов этого пол. движения, которые ходили по указанным в подписных листах адресам и своей агитацией закрепляли в памяти подписантов соответствующие суждения и мнения.

Важным приемом, используемым в пол. кампаниях для вовлечения людей в непосредственный контакт, является агитация от двери к двери. Агитация может осуществляться самим кандидатом. Об эффективности такого вида агитации рассказывает, например, Егорова, председатель совета учредителей Центра пол. консультирования Никколо М».

«По одному из московских округов в Государственную Думу (вы­боры 1999 г.) баллотировался Мартин Шаккум. Соперники у него были именитые, например журналист-«яблочник» Юрий Щекочихин. Так вот, при отсутствии какой бы то ни было видимой вы­борной кампании (ни телевизионных выступлений, ни плакатов, ни билбордов) Шаккум всех победил с огромным преимуществом. Как, почему? Да ничего особенного не произошло. Кандидат просто вос­пользовался старым, добрым, но подзабытым приемом: не ленясь, не стесняясь, не жалея собственного времени, лично посетил большин­ство своих избирателей на дому, познакомился, выслушал и записал жалобы и просьбы, попил с бабушками чаю... Стал близким и род­ным».

Обход политиком квартир требует от него больших затрат времени и сил. Кроме того, он должен обладать навыками непосредственного общения с незнакомыми людьми, быть готовым к встрече с недоброжелателями, к тому, чтобы выслушивать критические замечания в свой адрес, быть готовым к ответу на самые разные, в том числе и нелицеприятные, вопросы. Далеко не каждый политик обладает перечисленными качествами. Кроме того, в масштабных кампаниях, когда охватить необходимо большой массив населения, обходы квартир самим политиком вряд ли продуктивны.

Вот почему для проведения акции «от двери к двери» обычно готовит специальных агитаторов, которые последовательно осуществляют обход квартир и домовладений. Такие акции необходимо тщательно готовить, соблюдая ряд требований:

1. Важно правильно определить дату проведения акции. Ее нельзя проводить слишком рано, задолго до выборов, так как избиратели могут забыть о нанесенном визите. Но, руководствуясь данным обстоятельством, можно и упустить момент, пропустить вперед конкурентов, что категорически нельзя допустить, так как после агитаторов встречают уже как надоедливых просителей. 2. Обход квартир и домовладений необходимо соотнести с другими публичными акциями, включенными в план публичных мероприятий пол. кампании. Все эти акции должны быть подчинены целям пол. кампании и единой теме убеждающей коммуни­кации. 3. Желательно предупредить жителей о приходе агитаторов, иначе их могут встретить крайне настороженно или вообще не открыть дверь. Можно повесить объявление в подъезде, предупредить те­лефонным звонком, договориться с дежурным или старшим по подъ­езду.

4. По возможности хорошо бы получить информацию, как голосо­вали жители дома раньше. Нельзя агитировать убежденного комму­ниста проголосовать за правого либерала и наоборот. В этом случае визит агитаторов вызовет только негативную реакцию жителей.

5. Команду агитаторов необходимо тщательно готовить. Для этого обычно разрабатывается специальная памятка, в которой содержится примерный текст обращения к жителям, даются указания, как реа­гировать на те или иные заявления жителей, каким должен быть внешний вид агитаторов и т.д.

6. Важно снабдить агитаторов раздаточным материалом — листов­ками, брошюрами, сувенирами. В этом случае велика вероятность, что эти материалы будут напоминать жителям о визите агитаторов, что содержание беседы не забудется слишком быстро, а о самом визи­те встречавший агитаторов расскажет своим домочадцам.

Агитаторы обычно выполняют и еще одну важную функцию в пол. кампании. В ходе беседы они выясняют мнения, сужде­ния жителей микрорайона и таким образом обеспечивают обратную связь в коммуникационном процессе пол. кампании.

Еще одним из способов вовлечения людей во взаимодействие яв­ляется организация общественных приемных кандидатов, балло­тирующихся на выборах. Придет правдоискатель, его выслушают, дадут совет, объяснят, за кого и почему нужно голосовать, в нагрузку — листовки и брошюры. Общественные приемные были у и.о. президента Влади­мира Путина и лидера «Яблока» Григория Явлинского. Сторонники Геннадия Зюганова могли обращаться в райкомы КПРФ и в думскую фракцию компартии...

С 21 февраля по 21 марта в общественную приемную Путина обратилось 8,4 тысячи граждан. По словам сотрудников, большинство приходило отнюдь не с челобитными, а с выражением поддержки. Другая категория граждан приносила на Тверской бульвар, 14 свои наказы потенциальному президенту: усилить борьбу с преступностью, стабилизировать экономику, компенсировать дореформенные вклады в Сбербанке и все в том же духе...

...Ходоки к Явлинскому идут в Малый Левшинский переулок с несколько другими проблемами. Как ни странно, именно к кандидату от «Яблока» идут с жалобами. Самое большое количество обращений связано с работой судов, милиции, органов следствия, нарушениями УПП и Конституции.

3.2. Вовлечение в пол. организацию

Групповая ПИ, формирующаяся в резуль­тате включения человека в пол. организацию, обычно ока­пывает более сильное воздействие на пол. поведение индивида, делает его более предсказуемым. Иными словами, если кто-то является членом партии, то вероятность того, что на выборах он поддержит кандидата именно от своей партии выше, чем если бы речь шла просто о человеке, симпатизирующем данной партии. Следова­тельно, для расширения влияния пол. организации в обществе она обязательно должна стремиться к вовлечению в свои ряды новых членов. Вовлечение во взаимодействие, о котором шла речь выше, может рассматриваться как первый шаг на пути решения которой, более сложной проблемы.

Есть два основных способа решения проблемы расширения рядов партии или общественно-пол. организации. Первый способ — «catch-all», или «хватай всех», когда пол. органи­зация не ставит никаких преград для вступления в свои ряды. Корреспондент АиФ Екатерина Бычкова делится личным опытом о вступлении в 1999 году в «Отечество». «Со мной в очереди сидела молодая мама, которой отказа­лись оплачивать больничный до тех пор, пока она не принесет... член­ский билет. Ее коллеги вступили, когда она болела... Когда спустя пол часа очередь подошла, удивило, что меня не спросили ничего про мои взгляды, про то, что я думаю об обществен­ной организации и зачем, собственно, сюда пришла. Их интересова­ло, кем я работаю и сколько зарабатываю. Я скромно отрекомендова­лась начинающей писательницей, не собирающейся платить никакие взносы. Это не смутило принимающих меня... Как не смутила их и моя фраза о том, что я больше симпатизирую Гайдару и подумаю, сто­ит ли мне оставаться в «Отечестве»...

Очевидно, что вступающие в пол. организацию случай­ным образом или под давлением администрации предприятия вряд ли станут твердыми приверженцами этой организации. Почему же тем не менее некоторые пол. организации берут на вооружение тактику «хватай всех»? Дело в том, что вступление человека в организацию, пусть даже формальное, имеет для него одно важное следствие. Он начинает ис­пытывать давление групповых норм и ценностей, он подспудно начинает относиться к таким же, как он, членам организации иначе, чем к другим, выказывая им предпочтение.

В социальной психологии описан эксперимент, впервые постав­ленный английским ученым Г. Таджефелом. В ходе эксперимента испытуемые случайным образом, путем подбрасывания монетки, были разделены на две группы. При этом важно подчеркнуть, что до начала эксперимента они были абсолютно незнакомы друг с другом. Когда членов той и другой группы попросили оценить личные качества и результаты дея­тельности друг друга, то оказалось, что более высокие оценки всегда ставились членам «своей» группы. Испытуемые показали, что они симпатизируют тем, кто носит тот же групповой ярлычок.

Таким образом, вовлечение в организацию позволяет СПУ создать необходимые условия для начала процесса формирования ПИ. Однако следу­ет помнить об одном важном обстоятельстве. Вхождение человека в организацию должно быть добровольным. Если его заставляют всту­пить в организацию, то вступает в действие психологический меха­низм самооправдания, который является фактически непреодоли­мым барьером на пути формирования ПИ. Человек будет оправдывать свое вхождение в организацию внешними факторами, и, следовательно, у него не сможет сформироваться по­зитивное к ней отношение.

Второй способ вовлечения в пол. организацию предполагает наличие системы отбора, прохождение испытательного срока. Например, чтобы вступить в КПРФ, надо написать заявление и прой­ти полугодовой испытательный срок, во время которого следует изучить устав партии, ходить на все партийные собрания, активно участвовать в партийной жизни, отстаивать интересы КПРФ. Для вступления в «Яблоко» надо пройти собеседование, которое прово­дится два раза в месяц и которое можно не пройти, если выяснится, что ваши пол. взгляды противоречат «яблочным». После та­кого собеседования вы все равно становитесь не членом организа­ции, а только лишь кандидатом.

Ужесточение системы приема в пол. организацию ведет к тому, что вступают в ее ряды наиболее мотивированные граждане. Зато такая система способствует формированию более зрелой ПИ. При этом, чем строже система отбора, тем более последовательных сторонников приобретает пол. организация.

Для того чтобы подготовить партийные кадры, многие пол. организации создают молодежные отделения. Работа в этих отделениях отличается в том числе и применением игровых форм работы с молодежью. Например, в архангельских школах по инициа­тиве Сергея Спасенникова, члена СПС, прошли выборы молодежного парламента, который получил официальный статус совещательно­го органа при городской администрации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...