Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целью данного исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

 

Организация и методы

Целью данного исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.

Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с особенностями и успешностью социально-психологической адаптации.

Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта студентов и успешностью их социально-психологической адаптации.

В исследовании принимают участие студенты БГУ общим количеством 40 человек.

В проведении исследования используются следующие методики:

1) «ЭмИн» Д.В. Люсина

2) Торонтская шкала алекситимии (TAS)

3) Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

4) Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.

5) Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)

6) Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина: разрабатывался в течение нескольких последних лет, а окончательная работа была опубликована в 2006 году. Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ). Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал.

Назначение теста: диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта

Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Опросник состоит из 46 утверждений, испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). (см. приложение)

Торонтская шкала алекситимии (TAS): Назначение теста - методика направлена на изучение алекситимии – личного свойства, обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.

К ее критериям относятся:

· трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;

· сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

· снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;

· сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.

Испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению в баллах: 1 балл – «совершенно не согласен», 2 балла – «скорее не согласен», 3 балла – «ни то, ни другое», 4 балла – «скорее согласен», 5 баллов - «совершенно согласен». Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности.

Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:

В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Прочитав или прослушав высказывание опросника, испытуемым предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить, выбрав подходящий, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» — это ко мне совершенно не относится; «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» — не решаюсь отнести это к себе; «4» — это похоже на меня, но нет уверенности; «5» — это на меня похоже; «6» — это точно про меня.

Эта методика предназначена для выявления социально – психологической адаптации, приятию других людей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а так же для выявления доминированности или ведомости.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.: предназначена для диагностики выраженности различных проявлений эмпатии, а также общего уровня эмпатических способностей. В данной методике в структуре эмпатии различаются шесть тенденций: рациональный канал эмпатии,эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация.

Опросник состоит из 45 утверждений, Если испытуемый согласен с данными утверждениями, рядом с их номерами нужно ставить знак «+», если не согласен — знак «–».

Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка): опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Опросник требует ответы по типу «верно – неверно», После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна: этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии

Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...