Богоматерь — Всех скорбящих радость, Воскресение — Сошествие во ад (две створки трёхстворчатого складня). 1688. (частное собрание в Москве).
Русское искусство при первых Романовых Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился началом нового периода в истории русского искусства. Оставаясь еще под сильным влиянием церкви, искусство приобретало новые, светские черты. Полагают, что в этот период расширилось проникновение западных идей через Польшу, Белоруссию и Украину. Происходило«обмирщение» культуры, т. е. усиление светских мотивов в культовых постройках. Под влиянием Запада в России возникают первые театральные представления, в литературе на первый план выходят произведения светского характера, светская музыка, гонимая церковью, начинает пользоваться все большей популярностью. Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626 - 1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625 - 1691) и Федору Зубову (1615 - 1689).
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график. Симон Ушаков родился в 1626 году в городе Москве. Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы, Владимирской Богоматери с московскими угодниками, святого Феодора Стратилата, Нерукотворного Спаса, Сошествие Святого Духа и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея. Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени.
Работы: Христос — Великий Архиерей. 1658, Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668 Богородица Умиление,1668, Христос Эммануил, 1668, Архангел Михаилпопирающий дьявола1676, Христос Эммануил, 1686)
Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620, Кострома — 1691, там же) — русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев. Гурий Никитин (сын) Кинешемцев родился предположительно в начале 1620-х годов в Костроме в семье, не связанной с иконописью. У кого Гурий Никитин учился живописи – неизвестно, но можно предполагать, что его талант проявился с молодых лет. Первые серьезные опыты фресковой живописи Гурий Никитин приобрел, видимо, в Москве, работая в составе костромской артели в таких храмах, как церкви Троицы в Никитниках в московском (Китай-городе (1653) и Архангельском соборе вМосковском Кремле (1659, 1660) Работы Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома Мчч. Кирик и Улита. Ярославль. Воздвижение Креста. Фрески Спасо-Преображенского собораСпасо-Евфимьева монастыря в Суздале
Фёдор Евтихиевич Зубов (также — Фёдор Евтихиев сын Зубов Устюженец; Фёдор Евтихиев; Фёдор Усолец; упоминается с 1647 — ум. 3 ноября 1689) — русский иконописец XVII века. Царский знаменщик — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля (после смертиСимона Ушакова). Работал над стенными росписями Кремлёвских соборов. Родился в Соликамске в семье солеваров и торговцев солью. В начале 1650-х переезжает в Великий Устюг, пишет для надвратной Всеградской церкви икону «Спас Нерукотворный». Работы: Спас Нерукотворный. 1654. (СИХМ). Иоанн Предтеча. 1650-е. (РМЗ).
Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими. 1667. (СИХМ). Андрей Первозванный. 1669. (ГМЗМК). Илья Пророк в пустыне. 1672. (ЯХМ). Святитель Николай. 1672. (ГМЗК). Рождество Богородицы. 1688. (ЦМиАР). Богоматерь — Всех скорбящих радость, Воскресение — Сошествие во ад (две створки трёхстворчатого складня). 1688. (частное собрание в Москве). Широкое распространение получила декоративная роспись по эмали, впервые примененная мастерами строгановских художественных мастерских из Сольвычегодска, названная “усольской”. Усольские эмали выполнялись по белому фону особой эмалевой массой желтого, голубого, красного и зеленого цветов самых различных оттенков, образующей после обжига яркую сияющую поверхность. Изображая одни и те же цветы – тюльпаны, ромашки, васильки, подсолнухи, мастера достигали удивительного разнообразия узоров на неповторимых по красоте усольских эмалях. Самым распространенным видом искусства вышивки являлась пелена, так называемый воздух, предназначавшаяся для подвешивания к иконе, повторяющая ее размер и композицию. В XVII в. значительное внимание уделялось декоративному шитью, названному “жемчужным”. Вышивальщицы украшали растительным и геометрическим орнаментом нарядные одежды высших духовных иерархов, парадные одежды. Помимо вышивки серебряными, золотыми, цветными шелковыми нитями широко применялись речной жемчуг и самоцветы.
В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию. Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный, Патриарший. В первой половине XVII в. зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов возвели для царя Михаила Федоровича «зело пречудные палаты» каменные – Теремной дворец. Основой его служили фундамент и два нижних этажа белокаменного дворца Ивана III и Василия III. Последний этаж, названный Верхним теремком, предназначался для царских детей, имел высокую крышу, расписанную цветными ромбами, и башенку. Три этажа жилых хором нового дворца были возведены с отступом от фасадной стены старых палат, благодаря чему вокруг образовалась открытая терраса – гульбище. «Чердачный» ярус также был окружен открытой площадкой – Верхним каменным двором. Таким образом, дворец приобрел характерный для русского зодчества того времени ступенчатый ярусный силуэт.
Четвертый этаж – покои царя. Небольшие, почти одинаковых размеров четыре горницы, каждая в три окна, были перекрыты пологими сомкнутыми сводами. В окна были вставлены узорчатые слюдяные оконницы красного, сиреневого, золотистого, зеленого цвета, отбрасывающие в солнечные дни причудливые разноцветные блики на полы, предметы, обстановку. Пятый этаж, или «чердак», именовался также Теремком златоверхим, поскольку его крыша была расписана сусальным золотом, серебром и разными красками. Внутри теремок представлял собой зал, его украшали лишь две большие изразцовые печи, да по длинным сторонам стояли лавки-скамьи, покрытые тюфячками и бархатными накидками с яркой каймой.
Потешный дворец строился изначально как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича. После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну, после чего палаты соединили сначала деревянными, а затем каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в палатах для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 года, когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. Планировку Потешного дворца отличает и нестандартное расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, которая вписана в общее здание дворца. Наличники Потешного дворца украшены колонками с тонкой белокаменной резьбой. Въезд во двор был перекрыт воротами с тремя висячими арками с белокаменными головами львов, отчего ворота именовались Львиными. В 1864 – 1875 годах во время очередной перестройки дворца эти ворота были разобраны. Поражает своей уникальностью орнаментальная стенная роспись Потешного дворца. Расчищены и изучены неповторимые резные сюжеты, изображающие турниры всадников, а также мифических и настоящих животных и птиц, не имеющих аналогов в декоре памятников второй половины XVII века.
Меньшим, чем царский дворец, но не менее значительным по своему местоположению в ансамбле Кремля был дворец патриархов. Он неоднократно перестраивался, горел, но при патриархе Никоне, славившемся любовью к пышному и представительному быту, был отстроен заново. На первом этаже дворца находились хозяйственные помещения, на втором – парадные палаты, а третий этаж полностью занимали личные комнаты патриарха. Крестовая (мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Здесь проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектуры того времени.
В 1656 году с восточной стороны от Патриарших палат была построена Церковь в честь апостола Филлипа, которая стала домовой церковью патриарха. Храм был построен по проекту русских архитекторов Бажена Огурцова и Антипа Константинова. В 1681 году собор переосвятили в честь Двенадцати апостолов. Церковь Двенадцати апостолов возведена на высоком подклете, прорезанном двумя проездными арками, служившими воротами для въезда на Патриарший двор с Соборной площади. Это – четырехстолпный храм, перекрытый по закомарам и увенчанный пятиглавием.
Последним шатровым храмом в Москве, отличающимся особым изяществом, стала церковь Рождества Богородицы в Путинках. Четыре венчающих ее шатра образуют сложную асимметричную композицию с шатровой колокольней по центру. Впечатление живописного беспорядка усиливают низкая трапезная и крыльцо под шатровым верхом. Богатая отделка оконных наличников, обилие вимпергов, кокошников, ступенчатых арок на плоскости стены делали церковь похожей на ювелирное изделие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|