Понятие «нормы» в медицине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Педагогический институт им. В.Г.Белинского
Реферат на тему: «Понятие "нормы" в медицине и психологии. Виды нормы»
Выполнила: Бурлакова Е. 13НП1 Проверил: Тарасов С.В.
Пенза, 2016г. Содержание: 1. Введение 2. Понятие «нормы» в психологии. 3. Понятие «нормы» в медицине. 4. Виды нормы. 5. Заключение Введение Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией». Проблема нормы и патологии является одной из самых спорных для наук, объектом изучения которых являются процессы, связанные с развитием человека. Некоторые ученые считают ее бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы. Однако для таких наук как психология, судебная медицина, дефектология, специальная, коррекционная педагогика является необходимым изучение данного понятия и создание некоторых границ в определении данного понятия. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабочими» являются вышеуказанные понятия нормы.
Понятие «нормы» в психологии Психологический подходк анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Большинство исследователей признают, что норму следует рассматривать, по крайней мере, в 3 значениях: статистическая, функциональная и идеальная норма. В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный – негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Все большее распространение получает точка зрения, согласно которой норма – это состояние личности, в котором человек существует и взаимодействует с окружающим его миром без ущерба для себя или третьих лиц. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.
Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания. В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода. Нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Понятие «нормы» в медицине Норма - одно из наиболее сложных понятий в медицине и биологии. Всеобъемлющего определения нормы в настоящее время нет. Условно в медицине под нормой можно понимать показатели и их количество, характеризующие биологический процесс, а также состояние, функционирование и строение органов, систем органов и всего организма, которые резко не отличаются от общепринятых средних величин.
Для описания и характеристики нормы сейчас часто используют математическую статистику и предложенные в ней показатели. Однако статистические методы лишь констатируют среднюю величину и ее допустимые колебания. Они с успехом применяются для определения показателей в группе лиц, условно принимаемых за «здоровых». Например, колебания «нормального» роста и массы тела, «нормальных» пропорций тела и т.д. Конечно, эти параметры во многом определяются условиями жизни людей. Еще больше зависят от экономики, социальных условий и даже от политики такие показатели, как «нормальная» продолжительность жизни, «нормальное» потребление продуктов питания, «нормальный» образ мышления и т.д. В медицине норма исторически изменчива. В разные времена норма имела разные параметры. Например, в творениях античных скульпторов и художников мы видим людей идеального телосложения. В средние века они, по современным представлениям, имеют избыточную массу тела. Здесь уместно привести также нормы питания, в частности нормы белков в рационе питания в различные исторические периоды. Нередко в практической деятельности нормой считают отсутствие патологии. Однако для здоровья, или нормы, признаков меньше, чем для болезни, и они полно разработаны. Так, почти для каждой болезни существует четко ограниченный набор признаков (симптомов). Они хорошо изучены и поддаются не только количественной, но и качественной оценке. Исключением из этого правила могут быть только психические заболевания. Подытоживая, можно сказать, что наиболее полную оценку состояния здоровья и потенциальных возможностей человека могла бы дать «индивидуальная норма», т.е. норма для данного конкретного индивидуума. Для дальнейшей индивидуализации нормы необходимо, во-первых, привлечение генетических, биохимических, морфологических (включая гистологические) и психологических исследований. Во-вторых, следует найти верное соотношение в оценке конкретного лица по его индивидуальным и общепринятым среднестатистическим показателям. Таким образом, без «индивидуализированной нормы» не может быть углубленного подхода к здоровью в целом.
Виды нормы 1. Статистические. Характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2. Физиологические. Характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3. Индивидуальные.
Заключение
Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь. Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем. Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Список литературы: 1. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 1985. 2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. 3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988 4. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема / И.Н. Смирнов // Вопросы философии. - 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|