Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Харт Дефау, Роберт Свобода – Джиотиш: Введение в индийскую астрологию 5 страница




Хороший астролог-джйотиши начинает с того, что выявляет такие конфигурации в натальном гороскопе, которые указывают на присутствие «жестких», фиксированных карм в одной или многих сферах жизни. Серьезная ошибка, которую часто допускают начинающие джйотиши, состоит в том, что они берут на себя смелость делать предсказания каких-либо «ужасных» или, напротив, радостных событий в жизни клиента, основываясь на одном-единственном признаке плохого или хорошего влияния, имеющемся в гороскопе. Следует помнить, что жесткая, фиксированная карма проявляется только в тех областях жизни, относительно которых одновременно несколько разных астрологических факторов сходятся в своих показаниях. Так как дридха-карма чрезвычайно трудно поддается трансформации, такие предсказания обычно бывают правильны. Натальная астрология позволяет также судить о том, насколько долго будет длиться действие дридха-кармы, когда оно будет более и когда менее активным, а также и то, принесет ли оно в конечном счете радостный или печальный результат.

Предсказания, касающиеся тех областей жизни, где на-тальный гороскоп указывает на наличие дридха-адридха- или адридха-кармы, постепенно теряют свою определенность по мере того, как человек становится старше. Это объясняется тем, что все поступки, совершенные им с момента рождения, преобразовывают, в положительную или отрицательную сторону, потенциальные результаты его прежних кармических деяний. В таких сферах жизни, где это явление особенно заметно, джйотиши в качестве вспомогательного метода использует прашну (часовая, или хорарная, астрология), что помогает ему оценить потенциальные возможности, заключенные в криямана- и агама-карме. Для этого он должен составить гороскоп на тот момент, в который был задан соответствующий вопрос, или на момент, когда произошел интересующий нас случай. Хорарный гороскоп позволяет «взвесить» накопленное к данному моменту времени влияние свободной воли субъекта. Информация, почерпнутая из обоих гороскопов, натального и хорарного, интерпретируется совместно, и на ее основе составляется единый связный рассказ. Хороший джйотиши должен, уподобляясь гадателю, рассказать своему клиенту абсолютно убедительную историю, которая с максимально возможной достоверностью описывает все события прошлого, настоящего и будущего, отвечающие жизненным интересам и задачам клиента.

Если, например, задан вопрос относительно брака, и наталь-ный гороскоп указывает на дридха-адридха-карму, то гороскоп, рассчитанный на момент, когда вопрос был задан астрологу, покажет, какие энергии были задействованы индивидуумом в отношении брака за время, прошедшее между его (или ее) рождением и моментом, когда был задан вопрос. Очень часто случается так, что, если в натальном гороскопе наличествуют признаки, указывающие на фиксированную карму в определенной жизненной сфере, аналогичное стечение признаков будет присутствовать и при исследовании той же самой области жизни с помощью хорарного гороскопа.

После того как сделаны выводы относительно характера карм, задействованных в интересующей нас области жизни, должна быть использована мухурта (избирательная, или элективная, астрология), с тем чтобы добиться максимального проявления криямана- и агама-кармы, усиливающих элемент свободной воли в нашей жизни, так как мухурта как раз и есть астрологический метод для оптимизации свободной воли индивидуума. Нимитта (толкование знамений) также может послужить в качестве поддержки натальной, хорарной и избирательной астрологии, если они, по причине больших кармических сложностей, еще не дают всего необходимого для принятия окончательных решений. Однако, в довершение всего, в жизни еще есть место для непредвиденных событий, не отраженных в гороскопе. Этот факт запечатлен в философском понятии «крипа» («божественная милость»). При всем убожестве его положения, нищий может стать королем, если на него падет эта божественная милость, а короли иногда становятся нищими, если отчего-либо окажутся в немилости у высших сил. Рассмотрение всякого рода предзнаменований (знамений), наряду с собственно астрологическими данными, позволяет джйотиши учитывать наличие или отсутствие крипы.

В конечном счете, именно большая сложность тех влияний, с которыми вынужден сталкиваться астролог при оценке кармических мотивов в жизни конкретного человека, объясняет, почему джиотиш не может быть регламентирован. «Каждый джйотиши пытается играть в Бога, стремясь к всеведению, — говаривал наш джиотиш гуру. — Что ж, для Бога это, может быть, и легко, но для нас, людей, с нашими ограниченными умственными способностями, это совсем не просто; это требует большого труда, опыта, интуиции и святости. Если джйотиши удастся сравняться хотя бы с одной каплей в океане всеведения Бога, этот джйотиши станет примером для всех остальных, и ему более не придется заботиться о рекламе для привлечения клиентов». Хороший джйотиши никогда не постесняется сказать клиенту: «Приходи ко мне завтра — сегодня мой разум не готов принять тебя», — а разумный клиент, желающий получить от астролога надежный совет, ответит на это согласием. Сегодня, однако, немало и таких клиентов, которые, влекомые силой своей кармы, будут вынуждать джйотиши работать с их гороскопом здесь же и немедленно; но при таких условиях астролог едва ли может гарантировать клиенту хороший результат.

Изучение всех ветвей джйотиша абсолютно необходимо для того, чтобы делать правильные и надежные предсказания. Это искусство делает из джйотиши дайваджню («Знающего Намерения Бога»). В «Брихат самхите» (2: 3) Варахамихира называет ряд качеств, отличающих того, кто стал настоящим знатоком джйотиша. «Он должен быть чист помыслами и отважен духом, искушен в своем деле, красноречив, должен обладать острым умом и вместе с тем — невозмутимостью, хорошо знать время и место, не робеть в обществе, уметь побеждать в диспутах с другими астрологами, быть высокообразованным, свободным от пороков, сведущим в магических методах упайи и очистительных ритуалах, в ритуалах поклонения божествам, исполнении обетов и испытаний; вследствие всего вышеперечисленного он должен обладать исключительной силой, способностью отвечать на любые вопросы и предписывать эффективные корректирующие средства». Действительное мастерство джйотиша приходит тогда, когда все Девять Захватчиков (грах) находят себе пристанище в сознании джйотиши, претерпевая при этом трансформацию — из абстрактных символических образов планет они превращаются в живые существа, которые, испытывая к вам симпатию, начинают помогать вам в деле джйотиша.

 

ГЛАВА З

Астрономические основы джйотиша

 

Поскольку астрология базируется на знании астрономии, необходимо усвоить некоторые астрономические понятия и лишь затем перейти к изучению методов джйотиша. Кстати, всякая работа джйотиши всегда состоит из трех последовательных шагов: расчет гороскопа, его изображение и толкование. В качестве первого шага необходимо рассчитать, как выглядит карта неба соответственно времени и месту события, чаще всего — рождения человека. Затем эту карту нужно представить в символической форме — в результате получается гороскоп или карта рождения (если речь идет именно о рождении). И только после того как мы получили точную карту, можно начать ее истолковывать; очень важно помнить о том, что неверные вычисления всегда ведут к неверному толкованию.

 

Зодиак

Хотя объективно Земля перемещается вокруг Солнца по эллиптической орбите, нам с земли кажется, что Солнце движется вокруг нашей планеты. Линия, по которой совершается это кажущееся движение Солнца, называется эклиптикой. Движение девяти планет джйотиша, как оно видится нами с земли, происходит в пределах «ленты», опоясывающей небо, простирающейся примерно на восемь градусов к северу и на столько же — к югу от эклиптики. Этот ограниченный пояс неба, в пределах которого «блуждают» планеты10, носит название «зодиак». Он разделен по длине на 360 градусов (°). Каждый градус разделен на 60 минут дуги ('), а каждая минута — на 60 секунд (" ).

«Планета» в дословном переводе с греческого означает «блуждающая». (Прим. авт. )


Хотя существует только одна эклиптика и, следовательно, только один зодиак, последний носит два различных названия для того, чтобы различать два способа отсчета, использующих один и тот же небесный круг: тропический зодиак и сидерический зодиак. И тот, и другой зодиакальные круги насчитывают по 360 градусов, и тот и другой разделяются астрологами на двенадцать равных долей по 30 градусов каждая. Двенадцать частей тропического зодиака известны как зодиакальные знаки, а двенадцать отрезков сидерического зодиака — как зодиакальные созвездия.

Большинство астрологов неазиатских стран используют весеннее равноденствие (видимое местоположение Солнца на небе в первый день весны) в качестве отправной точки для всех своих измерений, производимых вдоль зодиака. Из-за некоторых достаточно сложных астрономических явлений точка весеннего равноденствия с каждым годом немного «плывет», смещаясь в постоянном направлении на фоне сидерического зодиака со скоростью примерно одного градуса за каждые 72 г. Это значит, что если в момент начала весны в 1938 году Солнце находилось в некой условной точке х относительно сидерического зодиака, то в 2010 г. оно в тот же день года окажется в точке, на один градус меньшей по сравнению с точкой х, так как точка весеннего равноденствия сместится как раз на Г в направлении, противоположном обычному движению планет. Это явление называется прецессией равноденствий.

И так как точка весеннего равноденствия постоянно смещается на фоне так называемых фиксированных, или «неподвижных», звезд в зодиаке, астрологи большинства древних культур, включая Индию, предпочитали осуществлять измерения вдоль зодиака от такой отправной точки, которая являлась бы более постоянной относительно зодиакальных созвездий, чем точка весеннего равноденствия. Такой способ отсчета в пределах зодиакального круга известен как фиксированный, или сидерический, зодиак (в переводе с латинского «сидерический» означает «звездный»), в то время как зодиак, в котором измерения ведутся от точки весеннего равноденствия, постоянно сдвигающейся относительно неподвижных звезд, называется подвижным, или тропическим, зодиаком («тропический» значит «имеющий отношение к повороту или переходу» — имеется в виду «поворот» Солнца, происходящий в дни равноденствий). Джйотиши называют первый из них «нираяна чакра» (в приблизительном переводе, «колесо без движения»), а второй — «саяна чакра» («катящееся колесо»).

Хотя эти два способа измерения по зодиаку были известны с давних времен, большинство традиций джйотиша упорно отказываются от применения тропического зодиака для астрологических целей, хотя изредка пользуются им для некоторых календарных вычислений.

В сидерическом зодиаке определенные звезды — единичные или объединенные в группы — используются в качестве маркеров (опорных точек) для распознания различных участков зодиака, так чтобы внутри каждого 30-градусного продольного отрезка зодиака, либо в непосредственной близости от него, находилась одна такая звезда или группа звезд, т. е. созвездие. В тропическом же зодиаке двенадцать его частей (знаков зодиака) отсчиты-ваются от точки весеннего равноденствия, которая каждый год меняет свое положение относительно созвездий. Эти двенадцать зодиакальных знаков не имеют ничего общего с двенадцатью зодиакальными созвездиями, по именам которых они когда-то были названы, — не считая самих названий. В связи со всем вышесказанным, лица, знакомые с астрологией Запада, должны проявлять осторожность, чтобы не смешивать созвездия сидерического зодиака с знаками принятого на Западе тропического зодиака. Перечислим названия знаков зодиака и двенадцати используемых в настоящее время зодиакальных созвездий, начиная от условной точки — начала отсчета зодиака: 1 — Овен; 2 — Телец; 3 — Близнецы; 4 — Рак; 5 — Лев; 6 — Дева; 7 — Весы; 8 — Скорпион; 9 — Стрелец; 10 — Козерог; 11 — Водолей; 12 — Рыбы.

Исходя из того, что некоторые из звезд, входящих в состав зодиакальных созвездий, выходят за пределы 30-градусных секторов, отведенных каждому из двенадцати созвездий, можно прийти к заключению, что поначалу созвездия не имели стандартных размеров, так что, по-видимому, выделение двенадцати созвездий предшествовало по времени выделению двенадцати знаков тропического зодиака. По аналогичным признакам можно заключить, что 27 или 28 «ведических созвездий», известных как накшатры, точно так же когда-то возникли как нерегулярные скопления звезд, а позже превратились в обозначения равных участков неба. В давние времена, до того как появился равномерно поделенный зодиакальный круг и такой же стандартный круг накшатр, джйотиши, вероятно, вели свои наблюдения, используя отдельные созвездия и накшатры в качестве опорных элементов, теперь же системой отсчета служит весь зодиак. Если это предположение верно, оно должно подтверждать ту общую идею, что астрономические наблюдения ведического периода основывались не столько на точности вычислений, сколько на общем знакомстве с особенностями поведения астрономических тел, когда они проходят через тот или иной участок неба.

 

Айянамша

Очень редко, примерно раз в 25 800 лет, точки отсчета в сидерическом и тропическом зодиаках совпадают. После момента совмещения эти две точки будут расходиться со скоростью, приблизительно один градус дуги в каждые из последующих 72 лет, что как раз и составляет вышеупомянутый временной цикл. Расстояние между двумя опорными точками сидерического и тропического зодиаков в каждый данный момент времени обозначается в санскрите термином айянамша (что приблизительно переводится как «отдельный шаг» или «частица движения»).

Имеется небольшое расхождение касательно года, в котором в последний раз отмечалось совпадение этих двух опорных точек, что делает определение айянамши одним из наиболее уязвимых моментов джйотиша, причем, судя по всему, вопрос этот может оказаться в принципе неразрешимым. Каждый вариант расчета айянамши имеет своих верных сторонников и каждый из вариантов заслуживает уважительного к себе отношения, как плод трудов кого-либо из выдающихся джйотиши, обладавших большим опытом и глубоким интуитивным проникновением в суть изучаемого предмета. Известные нам древние наблюдения позиций планет и звезд не совпадают в точности с современными наблюдениями. Нам неизвестно, были ли те древние наблюдения неточны (из-за не столь совершенной техники измерений в те времена) или, может быть, с течением времени происходили какие-нибудь изменения в расположении звезд и в движении планет. Не исключено, что и сама скорость прецессии равноденствий не оставалась неизменной в течение последних нескольких тысяч лет. Следовательно, у нас нет достоверного способа судить о том, когда же все-таки такое совпадение имело место в последний раз.

Наиболее часто в качестве даты такого совпадения двух зодиаков принимается 285 год нашей эры; эта айянамша известна как айянамша Лахири или айянамша Читры. Кроме них, широко используются в Индии айянамши Кришнамурти — 291 г. н. э. и Рамана — 397 г. н. э. Большинство индийских джйотиши используют, получая при этом хорошие результаты, айянамшу Лахири. Поэтому, исходя из убеждения, что начинающий джйотиши должен прежде всего приобрести опыт, основываясь на наиболее широко применяемой айянамше, в этой книге все позиции планет в системе сидерического зодиака рассчитаны с применением айянамши Лахири.

Позиция планетв сидерическом зодиаке переводится на «язык» тропического зодиака простым добавлением айянамши данного года к их сидерической зодиакальной позиции. Для обратного перехода от тропического к сидерическому зодиаку выполняется обратная арифметическая операция: величина соответствующей айянамши вычитается из позиции планет в тропическом зодиаке. Величина айянамши, которую следует прибавлять или вычитать, получается путем умножения средней величины, на которую возрастает айянамша в течение года (по данным Лахири, эта величина составляет приблизительно 50, 29 дуговой секунды за год), на количество лет, прошедших с последнего года, когда произошло совпадение точек отсчета тропического и сидерического зодиаков (см. выше).

В таблице 3. 1 указаны значения айянамш на начало каждого десятилетия XX века по данным разных авторов, округленные до целых дуговых минут ('). Айянамша для промежуточных годов вычисляется с помощью простой арифметической интерполяции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...