1. Определите по внешним признакам и по возрасту организации стадии жизненного цикла (ЖЦ). Постройте логистическую кривую с указанием пройденных стадий ЖЦ.
2. Опишите характеристики (индикаторы) стадий ЖЦ и типичные для них болезни роста
3. Определите пути «лечения» болезней роста.
4. Определите наличие у организации организационных патологий.
5. Внесите информацию в презентацию.
Рис. 1 Жизненный цикл организации с перечнем сопутствующих болезней роста.
Болезни роста организации- проблемы, характерные для определенного этапа жизненного цикла организации.
В табл. 1 приведен перечень болезней роста по этапам жизненного цикла.
Таблица 1.
Болезни роста организации (нормальные проблемы).
Организационные патологии- проблемы, возникающие не в свое время, не связанные с этапом жизненного цикла, как правило- имеющие большую разрушительную силу, приведены в таблице 2 (по А.И. Пригожину, 2007г.)
Организационная патология
| Симптомы
| Возможное решение
|
1. Патологии в строении организации
|
| Необходимо определить главную патологию и подобрать соответствующий способ ее устранения
|
1.1. Господство структуры над функцией
| Создание все новых и новых подразделений для решения любой проблемы
| Не создавать новых отделов или подведомственных организаций для реализации новой задачи, лучше сформировать механизм решения проблемы (методы, мотивации, новые приоритеты). Сокращение раздутой структуры.
|
1.2. Обособленность подразделений
| Нарушение коммуникации между подразделениями; замедление выполнения решения; потеря общей цели или «война»
| Объединение отделов в проектные команды с целью решения какой-либо сложной управленческой задачи, то есть объединение общей идеей.
|
1.3.Несовместимость личности с функцией
| Действия управленца вступают в противоречие с организационным порядком
| Проблема обычно состоит в столкновении творческой личности директора с его манерой управления и в возникающем противоречии. Способ решения — разделение функций
|
1.4.Бюрократизация
| Чрезмерное количество процедур
| Повышение прозрачности деятельности организации, унификации учета и доступности данных. Другие методы — индивидуальная работа с проявлениями бюрократии, пересмотр количества процедур, постепенное формирование корпоративной культуры
|
2.Патологии в управленческих решениях
|
| Устранить труднее, чем патологии в строении организаций
|
2.1.Маятниковые решения
| Меры и контрмеры
| Первый шаг в преодолении патологии — поиск причин маятниковых решений, далее — их устранение
|
2.2.Дублирование организационного порядка
| Распоряжения, которые повторяют обязательные нормы
| Устраняют его обновлением
|
2.3.Игнорирование организационного порядка
| Нарушение принятых норм и иерархии. Осуществление распоряжений из центра, минуя промежуточные уровни
| Ведет к подрыву статуса руководителей среднего звена, снижению их потенциала и в конечном итоге к потере ценных руководящих кадров. Основной путь устранения патологии — предупреждение возникновения подобной ситуации.
|
2.4.Разрыв между решением и исполнением
| Осложнение реализации принятого решения неучтенными факторами или невозможность его осуществления
| Писать стратегические планы развития, назначать ответственных исполнителей, вести протоколы всех совещаний
|
2.5.Стагнация
| Неспособность к изменениям, неумение их осуществлять
| Основная проблема патологии состоит в реализации преобразований, поэтому необходимо подобрать программу, которая вызовет наименьшее сопротивление
|
2.6. Подавление развития функционированием
| Отсутствие стратегии
| Разработка стратегии с привлечением руководителей всех уровней управления; Изменение системы мотивации
|
2.7.Демотивирующий стиль руководства
| Преобладание негативной оценки действий сотрудников, отсутствие поощрений
| Решается проблема через введение этических стандартов, поощрений и благодарностей
|
2.8.Инверсия
| Результат управленческого воздействия оказывается противоположным цели
| Повышение качества управленческого решения: метод экспертных оценок; повышение квалификации руководителей; мониторинг выполнения решения с внесением корректировок
|
3.Патологии в организационных отношениях
|
|
|
3.1.Конфликт
| Разделение организации на конфликтующие стороны, усложнение сотрудничества
| Привлекать медиаторов (посредник, помогающий разрешить спор). В роли медиаторов может выступать квалифицированный сотрудник HR-службы.
|
3.2.Неуправляемость
| Потеря власти управляющего органа над подведомственными
| Причины — нарушение связей между подразделениями системы, несоответствие действия и результата, слабая заинтересованность персонала в достижении целей организации. Решение проблемы — в развитии организации по мере ее роста, в предоставлении автономии филиалам, снижении уровня централизации.
|
3.2.Бессубъектность
| Ситуация, когда от работников ничего не зависит или они пассивны, безынициативны
| Решение проблемы заключается не в том, чтобы изменить позиции персонала, а в четком определении соответствия каждого сотрудника своей должности.
|
3.3.Преобладание личных отношений над служебными
| Выполняются только те решения, которые соответствуют интересам субъекта, саботаж
| Кадровые изменения, в случае масштабности проблемы- изменение системы мотивации, введение систем контроля, повышение квалификации
|
3.4.Рассеивание целей
| Подцели становятся основными целями подразделений, которые уже не стремятся к выполнению общей задачи и не принимают во внимание цели других подразделений. Чем выше рассеивание целей, тем ниже управляемость.
| Общая работа над стратегическим проектом
|
3.5.Возникновение клик
| Использование ресурсов организации руководящей группой в личных целях
| Иногда проявляется в содержании ненужных сотрудников. Метод борьбы — введение понятия «клика» в управленческий оборот как способ обозначения проблемы
|
Симптомы болезней роста
| Последствия
| Причины
|
Сотрудники чувствуют, что в сутках мало времени
| - демотивация персонала;
- физическое недомогание, как следствие постоянного стресса (увеличение числа больничных листов);
- текучесть кадров
| - отсутствие системы планирования или ее низкий уровень;
- нехватка формальной структуры (специализации управления);
- низкий уровень тайм-менеджмента
|
Сотрудники проводят слишком много времени за «тушением пожаров» (решением текущих проблем)
| - снижение производительности и эффективности
| - отсутствие системы долгосрочного (стратегического) планирования;
- организационная культура, которая поощряет «тушение пожаров»
|
Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие
| - сотрудники будут действовать автономно, подчеркивая свою независимость;
- постоянные конфликты как между сотрудниками, так и между целыми отделами;
- невозможно создать эффективную команду
| - низкий уровень коммуникаций;
- отсутствие четкого распределения полномочий и ответственности
|
Сотрудники не понимают, куда движется компания
| - сильное беспокойство персонала;
- резкое увеличение потоков неформальной информации;
- формирование неформальных групп и их конфронтация
| - резкий рост компании в сочетании с низким уровнем коммуникаций
|
Ощущается нехватка хороших менеджеров
| - низкая исполнительская дисциплина;
- неэффективность принятых решений;
- дублирование работ
| - отсутствие системы отбора и оценки персонала;
- кумовство;
- сильное влияние неформальных отношений в оргструктуре.
|
Сотрудники считают, что «я должен сделать это сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно»
| - автономная работа персонала;
- стрессы и конфликты;
- высокая текучесть кадров
| - отсутствие регламентов деятельности;
- низкий уровень коммуникаций
- низкая квалификация персонала;
- система мотивации не соответствуют уровню задач организации.
|
Большинство сотрудников считает, что совещания- это пустая трата времени
| - снижается мотивация, поскольку сотрудники видят неспособность менеджмента обеспечить должную координацию.
| - отсутствие процедур проведения совещаний;
- отсутствие или недостаток других методов координации
|
Выполнение планов не отслеживается строго, поэтому планы выполняются плохо (или не выполняются вовсе)
| - потеря ориентиров;
- неэффективность использования ресурсов- высокие издержки;
| - отсутствие регулярного менеджмента;
- низкая исполнительская дисциплина как недостаток централизации
|
Сотрудники ощущают ненадежность своего места в компании
| - низкая мотивация;
- высокая текучесть кадров;
- низкая исполнительская дисциплина;
- конфликты
| - недостаток коммуникаций;
- недостатки организационной культуры;
- отсутствие четких стратегий
|
Продолжают расти объемы продаж компании. Но прибыль остается неизменной.
| - снижение эффективности с переходом в глубокий кризис
| - рост издержек;
- отсутствие или неадекватность стратегии.
|