Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок выбора и утверждения темы магистерской диссертации




ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ)

Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московский институт психоанализа»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет обязательные требования к подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ магистрантов (магистерских диссертаций), подготовленных в НОУ ВПО «Московский институт психоанализа».

1.2. Настоящее Положение о выпускной квалификационной работе обучающихся (далее – ВКР или магистерская диссертация) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр») от 22.12.2009 № 797 (ФГОС ВПО), Положением о магистратуре НОУ ВПО «Московский институт психоанализа», Уставом и другими локальными нормативными актами НОУ ВПО «Московский институт психоанализа» в части, касающейся магистерской подготовки.

1.3. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ каждый уровень высшего профессионального образования заканчивается итоговой государственной аттестацией, в состав которой на основании «Положения об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений» Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155, обязательно входитзащита ВКР.

1.4. ВКР является магистерская диссертация, которая представляет собой самостоятельно выполненное исследование по определенной теме, связанной с областью профессиональных задач магистерской подготовки. ВКР должна содержать совокупность научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующие об уровне его профессиональной подготовки по соответствующему профилю магистерской подготовки.

1.5. При выполнении ВКР студент должен показать свои способности и умения организовывать и проводить научно-психологическое исследование, навыки практической работы, связанные с профилем магистерской подготовки. Опираясь на полученные углубленные знания в области психологии, сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного решения задач своей профессиональной деятельности, студент должен продемонстрировать владение научным языком в изложении специальной информации, умение аргументировать и защищать свою точку зрения. Перечень соответствующих компетенций по каждому профилю магистерской подготовки представлен во ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр») от 22.12.2009 № 797.

1.6. ВКР предполагает: анализ, синтез, обобщение информации, полученной в результате изучения широкого круга литературных источников (научной и научно-методической литературы, монографий, учебных пособий, хрестоматий, публикаций в ведущих научных журналах психологического профиля и т.д.) по выбранному профилю магистерской подготовки; сбор, обработку (математико-статистическая), интерпретацию, анализ, систематизацию данных, полученных в ходе эмпирического (экспериментального) изучения референтной выборки респондентов (испытуемых); формулирование выводов; разработку программ и рекомендаций практического характера (при необходимости).

1.7. ВКР (магистерская диссертация) должна отвечать требованиям соответствующего вида научного исследования: теоретического, историографического, теоретико-эмпирического (-экспериментального); теоретико-прикладного (-практического).

1.8. Теоретическое исследование должно быть ориентировано на разработку теоретических вопросов исследуемой проблемы, в том числе выдвижение и логическое обоснование научной гипотезы (гипотез) о структуре, свойствах, закономерностях, формировании и развитии изучаемых психических явлений (процессов), переосмысление и переоценку имеющихся подходов к интерпретации известных фактов и закономерностей, что предполагает:

- постановку теоретической цели (целей) и задач, описание проблемной ситуации в данной области знания и характеристику новизны и преимуществ предлагаемого решения проблемы;

- подробную характеристику объекта и предмета исследования, теоретических методов (организации, анализ, систематизация и интерпретация полученных данных и др.);

- критический анализ существующих научных подходов, теорий и концепций в истории исследования изучаемого психического явления (процесса);

- объемную характеристику основных положений предлагаемой теоретической концепции, в том числе новую интерпретацию ключевых фактов и закономерностей, относящихся к соответствующей области знания, представление аргументов в пользу предложенной концепции;

- четкую формулировку научной гипотезы, её содержательную интерпретацию и следствий, вытекающих из предложенной концепции для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в соответствующих областях психологии;

- изложение результатов исследования и аргументов в пользу формулируемых выводов в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач.

1.9. Историографическое исследование может быть ориентировано на исследование: формирования и динамики конкретного научного знания в различные хронологические периоды; периодизацию развития какого-либо направления психологии; динамику методологических основ психологического знания; изменений системы научно-психологических взглядов представителей различных направлений и школ; анализ истории научных дискуссий по ключевым вопросам психологического познания; анализ творчества ученого как основателя психологической школы, что предполагает:

- постановку цели (целей) и задач, описание проблемной ситуации в данной области знания и характеристику новизны и преимуществ предлагаемого подхода;

- подробную характеристику объекта и предмета исследования, общенаучных логических методов познания (анализа, синтеза, абстрагирования, систематизации, обобщения, индукции, дедукции, аналогии, моделирования и др.), биографический и праксиметрические методы, методы интерпретации и описания и др.;

- критический анализ известных научных подходов, теорий и концепций в истории исследования изучаемого психического явления (процесса);

- объемную характеристику основных положений предлагаемого авторского решения изучаемой проблемы;

- четкую формулировку научной гипотезы, её содержательную интерпретацию;

- изложение результатов исследования и аргументов в пользу формулируемых выводов.

1.10. Теоретико-эмпирическое (-экспериментальное) исследование ориентировано на оценку взаимосвязи теоретических положений и эмпирических (экспериментальных) психологических данных, на проверку выдвинутой гипотезы (гипотез) о структуре, свойствах, закономерностях, формировании и развитии изучаемых психических явлений (процессов), что предполагает:

- постановку конкретной цели (целей) и задач теоретического и эмпирического (экспериментального) исследования;

- подробное описание объекта и предмета исследования, характеристику выборки, формулирование рабочей гипотезы (гипотез);

- перечень используемых теоретических методов (обзорно-аналитический метод, анализ, синтез, обобщение и др.) и эмпирических (экспериментальных) методов (наблюдение, эксперимент, устный и письменный опросы, беседы, тестирования, «архивный» метод и др.), количественные методы первичной и вторичной обработки полученных данных, качественные методы обработки полученных данных, интерпретационные методы;

- подробное описание используемых методик исследования;

- обзорный анализ известных научных подходов, теорий и концепций в истории исследования изучаемого психического феномена;

- представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний;

- формулировку выводов и рекомендаций по возможному использованию полученных результатов.

1.11. Теоретико-прикладное (-практическое) исследование ориентировано, в целом, на применение научных знаний и методов к решению прикладных и практических задач (связь задач научного исследования с непосредственными запросами практики), в том числе, направлено на обоснование необходимости внедрения результатов исследования в консультативную, психокоррекционную и психотерапевтическую работу специалистов-психологов разного профиля; четкое формулирование рекомендаций, позволяющих оптимизировать жизнедеятельность субъекта (субъектов); создание (или апробация) диагностической методики (с обязательным обоснованием ее валидности и надежности); психологическое обоснование, доказательство эффективности и проведение коррекционной работы (на основе развивающего и/или формирующего эксперимента), что предполагает:

- четкую и логически обоснованную постановку цели (целей), задач теоретического и прикладного (практического) характера, социально-демографическое и психологическое описание выборки, формулирование гипотезы (гипотез);

- подробное описание объекта, предмета и методологии исследования, включая подробную характеристику исследовательских методов (организационные, методы сбора эмпирической информации, методы количественной и качественной обработки эмпирических данных и интерпретационные методы), включая описание применяемых методик исследования;

- обзорный анализ научных подходов, теорий, концепций, методов и способов решения (средств психологического воздействия) недостатков психического развития и/или поведения определенной группы испытуемых (клиентов);

- представление, описание, интерпретацию и анализ полученных данных (фактов), степени их надёжности, с точки зрения применяемых методов их обработки и анализа;

- подробное, логически последовательное представление авторского варианта решения прикладной (практической) проблемы;

- изложение результатов исследования и аргументов в пользу формулируемых выводов в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач;

- характеристика сферы возможного применения полученных результатов.

1.12. ВКР должна содержать совокупность перспективных и актуальных в плане общетеорети­ческой ориентации и практической (прикладной) значимости результатов. Диссертация должна адекватно отражать как общенаучные, так и специальные мето­ды научного познания, правомерность использования которых всесторонне должна обо­сновываться. Содержание диссертации характеризует уникальность приводимых сведений, описание новых фактов, явлений и закономерно­стей, или рассмотрение имеющегося материала в совершенно ином аспекте. В теоретических главах ВКР должны приводиться убедительные аргументы в пользу избран­ной концепции, анализироваться и доказательно критиковаться проти­воречащие ей точки зрения, что предполагает наличие дискуссионного и поле­мического материала.

В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые долж­ны подтверждаться актами, справками, заключениями организаций, в которых проходила апробация научных разработок автора. Все материалы, вклю­ченные в текст ВКР, должны быть объединены ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны.

1.13. ВКР обучающегося должна быть выполнена студентом самостоятельно и являться завершенным научным исследованием. Она может опираться на результаты исследований, полученных автором лично при написании им бакалаврской работы и/или дипломной работы, если тема ВКР соотносится с тематикой ранее проводимых студентом исследований.

1.14. Основные научные результаты, полученные автором магистерской диссертации, подлежат обязательной апробации путем публикации в научных печатных изданиях, изложенных в докладах на научных конференциях, семинарах и других публичных выступлениях.

1.14 ВКР выполняется на соответствующей профилю магистерской подготовки кафедре (выпускающая кафедра), в научно-исследовательских лабораториях и центрах НОУ ВПО «Московский институт психоанализа». В случае необходимости ВКР может выполняться в сторонних организациях.

1.15. Выпускающими кафедрами магистерской подготовки являются следующие:

- по профилю «Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование» - кафедра основ клинического психоанализа и кафедра метапсихологии, теории и истории психоанализа;

- по профилю «Консультативная психология» - кафедра психотерапии и психологического консультирования;

- по профилю «Трансперсональная психология» - кафедра трансперсональной психологии;

 

1.16. ВКР выполняется в период прохождения научно-исследовательской практики и выполнения НИРС (см. п. 6 Положения о магистратуре НОУ ВПО «Московский институт психоанализа»).

Порядок выбора и утверждения темы магистерской диссертации

2.1. Тематика магистерских диссертаций должна быть направлена на решение актуальных профессиональных задач в области профильной подготовки магистрантов, соответствовать ООП магистратуры, а также может быть связана с приоритетными направлениями научных исследований, проводимых в НОУ ВПО «Московский институт психоанализа».

2.2. Тематика ВКР в соответствии с ООП магистратуры должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

- проведение эмпирических (экспериментальных) исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

- разработку проектов, научно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

- разработку инструментов психодиагностики;

- обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции; разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

 

2.5. Студент имеет право самостоятельно выбрать тему ВКР, при обязательном ее обсуждении с научным руководителем. Обсуждению подлежат вопросы, связанные с теоретической подготовкой студента, уровнем развития у него умения интерпрети­ровать, анализировать и сопоставлять различные авторские подходы, теории и концепции, степенью владения профессиональным научным языком в пред­метной области знания, а также наличием достаточного количества специальной литературы по теме, возможностью проведения эмпирического (экспериментального) исследования, в том числе наличия необходимого количества респондентов (испытуемых, клиентов) и др.

2.6. Тема ВКР утверждается при наличии необходимых вышеперечисленных условий, обеспечивающих её выполнение.

2.7. После определения темы ВКР студент должен написать на имя заведующего выпускающей кафедрой заявление о закреплении за ним темы ВКР с указанием Ф.И.О. и регалий научного руководителя. Заявление подписывается студентом и научным руководителем ВКР (см. Приложение 1 настоящего Положения).

2.8. До конца второго месяца первого семестра (для очной формы обучения) и до конца второго месяца второго семестра (для очно-заочной и заочной форм обучения) заявления обучающихся рассматриваются на заседании выпускающей кафедры с обязательным присутствием руководителя профиля магистерской подготовки и научных руководителей ВКР, после чего издается соответствующий приказ ректора об утверждении тем и руководителей ВКР.

2.9. Изменение темы магистерской диссертации допускается не более одного раза в установленном порядке. Для ее изменения необходимо написать заявление в установленной форме на имя заведующего выпускающей кафедры (см. Приложение 2 настоящего Положения), которое подписывается научным руководителем ВКР и согласовывается с руководителем профиля магистерской подготовки. Заявление рассматривается на заседании выпускающей кафедры и утверждается приказом ректора НОУ ВПО «Московский институт психоанализа».

2.10. Все изменения в тематике и в руководстве ВКР производятся приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедрой.

 

2.12. Работу над ВКР студент должен начинать с момента выхода приказа ректора об утверждении темы ВКР и продолжать в течение всего времени обучения в форме самостоятельной работы, с текущей и промежуточной формами аттестации со стороны научного руководителя.

 

2.14. После утверждения темы и назначения научного руководителя ВКР студент совместно с научным руководителем ВКР разрабатывает план-график выполнения ВКР студента (см. Приложение 3 настоящего Положения), который в течение 14 дней студент обязан представить на выпускающую кафедру с подписью научного руководителя ВКР, и соответствующие пункты Индивидуального плана научно-исследовательской работы студента (см. Приложение 5).

2.15. План-график обязательно прилагается к Индивидуальному плану научно-исследовательской работы студента. В плане-графике указываются основные этапы выполнения работы, сроки консультаций с научным руководителем, формы текущей и промежуточной аттестации о проделанной работе по каждому этапу. За каждый завершенный этап работы научный руководитель ВКР ставит «зачтено» / «незачтено».

2.16. Контроль за выполнением плана-графика осуществляет научный руководитель ВКР.

2.17. На протяжении обучения обучающийся должен написать реферат, связанный с тематикой магистерской диссертацией, выступить с докладами по теме ВКР на научно-исследовательском семинаре.

2.19. Выступления по теме ВКР могут проходить на научных или учебно-научных конференциях. Даты и темы выступлений и данные конференций заносятся в Индивидуальный план научно-исследовательской работы студента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...