Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Межрегиональный семинар «Повышения качества образовательного процесса в рамках перехода на ФГОСы второго поколения» На базе МАОУ СОШ №70 г.Перми. Тема выступления: «Технология проблемного диалога на уроках химии». Учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Краснокамска Завьялова Татьяна Викторовна.
Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию Проблемно - диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Трудно не согласиться с тем, что проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специальноорганизованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучениянового материала я прорабатываю два звена: 1. Постановкаучебной проблемы, т.е. формулирования темы урока или вопроса для исследования. 2. Поиск решения, т.е. формулирование нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного мною, как учителем, диалога. При этом, на мой взгляд, важно различать два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечиваютразную учебную деятельность и развивают разные стороны психикиучащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначаласоздаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулированияпроблемы учениками. На этапе поиска решения побуждаюучеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, т. е. веду к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Не секрет, что традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится ксообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, чтоне гарантирует понимания материала большинством класса.
НА СЛАЙДАХ (все что выделено цветом) Классификация методов обучения
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собойсочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Урок химии в 9 классе тема «Щелочные металлы»
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников
класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Урок химии в 8 классе тема «Степень окисления»
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляетжитейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думалисначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Урок химии в 8 классе тема «Растворимость веществ в воде»
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаетсяпрактическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Урок химии в 8 классе тема «Реакции обмена»
6. Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопроссодержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятиеошибочных ответов учащихся.
Урок химии в 9 классе тема «Химические свойства металлов»
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторыхслучаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Урок химии в 8 классе тема «Массовая доля»
Использования данной технологии в практической деятельности, на мой взгляд, позволяет уже сегодня реализовывать одно из важнейших требований Стандарта – формирование у подростка потребности учиться в течение всей жизни. Благодарю за внимание.
Литература, которую я использовала: 1. ТЕХНОЛОГИЯПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА:МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Е.Л.Мельникова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|