Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Межрегиональный семинар

«Повышения качества образовательного процесса в рамках перехода на ФГОСы второго поколения»

На базе МАОУ СОШ №70 г.Перми.

Тема выступления:

«Технология проблемного диалога на уроках химии».

Учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Краснокамска

Завьялова Татьяна Викторовна.

 

Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию

Проблемно - диалогического обучения, которая позволяет учащимся

самостоятельно открывать знания.

Трудно не согласиться с тем, что проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специальноорганизованного учителем диалога.

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучениянового материала я прорабатываю два звена: 1. Постановкаучебной проблемы, т.е. формулирования темы урока или вопроса для исследования. 2. Поиск решения, т.е. формулирование нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы

и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного мною, как учителем, диалога. При этом, на мой взгляд, важно различать два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечиваютразную учебную деятельность и развивают разные стороны психикиучащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески, и

поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначаласоздаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулированияпроблемы учениками. На этапе поиска решения побуждаюучеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки

проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию

темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к

новому знанию, т. е. веду к «открытию» прямой дорогой. При этом

подведение к знанию может осуществляться как от поставленной

проблемы, так и без нее.

Не секрет, что традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится ксообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, чтоне гарантирует понимания материала большинством класса.

 

НА СЛАЙДАХ (все что выделено цветом)

Классификация методов обучения

Методы   Проблемно-диалогические   Традиционные
постановки проблемы   побуждающий от проблемной ситуации диалог   подводящий к теме диалог   сообщение темы с мотивирующим приемом   сообщение темы  
поиска решения побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение знаний

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

представляет собойсочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия   Побуждение к формулированию проблемы  
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения   Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?     Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал   – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем?  
3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью   – Вы сначала как думали? А как на самом деле
4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

 

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями

создается одновременным предъявлением классу противоречивых

фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов,

мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию

противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что

интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Урок химии в 9 классе тема «Щелочные металлы»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы предъявление первого факта   предъявление второго факта   побуждение к осознанию   побуждение к проблеме вопрос   Тема   – Ребята,прочтите рассказ «Добрый Литий» – Кто главный герой рассказа, понравился ли он Вам? – Про кого еще говорится в этом рассказе? – Что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?   – Какой возникает вопрос?     Фиксирует вопрос на доске.     -Читают   -Литий.     -Натрий, Калий, про щелочные металлы - Все эти металлы относятся к щелочным, но свойства разные. (Проблемная ситуация.Осознания противоречия) -Какие свойства у щелочных металлов?     Щелочные металлы.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников

класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

 

Урок химии в 8 классе тема «Степень окисления»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы вопрос на новый материал   побуждение к осознанию   побуждение к проблеме     тема   – Посмотрите на формулы на доске. – Как вы думаете, какие Формулы верные?     – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений?   – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос?   Фиксирует вопрос на доске. Видят примеры: CO; CO2; H2O; H2O2 – Все, возможно. – только 2 или 3 и т.д. вариантов ответов может быть много. . (Проблемная ситуация.) – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) – Какие же формулы верные, какие степени окисления могут быть у химических элементов? (Вопрос.) СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ

 

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским

(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляетжитейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думалисначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

 

Урок химии в 8 классе тема «Растворимость веществ в воде»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы вопрос «на ошибку»     предъявление научного факта расчетами   побуждение к осознанию     побуждение к проблеме   тема     -Как Вы думаете,две соли - сульфат меди и нитрат натрия имеют одинаковую растворимость в воде?   -Давайте откроем учебник, таблицу 9 и сравним растворимость солей. – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Какая же тема урока будет сегодня?   Фиксирует тему на доске     – Наверное ДА, обе формулы соли (Житейское представле_ ние.) - Разная (Проблемная ситуация.) –Одинаковая.   – Разная (Осознание противоречия.)   - Растворимость веществ.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаетсяпрактическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

 

Урок химии в 8 классе тема «Реакции обмена»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы задания на известный материал     задание на новый материал   побуждение к осознанию проблем   побуждение к проблеме   тема     – На доске уравнения разных химических реакций.     – Определите тип первой, второй, третьей реакции.   – Определите тип четвертой реакции.     – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Какой возникает вопрос?   Фиксирует вопрос на доске. Видят на доске уравнения: 1. 2H2 + O2 → 2H2O 2. 2HgO → 2Hg + O2 3. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 4. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O – Присоединения, разложения, замещения.   Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) – Нет, не смогли.   – Мы такие реакции не изучали. (Осознание проблемы.) – Что это за новый тип реакции? (Вопрос.)

 

6. Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопроссодержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятиеошибочных ответов учащихся.

 

 

Урок химии в 9 классе тема «Химические свойства металлов»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы подводящий к теме диалог тема   – О каких свойствах металлов мы говорили на прошлом уроке? – Если есть физические свойства, то существуют и …? – Значит, тема урока сегодня?   Фиксирует тему на доске.     – О физических свойствах.     – Химические свойства.   – Химические свойства металлов. (Тема.)

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторыхслучаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

 

Урок химии в 8 классе тема «Массовая доля»

Анализ   Учитель Ученики
Постановка проблемы «актуальность» тема   – Начинаем новую тему, а какую – догадаетесь сами, потому что с этим мы сталкиваемся на каждом шагу. – Вы приходите в магазин и выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2 …». Чего? – В ювелирном магазине на всех изделиях стоит проба в …., которая означает массовую долю золота в изделии. - Приехав отдыхать на море, Вам сообщают соленость воды в …., сколько в ней растворенных солей – А в школе вам уже встречался термин «процент»? – Термин «процент» прочновошел в нашу жизнь. В химии в процентах определяют массовую долю вещества. Фиксирует тему на доске.   – Процента.     – Процентах.   – Процентах.     – Мы     Это и есть тема урока. слышали.

 

Использования данной технологии в практической деятельности, на мой взгляд, позволяет уже сегодня реализовывать одно из важнейших требований Стандарта – формирование у подростка потребности учиться в течение всей жизни. Благодарю за внимание.

 

Литература, которую я использовала:

1. ТЕХНОЛОГИЯПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА:МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Е.Л.Мельникова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...