Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет».
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров.
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.
Моя работа/учеба притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу/учебу.
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на “хороших” и “плохих”.
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Я потерял покой из-за работы/учебы.
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера складывается удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой.
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.
Интерпретация
Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.
Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит -:
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом
10-15 баллов - складывающийся симптом
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.