Результаты экспериментального исследования
В результате исследования получило подтверждение предположение о необходимости развития эмпатии у студентов-психологов, поскольку полученные итоговые цифры уровня эмпатии свидетельствуют о низком уровне эмпатии у обследуемых. Принято решение проверить итоги на количество и качество допущенных ошибок в проведенном эксперименте, которые могли бы повлиять на результат: методом математико-статистической обработки данных. Условия исследования соответствовали стандартным. Условия деятельности испытуемых были нормальными, им никто не мешал вдумчиво и сосредоточено отвечать на вопросы анкеты. Экспериментатор влияния на исследуемых не оказывал: «влияний ожиданий на результат». Особенностью эксперимента было то, что испытуемые являлись психологами и могли иметь «установки на социально одобряемый ответ», «установки на определенные и средние ответы». Чтобы исключить и такую фальсификацию испытуемым не сообщалось название методик до эксперимента. Выборка является представительной (репрезентативной) т.к. она выразила специфический контингент участников опроса: - по уровню образования – совокупность специалистов с высшим образованием – 25 чел. - по половому признаку – состав участников представлен обоими полами. - по возрастному параметру – разброс участников составляет от 23 до 53 лет. Поэтому результаты исследований могут быть распространены на множественное число студентов-психологов, т.е. и на «популяцию» биологическими социально-культурными характеристиками достаточно инвариантную. Это важнейшие ограничения, которые влияют на обобщения результатов по отношению к участникам в выборке из 25-ти чел. соблюдены. Охватив широкий диапазон в выборке и, применяя две методики можно выполнить цель и задачу, поставленную перед данной дипломной работой.
Каждый показатель полученных результатов имеет значение, поскольку получена возможность количественно и качественно сравнить результаты между уровнем эмпатии и направленности личности. Для наглядности результаты экспериментов исследования представлены в виде таблицы. Результаты обследования определяются с помощью кода каждой шкалы: По опроснику В.В. Бойко, направленному на диагностику каналов эмпатии, были получены следующие результаты: Высокие баллы по шкале говорят, что имеется выраженное положительное отношение к ….. На основании полученных данных описываем….. При подсчете «сырых» баллов было выявлено количественное значение уровня эмпатии и направленности личности, но при обработке их можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать вывод о степени развития у него эмпатии и направленности личности. Для этого используют процентибальную шкалу: Подсчитаем путем соотношения баллов, сколько человек с - очень высоким уровнем эмпатии – 0 человек. - средним уровнем эмпатии – 6 человек. - заниженным уровнем эмпатии – 16 человек. - очень низким уровнем эмпатии – 3 человека. Переведем полученное количество человек в проценты от общего количества человек, чтобы увидеть, сколько в процентном соотношении количество человек с - очень высоким уровнем эмпатии – 0% - средним уровнем эмпатии – 24% - заниженным уровнем эмпатии – 64% - очень низким уровнем эмпатии – 12% Вывод: в целом характерно для всей выборки очень низкий и заниженный уровень эмпатии, т.е. 2/3 участников опроса не обладает достаточно развитой эмпатией, так необходимой для работы практического психолога. Проанализируем показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости конкретного канала (параметра) в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования:
Подсчитаем наивысший балл для каждого канала: - рац – 2 чел. – 6 баллов. - эм. – 4 чел. – 6 баллов. - инт. – 4 чел. – 6 баллов. - ус. – 4 чел. – 5 баллов. - пр. – 6 чел. – 4 балла. - ид. – 2 чел. – 6 баллов. В целом, по группе в выборке преобладают каналы с бальной оценкой - 6 баллов, т.е. максимально возможный, но из них всего количество человек в эм. и инт. каналах по 4 человека, а наименьшая в рац. и ид. по 2 человека. Каналы с установки и проникающая способность имеют не меньшее количество человек, но балл ниже. Они наименее развиты. - 4 человека – 2 балла. - 5 человек – 2 балла. - 7 человек – 1 балл. - 4 человека – 1 балл. - 4 человека – 1 балл. - 7 человек – 2 балла. Вывод по параметрическому анализу в целом по группе состоит в том, что данное исследование может быть основой для дальнейшего изучения развитости эмпатических способностей у студентов-психологов, ибо обнаруженные результаты свидетельствуют, что лишь примерно около 20% испытуемых имеют максимальный балл равный 5-6 баллам и примерно 20% испытуемых имеют низкий балл равный 1-2 баллам. Видно, что отстают каналы - интуитивный и идентификации. Обработку по методике направленности личности проводим выбирая преобладающий вид направленности. Шкалы по набранным баллам суммируем: Гум.- 490 бал. Экз.- 507 бал. Пра.- 532 бал. Эго.- 381 бал. Переводим полученные баллы в процентные отношения поканально: Гум. – 25,6% Экз. - 26,5% Пра. - 27,8% Эго. - 19,9% По полученным результатам обработки направленности личности делаем вывод, что - все каналы (шкалы) представлены пропорционально. - шкала гуманистической направленности личности несколько меньше экз. и прагм., а это позволяет сделать вывод о том, что профес. Важное качество – уровня эмпатии в большей степени соответствует гуманистической направленности личности, несколько меньше – экз., еще меньше – прагм., и совсем малом объеме должен быть процент по эгоистической шкале. Основываясь на этих данных видно, что эгоистический тип направленности личности, в соответствии с теоретическими положениями отечественных и зарубежных авторов, соответствует низкому уровню сформированности у студента-психолога профессионально-важного качества уровня эмпатии. По результатам исследований фактически заниженный уровень эмпатии у многих студентов, будущих психологов, призванных помогать людям, а это значит, в первую очередь, сострадать, сопереживать им. Преобладание прагматической направленности означает что уровень эмпатии средний, это же показало и исследование по методике В.В.Бойко.
Экзистенциальный тип свидетельствует о существовании вероятностной тенденции перехода в гуманистический тип. Это повысит и уровень эмпатийности студентов-психологов, что в сумме составит 50% потенциально эмпатийных студентов в группе. Далее проведем корреляционные исследования соотношения между уровнем эмпатии и гуманистической направленностью личности. Причина поиска такой зависимости показана была ранее. Если получим положительную корреляцию, когда видна прямая связь: при повышении одного параметра, повышается и другой (т.е. оценка двух связанных или не связанных выбором). Проведем еще некоторые аналогии между уровнем эмпатии, направленностью личности и биологически-социальными параметрами испытуемых: - если самый высокий возраст 53 чл, 28 бал связан с высоким уровнем эмпатии, то в то же время и гумм. Бал наивысший – 25 лет; - если самый младший возраст 23 года дает разброс уровней эмпатии от 12 баллов до 27, то это свидетельствует о том, что… В то же время гумм.бал не высок, у 27 бального; - по половому различию из 15 представителей женского пола – уровень эмпатии 26- 27 баллов, а низший – 15. Поэтому можно говорить, что нет зависимости от полового признака. То же и по направленности – т.е. 30 баллов – высшие из 36 возможных, и 8 баллов – низшие. Но в целом женщин больше с гуманистической направленностью. Мужчин – от 28 до 14 баллов уровня эмпатии – разброс, от 33 баллов до 10 баллов. - по уровню образования Испытуемые с высшим техническим образованием: ________________________________________________________ Испытуемые с высшим гуманистическим образованием: Обобщая проведенную интерпретацию результатов можем сделать окончательные выводы: - анализ осуществлен при помощи двух параметров показателей; - что статистические связи и причинная зависимость; - подтвердили гипотезу; - об обнаружении такого явления, как эмпатия с минимальной ошибкой достоверности; - эмпирически обнаружены, а не в результате факторного анализа Привести суждения о возможности дальнейшего экспериментального исследования в этой области. Как можно использовать полученные результаты на практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|