Рабочая программа курса внеурочной деятельности «школа этикета» (духовно–нравственное направление)
Класс 1
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час
Нормативно-правовая и документальная основа:
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
• Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
• Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Пояснительная записка
В современной жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять нравственные ориентиры, нормы в мире человеческого общения. Также учителю необходимо формировать у ребят внутреннее осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые, которые нуждаются в его уважении, любви, вниманию, воспитывать любовь к себе, развивать рефлексию своего поведения и поведения товарищей.
Учитывая потребность современного общества в формировании у его членов устойчивого нравственного поведения целью программы стало формирование личности, ответственной за свое поведение, способной к нравственному совершенствованию.
Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи программы:
• формировать у младших школьников представление о культуре поведения;
• формировать у ребят осознание ценности себя и других людей, ценности человеческой жизни;
• формировать у детей способности анализировать поступки других и свои собственные;
• формировать чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Место предмета
«Школа этикета» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа, 1 час занятий в неделю.
Содержание программы
«Этика отношения к окружающим» (12 ч.)
Сказка об этике и этикете. Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. Знакомство с правилами города Подкрепления. Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний. Культура поведения во время игры. Этикет застолья. Правила поведения на улице. Можно ли дома забывать об этикете? Веселые правила хорошего тона в гостях. Нормы поведения в магазине. Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»
«Культура речевого общения» (13 ч.)
Речевой этикет. Дружим с добрыми словами. Юмор нас выручает. Алло, слушаю вас! Подстригите меня, пожалуйста. Поздравляю с днем рождения! Выздоравливай поскорее. Коллектив начинается с тебя! Учимся мириться. Как участвовать в дискуссии и что это такое? Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам. Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Составляем (дополняем) этический кодекс.
«Культура внешности» (4 ч.)
Разрешите представиться – Гигиена. Встречают по одежке… Культура движений. Посоветуемся с зеркалом. Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета».
«Систематизация и закрепление пройденного материала» (3 ч.)
Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике. Проект «Азбука поведения». Праздник веселого этикета.
Учебно-тематический план
№ Название модуля Кол-во часов
1.Этика отношения к окружающим 12
2.Культура речевого общения 13
3.Культура внешности 5
4.Систематизация и закрепление пройденного материала 3
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Школа этикета»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
• сервировка стола;
• культура внешнего вида.
Понятия:
• этика;
• этикет;
• этикет застолья;
• речевой этикет;
• дискуссия;
• комплимент;
• коллектив;
• тезис;
• антитезис;
• аргумент;
• гигиена.
Умения:
• приветствовать знакомого человека;
• прощаться со знакомым;
• вести разговор по телефону;
• сервировать стол;
• пользоваться столовыми приборами;
• вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
• строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
• дарить и принимать подарки;
• использовать невербальные средства общения;
• различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
• оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
• вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;
• говорить комплименты.
Навыки:
• личной гигиены.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Календарно-тематическое планирование
I Модуль «Этика отношения к окружающим»
Тема
Сказка об этике и этикете.
Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог.
Знакомство с правилами города Подкрепления
Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний
Культура поведения во время игры.
Этикет застолья.
Правила поведения на улице.
Можно ли дома забывать об этикете?
Веселые правила хорошего тона в гостях.
Нормы поведения в магазине.
Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях?
Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»
II Модуль «Культура речевого общения»
Тема
Речевой этикет
Дружим с добрыми словами
Юмор нас выручает
Алло, слушаю вас!
Подстригите меня, пожалуйста.
Поздравляю с днем рождения!
Выздоравливай поскорее.
Коллектив начинается с тебя!
Учимся мириться
Как участвовать в дискуссии и что это такое?
Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам
Наши помощницы – Мимика и Пантомимика
Составляем (дополняем) этический кодекс
III Модуль «Культура внешности»
Тема
Разрешите представиться - Гигиена
Встречают по одежке…
Культура движений
Посоветуемся с зеркалом
Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета»
IV Модуль «Систематизация и закрепление пройденного материала»
Тема
Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике
Проект «Азбука поведения»
Праздник веселого этикета
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд
1 Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011. 1
2 Лопатина А., Скребцова М.. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005.
3 Лихачева Л.С.. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996.
Наглядные пособия
1 Обучающий набор «Учимся сервировать стол»
2 Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону»
3 Разнообразные сюжетные картинки.
4 Схема класса.
5 Карта школьной страны
Технические средства обучения.
1 Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3 Колонки для компьютера
Экранно-звуковые пособия
1 Презентация «Сказка об Этике и Этикете»
2 Презентация «Будем знакомы - Гигиена»
3 Презентация «Правила поведения на уроках»
4 Презентация «Правила поведения на перемене»
5 Презентация «Встречают по одежке…»
6 Презентация «Школа вежливости».
7 Презентация «Секреты для мальчиков»
8 Презентация «Секреты для девочек»
9 Компьютерная игра «Кто хочет стать миллионером?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: