Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символика и аллегория в творчестве Данте

Перечень ключевых слов


Альба

Апокриф

Баллада

Ваганты

Видение

Голиарды

Готика

Гуманизм

Жонглеры

Канцона

Кеннинг

Клерикальная литература

Комедия

Куртуазная литература

Менестрели

Миннезингеры

Миракль

Мистерия

Моралите

Народная книга

Новелла

Плутовской роман

Проторенессанс

Ренессанс

Рыцарский роман

Серенада

Сирвента

«Сладостный новый стиль»

Сонет

Соти

Схоластика

Тенсона

Терцины

Трагедия

Трагикомедия

Трубадуры

Фаблио

Фарс

Хроника историческая

Шванк

Шекспировский вопрос

Шпрух

Эпос героический


Практическое занятие № 1

 

Французский героический эпос средних веков. «Песнь о Роланде»

(анализ фольклорной природы памятника)

1. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни…», проблема авторского начала, основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала).

2. Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного народного творчества (разнообразные повторы, параллелизм, постоянные эпитеты).

3. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.

а) история и её осмысление в «Песни о Роланде» (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений);

б) эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира);

в) проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образ Ганелона; образ Карла; образы мавров).

4. Общие выводы. Значение «Песни о Роланде как художественного памятника».

 

Текст

 

Песнь о Роланде // М., Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Смирнов А. Кто был автором «Песни о Роланде?» // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 67 –76.

2. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. – БВЛ, Т.10, М., 1976. С. 5-24.

3. Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа. // Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987. С. 17 – 34.

4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. // М., 1974.

Практическое занятие № 2

 

Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде».

 

I. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

1. Мифологические и литературные источники «Песни о Нибелунгах».

2. История и её отражение в «Песни о Нибелунгах».

3. Образная система «Песни…»

а) образ Зигфрида как идеального эпического героя (сравнить с образом Гунтера);

б) образ Кримхильды и его эволюция (ср. с образом Брюнхильды);

в) образ Хагена (ср. с образами Роланда, Ганелона («Песнь о Роланде») и Зигфрида);

г) образ Этцеля и его историческая основа.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

II. Испанский героический эпос. «Песнь о моём Сиде».

1. История и её отражение в «Песни о Сиде».

2. Образ Сида как идеального эпического героя. Историческая основа образа.

3. Образы инфантов де Каррион и их идейное содержание.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

Тексты

Песнь о Нибелунгах. – М.: Худож. лит., 1975, БВЛ, Т. 9.

Песнь о Сиде.– М.: Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

1. Пронин В. Преданья старины глубокой. // Песнь о Нибелунгах. М., ТЕРРА, 1997. С. 5 – 18.

2. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.,1960.

3. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, БВЛ, Т. 9.

4. Плавскин З.И. Литература Испании IX – XV веков. М., 1986.

5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. М., 1976. С. 5 – 24.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа № 1.

 

«Божественная комедия» Данте.

Образы итальянских современников поэта в поэме (часть I, “Ад”) и противоречия Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени».

Примерный план работы:

1. Образ Франчески да Римини и проблема земной любви в поэме.

2. Образ Фаринаты дельи Уберти и политические взгляды Данте.

3. Образ папы римского Николая III и антицерковные идеи поэта.

4. Образы графа Уголино и архиепископа Руджиери; проблема предательства и особенности её решения поэтом.

5. Образ «ничтожных» («равнодушных») и его обобщающий смысл; Данте и проблема активной жизненной позиции человека.

 

Анализируя образы персонажей «Ада», имейте в виду повторяющиеся приёмы их характеристики у Данте; опирайтесь на следующий план:

а) историческая (или литературная) основа образа;

б) описание круга ада;

в) форма наказания грешника и её символический смысл;

г) содержание монолога грешника или диалога (грешник и Данте; грешник, Данте и Вергилий);

д) отношение Данте к грешнику (однозначное или двойственное);

е) противоречия Данте и их смысл.

При анализе образов по данному плану необходимо постоянно опираться на текст поэмы и приводить цитаты.

 

Текст

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия (Часть I, «Ад») // БВЛ, Т.28 / М., Худож., лит., 1967.

 

Рекомендуемая литература

1. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте / М., 1967 (ЖЗЛ ).

2. Голенищев-Кутузов М.Н. Творчество Данте и мировая культура / М., Наука, 1981.

3. Голенищев-Кутузов М.Н. Предисловие к книге Данте «Божественная комедия» // Божественная комедия / М. Наука, 1967.

4. Голенищев–Кутузов М.Н. Примечания к «Аду» // Там же.

5. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери / М., 1990.

6. Елина Н. Данте. Критико-биографический очерк / М., Худож. лит., 1965.

7. Елина Н. Г. Поэзия «Новой жизни» //Дантовские чтения. 1971 / М., 1971.

8. Клодель П. Введение к поэме о Данте // Вопросы философии. - 1994, № 7-8

9. Ионин Герман. Данте / СПб., 1996.

10. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика / М., Наука, 1965.

11. Илюшин А.А. Эпизод Уголино в «Божественной комедии» // Дантовские чтения. / М., Наука, 1976.

12. Мандельштам О. Разговор о Данте / М., 1967; То же в кн.: Мандельштам О. Слово и культура / М., 1987 и в др. изд.

 

Контрольная работа № 2.

«Божественная комедия» Данте.

Образы античных героев в поэме и противоречия Данте

Примерный план работы:

1. Отношение Данте к античной культуре и образы обитателей Лимба; противоречия Данте-теолога.

2. Данте и Вергилий; конкретно-исторический и символический аспекты образа Вергилия в поэме.

3. Образ Улисса в поэме (сравните с образом Одиссея у Гомера); философский смысл образа Улисса и особенности противоречий Данте.

4. Данте и античная мифология; образ Капанея и его смысл.

5. Образы Цезаря и Брута и политические убеждения Данте.

 

При написании данной контрольной работы используйте прежний план анализа образов (см. Контрольную работу № 3) и приводите цитаты из текста.

 

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе № 1.

Контрольная работа № 3

Символика и аллегория в творчестве Данте

Примерный план работы:

 

1. Место и значение символики и аллегории в литературе средневековья и в творчестве Данте как «последнего поэта средневековья» (Энгельс).

2. Смысл и назначение символики и аллегории в книге Данте «Новая жизнь». ( Привести примеры из текста).

3. Особенности использования символики и аллегории в «Божественнойкомедии».

а) Философская символика в поэме и её смысл. Вводная песнь поэмы как пример философской аллегории. Образы центральных героев поэмы и их философский смысл.

б) Христианская символика в поэме и её особая роль в композиции и образной системе произведения.

в) Поэтическая символика в поэме и её значение в изображении формы наказания грешников. Символика цвета в поэме.

г) Политическая символика в «Божественной комедии» и её смысл. Вводная песнь поэмы как пример политической символики.

4. Общие выводы о месте и значении символики в творчестве и мировоззрении Данте как поэта и человека, живущего на рубеже эпох.

 

При написании данной контрольной работы необходимо приводить примеры из текста (не менее пяти-шести) по каждому из пунктов плана 2 и 3 (а, б, в, г).

 

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе №1.

 

Контрольная работа № 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...