Гендерная проблематика в теории культуры
1. Гендерная проблематика в парадигме Альмира Усманова 1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-культура» — 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм — 3. Культурология и/или «культурные исследования» — 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях» — 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях — 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций — 1) Ген-дерные стереотипы культуры — 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре — 3) Женщина как субъект визуальной культуры — 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии 2. Женщины и искусство: политики репрезентации................................................. 465 Альмира Усманова 1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства — 2. Основные положения феминистской крити- ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве — 3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики — 4. Основные темы феминистской критики искусства — 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? — 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации — 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства Гендерная проблематика в экологии.............................. 493 Екатерина Карпенко 1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма — 2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма — 3. Основные концепции и направления экофеминизма — 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
Гендерная проблематика в языкознании....................... 508 Елена Горошко 1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии — 2. Возникновение феминистской лингвистики — 3. Теоретические основы феминистской лингвистики — 4. Ос Феминистская литературная критика........................... 543 Ирина Жеребкина 1. Введение: понятие феминистской литературной критики — 2. Понятие женской литературы — 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» — 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» — 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе — 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе — 3. Понятие «женского чтения» — 1) Основные по- ложения теории «женского чтения» — 2) Критика теорий «женского чтения» — 4. Понятие «женского письма» — 1) Основные положения теории «женского письма» — 2) Критика концепций «женского письма» — 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» — 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире....................................................... 562 Игорь Кон 1. «Кризис маскулинности» и мужские движения — 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности — 1) Биолого-эволюционный подход — 2) Психоаналитический подход — 3) Маскулинность и мужские роли — 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям — 3. Маскулинность как история — 4. Заклю-
Гендерная проблематика в праве: права женщин.................................................................... 606 Светлана Поленина 1. Права женщин в контексте прав человека — 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность — 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути — 4. Права женщин в экономической и социальной сферах — 5. Политические права женщин — 6. Заключение Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма 1. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США.............................................. 635 Людмила Попкова 1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности — 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке — 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США — 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США — 5. Концепция радикального феминизма в женском движении США — 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США — 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика — 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции — 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения — 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам — 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США — 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения — 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» — 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США — 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии 2. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты.................... 664 Анна Темкина 1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы — 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей — 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии — 4. Влияние движения на политику
Об авторах.......................................................................... 696 Алфавитный указатель Предисловие Главная цель данного учебного пособия — способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women's studies (женским исследованиям) — либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин. Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин.1 Структурным принципом учебника — при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом — выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах — таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред- См. базу данных на сайте ХЦГИ http://www.gender.univer.kharkov.ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http:// www.owI.ru/win/books/dbras_who_is_who/
ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям — например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность — выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования — как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология — трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания). Второй принцип, но уже не структуры, а методологии — это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология — сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной — до тех 16 пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.
Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) — с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником. Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой — как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе Елена Ярская-Смирнова В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|