Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерная проблематика в теории культуры




1. Гендерная проблематика в парадигме
культурных исследований.............................................. 427

Альмира Усманова

1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-культура» — 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм — 3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций1) Ген-дерные стереотипы культуры2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре3) Женщина как субъект визуальной культуры7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство:

политики репрезентации................................................. 465

Альмира Усманова

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства2. Основные положения феминистской крити-


ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве — 3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики4. Основные темы феминистской критики искусства5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

Гендерная проблематика в экологии.............................. 493

Екатерина Карпенко

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма — 3. Основные концепции и направления экофеминизма4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

Гендерная проблематика в языкознании....................... 508

Елена Горошко

1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии — 2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики4. Ос
новные течения в феминистской лингвистике
— 5. Граммати
ческая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсив
ное направление» феминистской лингвистики
7. Р. Лакофф,
Язык и место женщины — 8. Теория двух культур Д. Таннен
9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
гендерные политики
10. Значение феминистской лингвисти
ки для языкознания

Феминистская литературная критика........................... 543

Ирина Жеребкина

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики»2) Женско-центрированная литература: «время невинности»3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе — 3. Понятие «женского чтения»1) Основные по-


ложения теории «женского чтения»2) Критика теорий «женского чтения»4. Понятие «женского письма»1) Основные положения теории «женского письма»2) Критика концепций «женского письма»5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

Мужские исследования: меняющиеся мужчины

в изменяющемся мире....................................................... 562

Игорь Кон

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности1) Биолого-эволюционный подход2) Психоаналитический подход3) Маскулинность и мужские роли4) От мужских ролей к гендерным идентичностям — 3. Маскулинность как история4. Заклю-

Гендерная проблематика в праве:

права женщин.................................................................... 606

Светлана Поленина

1. Права женщин в контексте прав человека2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути4. Права женщин в экономической и социальной сферах5. Политические права женщин6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Теория и практика современного феминизма:

женское движение в США.............................................. 635

Людмила Попкова

1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке — 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США5. Концепция радикального феминизма в женском


движении США6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика — 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции — 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам — 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США2) Роль лесбийской политики внутри женского движения8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии

2. Женское движение второй волны:

истоки, концептуализация и результаты.................... 664

Анна Темкина

1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии4. Влияние движения на политику

Об авторах.......................................................................... 696


Алфавитный указатель



Предисловие

Главная цель данного учебного пособия — способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women's studies (женским исследованиям) — либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.

Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин.1

Структурным принципом учебника — при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом — выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах — таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-

См. базу данных на сайте ХЦГИ http://www.gender.univer.kharkov.ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http:// www.owI.ru/win/books/dbras_who_is_who/


 

ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям — например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность — выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования — как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология — трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).

Второй принцип, но уже не структуры, а методологии — это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология — сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной — до тех


16

пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.

Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) — с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.

Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой — как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.


Возникновение и развитие гендерных

исследований в США

и Западной Европе

Елена Ярская-Смирнова

В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...