1.2 Развитие ученического коллектива в учреждениях средне профессионального обучения
Развитие и формирование ученического коллектива – одна из основных задач куратора группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллектив, будет зависеть успешность всего обучения[10]. Для того, чтобы сформировать ученический коллектив куратору группы необходимы такие качества, как ответственность, контактность, открытость, организованность, информированность[6]. Возможными направлениями работы куратора группы по формированию и развитию ученического коллектива будут следующие действия: организация совместной общезначимой деятельности; организация коллективного самоуправления; проявление перспектив развития коллектива; установление и поддержка традиций группы; формирование системы открытых и уважительных связей и отношений в группе[15]. Взаимоотношения между одногруппниками с большими возможностями станут гармоничными, если куратор группы организует работу по воспитанию эмпатических чувств, взаимопонимания, сотрудничества[11]. По мнению С. М. Вишняковой: « ученический коллектив – это устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно– полезной деятельностью ». [14, с. 3]. Специфика формирования ученического коллектива в учреждениях средне профессионального обучения – заключается в том, что это длительный и сложный процесс[9]. Развитие коллектива связано с преодолением ряда противоречий: между коллективом и отдельными учащимися или группами обучающихся, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития; между перспективами коллектива и перспективами его членов; между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами; между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями[9].
Для развития ученического коллектива в учреждения средне профессионального обучения наряду с преодолением перечисленных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть совместные действия всего коллектива (программы, праздники, акции, пре одоление возникших трудностей) [9]. Необходимо учитывать тот факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. В наблюдении А. С. Макаренко заметил: « необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив» [9, с 343]. Динамичность структуры коллектива позволяет развивать не только межгрупповые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по интересам, творческие группы, состоящие из учащихся разных учебных групп[9]. Большое значение для развития ученического коллектива в учреждениях средне профессионально обучения имеет сотрудничество педагогов и учащихся[7]. Очень важно создать в ученических коллективах обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности. Развитие ученического самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающей развитие самостоятельности детей в принятии и реализации[7]. Процесс становления ученического коллектива проходит три основные стадии[10]. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит куратор, он предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся[10]. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования куратора, который именно активу передает часть своих функций [10]. Третья стадия – это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение[10]. Еще до начала учебного года куратору необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи[10].
В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Формирование ученического коллектива – процесс, требующий времени и определенных усилий со стороны куратора[10]. Важный и очень ответственный этап формирования коллектива – создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив – это опора куратора во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, основа коллектива группы[10]. Староста группы – первый помощник куратора в обучении и воспитании учащихся, в общественной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисциплины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и оборудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации учреждения средне профессионального обучения, изменениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий[10]. Староста с куратором готовит и проводит групповые собрания. Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Поэтому в некоторых случаях куратор рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа[10]. Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формальные», были лидерами фактическими[10]. Важную роль в создании ученического коллектива играет персональное распределение общественных поручений[10]. Важно уделять индивидуальное внимание каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложение, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приободрить, подсказать и т. п. [10]. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспитательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсуждении хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся[10].
Схема 1 – Развитие ученического коллектива[12]
Таким образом, формирование и развитие ученического коллектива является важным фактором процесса социализации, посредством которого человек становится членом общества в полной мере социальных взаимоотношений. Так же ученический коллектив способствует в процессе обучения, что является не мало важным фактором для студента[13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|