Значение темы насилия для теории и
практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам В своих теоретических поисках освободительное движение пыталось объяснить смысл и противоречия повседневного женского опыта в соотношении с социальными принципами и структурой власти. В результате одним из базовых понятий для их объяснительных моделей становится «насилие». Группы роста сознания, обсуждая тему «сексуальности», одновременно сделали видимой, сопутствующей ей проблему насилия против женщин. Ограниченность либерально-классической парадигмы в отношении женского «угнетения» не позволяла обнаружить микрополитическое воздействие культурных практик повседневности на правовую систему. Даже реформированное законодательство либерального типа с его ориентацией во многом на экономические факторы и исключением приватной сферы из правового пространства не работало в отношении многих форм сексуального насилия против женщин. В 1975 году появляется еще один классический текст американского радикального феминизма. Сьюзан Браунмиллер в книге Против нашей воли15 сосредоточила внимание на одном из самых тяжелых преступлений против женщин — изнасиловании. К этому времени «освободительные» женские группы уже развернули по всем штатам сеть своих альтернативных общественных институтов и акций, призванных решать ставшую видимой женскую проблему. Создание телефонов доверия, горя- 15 Susan Brownmiller, Against our Will: Men, Women and Rape (New York: Simon and Schuster,1975). 654 чих линий, кризисных центров и приютов для жертв насилия сопровождали ночные демонстрации студенток протеста против сексуальных нападений под лозунгом «Верните нам ночь» («Take back the night»). Браунмиллер в своей работе проследила влияние патриархатной гендерной системы на правовую доктрину США. Исторически законы, запрещавшие изнасилование, рассматривали его как преступление против собственности (отца или мужа) или против чести и целомудрия, но не против самой женщины. Законодательная реформа только при заключении ее в широкий контекст политической проблемы могла быть эффективной. Вопреки господствовавшим в общественном сознании представлениям Браунмиллер доказывала, что изнасилование — не результат проявления «естественной и неконтролируемой мужской сексуальной страсти». Это преступление мотивируется стремлением к унижению, господству и контролю над жертвой, это «преступление власти и агрессии одного пола по отношению к другому».16
Социальные и культурные причины сексуального насилия против женщин коренились в жестокой дифференциации гендерных ролей в патриархатной системе. По мнению радикальных авторов, в правовую концепцию 20 века оказались включенными многочисленные мифы о женской и мужской сексуальности, в том числе и фрейдистская идея о женской бессознательной сексуальной фантазии — желании быть изнасилованной. Не только мягкость или отсутствие законов представляло препятствие решению юридической проблемы; существовавшая процедура судебного разбирательства укрепляла чувство незащищенности и вины в сознании женщин. Ответственность за действия преступника возлагалась на женщин, от которых требовали рассказов об их прежней сексуальной жизни, очевидных следов физического сопротивления, свидетельств третьих лиц, даже необходимости выглядеть «добропорядочно» в глазах судьи. Итогом этого являлось часто освобождение преступника от ответственности. Вопрос, поставленный феминистской юриспруденцией («почему ограбление не требует подобного рода доказательств действий?»), стал основой реформирования уголовного кодекса. В
16 Ibid., p. 391. 1979 году книга профессора права и адвоката Кэтрин МакКин-нон Сексуальные домогательства к работающим женщинам17 определяет новый аспект проблемы насилия. Обсуждение социокультурных сценариев женской и мужской сексуальности заключалось в теоретические рамки исследования властных отношений и гендерной иерархии в публичной сфере. Под давлением феминисток из Комиссии по равным возможностям в закон о равных возможностях в сфере занятости вносятся в конце 1970-х годов дополнения, которые возлагали на работодателей юридическую ответственность за «создание на рабочем месте атмосферы враждебности и запугивания». Сама Комиссия осуществляла функции контроля за исполнением закона и продвижения судебных исков в связи с его нарушением. В 1970-е годы группы «роста самосознания» делают видимой проблему насилия в другой сфере — за стенами «семейных крепостей». Скрываемые от публичного контроля тяжелые личные трагедии, переживания, страхи оказались общим женским опытом и общей политической проблемой. В 1977 году действующие на местном уровне женские группы объединяются в мощную организацию «Национальная коалиция против домашнего насилия». Публикации коалиции, показывающие огромное количество ежедневных избиений, издевательств, смертей, выявили еще одну гендерную стратегию власти и доминирования в повседневных практиках. Под влиянием радикальной критики либерально-феминистские организации, расширяя содержательный контекст правового поля, включают в него приватную сферу. Согласие на брак, как указывала НОЖ, не освобождает человека от правовой ответственности за жестокость обращения. Государство обязано соблюдать права личности и наказывать за их нарушение не только в публичной, но и в частной сфере. Результатом изменения стратегических приоритетов и объединенных усилий обоих течений стало принятие в 1980 году в ряде штатов специальных законов по домашнему насилию, а также усиление наказания за данный вид преступления в имеющихся статьях уголовного кодекса. Одновременно шло создание структур исполнительной власти (полиции, социальных 17 Catherine MacKinnon, A Sexual Harassment of Working Women (New Haven: Yale University Press, 1979). 656 служб), отвечающих за соблюдение прав и безопасности граждан в семье.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|