Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественного творчества




 

Для того, чтобы говорить о психоанализе в художественном творчестве необходимо знать, что такое психоанализ.

В основе психики, согласно Фрейду, лежит не только сознание, но и подсознание. Есть в нас нечто, скрытое от нас. Это нечто - какая-то пружинка, скрытая энергия, какое-то то скрытое напряжение, конфликт, который был в нашем детстве. И, благодаря этому прошлому конфликту мы являемся тем, кем являемся. Главный конфликт по Фрейду - это Эдипов комплекс.

В греческой мифологии есть персонаж Эдип. Царю было предсказано, что он будет убит собственным сыном. Поэтому когда у царя родился сын Эдип, то он приказал своему рабу бросить ребёнка на съедение зверям. Раб пожалел ребёнка и отдал его на воспитание пастуху. Прошло время. Эдип полюбил женщину, которая впоследствии оказалась его матерью. Конкурируя с мужем этой женщины (со своим отцом) он убивает его, не зная что женщина и её муж являются его родителями.

Самый близкий для ребёнка - это мать, которую он любит и желает, от которой он получает различного рода удовольствия: питание, ласки, общение и т.п.. По Фрейду, ребенок впервые открывает мир ощущений и чувств, благодаря своему рту и генитальным органам, которые стимулируются матерью. Таким образом, по Фрейду, мать для ребёнка - это первое существо, которое открывает для него мир чувств, мир удовольствия, и он ощущает радость того, что есть мать, которая позволяет ему удовлетворять свои потребности. Согласно Фрейду, главным принципом человека является принцип удовольствия, который движет человеком.

Возникает вопрос: откуда берется первое негативное чувство у ребёнка? Очевидно, что первые чувства негатива возникают в детстве. Это происходит, благодаря барьеру и ограничению на получение удовольствия от матери. Кто же может помешать ребенку в получении удовольствия? Кто? Какой конкурент, который тоже любит мать? Согласно Фрейду, отец выступает в роли этого барьера и ограничителя. И действительно, вторым близким человеком для ребенка является отец. Отец - конкурент, который любит мать и ограничивает получение удовольствий ребёнком от матери. Благодаря ему формируется эдипов комлекс как первое негативное чувство, которое станет фундаментом всех последующих негативных чувств человека. «Эдипов комплекс» - это негативные чувства, которые возникают у ребенка в связи с тем, что ему не дают удовлетворить свои потребности.

Таким образом, у ребенка возникают первые два чувства в жизни: это чувство удовольствия и радости от матери и чувство недовольства от иного объекта, который мешает получить это удовольствие. Отсюда ненависть и конкуренция по отношению ко всему остальному, что не является матерью. В дальнейшем личность постепенно усложняется. Но эти первичные явления глубокого детства становятся фундаментом на всю жизнь. И какое бы гигантское “здание психики” потом не строилось, все это будет держаться на фундаменте изначальных принципов и комплексов, заложенных в глубоком детстве. Но всё это будет происходить на подсознательном уровне.

Кто-то может оценить всю эту теорию как аморальную, но в действительности, это так, и чувства ребенка нормальны, а не аморальны. Ребёнку приятно и он ощущает всем телом свою мать. Это уже общество со своим правилами научит его оценивать по иному и, поэтому, у человека позднее начнут возникать душевные конфликты. Способность любить сформирована в нас нашими матерьми в глубоком детстве. Дети, которые не получают материнской ласки и внимания, в конце концов, которые не знают, что такое «явление матери» - это обычно проблемные люди. Отсюда и возникают проблемы фригидности, патологической жестокости, маньячества, несчастья и т.п. Глубокое детство – первый слой психики, на который накладываются все остальные слои, но именно первый слой задаёт цвет всем остальным слоям психики. Психика, образно говоря, напоминает наслоение прозрачных стёкол, но лишь первое стекло (глубокое детство), лежащее в основании, покрашено, и именно оно задаёт цвет всем стёклам. Самый последний слой – это то, что мы есть сейчас. Мы видим мир сквозь эти стёкла и видим его по-разному. У каждого есть свой перенос на объекты восприятия (людей, предметов и т.п.) Иными словами, мы переносим чувства детства на объекты, которые сейчас находятся с нами. Мы смотрим на мир через призму своих прошлых ощущений и конфликтов. По Фрейду, это трансферная реакция. Это явление переноса часто никакого отношения не имеет к объекту восприятия. В основе психоанализа лежит анализ переноса, анализ трансферной реакции. Именно она порой мешает нам взглянуть на мир объективно и вырваться из “плена” нашего прошлого.

Комплекс Эдипа – основа ненависти человека. В течении жизни у человека будет много ненавистей к разным людям, но в основе них будет лежать стержень, который был заложен в глубоком детстве, благодаря Эдипову комплексу.

Таким образом, задача психоанализа – определить и раскрыть глубинные истоки, почему личность ведет себя таким образом, а не иначе? Какой конфликт произошел в детстве, какие у него были ощущения, какие внутренние психотравмы, переживания, которые повлияли на поведение личности, в частности, на художественное творчество? Психоаналитики, в процессе психоанализа не всегда докапываются до уровня глубокого детства. Это тяжелая и долговременная работа. Чтобы взрослый осознал свой эдипов комплекс и вспомнил, что у него была ревность к отцу, необходима большая работа, зависящая от таланта психоаналитика.

Согласно Фрейду, конфликт души возникает от того, что, с одной стороны имеют место влечения (сексуальные, агрессивные), а с другой стороны, есть страх возмездия, наложенный сознанием. Поэтому возникает напряжение. И, поэтому, сознание ищет пути разрешения этого противоречия и напряжения. По Фрейду человек – это существо, не удовлетворившее свое желание матери, благодаря эдипову комплексу. Поэтому личность всю жизнь находится в напряжении от недополученной любви и ищет её в других субъектах. Именно поэтому, многие мужчины просыпаются в холодном поту от снов, где совокупляют свою мать. Аналогичные явления протекают и у женщин. Только у них вместо эдипова комлекса, имеет место комплекс Электры. Сознание наше этого не приемлет. Наша сексуальность и наши положительные ощущения сформированы нашими родными людьми - родителями.

Пример. Согласно психоанализу, если девушка и выходит замуж, то в большинстве случаев она часто выбирает супруга по подобию отца Иногда выбирает по подобию деда или по подобию тех, кто её воспитывал. Мужчина также выбирает себе супругу по подобию матери, иногда по подобию сестры, иногда по подобию своей бабули. То есть в зависимости от того, кто первый вызывал в детстве приятные ощущения Осознание своего выбора к нам приходит после того, как мы женились. Подсознательно, сами того не замечая, мы делаем выбор, сформированный в глубоком детстве нашими родителями.

Каким образом проводится психоанализ?

Для этого существуют различного рода техники: анализ сновидений, свободных ассоциаций, анализ фантазий, анализ оговорок, анализ всего того, что выражает личность и его подсознание. Ниже мы будем заниматься анализом художественного творчества.

В процессе длительного общения с пациентом, психоаналитиком постепенно открывается нечто, что скрыто для личности (анализанда). Анализируется такие явления, как различного переносы (трансферные реакции см. выше) и защитные подходы. Когда психоаналитик пытается докопаться до истины, до глубинного конфликта души, то сознание анализанда этого не приемлет и поэтому оказывает сопротивление процессу психоанализа. Психоаналитик улавливает это и интерпретирует. Так постепенно раскрывается личность. Во время психоанализа её просят всего лишь говорить то, что приходит в голову (метод свободных ассоциаций).

Сейчас мы возьмемся анализировать самого Достоевского и его творчество. Анализировать с помощью психоанализа. И это возможно. Ранее мы уже говорили, что творческих личностей анализировать можно. Это возможно, благодаря письмам, общению-интервью с родственниками, общению с друзьями, товарищами и т.п. В конце концов, анализировать можно по произведениям. А мы уже говорили, что художник, прежде всего, отображает себя.

После смерти Достоевского вышла книга его дочери Любовь Достоевской. В ней она не смогла раскрыть истинные истоки творчества. В психоанализе, она не разбиралась и сказала, что истоки его творчества заключаются в том, что в жилах Достоевского текла нормандская кровь.

Достоевский был очень противоречивым человеком. В основе любого душевного конфликта, согласно Фрейду, лежит двойственность (противоречивость, амбвивалентность). Поэтому возникает невроз. По Фрейду, там, где есть конфликт, где есть определенное напряжение, всегда есть двойственность. Человек страдает тогда, когда испытывает двойственные чувства. Когда мы и любим и ненавидим этого человека, то мы страдаем. Мы как бы застреваем между двумя огнями, и от этого нас трясет и поэтому у нас есть невроз, есть напряжение, которое выражается в виде художественного творчества. И поэтому Достоевский был очень противоречивым человеком. С одной стороны, он был лояльно настроен, был по природе своей терпеливым человеком, но при этом участвовал в заговоре против царя. Это противоречие Достоевского. Он был религиозным человеком, но при этом когда его читаешь, то чувствуешь, что он был неверующим человеком. Это чувствуется по многим его героям. В конце концов, есть такие вещи, где его герои (части души самого Достоевского) в "Братьях Карамазовых" подрывают веру. Почему Достоевский, привязанный всем своим существом к родной земле, многие годы проводил за границей? Его герои одновременно возвышенны, любят высоко (Мышкин в "Идиоте" – такая небесная любовь), и одновременно в произведениях Достоевского много извращенцев, различного рода патологических типов. Исследователи-психоаналитики пришли к выводу, что вечный Эдип жил в этом человеке и создавал эти произведения. Достоевский был человеком, который так никогда и не преодолел свой комплекс Эдипа.

Достоевскому пришлось разделять любовь к матери между двумя конкурентами - между отцом и братом. Отец Достоевского был горячим, вспыльчивым, педантичным и скупым человеком. Когда умерла его жена, то есть мать Достоевского, он начал пьянствовать. Он бросил свою работу (работал главным врачом). У него было даровое имение, и там он очень жестко обращался со своими крестьянами, садистки обращался. И в конце концов, они его задушили.

Какое чувство вызывал отец Достоевского к сыну? Противоречивое. Отец, с одной стороны, был прекрасным отцом. Он обучал своего сына, читал ему вечерами Карамзина, преподавал латинский язык, но одновременно и требовал глубоких знаний. Он заставлял их стоять на своих уроках, а не сидеть. Он давил своим авторитетом, и вообще, Достоевский сам признавался в дальнейшем, что он так и не отвязался от своей связи с отцом, с давлением его авторитета. Авторитет отца давил на него даже тогда, когда он (отец) умер. Поэтому Достоевский всегда пытался подражать своему отцу, но одновременно маленький Достоевский страстно ненавидел своего отца. Почему он ненавидел своего отца? Согласно психоанализу, он – конкурент в любви к матери. Но, в то же время, отец для Достоевского является высочайшим идеалом, к которому писатель стремился в течении всей жизни. Иными словами, Достоевский одновременно и любил отца и не любил его. Когда Достоевский учился в инженерном училище, отец-скупердяй не посылал ему денег. Маленький Достоевский болел, страдал, мерз и мог бы в письме каким-то образом написать о своей ненависти к отцу. Но этого в письмах нет. Достоевский оказался сдержанным и ни малейшего упрека не высказал в адрес своего отца. Но почему отец одновременно мог быть для Достоевского идеалом? Он подражал отцу уже будучи взрослым. Поэтому у Достоевского появились дети (не потому, что он хотел их, а потому, что он подражал отцу). Первый брак у Достоевского был со вдовой, у которой был ребенок-мальчик. И он очень обрадовался, когда он вошел в роль отца, хотя неродного. Он ощутил себя в роли отца. Далее впоследствии у Достоевского были дети и он их тоже воспитывал по тем же принципам, тем же технологиям, которые проводил его отец. Согласно Фрейду, Достоевский на всю жизнь остался инфальтильным ребенком, подражающим жесткому отцу. И это понятно. (Ведь, по Фрейду, взрослых людей вообще нет. Все мы дети, которые подражают взрослым и играют в них. Мы знаем только, что есть такие роли, что надо быть взрослыми, а в нас сидит ребенок. Что нужно иметь ответственность и т.д.) Это подражание отцу было настолько сильным, что Достоевский читал те же молитвы своим детям, которые ему читал отец. Достоевский, в конце концов, осознал, зачем читает молитвы своим детишкам. Осознал, что решает проблему не своих детей, а просто подражает своему отцу, но благодаря детям. Будучи хорошим психоаналитиком, он в своих письмах признавался в этом. Вышеприведённые анализы проделаны на основании писем, рассказов родственников, дочери и жены Достоевского.

Противоречивость Достоевского проявлялась также в учебе в инженерном училище. Там он вел себя очень противоречиво. С одной стороны, ему не нравилась строгая форма, нечеловеческое отношение. В училище у него часто был перенос чувств детства на преподавателей. И в то же время Достоевский был терпим. Это еще раз показывает то, что он был противоречивым. Когда началась забастовка, он не пошел на неё. Он одновременно ненавидел и одновременно любил училище и его педагогов (перенос, связанный отцом).

В каких же произведениях появилась противоречивость Достоевского к отцу? Она раскрылась в романе «Подросток». В этом романе описан мальчик, который переписывается со своим отцом и представлены все переживания мальчика (автора).

Григорович - товарищ Достоевского, пишет, что один раз, когда они гуляли вместе, по улице шла похоронная процессия. И Достоевский, увидя похороны, резко упал в бессознательное состояние. У него начались приступы эпилепсии – падучая. Впоследствии эти приступы были часты. Психоаналитики, исследуя это явление, эти приступы, пришли к выводу, что эта процессия вызвала в нем воспоминание об отце, которого он похоронил. Воспоминание это оказалось связанным с историей, которая произошла с ним во время похорон отца. Переживания этой истории, Достоевский вытеснил в своё подсознание и удерживал его в себе.

А произошло следующее. Когда умер его отец, у него тоже произошел сильный приступ – первый приступ эпилепсии во время похорон. Психоаналитики пришли к выводу, что это было связано как раз с тем, что Достоевский с одной стороны ненавидел отца, а с другой стороны любил его. Поэтому когда умер его отец, у него подсознательно возникло чувство радости, в силу того, что он его ненавидел (“так ему и надо”). Но в то же время в душе Достоевского произошёл противоположный процес: “Как же так? Как же я могу радоваться смерти отца, я же его люблю?” Таким образом, возник гигантский душевный конфликт и напряжение, которое было вытеснено в подсознание. Иными словами произошло столкновение сознания с подсознанием. С одной стороны Достоевский любил отца как родного человека и подражал ему. А с другой стороны ненавидел. Душа Достоевского не справилась с этой эклектичностью или двойственностью настолько, что он упал в бессознательное состояние.

Ни в коем случае не надо думать примитивно, что всё вышеизложенное были сознательными рассуждениями Достоевского. Обычно, когда больные падают в приступе, они не помнят, того, что предшествовало падению. Только благодаря глубокой кропотливой работе психоаналитиков удается восстановить весь ход мыслей человека перед приступом и благодаря этому излечивать различного рода заболевания.

Пример. У Фрейда таких примеров заболеваний много. Например, теща, которая была влюблена в своего зятя, и, в конце концов, ее трясло от этого. Этот пример представлен в книге «Психология бессознательного». (“Как же я могу любить зятя, если он является мужем моей дочери”). У этой женщины возникли одновременно и страх и любовь. Сознание её не справилось с этой двойственностью и вытеснило этот конфликт в подсознание. Именно поэтому эта пациентка Фрейда болела. Фрейд помог этой женщине так, что она осознала, что в родного зятя была влюблена и, поэтому, ей сразу стало легче, хотя в течении психотерапии ей было тяжело осознавать это, ее трясло на сеансах, но потом она вылечилась. Если б не психоанализ, то этот конфликт давил бы ее всю жизнь

То же самое произошло и с Достоевским. Внезапно появившееся в сознании бессознательные чувства ненависти и мести были так сильны, что цензура сознания могла бороться только при помощи глубокого обморока.

Кроме того, Достоевский страдал истерией. Именно она, согласно некоторым психоаналитикам, являлась основным источником его творчества. У Достоевского были разные страхи и ощущения. Порой он, прежде, чем лечь спать, писал: «Сегодня я впаду в летаргический сон. Похороните меня не раньше, чем через 5 дней». Он боялся, что его заживо закопают. Таков был его страх.

Психоаналитики художественного творчества обязательно анализируют сексуальную сферу художников. Поэтому и мы коснемся сексуальной сферы Достоевского. Его доктор (Ризенкампф), который его лечил, пишет, что в 20 лет Достоевский был безразличен к женщинам и не засматривался ими. Более того у него было отвращение к женщинам. Друзья Достоевского смеялись за его отдаленность от женщин. Но Достоевский был противоречивый человек. Это только одна из сторон его психики, и Тургенев писал также: “он упал бы в обморок, если бы ему случилось обнять женщину”. Но при этом очень много писем и фактов, которые свидетельствуют об обратном. Например, есть письмо Достоевского к своему брату. Он пишет: «Все эти Милочки, Кларочки и Марьяночки так похорошели. Тургенев и Белинский как следует выругали меня за беспорядочную жизнь». Это он писал своему брату. Таким образом, все-таки Достоевский себе иногда позволял беспорядочное поведение и есть факты, свидетельствующие об этом. Достоевский сильно переживал об этом. И это переживание отражено в произведении Достоевского «Записки из подполья». Он разоблачает в нём свое распутство. В этом произведении Достоевский самообвиняет себя. В нём есть следующие реплики одного из главных героев: «Вот я пускался развратничать, развратничал я уединенно, но по ночам, потаенно, боязливо, грязно, со стыдом». Это говорит Достоевский устами своего героя «Записок из подполья».

Всё вышеизложенное подтверждает и Мережковский, говоря, что такое мог написать только человек, сам переживший это. По сути своей – это самобичевание, самообвинение Достоевского, но в литературной форме.

А Фрейд пишет о Достоевском следующее: ”…. сексуальная деятельность таких людей должна уступить место сердечному увлечению, и наступает ограничение в выборе объекта. Оставшейся чувствительной активность ищет объекта, который напоминал бы об запрещенных инцестуозных лицах, то есть матери. Любовная жизнь таких людей расходуется в двух направлениях, которые символизируются искусством как земная и небесная любовь. Где они любят, там не желают, а где желают, там не могут любить”.

Иными словами, у Достоевского был гигантский разрыв в сознании. В нём существовала небесная, возвышенная любовь и любовь чисто земная. Писатель в себе эти вещи не соединял. Поэтому Достоевский был по своему несчастным человеком. Но, если бы он полюбил бы кого-нибудь в молодости, то вряд ли бы он стал писателем и вряд ли появились бы его гениальные произведения, потому что этот конфликт был бы разрешен в любви. В действительности же, Достоевский всю жизнь разрешал этот конфликт с помощью художественного творчества – литературной деятельности. Но бессознательная зависимость Достоевского от матери была так сильна и вытеснение инцестуозных желаний так полно, что эти желания могли проявиться только в виде истерических симптомов (например, боязни быть заживо погребенным). Лишь после того как к Достоевскому пришли Кларочки, Милочки, Марьяночки, которых он мог желать, но не любить, ему стало немного легче. У Достоевского земная и небесная любовь разделены, и во всех произведениях они не соединены никак. Либо он описывает идиота-Мышкина, который страдает небесной любовью, либо появляются падшие представители земной любви и разврата, но эти две любви Достоевского никогда не соединяются и не сталкиваются в его произведениях. Достоевский признает либо неземную целомудренную любовь, способную на безграничное самопожертвование, на подчинение всякого эгоистического, как, например, образ Дедушкина в «Бедных людях», Алеши Карамазова в «Братьях Карамазовых», князя Мышкина в «Идиоте», либо обратное – сладострастное животное в человеке с извращенными дикими страстями. Это Свидригайлов в “Преступлении и наказании”, старик Фёдор Карамазов или Ставрюгин в “Бесах”

Отметим, что все герои Достоевского настолько живые, что становится очевидным, что они являются переживаниям самого Достоевского.

Если вообразить, что Достоевский услышал бы все наши вышеизложенные рассуждения, то он бы с нами сначало не согласился бы, потому что он сознательно этого не понимал. Но позднее, в силу того, что он был сам прекрасным психоаналитиком, он принял бы нашу точку зрения.

Но не только инцестуозная привязанность к матери противодействует изживанию сексуальности, но и зависимость от отцовского авторитета распространяет запрещение инцеста и на всякого рода сексуальную активность.Все это не давало возможности вылиться нормальному либидо и регрессировало к извращенности и порочному сладострастию. Противоречие и амбвивалентность, конфликт внутренний двух миров присутствовали всегда в Достоевском и это выражалось в его произведениях. Поэтому все герои Достоевского очень противоречивы. Все они любят и одновременно ненавидят с одинаковой силой. Ни один из них не знает, в конце концов, любит ли он или ненавидит, уважает или презирает. У всех у них раздвоенный характер. Маленький мальчик в «Подростке» горячо любит отца и ненавидит. Обманутый муж заботится о любовнике своей жены, чтобы затем убить ее им же спасенную. Иван Карамазов одновременно любит и ненавидит Катю, которая отвечает так же, причем она не может выбрать между двумя братьями Иваном и Митей. Настасья Филипповна любит князя Мышкина и в то же время убегает от него.

Все вышеприведённые герои - это сам Достоевский со всеми своими противоречиями. Все они субличности (части личности) Достоевского, но воплощенные в его героях. И во всём этом есть конфликт Достоевского, его переживание – главная “пружина” психологии художественного творчества этого великого гения. Там, где есть амбвивалентность или двойственность, там есть невроз и напряжение, как главные составляющие творчества. Именно, благодаря этой противоречивости, благодаря этому неврозу, Достоевский является гением и притягивает нас своим творчеством. Если мы и наслаждаемся произведениями искусства, то потому, что в них есть противоречия. Есть двойственность характеров, есть некая тайна, некая пружина, некий конфликт, который должен разрешиться. В тех произведениях, где нет противоречивости характеров, там нет истинного искусства и эстетического наслаждения. Таким образом, противоречивость Достоевского стала основой его эстетики. Он не знал законы эстетического наслаждения, но владел ими природно, а не искусственно.

Достоевский был по сути дела маленьким мальчиком, немного пренебрегаемым матерью и строго муштруемым отцом. Одинокий в отцовском доме и школе, полный сильных вытесняющих влечений, неисполнимых желаний, мыслей о богатстве, могуществе и силе. Спасается он в действительности в мире фантазий, мечты, где могут быть исполнены все его неудовлетворенные желания. Вот из этих то желаний и возникли его произведения, в основе которых были эротические влечения, их предмет бессознательные инцестуозные желания.

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. Психоаналитический подход – это модернизм в творчестве и искусстве

2. Психоанализ основан на анализе прошлого в психике. Не пора ли создавать психоанализ на основе анализа будущего в психике?

3. Художественное творчество некоторых подобно сновидению. Оно стоит в одном ряду с фантазиями, оговорками, сновидениями. Творчество для некоторых всегда некое сновидение. Поэтому механизмы творчества, в той их части, которые связаны с интуицией, по-видимому, аналогичны с механизмами образования сновидений, мечтаний, фантазий. Между ними есть общее, их структуры в чем-то совпадают. По сути, наши сновидения – это наше ночное творчество, но без участия нашего сознания. Но кто режисёёр монтажа этих ночных фильмов (По Юнгу архетип самости). В нас есть нечто, что творит за нас. Настоящее творчество – это всегда нечто, что связано с работой подсознания, с работой сновидения. Для большинства гениальных художников творчество это единство сновидения и реальности, сознания и подсознания.

4. В чём заключается сходство диалектического и психоаналитического подходов? В катарсисе. При психоаналитическом подходе имеет место избавление и очищение как некий катарсис, который происходит благодаря процессу выражения чувств художника. И в диалектиком подходе имеет место катарсис, о котором идёт речь в законе эстетической реакции Выготского. Но чем отличаются эти катарсисы?

5. Истоки творчества и искусства согласно психоаналитическому подходу заключаются в принципе удовольствия. Психоаналитическая эстетика - это эстетика как удовольствие, вызванное снятием напряжения, вызванного сопротивлением сознания выходу энергии либидо, это эстетика лечения и самолечения души от неосознаваемых причин страданий. С другой стороны, художник творит, рассчитывая на избавление от страданий. Он творит, снимая свой некий невроз. Искусство радует потому, что лечит, облегчает страдания, подсказывает как избавиться от них. Кроме того, согласно психоанализу, необходимо учитывать и роль комплексов в творчестве. Благодаря им художник творит благодаря тщеславию, творит потому, что желает познать мир (принцип всемогущества).

6. В постановке Марка Захарова «Обыкновенное чудо» есть персонаж – Волшебник (О. Янковский). Согласно психоанализу, проведённому нами, в волшебнике заложены переживания и размышления самого М. Захарова.

7. Эстетическое наслаждение от музыки может быть вызвано воспоминанием прошлого, которое вызвала эта музыка. Это проявление психоаналитический подхода в искусстве.

8. Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Психоаналитический подход в психологии художественного творчества, заключается в том, что художник творит, лечится, снимает внутренний конфликт прошлого, творит в диалоге с прошлым (в частности в диалоге со своими родителями, со своими любимыми, со своими близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиции в форме вещего сна.

9. А.С. Пушкин, благодаря любви и энергии либидо писал письма Анне Керн, а также написал «Я помню чудное мгновенье». А Глинка, влюбленный в дочь Керн - Катерину, написал романс, посвященный Катерине на стихи Пушкина.

10. В конце концов, согласно Зигмунду Фрейду, если собрать все знаки, буквы и слова писателя и трансформировать их по определённым правилам, то, образно говоря, останется только один звук «У-У-У» и это звук будет звуком сексуальной озабоченности, звуком страдания от сексуального неудовлетворения. Конечно это не так. Это упрощение и извращение учения Фрейда. Хотя в нём есть большая доля истины. Это хороший показатель того, к чему может довести модернизм, ярким представителем которого является психоанализ.

11. Нами был проведён психоанализ архитектурного творчества глав администраций республики Татарстан (в дальнейшем сокращённо будут представлены только их инициалы). Что сразу бросается в глаза... Это контраст... Кто-то из глав администраций хочет удивить мир оригинальностью и смелостью замысла (дом Р. А., П. Ч., М.З.), кто-то - парадностью (дом Н. Ш., Н. З., А. С.), а кто-то, напротив, обрести тихую и скромную гавань (дома глав районов Казани В. Б., Р. Б.) Ho никакими постмодернизмами, деконструктивизмами и неомодернизмами здесь не пахнет. Иными словами, психологических отклонений у глав администраций не наблюдается. Кроме того, не наблюдается клаустрофобии (боязни закрытых помещений). Похвально то, что среди глав администраций нет лиц со склонностью к мании величия (высокие храмы и башни со шпилями никто не построил). В большинстве своем наши главы - прагматики и к строительству дома подошли рационально. Теперь то, что касается эмоций и поведения. Поможет нам теория известного в мире психолога Макса Люшера. К "воздушному" (веселый, радостный, общительный, отзывчивый) типу личности относятся люди, для которых целью является беззаботная свобода. Они ожидают от всего нового лучших возможностей, которые освободят их от ограничений, препятствий, помех или забот. Они чаще живут в помещениях недостаточно широких и недостаточно открытых. Их окна не должны члениться никакими переплетами, а должны простираться от стены до стены или открывать как можно больший горизонтальный вырез стены внутреннего помещения и выходить в свободное (незастроенное) пространство (дома Р.К. и Т. Х.) Они чувствовали бы себя стесненными, если бы их окна были недостаточно широкими. К "земляному" типу (серьезный, строгий, важный, настойчивый) относятся люди, для которых главное - уверенность. Они хотят удержаться и быть уверенными, что обладают властью, что с ними считаются. Они любят исключительно прямоугольные помещения. Углы для них - это точки фиксации, по которым они могут оценивать дистанции и пропорции, чтобы располагать все ясно и четко. Чтобы чувствовать себя надежно в твердо упорядоченной структуре (дома Н.Ш., Р. Х., И. Н.) Люди этого типа предпочитают высоко держать голову. Для них благородными и достойными считаются только высокие окна. Кованая железная решетка перед окнами повышает чувство их уверенности и одновременно аристократизма и изысканности (дом И. Г.). К "огненному" типу личности (оживленные, деятельные, воодушевленные, активные) относятся люди, цель которых - успех, чего бы он ни стоил. Они любят длинные помещения, длинные залы с колоннами, длинные крытые галереи, длинные коридоры и прихожие (дома И. М. и Р. М.). Для "водяного" типа личности (довольный, удовлетворенный, спокойный) главное - успокаивающее довольство, гармония и любовь. Они стремятся к защищенности и безопасности (дом Р.Ш.) Даже в большом доме они, по-видимому, находят маленький уголок или каморочку... и обитают там. Они любят пещерообразные помещения, округленные стены и ниши, в которых они могли бы уединиться. Им нравятся низкие помещения крестьянских домов с их толстыми стенами и сводами, круглыми окнами (дом Р. Г.) Чаще всего этот тип личности соответствует женщинам. Поэтому можно предположить, что при строительстве домов Р. Ш. и Р.Г. учитывали вкусы своих жен. Не исключено, что руководили строительством их жены. Дома А. Н. и Г. Х. сочетают в себе европейский стиль и татарский орнамент. Чего нельзя сказать о других домах. Хочется верить, что это не связано с комплексом неполноценности остальных глав администраций. Дом А. И. имеет неправильные, зигзагообразные формы, что, по-видимому, свидетельствует о высокой манипулятивности и прагматизме его хозяина. Дом А. Д. скромен. По-видимому, он и сам является таковым. Но можно ли говорить о скромности В. Б., А. Б., Ф. Д., Э. Ф., Р. Ф., К. Н., Ф. Ш., Р. З., Ф. Г., Г. М.? Может быть, это не скромность, а своеобразная защита или маскировка? В целом можно сказать, что главы наших администраций в большинстве своем - люди творческие, одаренные, знающие чего хотят. Хочется пожелать им дальнейших творческих успехов... и не только в области архитектурного самовыражения!

12. Главным различием между психоаналитическим и архетипическим подходами в художественном творчестве является то, что архетипы - это врожденные психические структуры, а психоанализ рассматривает приобретенные психические образования..

13. На основании психоаналитического подхода, творчество рассматривается как некое сновидение, сотканное по определенным законам. Таким образом, интуиция - это вещественный быстрый сон.

14. Психоаналитический подход в рекламе занимает особое место. На нём основано скрытое сексуальное воздействие на всех телезрителей, даже тогда, когда рекламируется обыкновенный чай. Во всех образах рекламы скрытым образом идёт возбуждение сексуальных инстинктов, при этом на экране может не быть никаких откровенных сцен и эротики. Это может быть гладкий персик (напоминающий ягодицы), лепестки розы (напоминающие женские гениталии) или безобидная помада, из которой выходит внутренняя начинка, напоминающая строение мужского фаллоса.

15. Почему люди идут в театр? Это вопрос я даю читателям для самостоятельного анализа с точки зрения различных подходов.

16. Вы решили связать свою судьбу со сценаристом или писателем. Изучите сценарий и вы поймёте эту личность, но только в том случае, если при написании своих произведений в ней работал психоаналитический подход.

17. Если художник-портретист создаёт портрет, в котором отражено эмоциональное состояние не только позирующего, но и состояние, которое вызывает позирующий у самого художника, то пожалуй, только в этом случае портрет можно назвать произведением искусства.

18. Режиссер Тадаши Судзуки (Япония) поставил спектакль «люди-корзины», где имеет место общение с потусторонними силами - это психоаналитический подход (снят был по пьесе А.П. Чехова). Персонажи сталкиваются с галлюцинациями, которые играют актёры. Эффект достигается за счёт хорошой игры света. Здесь имеет наложение постмодернистского и психоаналитического подходов.

19. Многие животные во время брачных игр, при ухаживании вытанцовывают. Танец – архетипический процесс, закодированный в психогенетических структурах мозга животного. С другой стороны танец – это сексуальная игра, обусловленная энергией либидо. Поэтому имеет место смешение психоаналитического и архетипического подходов. Существуют райские птицы (Новая Гвинея), например, птица – шалашник. Она завлекает самку красивым шалашом, едой, а сама птичка серая. Иные птички завлекают собою, то есть красивым оперением. Самки выбирают только красивых птиц. А иные самцы берут танцами т. е искусством. Искусство - это следствие привлечения. Таким образом, пример с животными показывает, что действительно художественное творчество возникает как способ снятия творцом своего сексуального напряжения (либидо).

20. Есть спектакли и фильмы, которые являются портретом подсознания художника (сценариста или режиссёра-постановщика).

21. В кинематографе актёр порой является материалом в руках режиссёра. Представьте себе если бы краска, которую наносит художник на холст, не подчинялась художнику и сама как угодно ложилась бы и светилась. Художник бы не смог нарисовать. Поэтому актёр должен подчиняться режиссёру.

22. Истинный актер должен уметь избавляться от фрейдовского переноса чувств, осознавая его.

23. Актер должен уметь упразднять спонтанный перенос (трансферную реакцию) и создавать новый перенос, соответствующий персонажу, который он играет.

24. Экзистенция - это уникальная динамика и мозайка архетипических структур, это по особой динамике и структуре сотканные универсальные психические структуры. Самое главное, чтобы фрейдовские защиты и сопротивления не были главными в творчестве, а главным было самовыражение – катарсис. Но в действительности это бывает редко. Так, например, труды Достоевского это сплошные защиты и сопротивления (т.е. его герои являются частями психики самого Достоевского).

25. А.С. Пушкин, женившись в 32 года перестал писать стихи о любви, переключившись на тему отечества. Иными словами, психоаналитический подход в психике гения, в основе которого лежал диалог с Женщиной прекратил свою работу.

26. Основа художественного творчества в его истоках и внутренних причинах психической активности. Это и есть психоаналитизм и работа мотивации. В психоаналитическом подходе природа и истоки живости интуиции практически не описаны (хотя Фрейд говорил, что творчество это особый сон). Диалектический подход также не описывает живость интуитивного процесса.

27. Проблема актера (перевоплощение) заключается в способности быть здесь и сейчас, как личность (персонаж) в среде заданной сценарием, но обычно актер находится в прошлом (психоаналитическая ситуация) т.е. в плену трансферной реакции и переноса, то есть неадектватен к партнеру по игре (сцене). Неадекватность актера – это не соответствие его переживаний сценарному тексту, это не способность чувствовать роль здесь и сейчас.

28. У актера всегда бывает на лице что-то написано…написан образ. Так вот это письмо (письмо лица) может быть без ошибок. Это особое правописание – правописание актера. Необходимо знать правила этого правописания, чтобы не было ошибок, фальши и неадекватности образа.

29. Некоторые, прочитав о произведение художника.

30. Сознание наше – особый сон и соткан он не только по законам Фрейда.

31. Истинное искусство это всегда особая форма материализации сновидения. Сновидение – пассивное творчество в искусстве (то есть без участия нас самих).

32. Когда мать радуется несчастью дочери, чтобы за компанию быть несчастной как и она. Это деструктивная эстетика. Это особый садомазохизм.

33. «И актером-то я стал и играть я стал не от ума, а от стыда» - говорил Георгий Бурков. Вот они психоаналитические корни выбора профессии.

34. Психоаналитические исследования показывают, что во всех произведениях персонажи-волшебники – это сами авторы.

35. Психоанализ кинофильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» показывает, что медведь забоялся поцеловать, так как по договору он должен умереть - это страх любви у мужчин. Это страх потерять голову, страх стать медведем. Видимо сам автор (М.Захаров) страдал страхом любви. Часто мужчины не идут навстречу с истинной любовью ради того, что бы ничего не менять в жизни. Для таких мужчин есть один выход - нырнуть в оргазм, как в итог любви и все кончится. Это постмодерн сознания. Между любовью (полетом любви) и оргазмом короткое расстояние. После оргазма любовь так же рядом, но между любовью и оргазмом уже пропасть.

36. В «Обыкновенном чуде» Марка Захарова девушка стала мальчиком, так как ее медведь унизил. И действительно часто женщины перестают ими быть потому, что мужчины их не любят. «Будь медведем, будь обывателем, лишь бы был рядом» утверждают женщины, продолжая любить зверя, в которого уже давно превратился её мужчина. Они любят мужчин прошлыми воспоминаниями. Миллионы мужчин становятся медведями-обывателями. Поэтому у Марка Захарова герой должен превратиться в медведя после любви. Персонаж Волшебник это сам Марк Захаров со своими размышлениями. Он верит в вечную любовь, при которой не будет превращения мужчины в обывателя – семьянина. Сценарист «Обыкновенного чуда» Марк Захаров, по-видимому, написал эту пьесу потому, что его произведение – это диалог его самого со своей женой (психоаналитический подход художественного творчества). Большинство женщин любят своих мужей-медведей, которые уже звери и не любят как раньше (он алкоголик, но она его любит, любит воспоминаниями).

37. Многие настолько увлекаются поиском истины, что начинают лазить под одеялом у женщины с фонариком …. вместо того, чтобы любить.

38. Реальная психология - нелинейная психология. Например, личность для себя вечером поставила цель назавтра, а на следующий день возникла другая реальность - и цель уже необходимо трансформировать, но личность продолжает реализовывать старую цель, находясь в плену старой линии (проекции). Не в этом ли одна из проблем наших страданий? Невроз, таким образом, это следствие (плен) старых схем, которые уже в новой ситуации не работают. Следовательно, это и есть тот самый конфликт по Фрейду. Мы распространяем старые схемы на новые ситуации – это линейный подход к действительности. Психология нелинейна. Всегда возникает нечто, что не в рамках линии и проекции. Выручает синергетика Пригожина (постмодерн). Необходимо развивать развивать знания о нелинейности, то есть постмодернизм в психологии.

39. Психоаналитический подход это всегда диалог с Ней, с Ним, диалог с отцом, с матерью, с Другим-близким, который стоял у истоках формирования психики.

40. Полу Маккартни приснилось во сне «Yesterday». Он был в эти мгновения пассивен. Автора как бы не было, он «умер», то есть не проявлял активности. В нём это нарисовалось без его деятельностного участия, хотя это награда за длительную работу и поиск музыкальных форм. По-видиому, здесь сработал синтез различных подходов, начиная от духовного и кончая психоаналитическим. Интуиция – синтез, как особое пересечение всех подходов художественного творчества.

41. Подходы художественного творчества связаны со смещением (фрейдистское сновидение). Поэзия - это особая форма смещения одних форм на другие.

42. При поисках жертв завалов делают тишину, чтобы искать жертв. Так необходимо делать тишину, чтобы слышать стоны других народов и самим медитировать. Медитация - одно из условий для истинного творчества.

43. Во время художественного творчества имеет место эстетическое переживание. Психология искусства выступает как составляющая психологии художественного творчества. Они взаимодействуют. В этом мы убедились на примере Достоевского.

44. Согласно психоанализа в психике, образно говоря, есть слои, ногослойность. Каждый слой это своего рода прозрачное стекло. Окрашен самый первый слой – комплексы и психотравмы детства. Именно этот окрашенный слой задаёт цвет всей этой многослойной призмы нашего проективного восприятия – этих очков прошлого, которые надеты на глаза настоящего. Задача осознать существование этих очков и снять их. В этом задача психоанализа – послойно слой за слоём состригать эти прозрачные слои призмы.

45. Когда Достоевский писал персонажа Мышкина, возможно он его подсмотрел в ком- то, а может он его наделил своими чертами, т. е. сначала был диалектико- материалистический подход, а потом психоаналитический.

46. Можно быть хорошим педагогом в творчестве, но не обязательно это может способствовать художественному творчеству, т. к. завести в себе эти подходы, только на основании того, что ты знаешь, что они существуют невозможно, но создать условия для того, чтобы они работали это возможно. Попробовать завести в себе психоаналитический подход, конечно это абсурд. Мы его открываем только по прошествии времени, после того, когда мы нечто уже сотворим. Если мы Достоевскому рассказали, почему он творил, рассказали о его взаимоотношениях с отцом и обосновали бы его творчество на комплексе Адипа, то он бы от испуга обратно убежал на тот свет.

47. Фотограф является художником тогда, когда по его фотографиям видны его переживания, видно кто поставил спектакль.

48. Необходимо создавать сонники музыки, а не только образов. А у нас существуют в основном сонники образов, различного рода сюжетов, картинок, а в действительности во сне ведь иногда снится музыка, звуки и т.п. А кто написал сонник звуков и музыки? Никто. А ведь по звукам и неким мелодиям во снах тоже можно говорить о чём-то. Ведь есть люди, которые не видят сны в том виде, в котором обычно видят сновидения. Есть снослушание. Только как записывать снослушание? С помощью нот, каких-то знаков. Надо придумать этот язык.

49. Произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» вроде бы о любви, но в действительности оно о революции, то есть на первый взгляд может показаться, что это психоаналитический подход и связан с любовью, но в действительности это диалектико-материалистический подход. Там революция.

50. Когда человек творит, то стресс и невроз исчезают. Это сублимация или отвлечение? Может казаться, что ты отвлёкся, но в действительности – это сублимация в творчестве.

51. Личность стала художником, потому что плохо выражалась речью.

52. Мы и так по жизни все спонтанные (не по сценарию или по сценарию Бога). Мы все и так спонтанные актеры, так как у нас всегда перенос на кого-то (психоаналитизм). У нас всегда персоны. А кто мы? Все люди по жизни актёры, играющие по сценарию, автор которых Бог. А профессиональный актёр пытается играть игры других людей, играть по сценарию, который написан автором, который создал произведения, наблюдая за игрой людей, ведомых по сценарию Бога. Таким образом, сценарист – это всегда немножко «Бог».

53. Многие часто говорят не о других, а о себе. А выдают это как будто говорят о других.

54. Психоанализ лечит при помощи осознания черного прошлого. Не пора ли создавать психотерапию на осознании светлого будущего.

55. Человеку может казаться, что на него давит будущее, события, страх перед ними. В действительности он жертва прошлой и настоящей тревоги, которая есть здесь и сейчас. Именно ее надо снимать.

56. Необходимо развивать психоанализ не прошлых конфликтов и травм, а психоанализ приятных восторгов, которые сказались на жизни пациента (это наркотики, алкоголь или другие безалкогольные радости).

57. Очень часто в психологии имеет место анализ сновидений, а вот о снах – слушаниях не говорится. Не пора ли разрабатывать сонники – музыки слушаний, записывать темы, т.е. иными словами люди не просто видят сны они их и слышат. А вот сонники снов слушаний нет.

58. Мечты о будущем - это всегда прошлые образы, это всегда нечто, что соткано из прошлых элементов, но творчески. Нечто о будущем – это проекция, это воображаемое, сотканное из элементов прошлого. Но кто задаёт формулу по которой из прошлого формируется образ будущего. Потребности, влечения, стремление к физическому и психическому выживанию задаёт.

59. Психоаналитический подход в музыке – это воспоминания и слезы при её прослушивании. В литературе – это узнать себя и отреагировать.

60. Система Станиславского – это этическое оправдание сомнительности профессии актера, в которой сомневался сам Станиславский. Станиславский всегда страдал комплексом того, что актёр – это не профессия. Спасибо этому комплексу. Иначе бы мы не увидели системы Станиславского.

61. М.Казаков как-то сказал, что, в трудные минуты жизни, когда была депрессия, он творил.

62. Сон – экран который выносится информация о сущности человека. А ощущение сна – это расплата за греховные или духовные ощущения и переживания.

63. Невроз – неустойчивое, бимодальное состояние, которое лечится другим неврозом, вызываемым бимодальным состоянием (эстетическим наслаждением). Лечить невроз другим неврозом, вызванным искусством, то есть клин-клином вышибать. Иными словами, подвешенность душевного состояния снимается новой душевной подвешенностью, созданной и наведённой уже искусством. В чём разница этих подвешенностей в этих разных неврозах, то есть в обычном и наведённым искусством? Первое обусловлено борьбой между внутренними структурами. Во втором случае это борьба между внешними и внутренними (см. «Ужас вне одеяла» - статью о деструктивной эстетике).

 

ЛЕКЦИЯ 6

ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ) ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Порой, художник бывает психологическом состоянии, не позволяющим заниматься истинным творчеством. На помощь приходит экспериментирование, схематизация, моделирование, как некие способы вырваться из “близорукого” сознания” и “высасывания из пальца”. В этом случае, для художника открывается эмпирический или психодраматический подход художественного творчества, истоки которого в психодраме и театре. Функция театра заключена не только в развлечении. Благодаря театру зрители получают ответы на многие вопросы. В традиционном театре зрители пассивны. Они сидят в зале и наблюдают за тем, что происходит на сцене. В психодраме, разработанной Морено, театр предстаёт в форме лечебного театра, в котором участвуют все, в том числе и зрители. В психодраме применяются различные психотехники, проигрываются различные ситуации прошлого, настоящего и даже будущего. С помощью психодрамы, разыгрывать и выражать можно всё: внешний и внутренний мир личности. Нет пожалуй вещи, которую нельзя разыграть с помощью метода психодрамы. Так например, методом психодрамы прекрасно выражаются и анализируются сны, фантазии, мечты и т. д. Психодрама позволяет выражать то, что невыразимо словами. Ведь в жизни нашей много такого, что мы не можем передать словами. Именно в этом заключается причина наших душевных проблем. Выражение себя – один из способов душевного исцеления. Именно поэтому главная функция искусства – психотерапевтическая.

Пример. С помощью психодрамы можно сыграть роль своих волос, своего сердца, своих частей тела и т.д. Это могут быть роли не только мамы, папы и своего друга. Это может быть все. Психодрама выражает все! Благодаря ей можно организовать любой диалог с кем и с чем угодно. С тем, кого нет, с тем, кто неодушевлен.

Пример. Метод психодрамы как бы позволяет развивать наше ограниченное, близорукое, заблуждающее себя сознание. Развивать настолько, чтобы в нем произошли какие-то открытия, катарсисы, инсайты, изменения и т.д. Именно на принципах психодрамы основаны многие хорошие сценарии театра и кино. И действительно есть множество хороших сценариев, в которых ведут диалог герои и вещи, которые по природе своей не умеют разговаривать. Так например, можно разговаривать со своим внутренним голосом.

Для того, чтобы организовать психодраму, собирается группа, заинтересованных в ней личностей. Далее организуется общение по определенной программе, задаваемой ведущим - психодраматистом. В этой группе решаются проблемы группы в целом, а также отдельных членов группы. Личность, проблемы которой решаются в группе и на которого работает группа, называется протогонистом.

Пример. Разыгрывается и анализируется сцена молодого человека, который не может познакомиться с девушкой.

Психодраматист может избрать тот или иной стиль работы. Так например, он может больше напоминать режиссёра. В этом случае он большее внимание будет уделять постановке психодраматического действия. Если психодраматист выступает в роли режиссера, то на его занятиях больше межличностных спектаклей, но меньше анализа. Он мало интерпретирует, мало анализирует.

Психодраматист может выступать в роли терапевта-консультанта. Чаще всего в роли терапевта-консультанта выступают такие психодраматисты, которые любят обучать, говорить, объяснять. Здесь идёт анализт личности на фоне всей группы. Такой психодраматист больше дает советов, выступая в роли терапевта.

Психодрама весьма полезна для будущих режиссёров театра и кино. Практика показывает, что большинство режиссеров, в конце концов, работают в жанре психодрамы. Более того, среди них есть такие, которые становятся психологами и начинают вести тренинговые психодраматические занятия. Режиссёр, который знает психодраму, с большим успехом будет ставить спектакли на сцене. Благодаря элементам психоанализа, который имеет место в психодраме, режиссёр совершенно по-другом уровне будет делать театральные постановки. Более того, психодрама позволит найти чувственный язык общения в театральной труппе. Таким образом, психодрама является одним из подходов художественного творчества и входит как важная составляющая в психологию художественного творчества. Психодраматический подход художественного творчества позволяет инициировать спонтанные, и креативные процессы. Этот своего рода экспериментирование над внешним и внутренним миром человека, позволяющее вырываться из плена ограниченного и проективного сознания и не быть в зависимости от мешающего творчеству прошлого. Психодраматический подход художественного творчества, в отличие от психоаналитического, больше имеет дело с будущим личности, организуя её творческое начало. Он является наиболее эффективным “мозговым и чувственным штурмом”.

Как проводить психодраму? Вы собрали группу и начали работать. Перед вами сидит группа из 9-11 человек. Все сидят по кругу (кресла расставлены по кругу). На первом занятии нужно познакомиться и поэтому все себя называют и представляют. Далее озвучиваются правила, по которым будет проходить занятие.

Рассмотрим подробнее основные техники психодрамы:

1. Представление самого себя. При этом личность должна открыть нечто своё, присущее только ей индивидуальное, живое, нечто уникальное о себе. Член группы может показать как ведет себя дома или в ином месте. Он может представить себя либо положительным, либо отрицательным образом. Это он может сделать в форме инсценировки или интервью.

Пример. Девушку из группы можно попросить сыграть роль ее друга, у которого берётся интервью, где его просят рассказать о своей подруге (о девушке). Девушка в этом случае должна сыграть роль друга. Она должна говорить языком друга. Девушка о себе не может рассказать, но, войдя в роль друга, она может косвенно рассказать о себе.

Но нужно отличать исполнение роли от ролевых игр. Это разные вещи. Ролевая игра – это игра другого человека: собеседника, близких и т.п.

А исполнение роли – это игра нечто большего, чем конкретных личностей. Это акт принятия роли кого-то и чего-то иного, не обязательно роли живого человека. Это может быть роль частей вашего тела. Например, сердца, домашнего животного, времени, смерти и др. И поэтому, себя можно представить через интервью с этими неодушевлёнными предметами.

Пример. Член группы представляет себя через диалог со своим письменным столом, роль которого играет.

Пример. Другой член группы, который злоупотребляет алкоголем, сыграл

роль бутылки в баре.

2. Следующая техника - диалог. В этом случае проигрывается общение субъекта с другим субъектом.

5. Монолог.

При монологе требуется изложить чувства, мысли и т.п. Все это нужно изложить вслух в форме общения с самим собой. По сути своей, это диалог самим с собой.

6. Дублирование и множественное дублирование. В этом случае, вспомогательному лицу параллельно (другому члену группы) предлагают сыграть роль протогониста. Протогонист, исполняя себя, видит и слышит своего двойника. Двойник может выражать мысли протогониста, который может соглашаться или не соглашаться со своим двойником.

Пример. Протогонист разыгрывает сцену знакомства в баре. А дублер (вспомогательное лицо) его повторяет: в репликах, в позе и т.п.

Что это даёт? Во первых, в этом случае польза идет самому вспомогательному лицу. Здесь вспомогательное лицо, повторяя протогониста, ощущает другого человека. Вспомогательное лицо открывает нечто для самого себя. Например, он может увидеть проявление личности другого, повторяя за ним. Он становится психологическим двойником. Через такое дублирование вспомогательное лицо может почувствовать свои проблемы. Вспомогательное лицо не просто повторяет, оно творчески озвучивает нечто большее, чем представлено в этой сцене. Он работает на протогониста, является его внутренним голосом, выражает его чувства, его сознание, являясь “ключом’ тайных мыслей протогониста. Чаще всего, в качестве дублера выбирается член группы, который лучше знает протогониста. Такой процесс инициирует особые переживания и размышления протогониста.

6.Обмен ролями. Это техника заключается в обмене ролями между протогонистом и другим членом группы..

Пример. Протогонист сыграл себя (роль сына). Далее он встаёт на место матери и разыгрывается та же сценка. Ему дают почувствовать каково матери видеть такого сына. Роль протогониста играет другой член группы.

7. Реплики в сторону. Реплика в сторону открывает теневую сторону личности.

Пример. Протогонист играет роль директора. Приходит к директору и говорит: «Здравствуйте». Далее он прикрывает свой рот рукой и говорит в сторону: “Глаза б мои тебя не видели!”.

8. Пустой стул.

Пример. Вместо членов семьи – отца, брата или сестры ставятся пустые стулья и начинается игра-диалог. Протогонист, высказав свою реплику, пересаживается пересаживается на пустой стул и выражает мнение члена семьи. Лалее, протогонист опять садится на свой стул и реагирует на последовавшие реплики со стороны своих близких. В таком диалоге могут участвовать от двух до нескольких собеседников.

9. Зеркало.

Обыгрывается сцена. Далее, протогонист уходит и вместо него играет вспомогательное лицо, а протогонист смотрит на себя со стороны, как на видео, выявляя свои достоинства и недостатки. Дети, по своей природе, часто применяют этот приём. У детей на подсознательном уровне происходит подражание родителям: по словам, по жестам, по мимике. И родители видя это получают подсказку, которую даже психолог может не дать.

Пример. К психодраматисту обратилась молодая замужняя женщина, которая решила развестись с мужем и выйти замуж за иностранца. Её супруг – тракторист, рыбак и алкоголик, а будущий муж-иностранец богатый бизнесмен, который приглашает её жить в США. Психодраматист попросил протогониста (женщину) вообразить свою будущую жизнь. Женщина рассказала, что представила, что идёт по богатому американскому супермаркету с тележкой нагруженной предметами о которых она мечтает. Протогонист попросил разыграть эту сценку. Вместо тележки был взят стул. Психодраматист попросил пофантазировать и представить какой бы диалог произошёл между ней и её мужем если б они встретились случайно встретились в этом супермаркете. Мужа сыграл член группы. Были применены приёмы дублирования, реплики в сторону и зеркало. Во время психодрамы протогонист не выдержал и стал плакать. В результате, женщина-протогонист решила повтороно не выходить замуж.

Психодрама как тренинг чувственного общения. Один из главных методов - это метод группового чувственного общения. Вы вместе с учащимися начинаете говорить о своих переживаниях и чувствах. О поведении мы говорим и спорим с учениками много. Необходимо создать условия для проведения таких групповых занятий. Для этого лучше всего парты убрать и оставить лишь стулья. Класс необходимо разделить на несколько групп (по 7-12 человек в группе). Проводить занятия в отдельности с каждой группой.

Стулья расположили по кругу, расселись. Преподаватель должен сразу же в начале представить учащимся правила группового общения: «Мы сидим в кругу, который сами создали. В нём нет ничего иного, как нас самих и того, что мы принесли сюда в себе. Мы будем изменять себя, если это необходимо, при помощи друг друга. Только наше общение должно помогать пониманию себя». Для того, чтобы это общение было полезным необходимо выполнение следующих правил (озвучивается при всей группе):

1. Важным является то, что происходит сейчас, какие чувства испытывает член группы в данный момент. Можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлое общение, которое было за пределами круга не обсуждается. Выходить из помещения во время занятий нельзя (только во время перерыва, в котором нельзя обсуждать то, что происходит в кругу)».

2. Открыто выражать свои чувства по поводу всего, что происходит в кругу.

3. Правило «Стоп». Каждый может отказаться от выражения чувств: «Я чувствую, что не хочу говорить о своём чувстве».

4. Говорить необходимо только о тех чувствах, которые вы действительно чувствуете, а не о тех, которые оправдывают вас, удобны вам, представляют вас «в лучшем свете».

5. Никому ничего не советовать.

6. Говорить только от своего имени.

7. Не давать оценок.

8. Отвечать за свои слова.

9. Выносить за пределы круга всё то, что происходит в нём.

10. Обсуждается любая тема, исходящая из желаний членов группы.

11. Занятия пропускать нельзя.

12. Не отвлекаться на общие темы.

На таких занятиях не должно быть каких либо оценок происходящего. После каждого ответа или упражнения ученики по очереди должны высказывать свои чувства по поводу высказываний или вообще всего того, что происходит на занятии. Вопрос: «Что вы чувствуете?», должен звучать на занятиях группового общения больше чем часто.

Учащиеся должны познать чувства и реакции других и для них раскроется нечто сокрытое. Та внешняя и обманчивая оболочка, которая была между учащимися начнёт таить. Учащиеся познают о себе нечто большее, чем знали друг о друге. В процессе такого общения учащиеся всё глубже будут познавать себя через других. Это большая нагрузка как для преподавателя, так и для учащегося. Поэтому преподаватель должен вовремя заканчивать занятие или делать перерывы. Нельзя также забывать через каждые двадцать минут меняться местами.

В процессе таких занятий постепенно выясниться, что в классе, оказывается, нет дураков, оболтусов и т.д. Все в той или иной мере талантливы и глубоки. Исчезнет примитивное и стереотипное восприятие друг друга.

Приводим приблизительный план занятий группового общения:

Занятие 1.

1. Расселись. Отвечаем на вопросы: «Что чувствуем? Чего ждём от занятий?» (по кругу).

2. Упражнение: «С кем из группы ты провёл бы время сейчас охотнее». На счёт «три» члены группы вытягивают свои руки к центру группы так, что правой рукой хватаются за большой палец левой руки другого (с которым хотят провести время), а большой палец левой руки представляют для своего избранника. Если с каким либо учащимся хотят провести время многие, то над его левым большим пальцем выстраивается «многоярусная» башня из рук его избранников. Кто-то видит, что за его палец никто не взялся. Кто-то остаётся в стороне не взяв никакой палец (нет избранника и сам никого не выбрал) и т.п. Далее садимся на свои места.

3. Что чувствуем? Ожидания, разочарования, понимание себя среди других. Кто испытывает стресс?

4. Меняемся местами.

5. Члены группы пишут на листочках 10 -15 ответов на вопрос: «Кто Я?»После этого листочки с ответами кладутся в стопку, ведущий читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат ответы. Далее, каждый член группы рассказывает о себе, поясняя, если это необходимо, как это проявляется (На основании этого упражнения преподаватель может проводить диагностическую работу и строить свою дальнейшую педагогическую и психокоррекционную деятельность с учащимся).

6. Что чувствуем? (Члены группы высказываются о своих ощущениях по поводу всего услышанного от членов группы). Кто-то может высказать свои чувства, вызванные высказываниями о своих чувствах другими.

7. Обмен впечатлениями прошедшего занятия.

 

Занятие 2.

1. Расселись. Что чувствуем? (по кругу)

2. Появляется опоздавший. Все встают в хоровод (кроме опоздавшего). И, запутываются, переплетаются, перешагивая, поворачиваясь (но не отпуская руки) и т.д. Опоздавший должен распутать этот хоровод.

3. Что чувствуем? Обсуждение.

4. Появляется ещё один опоздавший. Все вновь встают в хоровод, крепко сжав руки. Опоздавший должен проникнуть внутрь хоровода (пробить кордон).

5. Что чувствуем? Обсуждаем (поведение опоздавшего, его лицо и переживания и т.п.)

6. Чтобы делал каждый на месте опоздавшего? Как бы переживал? Мспытыва ли стресс? Что чувствовал? Как изменилось восприятие группы?

7. Что чувствуем после того как все рассказали о своих переживаниях?

Основные направления занятий. а) Знакомство с миром собственных эмоций.

Цель: осознание «Я- чувствующий».

Задачи:

- осознание множественности своих чувственных проявлений;

- развитие способности жить в негативных переживаниях.

Проблемы:

1. Чувствующий человек не только не скучает, но и не устает.

2. Жизнь-это слияние мыслей и чувств.

3. Что мешает почувствовать свои чувства (чувства как реальность)?

4. Как ты чувствуешь, что тебя не любят?

5. Скука, тревога и кайф.

6. Кайф -это скука по тому, по чему давно соскучился.

7. Кайф - это способность найти тревогу, когда скучно и найти скуку, когда тревожно.

8. О чем вам могут сказать ваши эмоции?

9. Бедность эмоциональных переживаний в повседневной жизни.

10. Откуда берется наше настроение?

11. Доверяете ли вы своим чувствам?

12. Могут ли эмоции мешать?

13. Что делать если эмоции мешают?

14. Что делать с напряжением?

15. Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

16. Бывают ли чувства, абсолютно не приносящие никакого вреда?

Основные понятия:

«Я-концепция»: структура, развитие.

Эмоция. Чувство, переживание.

Скука, тревога, интерес, кайф.

Негативные переживания.

Упражнения:

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...