Полоцкий Свято-Софийский собор
Искусство Беларуси XVIII века
XVIII век был непростым периодом в истории Беларуси. Он начался Северной войной (1700-1721гг.), принесшей на белорусские земли новые разрушения и смерть. Лишь в конце 20-х гг. страна постепенно возвращается к экономической и культурной жизни: отстраиваются города, восстанавливаются разрушенные храмы, дворцы, усадьбы. В архитектуре от начала века и вплоть до 80-х гг. безраздельно царит барокко, лучшие образцы которого представляют храмовые здания. С 1730-1750-х годов в художественную жизнь активно входит стиль рококо, а с конца XVIII века и классицизм. Художественная жизнь на территории Белоруссии XVIII века концентрировалась в основном в крупных промышленных и политических центрах, таких как Гродно, Вильнюс, Полоцк, Минск.
Архитектура XVIII века В историю белорусской архитектуры XVIII век вошел как период правления трех стилей - барокко, рококо, классицизм. Окончательно формируется ансамбль городского центра, который состоит из торговой площади, торговых зданий, административных зданий, храмов. Такой площадь располагалась на пересечении главных улиц или около замка Характер и особенность городской планировки отражают Гродно, Витебск, Полоцк, Минск и др. Особенностью в белорусском зодчестве XVIII века являлось строительство усадьб и дворцов. Городские дома однотипные, выстраиваются в одну линию. Дома строят из дерева, фасад каменный, плоский. Дома соединяют арками для ровного ряда. Фасады декорируют лепными украшениями, часто встречается и живопись (натюрморты, анималистика). Фронтоны трех типов: арочный, ступенчатый, двухскатный. Крышу делали из голландской черепицы. Загородная усадьба. Происходят изменения в планировке (влияние стиля барокко), расширяется «анфiладнае» размещение помещений, делаются парадные покои и залы. Влияние барокко нашло отражение в развитии пространства усадеб. Сама усадьба состоит из главного корпуса, боковых флигелей, парадного двора - «курданёра». По середине двора выстраивались клумбы. Например: д. Хойново, д. Яцковщина в Гродненской обл.
Живопись XVIII века Особенности белорусской живопись XVIII века отражают характер и пути развития монументально-декоративных росписей, икон, портретов. Главная роль в живописи выделяется стилю барокко. Монументальная роспись в интерьерах костелов, православных храмов играет важную роль. Живопись объединяет скульптуру и архитектуру. Художники отходят от канонической схеме, как это было в ранние года. У них больше свободно трактуются библейские сюжеты, включают сцены, где рассказывается об исторических событиях, рисуют портреты известных исторических личностей.
Сарматский портрет — барочная портретная живопись в Речи Посполитой. Писали магнатов, государственных деятелей в полный рост с атрибутами власти и в парадной одежде. В жанре сарматского портрета плодотворно работал в Вильне, Гродно и Несвиже немецкий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г. написал портреты жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии. Портрет самого Януша Радзивилла выполнил художник Д. Шульц.
К отличительным особенностям сарматский портрета можно отнести специфические атрибуты: шляхтич изображался в полный рост, на нём всегда был надет кунтуш и жупан, на поясе обязательно висела сабля. Гетман изображался с гетманской булавой, а канцлер — с печатью. Шляхта на портретах носила короткую прическу и усы (европейские парики или московские бороды отсутствовали). В цвете доминировал красный.
Портрет Станислава Щуки неизвестного автора (ок. 1735-1740),
являющийся типичным сарматским портретом
На рубеже XVI—XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к передаче пространства, естественных пропорций, отдельные персонажи стали изображаться в светской одежде. Для икон «Святая Параскева» из-под Мостов, «Умиление», «Покров», «Успение» с Брестчины был характерен оптимизм, светлое настроение, вера в высшую справедливость. Шедевром считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Марии», созданная в 1649 г. Это единственная икона, автор которой известен, потому что оставил на ней свою фамилию.
До наших дней дошли иконы «Троица ветхозаветная» (Брестчина), «Сошествие в ад» из Чечерска. «Рождество Марии» Несвижский замок Несвижский замок — дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Белоруссии. В XVI—XIX веках — резиденция князей Радзивиллов. Первое упоминание о строительстве замка датируется 1551 годом и приписывается Николаю Радзивиллу Чёрному. В 1580-х годах при Николае Радзивилле Сиротке замок был перестроен и представлял собой прямоугольник примерно 170 на 120 метров с несколькими тайными входами-выходами. Согласно размещенной над входом во дворец закладной плите, начата перестройка была 7 мая 1583 года. Во время русско-польской войны замок выдержал осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 годах. В 1706 году во время Северной войны замок был захвачен шведскими войсками и превращён в военный бастион, многое в замке было разрушено. Только в конце 1720-х гг. началась реконструкция, а в 1740 году построена дворцовая часовня. В 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
Новый замок в Гродно строился как резиденция королей Речи Посполитой. Построен в 1737-1744гг. Для строительства замка был приглашен германский архитектор Карл Фридрих Перпельман. Новый королевский дворец был построен в стиле рококо. Эта великолепная гродненская резиденция предназначалась для польского короля Августа III.
Королевская резиденция была скромной снаружи и шикарной внутри. Здесь устраивались дипломатические приемы, королевские пиры и пышные балы. В одной части дворца находились королевские покои, в другой – заседал сейм. После 1750 года была построена часовня. Очень сильно замок пострадал в годы второй мировой войны. В июне 1941 года он оказался под бомбежкой немецких войск и сгорел. В 50-е годы XX века его пытались реконструировать. Архитектор В. Вараксин перестроил замок, правда, в стиле классицизма. От былого великолепия сохранились только въездные ворота и скульптуры сфинксов.
Ружанский дворцовый комплекс (Брестская обл.)
Типовым примером дворцового зодчества XVIII века является дворцовый комплекс в Ружанах – один из крупнейших памятников дворцовой архитектуры Беларуси XVI-XVIII веков с чертами позднего барокко и классицизма. Дворец в Ружанах – это бывшая резиденция Сапег, а точнее, его руины с почти нетронутыми подвалами. Где наблюдается центральный корпус, портик с четырьмя колоннами. Величественные колоннады боковых корпусов, что с одной стороны присоединялись к дворцу, а с другой стороны - к двум флигелям, замыкали парадный двор резиденции Сопег. Некоторые называют его «белорусским Колизеем» или белорусский Версалем. – настолько прекрасны и захватывающи эти руины… Его строительство началось в XVI веке, но и в последующие два столетия он неоднократно перестраивался. По легенде, на самой их глубине от недостатка кислорода гаснут свечи. Есть версия, что отсюда расходятся подземные ходы к Березе, Коссово, Слониму. Гостей, въезжающих в резиденцию князей из рода Сапег, встречала брама, выполненная в виде триумфальной арки, по обе стороны которой располагались флигеля. Сегодня парадный двор представляет собой огромное замкнутое пространство, в котором, к сожалению, уже нет ни сада, ни парка, ни оранжерей. А в центре одиноко стоят сохранившиеся фрагменты дворца, слепо глядя пустыми окнами на былое великолепие…
Полоцкий Свято-Софийский собор Софийский собор в Полоцке является одной из самых древних христианских святынь на Беларуси. Изначально, собор, был деревянным. При Князе Всеславе Брачиславовиче между 1044-66 гг. собор приобрел вид каменного храма и стал четвертым в мире храмом святой Софии. Собор входил в состав Верхнего замка — деревянного кремля с княжескими палатами, монастырем и площадью. Построенный как сильнейшее сооружение (толщина стен 1,45 м), храм являлся крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной. Софийский собор постоянно украшался и часто перестраивался. Своей прелестью храм впечатлил и царя Ивана Грозного, когда тот в 1563 г. вошел с армией в границы Великого княжества Литовского. Храм являлся не только главным храмом западнославянского православия, но и крупным культурно-просветительским центром, усыпальницей полоцких князей (раскопана 16 саркофагов). Тут принимали послов, провозглашали войну и мир, сохраняли государственную казну и религиозные святыни. В древней части храма (восточная апсида) сохранились останки фресок 11 ст. В боковых частях апсиды размещены орнаментальные мотивы, в центральной — фрагмент «Евхаристии». На южной стене сохранились останки фресковой раскраски «Святое причастие». На уровни оконных проемов проходит орнаментальная полоса высотой около 100-120 см, которая сохранилась примерно на 80 см. слева и справа по сторонам апсиды. Оригинальный, необычно крупный орнаментальный мотив включает в себя трехлисника, обведенного треугольникам — символ единства Святой Троицы. Линии карнизов плавно выгибаются, как морские волны. Пластику фасада усиливают фигурные филенчатые ниши и монохромный лепной декор. Все эти архитектурно-художественные средства характеризуют стилистику виленского барокко. Самобытные черты виленского барокко нашли последовательное воплощение и в интерьеры собора — в организации его внутреннего пространства и декоративной отделке.
Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия неофициально называется также Фарный костёл — католический собор в городе Гродно. Один из трёх храмов Белоруссии, носящих почётный титул малая базилика. Входил в комплекс монастыря иезуитов, некогда самого богатого в Речи Посполитой, занимавшего целый квартал в центральной части города (в здании самого монастыря с XIX в. и по настоящее время находится тюрьма). Высота башен храма — 65 метров. На одной из них размещены часы — одни из старейших действующих часов в Восточной Европе. В убранстве собора широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция (более 40 скульптур) в главном алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность.
Фресковая роспись (1752) состоит из многофигурных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом. Главный алтарь — один из самых высоких барочных алтарей в Европе. Летом 2006 в алтаре собора произошёл пожар: две статуи оказались полностью уничтоженными, еще несколько сильно пострадали. Причиной пожара, согласно официальной версии, стала неисправность электропроводки. Был проведен сбор пожертвований на восстановление утраченной части алтаря, с 2009 велись активные работы по реконструкции алтаря, и летом 2011 восстановленный в новой цветовой гамме алтарь был представлен на обозрение.
Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии — католический храм в городе Пинск. Один из трёх храмов Белоруссии с почётным титулом малая базилика. Памятник архитектуры, построен в 1706—1730 годах. Собор является главной частью архитектурного комплекса монастыря францисканцев, куда кроме него входят отдельно стоящая колокольня и жилые корпуса. Весь ансамбль — один из крупнейших в Белоруссии архитектурных ансамблей стиля барокко. Весь комплекс строений бывшего монастыря францисканцев занимает квартал между рекой Пиной и главной улицей города, представляя собой одну из главных достопримечательностей Пинска. Панорама этого ансамбля красиво раскрывается с реки и обширных пространств правобережья. Собор Вознесения — трехнефный. Средний неф перекрыт цилиндрическими сводами и намного шире узких боковых нефов, фактически разделенных на небольшие секции. Две барочные боковые башни главного фасада имеют скромные размеры, центром композиции является расположенный между ними и равновеликий с башнями по высоте фигурный щипец. Интерьер собора богато украшен деревянной позолоченной резьбой — около сотни скульптур и других резных элементов, выполненных мастером Яном Шмиттом. Собор имеет 7 алтарей, главный алтарь находится в пресвитерии, остальные — в боковых часовнях. В соборе находится живописное изображение «Вознесение Девы Марии» (копия полотна Мурильо) и горельефная композиция «Стигматизация Святого Франциска». Среди других живописных образов в интерьере собора выделяется «Пинская Мадонна» авторства Альфреда Ромера. Орнаментальная роспись сводов выполнена в 1909 году С. Рудинским, а фрески «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста» на стенах пресвитерия созданы также в начале XX века Б. Вишневским. А. Ромер Пинская Мадонна
Орган пинского собора построен мастером А. Гродницким из Вильно в 1837 году. Орган имеет 1049 голосов, 36 действующих регистров, два мануала, 1 1/2 октавы, 1498 труб. Среди действующих органов Белоруссии орган пинского собора самый древний. Собор Успения Девы Марии, Собор Успения Девы Марии и Святого Станислава — католический собор в Могилёве. Памятник архитектуры в стиле барокко, построен в 1738—1752 годах. В интерьере выделяются фрески на библейские темы на сводах храма. Костел представляет собой каменную 3-нефную прямоугольную в плане базилику с полукруглым завершением центрального нефа. В 1788 г. к главному фасаду сделана пристройка в стиле классицизма, позднее — пристройка к апсиде — помещение семинарии и типографии. В костеле сохранился один из наиболее развернутых фресковых циклов на территории Беларуси. Фресковая роспись выполнена в 1765—1767, 1780 гг. (художники П. Пиотровский, А. Гловацкий, ученики-монахи Спасской церкви Петр, Лукьян, Григорий). В 1860-е гг. роспись подновлялась художником Ферстом, который выполнил и ряд композиций. Фресковой росписью покрыты все стены костела. Фрески на евангельские сюжеты размещены на сводах главного нефа. От апсиды до хоров размещены 3 небольшие композиции — «Преображение», «Вручение ключей Петру», «Вознесение Марии». В прямоугольных неглубоких нишах над арками между пилонами размещены 8 сюжетных композиций. На северной стене композиции «Воскресение Лазаря», «Чудо Терезы», «Крещение»; на южной — 3 композиции на исторические темы, среди которых «Вручение грамоты королем Сигизмундом монахам-кармелитам» с панорамой Могилева; в юго-западной части фреска с изображением монаха-художника перед мольбертом. Своды боковых нефов также расписаны: на северном — композиции «Спас нерукотворный», «Святой Себастьян», сцена из «Страшного суда», на южном «Путешествие», «Смерть Иосифа» и «Автопортрет». На сводах сохранились 2 композиции на библейскую тему: «Каин убивает Авеля» и «Жертвоприношение Авраама». Возле алтаря сохранились 4 композиции, написанные Ферстом. Стиль росписей разнообразен. Росписи исполнялись разными мастерами. Преобладают теплые золотистые розово-красные, коричневые тона, на сводах — светло-голубые, синие и зеленые. В целом же фресковая роспись выполнена в живописной свободной манере и создает целостную систему, в которой использованы лучшие живописные традиции Могилевской школы.
Известным памятником белорусской монументально-декоративной живописи XVIII века является роспись Несвижского иезуитского костела Божьего тела. Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584—1593 гг. Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века. Годы росписи 1751-1753. Их выполнила группа мастеров под руководством придворного художника Радивилов Савелия Доминика Геского старшего. По своему пластическому и образному решению фрески костела отвечают стилю барокко. Здесь много аллегорических фигур, символов, сцены наполнены движением, они динамичны и выразительны. Система росписи не каноническая. Главная тема росписи евхаристия. Атарная картина «Тайная вечерия». Изображения находятся на пересечении главного нефа и трансепта. От трансепта до входа идут сцены Ветхого завета и жития святых. На парусах изображены евангелисты, а на куполе иллюзорное окно и небо, каждый святой сидит на облаке. В изображениях используется очень много ракурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|