Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иллюзионизм в изобразительном искусстве 9 глава




Созерцательные художники Востока "становились поглощенными в самих себя или в водопаде, или в ландшафте, человеческом лице в зависимости от того, что они хотели изобразить, пока не отождествлялись со своим объектом, и тогда они творили его изнутри, не заботясь ни о каких внешних формах. Внутренняя собранность казалась этим художникам более важной, чем внешняя тренировка. И, разумеется, полностью "обращенный внутрь" индивидуум стоит выше рассудка, ибо его законы живут внутри его ума... Ритм живописи Дальнего Востока не имеет рационального происхождения; это внутренний ритм, подобно ритму музыки" (Кайзерлинг).

Следовательно, искусство как проявление истинно прекрасного, т.е. внутренней истины и чистоты внутреннего видения, является величайшей творческой силой. Даже несовершенство этого нашего мира может послужить стимулом для творчества, потому что "истинную красоту может открыть только тот, кто мысленно дополняет неполное". Буддисты ценят искусство как медитационную практику, как йогу, потому что динамическая природа их философии делает большее ударение на процессе поиска совершенства, чем на самом совершенстве. "Зрелость жизни и искусства заключается в их способности к росту" (Окакуро Какудзо, "Книга о чае").

Так буддийская медитация вдохновила искусство Центральной Азии и Дальнего Востока новыми идеями, как она это сделала раньше в стране своего происхождения. Выполнение произведения искусства расценивалось само по себе как акт творческой медитации, и наслаждение искусством, созерцание художественных творений стало частью духовной тренировки, без которой никто не мог претендовать на культурность. "Последователи Дзэн стремились к прямому общению с внутренней природой вещей, рассматривая их внешние аксессуары только как помехи к ясному восприятию Истины. Именно благодаря этой любви к Абстрактному Дзэн стал предпочитать черно-белые наброски сложным цветным картинам классической буддийской школы" (Окакуро Какудзо, "Книга о чае").

Ценность произведения искусства определяется не его предметом, а скорее вдохновившим его импульсом, спонтанностью внутреннего опыта, с которым оно было создано и которое оно вызывает и воспроизводит в зрителе. Однако способность откликаться на внутренний смысл таких произведений искусства необходимо культивировать точно в такой же мере, как и способность творить их. Как художник должен овладеть материалом и инструментами, с помощью которых он творит, так же и тот, кто хочет наслаждаться искусством, должен подготовить и настроить инструмент духовной восприимчивости, чтобы достичь глубокого резонанса, возможного только в том случае, если ум опустошен от всех отвлекающих мыслей и мелочных забот. В этом смысле шуньяту можно назвать состоянием совершенного резонанса.

Тибетское религиозное искусство делает еще один шаг дальше. От зрителя ожидается, что он не только воспроизведет опыт видения художника путем поглощения всех его деталей, но и воссоздаст его (видение) в своем уме и наполнит его жизнью, пока оно не обретет самостоятельную реальность и встанет перед его внутренним взором, словно спроецированное в пространство. Но в отличие от произведения художника, которое стало и остается независимо существующим материальным объектом, отдельным от художника, медитирующий должен вновь поглотить свое видение путем обращения вспять творческого процесса и интегрирования его в сущность своего ума. Это освобождает его от привязанности к своим творениям и от иллюзии отдельной раздельности субъекта и объекта.

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. Зрелость художника заключается в том, что он начинает осознавать, что всё то, что им создано, создано не только им самим. Он осознаёт, что продукты его творчества – это не часть его самого, а часть человечества, часть эссенции. Возникает феномен отчуждения от себя, от продуктов своего творчества. Они перестают его радовать. Это происходит благодаря достижению признания и времени когда художник становится нечто нарицательным, то есть «неживым» для себя потому, что живой для всех. Достигнув этого художники себя спрашивают: «И стоило ради этого творить?!»

2. Духовно-смысловой подход – это, прежде всего ответственность, это работа не ради чего-то, а вопреки. Работа как миссия.

3. В рамках психологии художественного творчества можно рассматривать философию, как смысловое художественное творчество о мире, как художественное творчество новых смыслах.

4. При рассмотрении понимаемых и переживаемых ценностей, необходимо упомянуть, что некоторые актеры осваивают роль только на уровне понимания, но не на уровне переживания.

5. Принцип удовольствия (З.Фрейд). В художественном творчестве – художник творит, потому что получает удовольствие от:а)действия в творчестве (либидо)б)снятия напряжения (удовольствие – как бы уход от боли). Образы снимают напряжение.в)Принцип всемогущества. Снимает напряжение либидо. Образы снимают напряжение либидо.г)творит, потому что познает мир и желает представить себя миру (тщеславие) д)получает ответ на вопросы жизни (познавательная роль искусства). е)Принцип смысла (духовный): а)творит, потому что открывает смысл жизни. Творчество – основа смысла жизни Если его не будет, то приходит суицид и пустота. Пограничная ситуация, как условие для ощущения своей экзистенции и смысла жизни. И, действительно, согласно экзистенциальной философии творчество – это возможность познания своей экзистенции. Это встреча с самим собой. ж)эстетическое наслаждение основывается на радости, которая возникает в связи с наполнением смысла жизни ценностями и ощущением экзистенции. Преодоление, порой, создаёт радость от казалось бы ничем непримечательных произведений искусства. О сопротивлении материала.

6. Кинорежиссёр-постановщик Абдрашитов говорит, что авторы не те, натура не та, организация не та, то есть не соответствуют его воображению. Приходится сопротивляться, преодолевать. Следовательно, появляется наслаждение не от творческого результата, а от сопротивления. Т.е. творческий результат может не быть, а переживание, наслаждение от деятельности уже есть. Но эта деятельность не творческая, а просто сопротивление тому, что не соответствует стандарту и обществу, условиям творчества. Это не совсем хорошо. Это уровень субъективного творчества. Абдрашитов говорил о сопротивлении материала, в том смысле, что на съёмочной площадке есть много факторов, которые мешают создать то, что имеет место в идеале, в образе режиссера.

7. При рассмотрении духовно - смыслового подхода, не забыть рассмотреть понятие экзистенции (в противовес эссенции) как некоей абстрактной сущности. Человек должен ощутить свою уникальность, индивидуальную сущность, несводимую к вербальной форме. Почувствовать экзистенцию возможно в творчестве потому, что там существует свобода, свобода выбора, самопознание. Необходимо затронуть тему субъектных отношений. Человеческая экзистенция не познаваема. Она ни есть нечто заданное природой, обществом, как нечто внешним. Не может перейти во внешнее, не утратив собственной природы. Человек чаще всего прикасается к экзистенции в минуты личных потрясений в пограничных ситуациях (Карл Ясперс). Чаще всего человек проецирует себя в сфере «не я» (т. е в сферу объективности, осознав свое отличие от «не- я»). Человек понимает, что его существование окружено океаном «ничто» предельным выражением «не-я». «Ничто» это смерть. Но безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза, животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека. Подледное бытие человека - это свобода «к смерти» по Мартину Xайдеггеру - это жизнь человека, осознающего свою уникальность, конечность и стремящегося реализовать ее в уникальности творчества. Это путь свободы поиска, отчаяния, решимости.

8. Экзистенциализм - это философская свобода, это философия творчества, это философия отчаяния (во мне это философия индивидуализма). экзистенциализм органически соединяется с художественным творчеством.

9. Как вербальный заслон мешает интуиции? Как его убрать, как вырваться из схем?

10. Принципы искусства. Процесс выражения эмоций посредством общей деятельности воображения, называется языком либо искусством (таково искусство подлинное). Философский процесс - это особый процесс выражения эмоций по средством общей деятельности воображения.

11. Художественная деятельность (философское творчество) не использует сделанный заранее язык. Она порождает язык в процессе собственного движения.

12. Миссия художника часто определяется не внутренним позывом, а внешней ситуацией - не кому творить, нет сильнее этого художника никого. Кто если не он. Это ответственность перед другими.

13. Духовно-смысловой подход проявляет себя в условиях пограничной ситуации. Это песни военных лет, их глубина (см. кинофильм «Два бойца»).

14. Экзистенция - подледное чувство себя.

15. Искусство – должно быть проработано духом, а не технологией.

16. Жизнь – игра вазисмысла и квазиничто. Квазисмысл – смысл.

17. Мигание и динамика смысла и бессмыслицы жизни – есть жизнь, а «ничто» - это «квазиничто». Не ничто – основа (онтология), а «ничто» как «квазиничто» лежит в основе сущности всего.

18. Когда человек видит только исполнение роли, он не может до конца вжиться в героев кино (этим страдают режиссеры), но есть люди, которые в людях (по жизни) видят только их роли и личины, и не верят им. Это тоже опасно для души. Так же как режиссера не радуют фильмы своих коллег, так же человек перестает воспринимать других людей. Следовательно, возникает чувство одиночества. Все- таки люди имеют свою самость, экзистенцию.

19. Почувствовать Моцарта (его душу) можно, но Моцарта больше не будет. Эйнштейн почувствовал сложное. Он открыл то, что есть в природе. Он универсален, а Моцарт неповторим. Если бы не открыл Эйнштейн, то открыл бы какой-нибудь другой физик. Если бы не было Моцарта то и не было бы его музыки.

20. Если бы можно было играть без струн – это было бы истинным воплощением души.

21. Творчество дает возможность почувствовать иллюзию бессмертия уже на этом свете.

22. Ценность понимаемая это смысл произведения. Ценность переживаемая это ценность произведения искусства как такового.

23. Одна из проблем – это восприятие своего произведения написанного в прошлом. Можно быть в таком эмоциональном состоянии и сжечь произведение (как Гоголь «Мертвые души»). Художник не должен верить в свои эмоции. Наши произведения – эссенция, универсалии.

24. Может ли человек творить от обреченности, от ухода в ничто – нет не может. Он надеется, что он «будет» даже если его «не будет». Всегда надеется на это. В этом сущность человека – сущность концепции иллюзионизма личности.

25. Бог - это результат высшей формы свертывания сознания. Это высшая сущность, которая образуется свертыванием движения психики.

26. Один мой пациент поймал себя на мысли, что совсем не переживает, что может потерять своего близкого человека. Он переживал за то, что он так болен, что не умеет переживать. Тем не менее в детстве он страдал, что потеряет мать. Сегодня он, дескать, толстокож, грешен. Ему было страшно за себя, он страшный человек!? Через некоторое время он похоронил мать, он рыдал, смерть матери его излечила.

27. Труднее излечим суицид, вызванный философской интоксикацией.

28. Исток любой измены к кому-либо всегда лежит в измене личности самой себе, своей сущности, в игре с собой и над собой.

29. Архетип персоны убивает в человеке архетип самости (целостности, единения). Человек перестает сопереживать и отождествлять себя с Другим. Исчезает истинное сопереживание и приходит деструктивная эстетика и предвкушение несчастья других - антагонизм чувств - пограничность душ. Человек счастлив от того, что не страдает как Другой. Ценность переживания рождения по такому подходу деструктивна. Это и есть бездуховность. На этом сидят средства массовой информации, смакуя горе других (ужастики, теракты). Эта катастрофа приходит так как человек находится в плену психологической ловушки деструктивной эстетики. Он ловит кайф от страдания других (увлекаясь ужастиками средств массовой информации). Поэтому он был открыт одиннадцатому сентября. Он шел к этому. Одиннадцатое сентября - это пик бездуховности (это результат деструктивной эстетики). Пока человечество не научится чувствовать террористические акты как собственную боль, а не как деструктивную эстетику террористические акты будут развиваться в хороших условиях слепоты и бездуховности. Следовательно, истинная религия та, благодаря которой сохраняется способность людей воспринимать Боль как собственную Боль (лишь потом открывается восприятие Бога). Боль больше Бога. Боль для человека важнее Бога. Бог от разума (Боль- первичнее).

30. «И умерли в один день» - говорится в сказке. Это и есть духовность. (это архетип самости и единения)

31. Почему дети вызывают больше сопереживания? Почему мы их чувствуем частями себя? Мы сразу погружаемся в роль родителей. Это архетип отца или матери. Это единение с детьми. Это часть духовности. Умение чувствовать Другого, как своё дитя и есть духовность.

32. Сопереживать мы можем только за тех с кем живем. Потому, что вкладываем себя в них. С ними мы систематически преодолеваем трудности жизни, то есть со-пре-живаем, вместе преодолеваем. С теми, кому доверяем себя, свое внешнее и внутреннее тело. Ими занята душа.

33. Духовность там, когда Другое воспринимаешь как другой пояс своей телесности. Воспринимаешь боль Другого как свою находящуюся на Другом полюсе своей телесности.

34. Персонаж Олега Янковского - волшебник говорит, что он переживет жену, но пока будет жить и любить, ради истины. Многие жертвуют всем и не ради любви.

35. О принятии себя. Станиславский говорил, что прежде чем летать птица не разгоняется, не бежит, сначала она становиться гордой (принимает себя).

36. Смерть – последний катарсис жизни.

37. Жизнь – напряжение вызванное двумя противоположными аффектами радости жизни и страха смерти. Жизнь - всегда эстетика, если она напряжена. Напряжение главный источник смысла жизни.

38. Великий актер – Евгений Евстигнеев умер, когда врач ему сказал, что в ближайшем будущем он возможно умрет. И он вошел в образ мертвого и умер.

39. Интересна история девочки, которая стояла у могилы Андрея Миронова и плакала, хотя и родилась через год после его смерти. Она любит его, общается с ним, говорит у могилы: «Андрюша, что ты наделал со мной?». Вот оно единение душ. Вот она духовность. Вот она боль за другого.

40. Часто философы испытывают особое наслаждение от своего влияния на весь мир, от своей уникальности восприятия мира. Это особое наслаждение – мечта о признании. Это даже нечто большее, чем реальное признание в мире.

41. Порой истоки истинного одиночества заложены в подсознании того, что твои мысли уникальны. Если ты понимаешь, что они универсальны и присущи человечеству, то ты понимаешь, что ты не одинок. Потому, что ты – это многие другие.

42. Проблема успеха оператора – это проблема его незаменимости.

43. Актер Гостюхин играет роль мужчины, который собирается вечером на войну. Он купается, моется. Уходят на смерть. Какого им? Им прекрасно, в душе такая духовность, которой никогда не было. Они на границе между жизнью и смертью. В этом духовность.Еще одна сцена – Гостюхин уходит и на мгновение возвращается обратно к дому. Как бы из смерти смотрит на свой маленький дом, на ребенка в нем, а он на него. И он уходит, все-таки не обняв его. Это уже высшая духовность, он поднимается в этой сцене над своими слабостями. Это сцена высокой эстетики, вот она духовность.

44. Перед нами торт. Он красив, если мы его очень хотим. И менее красив если мы его не хотим. Истинная красота вещи та, где она вызывает эстетическое наслаждение, даже тогда когда у нас нет потребности в этой вещи.

45. Психологии духовности нет, есть психология предвкушения.

46. Духовность возможна даже на копчёной колбасе (преодоление голода). Духовность – это способность жить процессом, а не результатом. Ловить мгновение, смакуя процесс.

47. Духовный образ – образ на смертном одре. Последний диалог, последний фрагмент жизни всегда становится духовным. Мустафин улыбается, но ты знаешь, что это его последний жест, больше ты его не увидишь.

48. Какой архетип работает в духовно-смысловом подходе.

49. Миссия - смысл бытия Фредди Мекьюри, который уже умирал, но творил. Это есть зрелость художника.

50. Духовность там, где обуздание и прекращение мышления.

51. Сначала для художника творчество является реализацией личностных смыслов (Работа Эго и т.п.). Далее, становится смыслом жизни, то есть ценностью без которой жизнь не мыслима, единственной ценностью, которая сполна наполняет жизнь творца смыслом. Затем наступает зрелость художника, когда художник творит не ради, а вопреки. Это творчество на основе ощущения смысла бытия – ощущения миссии, ответственности перед миром и т.п.

52. Художник может переживать, что его фамилию может носить другой художник. Это незрелость. Ведь имени и фамилии творца раскрывается в контексте (уникальности) жизни и творчества, а знаки это всего лишь универсальные мёртвые символы, абстракции (сгустки эссенции). Живой контекст художника - это есть подлинное бытие, а так это универсальная абстракция, сами по себе фамилия, имя.

53. Возможно ли подлинное бытие автора в знаках, которые он оставил после себя, то есть тогда, когда автора уже нет в живых. Это не подлинное бытие, но оно может инициировать переживания в Моцарта в слушателях и Моцарт оживёт в душах других?

54. А помнит ли читатель об авторе, о том, что нужно помнить о нём? И каково автору, которого уже нет в живых.

55. Оставить уникальный след, ещё не значит жить после смерти. Это инобытие. От этого инобытия автору не жарко и не холодно. В прочем при жизни это греет.

56. Автограф зрителю это всегда как некая память, как некое инобытие.

57. Смыслы понимаемые – они универсальны, они не наполняют экзистенцию.

58. Важна память людей не в сознании будущих поколений, а в подсознании. Никогда не смотрите на сознательную реакцию (они могут быть негативными). А в подсознании могут быть страдания о потерянном – это, и есть настоящая память людей и человечества.

59. Человек способный на глубокое осмысление жизни и бытия уже имеет смысл жизни. При потери смысла жизни нет внутренних условий для такого осмысления.

60. К идее Бога в творчестве многие приходят в процессе усталости от жизни, хождений по кругу и пониманию того, что всё сотворённое надо оставить другим.

61. Желание славы – это всегда желание обессмертить свою душу. Слава – это пародия на бессмертие души. А по сути своей, любые слова – это бессмертие духа, духа человеческого, который не принадлежит человеку. Обессмертить душу – реинкарнировать. Возможно ли?

62. Субъектная представленность, то есть психическое инобытие одной личности в другой возможно и тогда, когда другой личности уже нет в живых. Некоторые эту субъектную представленность в других не имеют даже тогда, когда они ещё живы.

63. Необходимо не просто написать в своё время, в нужном месте. Необходимо выйти в тираж в это время. Можно выйти в тираж с опозданием, и славы не будет. Возможно, при Пушкине были другие «Пушкины», но которые писали в стол. Если бы Пушкин родился бы сейчас, то он остался бы незамеченным.

64. Общение со своим будущим небытием - есть духовность.

65. Люди при жизни зарабатывают славу. Хотят отличаться от других. Но перед смертью все равны и отличаться невозможно. Все едины, но мы оставляем нечто после себя, а некоторые ничто.

66. Творите всегда так, чтобы ваши читатели, зрители, слушатели, узнав о Вашей кончине прослезились.

67. У некоторых священников в глазах транс и умиротворение. Они верят в образы, они в диалоге с Богом. Необходимо чтобы искусство могло воздействовать как религия со своим модерном.

68. Слезы моют не только души, но и глаза. Они начинают лучше видеть, открывают ощущение экзистенции.

69. Личное бессмертие благодаря симулякризации, клонированию и психическому протезированию сознания, уменьшает экзистенцию. Скоро это будет возможно благодаря современным СМИ и информационным технологиям. Произойдёт редукция экзистенции. Это будет бессмертие без экзистенциального психического. Личностное бессмертие эссенциальной души возможно. Это не будет бессмертием в раю, а скорее бессмертием в аду по Бодрийару.

 

 

ЛЕКЦИЯ 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...