Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В системах образования, воспитания и бизнеса

Программа повышения квалификации

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ

В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И БИЗНЕСА

 

Введение

Специфика человека как объекта исследования естественных и гуманитарных наук. Предмет человековедения (антропологии), его место в системе наук. Краткий обзор исторических этапов развития антропологии, ее современное состояние, основные направления и методы исследования. Фундаментальные и прикладные аспекты антропологии в системе естественнонаучного знания.

 

1. Методологические основания современных концепций человековедения: религиозный, философский и научный подходы к решению проблемы познания человека и его сущности; представление о человеке в системах религиозного и философского знаний; научное представление о человеке и его трансформация в процессе развития науки; эволюционизм и креационизм в построении основ антропогенеза; феномен человека в зеркале научных революций – естественнонаучные и гуманитарные представления о человеке; современная парадигма естественных наук и ее влияние на развитие антропологии; проблема синтеза естественнонаучного и гуманитарного знаний в формировании аксиоматического базиса антропологии; теорема К.Геделя «О неполноте» и ее приложение к решению основных проблем антропологии.

2. Философские основания современных концепций человековедения: представление о «живом» и «жизни» в различных системах знания; трансформация смыслового значения понятия «жизнь» в процессе развития научного знания; человек появляющийся или человек проявляющийся – две базовых гипотезы в решении проблем антропогенеза и определения форм существования человека; этимологический и понятийный аспекты проблемы; теории монизма и дуализма; дарвинизм и концепция «конечного» человека; развитие науки и генезис концепции «бесконечного» человека; теория расовой периодизации этапов и форм существования человека.

 

3. Современные концепции человековедения о месте человека в мире и целях его существования: религиозные, философские и научные концепции в определении места человека в мире; принципы антропоцентризма, экоцентризма и холизма и их влияние на системы человеческих ценностей; соотношение проблем определения цели существования человека и его места в Мире и биосфере земли; внутрисистемные и метасистемные цели существования человека как внутренние (личные) и внешние (созидательные) смыслы жизни; иерархические целевые структуры и критерии их построения; критерий направленности в идентификации целевых структур; единство и борьба противоположностей в иерархических целевых структурах; идея единства цели как созидающий и жизнеутверждающий фактор существования и развития человека.

 

4. Деятельность человека: классификация, структура, оптимизация, регуляторы: системы классификаций и уровней рассмотрения деятельности; пространство объективного и проявленная деятельность (энергетический аспект деятельности), пространство субъективного и не проявленная деятельность (информационный аспект деятельности) человека; основные определения и классификация деятельности по степени сложности выполняемых действий; тринитарная структура деятельности и ее продукта; условия оптимизации деятельности.

 

5. Основные управляющие факторы в деятельности: базовые, определяющие факторы управления жизнедеятельностью человека – среда, генотип, сознание; основные механизмы управления человеком – управляющие законы и принципы мироустройства, жесткие императивы, импринты, программы, установки; проблема управления человеком в контексте его рассмотрения как диссипативной системы, целенаправленно обменивающейся со средой веществом, энергией и информацией; принципы управления социальными системами и их проекции на проблему управления жизнедеятельностью отдельного индивидуума, триадная модель взаимодействия принципов управления; триадная структура деятельности и ее применение в решении задачи управления жизнедеятельностью человека; мировоззрение, нравственность, мораль, системы ценностей и экологическая этика как социальные регуляторы в жизнедеятельности человека.

 

6. Самоуправление человека: тринитарная модель процесса управления (регуляция, контроль и организация); самоуправление как триадное взаимодействие саморегуляции, самоконроля и самоорганизации; контроль как реализация принципа обратной связи в управлении; проблема обратной связи в управлении и самоуправлении человеком: триада восприятия в обеспечении принципа обратной связи; совесть (соединяющая весть) как механизм реализации обратной связи в человеке; самоорганизация как процесс самоуправления, приводящий к изменению структурной организации человека или изменению системы отношений между структурными элементами без изменения самой структуры; непрерывность и дискретность в управлении деятельностью; управление извне и изнутри: основные принципы и пути реализации; возможные критерии распознавания управляющих факторов в субъективном пространстве человека; связь задачи управления с проблемой принятия решений человеком, две стороны проблемы принятия решений; детерминизм, предобусловленность, свобода и долг в управлении жизнедеятельностью человека.

 

7. Проблема развития личности в системе научного знания. Краткий обзор исторических этапов эволюции проблемы развития личности и человекоразмерных систем. Современное состояние проблемы развития и основные направления поиска путей и методов ее решения.

Модели, линии и уровни развития челове ка: основные понятия и определения; постановка проблемы развития человека и личности в ее историческом аспекте, в контексте научных революций, смены научных парадигм и основных концепций человековедения; связь моделей человека с моделями и критериями его развития; развитие как процесс движения самости в её самоотождествлении от телесного уровня – к духовному;; уровневые модели развития личности и критерии оценки достижений (линейная модель развития ума и разума, семиуровневая модель развития человека Д. Чопра, «чакрамная» модель развития человека в системе йоги).

Проблемные вопросы развития личности в образовании и бизнесе: вмещающее и отрицающее отношение человека к этапам и ступеням своего развития; индивидуальные и общие траектории развития человека, их отображение в собственной, личной, совместной, общественной и публичной жизнях человека (по Е.Д Марченко); закон «октав» в развитии человека (гистерезисная модель) и человекоразмерных систем; спектр сознания и направления развития личности; уровни морального развития (по К. Джиллиган).

Интегральный подход к развитию личности в человекоразмерных системах: интегральный подход к развитию личности в субъективном и объективном, индивидуальном и коллективном пространствах жизнедеятельности; особенности развития личности в новой информационной среде; человек и его развитие в постинформационном обществе; необходимые и достаточные условия развития человека и личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...