Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА 1. Русская литература ХVIII в. как литература нового времени, непрерывность национальных литературных традиций. Периодизация русской литературы ХVIII в. 2. Общественно-культурная жизнь России петровского времени (просвещение, образование, журналистика). 3. Стихотворство, театр и драматургия петровской эпохи. 4. Переходные явления в русской литературе ХVII в. – первой четверти ХVIII в. Повести петровского времени. 5. Личность Феофана Прокоповича, его государственная и литературная деятельность. 6. Классицизм как направление и художественный метод. Особенности русского классицизма. Теоретические трактаты русского классицизма периода становления. 7. Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика, идейная направленность, жанрово-композиционное своеобразие. В.Г. Белинский об А.Д. Кантемире. 8. Литературное творчество В.К. Тредиаковского. 9. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова. 10. Драматургия М.В. Ломоносова («Тамира и Селим»). 11. Научно-философская лирика М.В. Ломоносова. Проблематика, жанровое своеобразие и художественные особенности. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде». 12. Жанровое своеобразие лирики А.П. Сумарокова. Сатиры «Хор ко превратному свету», «О благородстве». 13. А.П. Сумароков – основоположник национальной драматургии. Трагедийное творчество. Трагедия «Димитрий Самозванец» как образец политической трагедии русского классицизма. 14. Комедия и ее место в системе жанров классицизма. Комедии А.П. Сумарокова («Опекун», «Тресотиниус», «Рогоносец по воображению»). Анализ одной из пьес. 15. Журналистика 1769-1774 гг. 16. Сатирические журналы («Трутень», «Живописец», «Кошелек») Н.И. Новикова.
17. Русская драматургия второй половины XVIII века. Жанр трагедии в творчестве Н.П. Николева и Я.Б. Княжнина. 18. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия XVIII века. 19. Сатирические произведения Д.И. Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»). 20. Драматургия Д.И. Фонвизина. Анализ идейных и художественных особенностей комедии «Бригадир». 21. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как первая русская социально-политическая комедия: жанр, проблематика, поэтика. Своеобразие метода Фонвизина-драматурга. 22. Драматургический конфликт, композиция, художественный метод и предмет сатиры в комедии «Ябеда» В.В. Капниста. 23. Русская комическая опера, своеобразие жанра. Творчество М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского, Н. Николева. 24. Пути развития поэзии второй половины ХVIII в. Творчество В.И. Майкова, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова, И.Ф. Богдановича, И.И. Дмитриева. 25. Общие тенденции развития русской прозы второй половины XVIII века. Творчество Ф. Эмина и М. Чулкова. 26. Гражданские оды Г.Р. Державина. 27. Философская поэзия Г.Р. Державина. 28. Анакреонтическая лирика Г.Р. Державина. 29. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа», ее проблематика и поэтика. 30. Литературная деятельность И.А. Крылова. 31. Творчество И.И. Хемницера. Жанр басни в русской литературе XVIII века. 32. Сентиментализм как метод и направление в русской литературе ХVIII в. Этапы развития. 33. А.Н. Радищев. Этапы творческого пути. 34. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Проблематика книги. 35. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Тематика и композиция книги. 36. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Образная система и жанр книги. 37. «Путешествие…» А.Н. Радищева. Проблема художественного метода книги. 38. Н.М. Карамзин. Литературная деятельность. Классификация повестей писателя. 39. Лирика Н.М. Карамзина. 40. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как образец сентиментальной прозы.
41. Исторические повести Н.М. Карамзина («Марфа-посадница», «Наталья, боярская дочь»). Историзм автора и художественный метод произведений. 42. Предромантические тенденции в творчестве Н.М. Карамзина (повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).
ТЕМЫ, ВЫНЕСЕННЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Тема 1: Литература первой четверти ХVIII в. как литература петровского времени. Вопросы: Общественно-культурная жизнь России петровского времени. Просвещение, развитие книгопечатания, журналистики, становление русского театра, его репертуар. Повести петровского времени, стихотворство. Литература:
Тема 2: Общественная и литературная деятельность Феофана Прокоповича. Вопросы: Лирика Ф. Прокоповича как явление переходного периода в русской культуре и русской общественной мысли. Ф. Прокопович – теоретик литературы (трактат «О поэтическом искусстве», «Творцу сатиры «К уму своему»). Литература:
Тема 3: А.Д. Кантемир. Общественно-политическая и литературная деятельность. Вопросы: Личность поэта; формирование эстетических интересов. Литературная деятельность. Жанр сатиры в его творчестве. Связь произведений Кантемира с его современностью. Публицистическая направленность сатир. Традиции Горация, Ювенала, Буало в сатирах Кантемира. Основные приемы сатирической типизации. Особенности второй редакции сатир. История издания сатир Кантемира в России и в Европе.
Высокие жанры в поэзии Кантемира: басни, «песни», героическая поэма «Петрида».. Литература:
Тема 4: Литературная деятельность В.К. Тредиаковского Вопросы: Переводческая деятельность Тредиаковского. Лирика. Литература:
Тема 5: Творчество А.П. Сумарокова. Вопросы: Лирика (сатиры, басни, лирическая песня). А.П. Сумароков – создатель русского классицистического театра. Комедии («Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»). Журналистская деятельность Сумарокова. Значение А.П. Сумарокова в русской литературе. Литература:
Тема 6: Журналистика 1769-1774 гг. Вопросы: Общественный подъем, вызванный работой Комиссии по составлению нового Уложения. Сатирические журналы 60-70-х годов. Журналистская и просветительская деятельность Н.И. Новикова. Журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Полемика журналов Н.И. Новикова со «Всякой всячиной». Оценка Добролюбовым «золотого века» Екатерины. Литература:
Тема 7: Общие тенденции развития русской прозы второй половины ХVIII века. Вопросы: Литературная и журналистская деятельность Ф.А. Эмина и М.Д. Чулкова. Ф. Эмин как основоположник оригинального русского романа. Жанровые разновидности романа в творчестве Ф. Эмина. «Пересмешник», «Пригожая повариха…» М. Чулкова. Особенности сюжетосложения, системы образов, композиции, проблематики в свете складывающейся жанровой специфики. Литература:
Тема 8: Развитие поэтических жанров в творчестве М.М. Хераскова. Вопросы: Эволюция лирики М.М. Хераскова: «Анакреонтические оды», «Философские оды». Героическая поэма «Чесмесский бой». Национально-историческая эпопея «Россияда» как высшее достижение в жанре эпической классицистической поэмы. Элементы предромантизма в поэме «Бахариана». Новаторство и мастерство Хераскова в области стихосложения. Литература: 1. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. 2. Чернышева Л.В. Смысл названия сборника М.М. Хераскова «Анакреонтические оды» // Вестн. Оренбург. гос. пед. ун-та. Оренбург, 2003. - № 3.- С. 65-76. 3. Баевский В.С. История русской поэзии, 1730-1990: Компендиум. Учеб. пособ. М.,1996.
Тема 9: Творчество Д.И. Фонвизина. Вопросы: Сатирическое творчество («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»). «Бригадир» – первая русская комедия нравов, ее идейные и художественные особенности. Новаторство Фонвизина-драматурга. Споры о художественном методе. Литература: 1. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII в. Л.,1977 г. 2. Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: К спорам о художественной природе пьесы // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии ХVIII – ХIХ вв. Куйбышев, 1988. С. 19-35. 3. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. 4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.,1978. 5. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия, драма, сатира. Л.,1973. 5. Стенник Ю.В. Русская сатира ХVIII века. Л.,1985. 6. Люстров М.Ю. «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке да Петрушке» Д.И. Фонвизина и его жанровое своеобразие. // Русская словесность. – 1997. - № 2. – С. 19-23.
Тема 10: Драматургическое творчество Я.Б. Княжнина Вопросы: Тираноборческий характер ранних трагедий («Дидона», «Владимир и Ярополк» и др.). «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая трагедия, вершина развития русской классицистической трагедии. Комедийное творчество («Хвастун», «Чудаки»). Комическая опера «Несчастье от кареты»: особенности жанра, характера и конфликта. Литература:
Тема 11: Поэма И.Ф. Богдановича «Душенька». Вопросы: Поэтизация чувства любви в поэме. Использование сюжетной основы античного мифа об Амуре и Психеи. Влияние на создание поэмы жанров русского устного народного творчества. Метрическое новаторство поэмы. Литература: 1. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. 2. Баевский В.С. История русской поэзии, 1730-1990: Компендиум. Учеб. пособ. М.,1996.
Тема12: Жанр комической оперы в русской литературе ХVIII века. Вопросы: Понятие «комическая опера», жанровое своеобразие комической оперы как музыкального и литературного жанра. Анализ комических опер М. Попова («Анюта»), А. Аблесимова («Мельник, колдун, обманщик и сват»), М. Матинского («Санкт-Петербургский Гостиный двор»), Н. Николева («Розана и Любим»). Движение оперы от воспроизведения быта («Анюта» М.И. Попова) к показу морального превосходства крестьян над дворянами («Розана и Любим» Н. Николева) и обличению крепостничества («Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина). Проблема характера в комической опере и ее связь с сентиментализмом. Литература:
Тема 13: Сентиментализм как литературное направление и художественный метод в русской литературе ХVIII века Вопросы: Сентиментализм как течение в европейской литературе и искусстве второй половины ХVIII века, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Поэтика сентиментализма, основные жанры. Рационалистичность русского сентиментализма, утверждение внесословной ценности человека, обращение к его духовному миру, провозглашение культа личности. Литература:
Тема 14: Литературное творчество И.И. Хемницера Вопросы: Оды (ориентация на оды Ломоносова и Сумарокова), сатиры (ориентация на творчество Сумарокова и Новикова, поэтические достоинства сатир Хемницера, их социальная направленность); басни (традиции и новаторство, проблематика и поэтика, своеобразие жанра). Литература:
Тема15: Жанровое своеобразие поэзии М.Н. Муравьева. Вопросы: М.Н. Муравьев как родоначальник русского сентиментализма в поэзии (разрушение классицистических жанровых и стилистических норм, особенности изображения внутреннего мира человека, превращение лирики в поэтический дневник). Элементы предромантизма в поздней лирике поэта. Литература: 1. Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. М., 1999.
Тема 16: Поэтическое творчество Г.Р. Державина. Вопросы: Тематическое и жанровое богатство поэзии Г.Р. Державина, ее новаторский характер. Сложность эстетической позиции Г.Р. Державина. Анакреонтические мотивы лирики Державина. Державин о назначении поэта и поэзии. Литература:
Тема 17: Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Вопросы: Мировоззрение и литературная позиция, его журналистская деятельность. Карамзин – глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника», своеобразие жанра и стиля. Повести Карамзина, их жанровые разновидности. Жанровые и художественные особенности поэзии. Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра - Морена»). «Новый слог» Карамзина, его роль в литературе конца ХVIII-начала ХIХ вв. Литература: 1. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина – писателя и публициста // ХVIII век: Сб. 13. Л.,1981 2. Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина: 1789-1803 // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 51. Тарту, 1957 3. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.,1987 4. Макогонеко Г.П. Н. Карамзин – писатель, критик, историк // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. Л., 1984. С. 5-50 5. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М.,1985 6. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. 7. Гулова И.А. Экспозиция и стилевые особенности текста // РЯШ. – 1996 – № 6. – С. 48-55 (Анализ повести «Бедная Лиза»). 8. Ларионова Е.О. Карамзин Н.М. По материалам архива братьев Тургеневых // Новое литературное обозрение. – 1997. - № 27. – С. 132-169. 9. Чистова И.С. О публикации «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина // Новое литературное обозрение. – 1997. - № 27. - С. 106-112. 10. Подлесова С.Е. Роль композиции в раскрытии исторической концепции Н.М. Карамзина: На материале повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница» // Культура и текст: Вып.1: Литературоведение: Часть 1. СПб.; Барнаул,1997, С. 62-63. 11. Алпатова Т.А. Повествователь – герои – читатель на страницах повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Лит. в шк. М., 2002. – № 7. - С. 2-6. 12. Сапченко Л.А. Судьба «Бедной Лизы» // Филол. науки. М., 2002. - № 5. – С. 53-63.
Тема 18: Этапы творческого пути. А.Н. Радищева. Вопросы: Философские и эстетические взгляды А. Н. Радищева. Начало литературной деятельности. Ода “Вольность”, проблематика и поэтика, жанровое своеобразие оды. Последний период творчества.
Литература: 1. Бабкин Д. С. А. Н. Радищев: Литературно‑общественная деятельность. М.; Л., 1966. 2. XVIII век: Сб. 12: А. Н. Радищев и литература его времени. Л.,1977. 3. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. 4. Западов В. А. Был ли А. Н. Радищев автором “Беседы о том, что есть сын отечества”// XVIII век: Сб. 18. СПб., 1993. 5. Кулакова Л. И., Салито Е. Г., Западов А. В. Радищев в Петербурге. Л., 1976. 6. Макогоненко Г. П. А. Н. Радищев. М.; Л., 1965. 7. Орлов В. Н. Радищев и русская литература. Л., 1952. 8. Старцев А. И. Университетские годы Радищева. М., 1956. 9. Старцев А. И. Радищев в годы испытаний. М., 1990. 10. Стенник Ю.В. Уроки Радищева // Время и текст. СПб., 2002.- С. 30-37. 11. Сухов А. Александр Николаевич Радищев // Диалог. М., 2002. - № 9. – С. 79-82. 12. Татаринцев А. Г. Сын отечества. М., 1981. 13. Форш О. Д. Радищев. Л., 1986. 14. Шеметов А. Прорыв: Повесть о А. Н. Радищеве. М., 1978. 15. Шторм Г. Потаенный Радищев. М., 1974.
Тема 19: Жанровое богатство творческого наследия И.И. Дмитриева. Вопросы: Жанровое своеобразие творчества И.И. Дмитриева (сатиры, историческая и шуточная баллады, басни, стихотворные сказки, сентиментальные песни-романсы). Расширение тематики и стилистическое богатство произведений И.И. Дмитриева. Литература:
Тема 20: Ранний период творчества И.А. Крылова. Вопросы: Начало творческого пути. Комическая опера «Кофейница», ее связь с сатирическими журналами Новикова и комической оперой 1770-х гг. Сатирическая направленность и жанровое своеобразие повести «Каиб» и шутотрагедии «Трумф». Крылов-журналист («Почта духов»). Литература: 1. Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр И. Крылова. Л.,1983. 2. Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л.,1975. 3. Западов А.В. И.А. Крылов. М.; Л., 1951. 4. Западов А.В. Русская журналистика ХVIII века. М., 1964. 5. Кубачева Н.В. Восточная повесть в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века// ХVIII век: Сб.5. М.; Л.,1962. 6. Степанов Н.Л. И.А. Крылов: Жизнь и творчество. М., 1958. 7. Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М.,1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|