Компоненты экологической культуры
Экологическая культура. Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней и их взаимодействия с внешними условиями.[1]
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Экологическое воспитание - формирование ответственного отношения к окружающей среде, нравственных и правовых принципов природопользования, установки на деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Цель экологического воспитания: развитие экологического сознания личности как совокупности знаний, мышления, чувств, воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Критерии экологической культуры личности: · наличие системы экологических знаний; · сформированность системы умений: рационального природопользования; прогнозирования своих действий по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда, умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы, делать заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного сосуществования с ней; · чувство ответственности за сохранность природы; · заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании природной среды в оптимальном состоянии; · проявление заботы о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств; · осознание общенародной принадлежности, полезности и ценности природы; · готовность к действиям, направленным на защиту окружающей среды.
Компоненты экологической культуры
Экологические знания - знания о природе, способах её защиты и устойчивого развития. Включают в себя: · термины и понятия, широко используемые в современной экологии (экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.); · представление о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии (Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.); · представление о деятельности организаций, движений и обществ, которые занимаются природоохранной деятельностью (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие); · информацию о местных, охраняемых природных объектах. · Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе - переживание своего отношения к природе, любовь к миру природы, проявление при познании природы и общении с ней чувств восхищения, радости, удивления, умиления, гнева, возмущения, сострадания и др.
Экологическое мышление – способность личности правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Проявляется в умении эффективно использовать экологические знания в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
Экологическое сознание – совокупность знаний, мышления, чувств и воли. Экологическое сознание - сознательное отношение к окружающей природной среде, охрана и рациональное использование природных ресурсов. Экологическое сознание включает в себя: 1. экологические знания; 2. экологические умения и навыки.
Функции экологического сознания: 1. просветительская – помогает личности осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен; способствует использованию знаний в сохранении природы, предотвращения необратимого нарушения ее целостности; 2. развивающая – формирование умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы; умение делать выводы обобщения, заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней; 3. воспитательная – формирование нравственного и эстетического отношения к природе; формирование чувства долга и ответственности за сохранение прекрасного; 4. организующая – стимуляция активной деятельности личности по охране природы; выстраивание системы реализации побудительных мотивов личности к природоохранной деятельности; 5. прогностическая – развитие умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе. Экологически оправданное поведение – экологически грамотная деятельность в природной среде, экологически оправданные и целесообразные действия личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе. Экологическая ответственность – осторожность в отношении к природе, умение заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса, понимание недопустимости хищнической эксплуатации припроды.
Готовность к активной природоохранительной деятельности – нацеленность личности охранять природу, активно бороться с нарушителями законодательства об охране окружающей среды, включаться в природоохранительную деятельность.
Экологическое прогнозирование - умение предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе Экологическое просвещение – формирование необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений о зависимости жизни человека и человечества от экологического состояния природы.
Экологические воспитательные дела – конкретная природоохранная деятельность. [1] здесь и далее, Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|