Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных




Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак


Анастасия Всеволодовна Никольская;

 

Предисловие

Введение

Глава 1 Теоретический обзор

1.1. Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных

1.1.1. Пренатальное развитие и роды

1.1.2. Роды и послеродовый период

1.1.3. Период новорожденности и младенчества

1.1.4. Период раннего детства

1.1.5. Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет) у ребенка и соответствующий возрастной период у животных

1.1.6. Младший школьный возраст (от 6–7 до 12 лет) и соответствующий возрастной период у животных

1.2. Психопатологические проявления у животных в контексте нозоцентрического подхода

Глава 2 Материал, методика

2.1. Вопрос нормы и патологии. Определение нормальной психики

2.2. Методы

2.2.1. Исследование психического статуса

2.2.2. Тестирование сферы развития и психологической сферы

2.2.3. Тест «найди лакомство»

2.2.4. Определение способа взаимодействия хозяина с собакой

Глава 3 Анализ эмпирических данных (Описание поведенческих расстройств)

3.1. Органические поражения ЦНС

3.2. Эпилепсия

3.3. Неврозы

3.3.1. Фобии

3.3.2. Тревожность

3.3.3. Страх одиночества

3.3.4. Обсессивно-компульсивное расстройство

3.4. Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности

3.4.1. Гиперактивность

3.4.2. Депрессия

3.5. Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа)

3.6. Эндогенные психические расстройства

3.7. Отклонения поведения, вызванные личностными особенностями хозяев или их неопытностью

3.7.1. Агрессия

3.7.2. Поведение с целью привлечения внимания

3.7.3. Фрустрация породных поведенческих признаков

3.7.4. Проблемы владельцев, проецируемые ими на животных

Глава 4 Результаты исследования

4.1. Критерии дифференциальной диагностики

4.1.1. Органическое поражение головного мозга

4.1.2. Эпилепсия

4.1.3. Эндогенное психическое расстройство

4.1.4. Неврозы

4.1.5. Расстройства настроения

4.1.6. Характерологические расстройства

4.2. Частота встречаемости различных расстройств

Глава 5 Прогноз и рекомендации в области поведенческой и фармакотерапии

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы

Предисловие

Проблемы девиантного (то есть отклоняющегося от нормы) поведения домашних собак, кошек, реже других животных, содержащихся дома, в последние десятилетия начинают беспокоить не только многочисленных владельцев животных, но и ветеринарных врачей, других специалистов — кинологов, фелинологов, людей, испытавших на себе или своих близких последствия этого поведения, а также медиков, которым приходится залечивать травмы.

Проблема настолько обострилась в последние годы, что стала обсуждаться в широких слоях общественности, в средствах массовой информации, стала предметом рассмотрения в органах городского управления, в депутатских комиссиях и т. д. О ее актуальности говорит и появление в русском переводе книг, посвященных девиантному поведению и его коррекции у собак и кошек, написанных ветеринарных врачами, которые стали первыми специалистами в области поведенческой медицины (коррекции поведения животных). Это Г. Р. Аскью, К. Оверолл, а также коллектив авторов из разных стран, составивший под редакцией Д. Хорвитца, Д. Мейлса и С. Сит первое международное руководство по поведенческой медицине. Быстрота, с которой были раскуплены первые тиражи этих изданий, также свидетельствует о насущности проблемы.

К сожалению, в России научные исследования в этой области только начинаются. Отечественных публикаций пока нет, хотя проблема девиантного поведения животных у нас не менее актуальна, чем на Западе. Объективно трудности связаны прежде всего с острой нехваткой, даже можно сказать, почти полным отсутствием специалистов-зоопсихологов, получивших базовое психологическое образование и способных квалифицированно подойти к изучению проблемы как в теоретико-методическом плане, так и практически. Но положение медленно, но все же меняется к лучшему: в ведущих вузах страны, где готовят зооинженеров и ветеринарных врачей, в учебные планы включены такие дисциплины, как психология, этология и зоопсихология. Это дает надежду на то, что в скором времени многочисленные владельцы домашних животных смогут получать профессиональные рекомендации специалистов не только в отношении содержания и обучения питомцев, но и не менее важные рекомендации, касающиеся поведения и психики животных — как в отношении диагностики отклонений, так и в отношении коррекции.

Предлагаемая читателю книга представляет собой первое серьезное отечественное исследование девиантного поведения собак. Автор, А. В. Никольская, имеет многолетнюю практику работы с некоторыми из так называемых агрессивных пород собак. Об одной из них — тоса-ину — ею была написана единственная в своем роде книга (Тоса-ину — собака самураев. Москва, Аквариум, 2004), где собраны сведения весьма полно и, что встречается нечасто, объективно представляющие породу, в том числе особенности поведения и психики этих собак.

В настоящей работе автор выступает уже в новом качестве — как психолог, прошедший специализацию на факультете психологии МГУ им. Ломоносова по зоопсихологии и одновременно по медицинской психологии. Это позволило ей подойти к проблеме девиантного поведения собак с позиции существенно отличающейся от распространенного среди западных специалистов по поведенческой медицине бихевиористского подхода к анализу причин и методам коррекции девиантного поведения животных. В основе предлагаемого автором похода — ассимиляция теории и практики современной клинической психологии человека, детской психологии и психиатрии, творческое осмысление их методологических и методических оснований, а также современное представление о формировании поведения и функционирования психики высших животных. На этой базе автор пытается по-новому подойти к пониманию причин возникновения девиантного поведения и к разработке способов поведенческой терапии животных. Фактически автор пытается распространить традиционный для отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии сравнительный подход к изучению общего и различного в психике высших животных и человека (В. А. Вагнер, Л. С. Выготский, Н. Н. Ладыгина-Котс, К. Э. Фабри, С. Л. Новоселова и др.) на новую область исследования — общего и различного в девиантном поведении человека и животных, в механизмах его возникновения, в особенностях проявления и способах коррекции.

В самой такой попытке мы не видим ничего предосудительного, хотя некоторым, особенно медицинским психологам, она может показаться слишком экстравагантной. К настоящему времени в сравнительной психологии накоплен огромный фактический материал, свидетельствующий о значительном сходстве в поведении и психике высших животных и человека, особенно в начальных периодах онтогенеза. Так, установлено, что научение у тех и других начинается задолго до рождения, что у тех и других существуют особые чувствительные, или сензитивные, периоды, во время которых детеныши животных и ребенок должны получить в обязательном порядке определенный, характерный для данного вида, опыт взаимодействия с сородичами, прежде всего с матерью, с окружающим миром. Неполучение — полное или частичное — такого опыта вызывает нарушения в поведении и задержку психического развития как у животных, так и у человека, причем в самих этих нарушениях обнаруживается значительное сходство. Детская психология и патопсихология, как и клиническая психология в целом, накопили обширный теоретический конкретно-экспериментальный и эмпирический материал, касающийся девиантного поведения. Этот материал еще очень мало освоен зоопсихологами и сравнительными психологами, поэтому нам представляется важной сделанная автором настоящей книги попытка рассмотреть проблему девиантного поведения животных, в частности собак, сквозь призму наработок медицинской психологии. В такой работе трудно избежать недостатков. Критические замечания вполне возможны, особенно со стороны специалистов, которым по роду деятельности часто приходится иметь дело с животными, страдающими теми и или иными отклонениями в поведении. Мы думаем, что автор книги примет их с благодарностью.

Мы же со своей стороны можем только приветствовать появление этой работы. У нас не сложилось впечатления, что автор некорректно использует материал, относящийся к психологии человека. А. В. Никольская, предлагая новый взгляд на проблему девиантного поведения животных, подчеркивает, что она, следуя традициям сравнительного подхода, не уравнивает человека и животных, не отождествляет их поведение и психику (как, к большому сожалению, поступают некоторые биологи, имеющие отношение к зоопсихологии, и даже отдельные психологи!). Она говорит только о том, что является общим, сходным, аналогичным, но нигде не ставит знак равенства между поведением и психикой человека и животных. Как увидит читатель, автор приводит весьма обширный материал по проблеме девиантного поведения, дает сравнительный анализ его причин и симптомов у детей и детенышей животных по данным литературы, представляет результаты собственного теоретического и эмпирического исследования, в том числе дает описание и классификацию поведенческих расстройств у собак, предлагает методы обследования, позволяющие выявить нарушения в их поведении и поставить диагноз, а также количественный тест для оценки психического и соматического развития щенков. Кроме того, автор предлагает критерии дифференциальной диагностики девиантного поведения.

Мы не сомневаемся, что книга будет хорошим руководством для специалистов, практически работающих с животными, а также принесет определенную пользу владельцам животных, позволит им по-новому взглянуть на своих питомцев, более осознанно относиться к задаче воспитания, начиная с появления животного в доме, и более умело решать задачи по оптимизации его поведения.

 

К.п.н., руководитель лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Н. Н. Мешкова

Введение

В последние годы во многих странах и особенно в крупных городах общество все чаще сталкивается с проблемой отклоняющегося поведения домашних питомцев, прежде всего собак. С высокой частотой встречаются такие феномены, как необоснованная (или кажущаяся необоснованной) агрессия, патологические страхи, стереотипии и пр.

Начиная с 90-х годов XX века, в специализированной литературе стало появляться много данных, отражающих результаты исследований, посвященных данной проблематике. Два основных вопроса, которые ставят перед собой исследователи, — это выявление причин отклоняющегося поведения и описание способов преодоления расстройств.

Несмотря на то что клиническая поведенческая медицина (КПМ) появилась около 20 лет назад, ее признание как значимой области ветеринарии относится всего лишь к 1995 году. Именно в это время в США она вошла в число ветеринарных наук и стала лицензируемой сферой практической деятельности ветеринаров и зоопсихологов.

Ранее взгляд на КПМ ограничивался видением ее как дрессировки, хендлерства (умения красиво выставить и показать собаку) или занятий по выработке послушания. Нельзя не отметить, что большинство дрессировщиков более или менее успешно решает задачи по оптимизации поведения собаки, но их работа, как правило, предполагает общение с собаками с нормальным поведением и базируется на допущении, что все возникающие проблемы в поведении обусловлены условиями содержания животных и обращением с ними. Действительно, недостаточное умение обращаться с животными играет существенную роль в развитии поведенческих расстройств, однако непростительно и безответственно считать, что это является их единственной причиной. Хорошо известно, что далеко не все животные даже в умелых руках кинологов становятся адаптированными к требованиям жизни в человеческом сообществе. Становится достаточно распространенным понимание того, что большинство животных, демонстрирующих отклоняющееся поведение, либо имеют врожденные или рано приобретенные биологические факторы, обуславливающие отклонения в поведении или социальные предпосылки, искажающие ход нормального развития, либо реагируют на аномальную социальную среду.

К. Оверолл, руководитель Поведенческой клиники при ветеринарном госпитале Пенсильванского университета (одном из трех крупнейших центров в США, которые занимаются проблемами, относящимися к КПМ), пишет: «Более 50 % пациентов нашей клиники имеют органические заболевания или поведенческие проблемы, требующие медикаментозной терапии или и то и другое вместе. Более того, гораздо чаще, чем непослушание, которое устраняется просто обучением, встречаются действительно психически больные или имеющие органические поражения ЦНС животные. Эти животные излечимы, но их проблемы решаются не хендлерами или дрессировщиками. Успехи зарождающейся отрасли ветеринарии — поведенческой медицины, позволят ветеринарам усовершенствовать свое мастерство» (К. Оверолл, 2005, с. 364).

Можно думать, что причины девиантного поведения собак могут быть рассмотрены путем обращения к онтогенезу, с учетом имеющихся наработок в детской психологии и психиатрии. Анализ девиантного поведения, опирающийся на сведения об особенностях развития в детстве, показывает, что нередко именно там следует искать причины наблюдаемых отклонений. Можно предположить, что имеются основания для переноса данных, относящихся к человеческому онтогенезу, на раннее развитие животных.

Многочисленные описания развития поведения животных показывают, что такой перенос небезоснователен. Так, например, отсутствие опыта общения с матерью в сензитивном периоде приводит к отклонениям во внутривидовом поведении. (Харлоу, 1969, и др.).

Конечно, содержание поведения человека качественно отличается от такового у животных. Однако в некоторых случаях на начальных этапах онтогенеза специфически человеческое психическое содержание еще сохраняет старую, унаследованную от наших животных предков и поэтому во много общую с животными форму. Это сказывается и на общем ходе развития поведения (К. Э. Фабри, 1955), что дает нам еще одно основание для заявленного выше подхода.

Причины и механизмы формирования расстройств психики и поведения (в том числе и на уровне социальной адаптации) в раннем онтогенезе достаточно полно представлены в детской психологии и психиатрии (В. В. Лебединский, 1991, Дж. Каплан и Г. Сэдок, 2004, Э. Г. Эйжемиллер, 2005). Используя теорию и практику современной клинической психологии, можно на этой методологической и методической базе разрабатывать не только диагностические подходы, но и предложить способы поведенческой и фармакотерапии животных, страдающих теми или иными отклонениями в поведении.

Глава 1

Теоретический обзор

Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных

Попытки проведения аналогий между онтогенезом человека и высших млекопитающих делались еще Дарвином. Во многих работах (Дарвин, Ладыгина-Котс и др.) получены данные, показывающие сходство между человеком и высшими животными. В этом контексте гипотезу об аналогиях между дизонтогенезом и его причинами у человека и высших животных можно считать правомерной. Однако при этом необходимо учитывать, что развитие человека и животных происходит с разной скоростью. Более того, даже у разных породных групп собак, в зависимости от их функциональных особенностей, скорость развития психики различна.

В связи с этим можно сопоставить основные периоды раннего развития человека и животных. Психопатология может быть обусловлена аномальным психоэмоциональным развитием в детстве.

В разных работах, посвященных проблематике девиантного поведения у животных, прослеживается мысль о том, что причины такого поведения следует искать в аномальном онтогенезе. Наиболее показательны в этом смысле работы немецких исследователей (Г. Аскью, 2004).

Другие работы (К. Оверолл, 2005) содержат скорее описание различных типов отклоняющегося поведения. Авторы таких исследований подмечают сходство отклоняющегося поведения у животных с теми или иными психическими расстройствами у человека. Наибольшее количество таких работ встречается в американской школе поведенческой медицины. При диагностике психических расстройств в ветеринарной практике США на сегодняшний день применяется классификация DSM-IY, которая дает возможность изучать совокупность признаков, тесно связанных со специфическими расстройствами поведения. На основании описательных признаков ставятся предварительные диагнозы). Исходя из подмеченного сходства, в таких работах предлагается и лечение, аналогичное лечению психических расстройств у человека (как правило, фармакотерапия).

В поисках причин аномального поведения в качестве одного из важнейших факторов развития психических расстройств у животных и у человека представляется целесообразным обратиться к анализу дизонтогенеза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...