Определение характера взаимодействия хозяина с собакой
Инструкция к тесту. Опросник содержит 15 групп утверждений. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Прочтите внимательно все три утверждения в каждой группе и выберите одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашим действиям в отношении собаки в разных ситуациях. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой. 1. А. Вы требуете, чтобы собака подчинялась Вам беспрекословно. Б. Вы даете собаке некоторую свободу, требуя от нее абсолютного послушания лишь тогда, когда считаете это необходимым. В. Вы не требуете от собаки послушания, главное, что она любит Вас и членов Вашей семьи. В случае необходимости всегда можно договориться с собакой с помощью хитрости или угощения. 2. А. Вы никогда не просите собаку, считаете, что хозяин должен приказывать и настаивать. Б. Вы считаете, что иногда правильно попросить собаку о чем-то. В. Вы не умеете приказывать. 3. А. Вы стараетесь, чтобы в Ваше отсутствие в семье был кто-то, кто сможет выполнять обязанности хозяина не менее эффективно, чем Вы. Б. Вы как-то не задумывались об этом. В. У Вас нет необходимости в этом, собака воспитана так, что и без Вас ведет себя идеально. 4. А. Вас больше волнует послушание собаки, а не то, почему она выполняет то или иное требование. В конце концов, Вы ее кормите, предоставляете кров, она должна платить Вам преданностью и послушанием. Б. Раз уж так получилось, что Вы занимаетесь собакой (хотя ее приобретали жене, мужу, теще, детям), то пусть она хотя бы слушается. В. Для Вас важно, чтобы между Вами и животным сложились действительно дружеские отношения. 5. А. Вы поощряете проявление собакой инициативы.
Б. Вы не приветствуете проявление собакой инициативы. В. Вы не уверены, что собаке следует разрешать проявлять инициативу. 6. А. Если собака проявляет негативизм (демонстративно не слушается, даже рычит), Вы не задумываетесь, почему она это делает. Для Вас очевидно, что такое поведение следует пресекать. Б. В случае проявления негативизма собакой Вы стараетесь понять, почему это происходит, и принять меры. В. В случае проявления негативизма собакой, Вы полагаете, что Вы — никудышный дрессировщик. Для Вас очевидно, что управления собакой — не Ваше дело. 7. А. Вам бы хотелось уменьшить свою ответственность в управлении собакой, разделив ее с другими членами семьи. Б. Вы понимаете, что полностью отвечаете за поведение собаки. В. Вы бы хотели, чтобы собакой занимался кто-нибудь другой в семье или специальный дрессировщик. 8. А. Вы не допускаете, чтобы кто-то давал Вам советы, как Вам следует обращаться со своей собакой. Б. Вы готовы следовать указаниям знакомых относительно воспитания собаки. В. Вы регулярно советуетесь со знакомыми и специалистами, но, прежде чем следовать чьим-либо рекомендациям, взвешиваете, насколько эти рекомендации подходят конкретно Вам и Вашей собаке. 9. А. Иногда Вы проявляете грубость по отношению к собаке. Б. Иногда Вы равнодушно относитесь к тому, что собака явно нарушает предписанные правила. В. Вы ведете себя по отношению к собаке последовательно, заняв твердую позицию, что ей делать можно, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах. 10. А. В критических ситуациях собака перестает Вас слушаться. Б. В критических ситуациях Вы управляете собакой более жестко, чем обычно. В. В критических ситуациях Вы ведете себя с собакой, как обычно. 11. А. Если вы сталкиваетесь в воспитании собаки с проблемой, с которой плохо знакомы, стараетесь решить проблему самостоятельно. Б. В таких ситуациях обращаетесь за помощью.
В. Столкнувшись с незнакомой проблемой, надеетесь, что это проблема роста, и что рано или поздно она разрешится. 12. А. Вы не можете сказать, что Вы слишком требовательный хозяин. Б. Вы считаете, что Вы требовательны, но справедливы. В. Вы уверены, что главное в воспитании собаки — строгость и не позволяете ей ослушаться. 13. А. В процессе воспитания собаки Вы используете малейший повод, чтобы похвалить ее. Б. Вы добиваетесь именно того результата, который хотели получить и строго контролируете собаку. В. У Вас нет времени на регулярные занятия по обучению и воспитанию собаки и Вы занимаетесь этим от случая к случаю. 14. А. Вы умеете добиваться от собаки послушания. Б. Вы часто вынуждены ругать собаку за непослушание. В. К сожалению, вы не можете влиять на поведение собаки. 15. А. В Вашем присутствии собака напряжена, находится в постоянной готовности выполнить Вашу команду. Б. В Вашем присутствии собака может расслабиться, но с удовольствием приступает к выполнению Ваших команд, если вы того захотите. В. К сожалению, в силу Вашей занятости собака большей частью предоставлена самой себе. Ключ к тесту д — директивный компонент, р — разрешительный компонент, к — коллегиальный компонент.
Директивный компонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного. Разрешительный компонент означает снисходительность к собаке, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, последовательного контроля, либеральность, склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Коллегиальный компонент означает, что требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом и осознанием причин нежелательного поведения собаки, а также принятием вины за свои ошибки и осознанным стремлением их исправить. В результате обработки теста по тому, каких компонентов будет больше в результате (д, р или к), можно определить стиль взаимоотношений хозяина с собакой (директивный, разрешительный или коллегиальный) и в зависимости от этого давать рекомендации по поведенческой терапии.
Например, результат тестирования хозяина английского мастифа, страдающего фобией: к — 5, р — 4, д — 6. То есть этот человек больше склонен к директивному стилю управления собакой (этот компонент составляет у него 40 %, в то время как коллегиальный — 33 %, а разрешительный — 27 %). Следовательно, с одной стороны, он, скорее всего, будет строго выполнять сам и добиваться от собаки выполнения предписанных в ходе поведенческой терапии действий. С другой стороны, он использует достаточно жесткий стиль взаимодействия с собакой, поэтому рекомендовать в такой ситуации усиление контроля над собакой не только нет необходимости, но и может негативно сказаться на состоянии собаки. Сложнее всего давать рекомендации, если в результате тестирования превалирует разрешительный компонент, так как таким хозяевам проще «махнуть рукой» на проблему, чем планомерно и целенаправленно решать ее. Приложение 4 Агрессия Количество укусов собаками детей в семье 1. Пыталась ли собака избежать контакта с ребенком, прежде чем укусить? Как часто ребенок подходил к собаке, гладил, тянул за шерсть, за хвост, за уши, возможно, ударял, делал больно или неприятно? Проявляла ли собака страх при приближении ребенка? 2. Вела ли собака себя нормально при приближении ребенка, не проявляя страха, и укусила, только когда ребенок сделал больно или неприятно? 3. Вела ли собака себя агрессивно в ответ на приближение ребенка к ее месту, к миске? 4. Рычала ли, когда ребенок играл с родителями? 5. Пыталась ли собака «воспитывать» ребенка, например, не давая ему первым пройти в дверь, не уступая дорогу и т. д.? 6. Не кусала ли собака ребенка во время совместной игры? 7. Общалась ли собака в детстве с маленькими детьми или Вы оцениваете этот опыт общения как недостаточный? 8. Не наказывали ли собаку, перед тем, как она укусила ребенка? 9. Не проявляла ли собака агрессию по отношению к кому-либо (другой собаке, кошке, незнакомому человеку), перед тем, как укусить ребенка? 10. Бывало ли так, что собаке уделялось в присутствии ребенка меньше времени, и наоборот, когда ребенка нет, собака уделялось больше внимания?
11. Бывало ли так, что, когда собака рычала на ребенка, хозяева, пытаясь успокоить ее, гладили собаку или отвлекали игрой или чем-то вкусненьким? 12. Не кажется ли Вам, что Ваша собака обладает повышенной возбудимостью, повышенной чувствительностью к шуму? 13. Не кажется ли Вам, что отношение собаки к ребенку менялось со временем? Например, пока ребенок был мал, собака не обращали на него внимания, затем могла рычать или даже укусить, наконец, по мере взросления ребенка, собака стала воспринимать его как одного из хозяев?
Результаты опроса позволили выявить следующие данные:
1. Дети, травмированные собственными собаками, по возрастной категории расположились следующим образом: — 0–1 год — 42 человека, т. е. около 11 % — 2–5 лет — 128 человек, т. е. около 33 % — 6–9 лет — 76 человек, т. е. около 20 %, — 10–12 лет — 140 человек, т. е. около 36 %.
2. Породы собак были распределены на малые, средние и крупные. В результате были получены следующие данные: — Дети, травмированные собаками мелких пород — 99 человек, из них в возрасте: — 0–1 год — 20 человек, детей этого возраста покусали 20 % от общего числа собак мелких пород; — 2–5 лет — 42 человека, детей этого возраста покусали 41,5 % от общего числа собак мелких пород; — 6–9 лет — 32 человека, детей этого возраста покусали 31,5 % от общего числа собак мелких пород; — 10–12 лет — 5 человека, детей этого возраста покусали 6 % от общего числа собак мелких пород.
— Дети, травмированные собаками средних пород — 99 человек, из них в возрасте: — 0–1 год — 6 человек, детей этого возраста покусали 6 % от общего числа собак средних пород; — 2–5 лет — 19 человек, детей этого возраста покусали 19 % от общего числа собак средних пород; — 6–9 лет — 19 человек, детей этого возраста покусали 19 % от общего числа собак средних пород; — 10–12 лет — 55 человек, детей этого возраста покусали 56 % от общего числа собак средних пород.
— Дети, травмированные собаками крупных пород — 188 человек, из них в возрасте: — 0–1 год — 16 человек, детей этого возраста покусали 8 % от общего числа собак средних пород; — 2–5 лет — 67 человек, детей этого возраста покусали 36 % от общего числа собак крупных пород; — 6–9 лет — 25 человек, детей этого возраста покусали 13 % от общего числа собак крупных пород; — 10–12 лет — 80 человек, детей этого возраста покусали 43 % от общего числа собак крупных пород.
3. Наконец, было получено следующее распределение различных видов агрессии: — агрессия самозащиты — 68 укушенных, из них:
— 0–1 год — 19 человек; — 2–5 лет — 36 человек; — 6–9 лет — 10 человек; — 10–12 лет — 3 человека.
— агрессия, вызванная аверсивными раздражителями — 73 укушенных, из них: — 0–1 год — 11 человек; — 2–5 лет — 29 человек; — 6–9 лет — 10 человек; — 10–12 лет — 23 человека.
— агрессия борьбы за лидерство — 83 укушенных, из них: — 0–1 год — 10 человек; — 2–5 лет — 21 человек; — 6–9 лет — 13 человек; — 10–12 лет — 39 человек.
— соперническая агрессия — 53 укушенных, из них: — 0–1 год — 0 человек; — 2–5 лет — 13 человек; — 6–9 лет — 14 человек; — 10–12 лет — 26 человек.
— родительская агрессия — 2 укушенных, из них: — 0–1 год — 0 человек; — 2–5 лет — 0 человек; — 6–9 лет — 1 человек; — 10–12 лет — 1 человек.
— игровая агрессия — 66 укушенных, из них: — 0–1 год — 0 человек; — 2–5 лет — 19 человек; — 6–9 лет — 24 человека; — 10–12 лет — 23 человек.
— перенацеленная агрессия — 23 укушенных, из них: — 0–1 год — 0 человек; — 2–5 лет — 3 человека; — 6–9 лет — 4 человека; — 10–12 лет — 16 человек.
— межвидовая агрессия — 1 укушенный: — 0–1 год — 1 человек; — 2–5 лет — 0 человек; — 6–9 лет — 0 человек; — 10–12 лет — 0 человек.
— идиопатическая агрессия — 17 укушенных, из них: — 0–1 год — 1 человек; — 2–5 лет — 7 человек; — 6–9 лет — 0 человек; — 10–12 лет — 9 человек. Список литературы 1. Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: Наука, 1982. 2. Баженова О. В. Готовность к материнству. М.: Синапс, 1993. 3. Баз Л. Л., Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями. Психология сегодня. Рос. Психологическое общество. Т. 2. Вып. 3. М., 1996. 4. Башина О. В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста // Под ред. С. Циркина. С-Пб.: Питер, 1999. 5. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 6. Брусиловский А. И. История развития эмбрионологии человека. Симферополь: Мед. институт, 1990. 7. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2004. 9. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Академия, 1998. 10. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: МГУ, 2005. 11. Коваленко Е. Е. Проблемы разведения собак. М.: Аквариум, 2000. 12. Козловская Г. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Невропатология и психиатрия. 1995. № 5. С. 48–52. 13. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2004. 14. Лебединский В. В., Бардышевская М. К… УМК «Психология». М, 2003. 15. Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. М.: Медицина, 1976. 16. Морозов К. Н. Период родов и его влияние на развитие ребенка // Акушерство и гинекология. 2002. № 4. 17. Непринцева Е. В. Материалы психологической конференции. М.: МГУ, 2005. 18. О чем лают собаки. Сборник РКФ. Москва, 1991. 19. Портнов А. А. и Федотов Д. Д. Неврозы. Москва. Олма-пресс, 2005. 20. Развивающийся мозг и среда. Сборник АН СССР. М.: Наука, 1980. 21. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. М. и др. Реабилитация детей в приюте. М.: ОБФ «Защита детей от насилия», 1995. 22. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства. М.: Гардарики, 1999. 23. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М.: Психология, 2003. 24. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 25. Чуваев И. В., Соколов В. Д. Синдром гипертревожного ожидания у собак // Журнал Института ветеринарной биологии. С. — Пб., 2004. 26. Эйдемиллер. Детская психиатрия. С-Пб.: Питер, 2005. 27. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию. М.: МГУ, 1971. 28. Аскью Г. Проблемы поведения собак и кошек. М.: Аквариум, 2002. 29. Беттелъхейм Б. Пустая крепость. М.: Традиция, 2004. 30. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 31. Вайтли X. Э. Ваша собака. М.: Аквариум, 1998. 32. Вард И. Фобия. М.: Проспект, 2002. 33. Годфрид М. Психология и психиатрия. С. — Пб.: Питер, 2003. 34. Каплан Г., Сэддок Б. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. 35. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М.: Олма-Пресс, 2004. 36. Моррис Г. Людской зверинец. С-Пб.: Амфора, 2004. 37. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. М.: Софион, 2005. 38. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. М.: Олма-Пресс, 2003. 39. Хайнд Р. Поведение животных. М.: 1975. 40. Хорвитц К. Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. М.: Софион, 2004. 41. Borchelt P. L. Attacks by packs of dogs involving predation on human beings. Journal Public Health Reports, 98, 1983. 42. Borchelt P. L. Behavioral Disorders. Journal Veterinary Medicine, November, 1992. 43. Borchelt P. L. Classification of animal behavior problems. Journal Veterinary Clinics of North America, 1992, 12. 44. Fraser A. F., Bloom D. M. Farm Animal Behaviour and Welfare. London, Bailliere Tindall, 1990. 45. Goddard M. E. Early prediction of adult behavior in potential guide dog. Applied Animal Behavior, 15, 1985. 46. Hart V. L. Canine and Feline Behavioral Therapy. Journal Veterinary Medicine, February, 1994. 47. Harter S. The perceived competence scale for children. Journal Child Development, 53, 1983. 48. Heavner J. Brain abscess in a dog. Small Animal Clinic, 1973. 49. Hoerlein B. Neoplasia of the central nervous system // Vet. Pathology, 1989. 50. Houpt K. A. Feeding and drinking behavior problems. Veterinary Clinics of North America, 1991, 21. 51. Johnston S. D. Questions and answers on the effect of neutering dogs and cats. Journal of American Veterinary Medical Association. 198, 1991. 52. Leuscher A. R., McKeown D. B. Stereotypic or obsessive-compulsive disorders in dogs and cats. Veterinary Clinics of North America, 1991, 21. 53. Luttgen P. Inflammatory disease of the central nervous system. Vet. Clinic of North America, 1980. 54. Marder A. R. Psychotropic drugs and behavioral therapy. Veterinary Clinics of North America, 199.1. 55. Norton F. Cerebral infarction in a dog. Progress Veterinary Neurology, 1992. 56. O'Farell. Separation anxiety in dogs. Veterinary Clinics of North America, 1992, 12. 57. Oliver J. Intracranial injury. Small Animal Practice, 1983. 58. Overall K. L. Recognition, diagnosis and management of obsessive-compulsive disorders. Journal Canine Practice, 1992. 59. Podell M., Fenner W.R. Bromide therapy in refractory canine idiopathic epilepsy. Journal Vet Intern Med 1993, 7, p. 318–327. 60. Profet M. The energetics of Human reproduction, Oxford, Clarendal Press, 1992. 61. Reisner L. The pathophysiologic basis of behavior problems. Veterinary Clinics of North America, 1991, 21. 62. Russo M. The pathophysiology of epilepsy. Cornell Veterinary, 1991. 63. Shouller G. The Doberman. Manual for Police Kennel. New York, Doubleday amp;Company, Inc. 1996. 64. Strombeck D. R. Canine Psychosomatic Disorders. London, Mosby-Wolfe, 2004. 65. Tuber D. S. Treatment of fears and phobias in dogs. Veterinary Clinics of North America, 12, 1992. 66. Voith V. L. fears and phobias in companion animals. Practical Veterinaria, 7, 1985. 67. Weaver L. T., Desai M., Austin S., Arthur H. M., Lucas A., Hales C. N. Effects of protein restriction in early life on growth and function of the gastrointestinal tract of the rat // J. Pediatr. Gastroenterol. Nutr. 1998. V 27. P. 553–559. 68. Wilson D. Behavioral Problems in Your Dog. London, Lansdowne Publishing, 2001. 69. Wright J. C. Canine aggression toward people. Bite scenarios and prevention. Veterinary Clionic of North America, 1991, 21.
Информация о пациенте Кличка Порода Пол Кастрирован или стерилизована? Возраст Возраст, в котором собака попала к Вам Источник приобретения Использовалась ли собака для разведения? Если да, в каком возрасте?
Данные о вакцинациях Дата последнего проведения противоглистной обработки Получает ли собака в настоящее время какие-либо лекарственные средства?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|