Формы дизартрии
| Этиология
| Патогенез
| Симптоматика
| Коррекция
|
Бульбарная форма
| Вызвана поражением ядер черепно-мозговых нервов или периферических нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), вследствие чего нервные импульсы не поступают в артикуляторные мышцы. Встречается редко ввиду поражения жизненно важных функций организма
| Развивается вялый периферический паралич (парез) речевых мышц Наблюдается гипотонус или атония
| - атрофиямышц (их истончение, уменьшение массы)
- арефлексия (отсутствие или угнетение рефлексов)
- атония (резкое снижение мышечного тонуса)
- грубое нарушение дыхания и голосообразования вследствие пареза дыхательных мышц и паралича (пареза) голосовых связок (вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется; голос затухает к концу фразы, звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно, это проявляется в произношении гласных, звонких согласных и соноров, гласные приобретают шумный оттенок)
- нарушение артикуляции мышц речевого аппарата (язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует)
- нарушение глотания из-за нарушения глоточных рефлексов
- гиперсаливация
- назализация речи из-за пареза мягкого нёба
| 1. укрепляющий массаж (силовой, активный, тонизирующий) и артикуляционная гимнастика (силовые упражнения и упражнения с сопротивлением)
2. работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее паретичны.
|
Формы дизартрии
| Этиология
| Патогенез
| Симптоматика
| Коррекция
|
Псевдобульбарная форма
| Спастическая форма
| Связана с поражением проводящих путей из коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга (сами ядра не повреждены).
| Центральный спастический паралич.
| Мышечный тонус повышен (центральный паралич), расслабление мышц крайне затруднено.
Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый).
Язык напряжён, оттянут в задний отдел ротовой полости, движения вверх грубо нарушаются, спинка его закруглена. Часты синкинезии. Повышенная саливация. Спастичность преобладает над парезами
В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.
Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми.
| 1. нормализация мышечного тонуса. - выбор «рефлексзапрещающей позиции» (выбор такой позиции, при которой тонические рефлексы либо не проявляются, либо выражаются минимально), расслабляющий массаж, снимающий напряжение мышц, артикуляционная гимнастика.
2. Работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее спастичны.
|
Паретическая форма
| Понижение мышечного тонуса
| Паретичность, слабость артикуляторных, лицевых и жевательных мышц. При атонии, атомии, арефлексии нарушены только произвольные движения. Язык вялый, широкий, распластанный, занимает почти всю ротовую полость, движения его резко ограничены. Рот полуоткрыт, гиперсаливация. Носовой оттенок голоса из-за пареза мышц мягкого нёба
| 1. укрепляющий массаж (силовой, активный и тонизирующий, способствующий укреплению мышц и уменьшению проявлений пареза) и артикуляционная гимнастика. Основная цель гимнастики — развитие силы мышечных сокращений и достижение полной амплитуды движений Для этого используются движения с сопротивлением для губ и языка.
2. работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее паретичны.
|
Формы дизартрии
| Этиология
| Патогенез
| Симптоматика
| Коррекция
|
Мозжечковая форма
| Наблюдается при поражении мозжечка, отвечающего за координацию движений и сохранение мышечного тонуса, и поражения лобно-мозжечковых путей. Редко встречается в изолированном виде — чаще сочетается с другими видами дизартрии
| Нарушение координации движений в скелетной и речевой мускулатуре (мозжечковая атаксия), нарушение мышечного тонуса
| Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). В скелетной мускулатуре присутствует дискоординация, неустойчивость и размашистость движений, качающаяся походка, резкие отклонения туловища при ходьбе.
В речевой мускулатуре в обычном состоянии мышечный тонус снижен, губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Имеется назализация речи. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с насильственными выкриками звуков и паузами. Голос вибрирующий, неустойчивый по высоте и тембру, затухающий к концу фразы., Возникает большая истощаемость речи. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.
| Основная задача – выработка синхронной работы дыхательной, артикуляторной и голосовой мускулатуры
1. Нормализация мышечного тонуса (стимуляция, укрепление), куда входит укрепляющий массаж. и артикуляционная гимнастика (статические упражнения на нахождение и удержание заданной позы).
Артикуляторная гимнастика направлена на воспитание быстроты и точности движений и на выполнение сложных комплексных движений.
Для преодоления скандированного (послогового) произношения слов проводится работа над словесным ударением, используется речь под метроном, а также логопедическая ритмика и пение. Дыхательно-голосовые упражнения. Упражнения на формирование интонационной выразительности речи.
2. Работа над звуками начинается с тех звуков, которые наиболее просты при артикуляции.
|
Подкорковая (экстрапирамидная) форма
| Регидная форма
| Поражение подкорковых отделов коры головного мозга: полидарная система
| Расстройство мышечного тонуса, регидность
| Сложные нарушения двигательных актов. Изменчивость мышечного тонуса от нормы до высокого тонуса и застревание в этом состоянии. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре наблюдается трудность удержания артикуляционной позы (снижен тонус), а при попытки произнесения слов - резкое его повышение.
| 1. Основная задача – нормализация мышечного тонуса на фоне медикаментозного лечения.
Расслабляющий массаж.
Арт. гимнастика – статические арт.упражнения с обязательным привлечением внимания ребёнка на возникших у него ощущениях
1. Работа по развитию моторики арт. аппарата. Развитие кинестетических ощущений. Работа от простого к сложному
|
Гиперкинетическая форма
| Поражение подкорковых отделов коры головного мозга: стриарные отделы
| Расстройство мышечного тонуса, при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
| 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер
2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики. Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность
| 1. Основная задача – коррекция проприоцептивной афферентной импульсации от речевой и общескелетной мускулатуры.
Используется выбор позы, специальный массаж, использование специальных приспособлений, артикуляционная гимнастика.
Выбор позы, при которой количество насильственных движений и их интенсивность сокращается до минимума (укладываем, удобно усаживаем).
Основная задача арт. гимнастики – развитие кинестетических ощущений и кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре.
Артикуляционная гимнастика, ведущие упражнения – статические на нахождение и удержание заданной позы с обязательным привлечением внимания ребёнка на возникших у него ощущениях (кинестетических).
2. Своеобразие работы в постановке звуков, требующих длительного времени и больших усилий. Работа от простого к сложному.
|
Формы дизартрии
| Этиология
| Патогенез
| Симптоматика
| Коррекция
|
Корковая форма
| Афферентная (кинестетическая апраксическая, постцентральная) форма
| Поражение постцентральные отделы коры головного мозга
| Кинестетическая апроксия, проявляющаяся в общескелетной и речевой мускулатуре.
| Страдают речевые кинестезии, операции выбора отдельных артикулем, топология артикуляторных укладов, т.е.нахождение правильного пространственного положения каждого артикуляционного органа, что приводит к непостоянству нарушений звукопроизношения, заменам в речи артикуляторно близких звуков и смешению звуков. замены и смешения не постоянны и не стабильны и один и тот же звук может быть звукозаменителем для других и и может иметь несколько звукозаменителей
| 1. Развитие артикуляторной моторики с обязательным привлечением внимания к возникающим ощущениям от положения артикуляторных органов. Это упражнения, в которых осуществляется плавный переход «от динамики к статике», например, помещение кончика языка за нижние резцы, за верхние резцы; далее артикуляторно-сенсорные схемы, например, верхние и нижние губы пассивно смыкаются – просьба дуть через губы, фиксация на ощущениях губ (двугубная схема)
2. Продолжается работа по статике артикуляторных движений. Работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых артикуляторные уклады наиболее просты (от простых к сложным).
|
Эфферентная (кинестетическая апраксическая, премоторная) форма
| Премоторные отделы коры головного мозга
| Кинетическая апроксия
| Страдает переключение от одной артикуляции к другой, операция комбинирования моторных элементов, что приводит к распаду двигательных навыков на отдельные составляющие их элементы, к напряжённости и замедленности речи. Особенно затруднено произношение сложных слов (задержки, спотыкания, пропуски звуков или добавления лишних звуков при стечении согласных и пр.)
| 1. Основная задача – развитие артикуляционного праксиса. С этой целью используются упражнения, в которых осуществляется плавный переход «от статикики к динамике», с последующим преобладанием динамических артикуляционных упражнений, то есть упражнений на переключение от 1 артикуляционного движения к другому. («улыбка» - фиксация, «трубочка» - фиксация, темп увеличивается, фиксация уменьшается, постепенно 2 статических упражнения переходят в 1 динамическое: «улыбка – трубочка».
Слоговые упражнения - вводятся для отработки переключения речевых движений. Подбираются серии слогов, произношение которых предполагает последовательную смену различных артикуляционных движений. Сначала эти серии состоят из небольшого количества слогов, включающих гласные и согласные звуки. Ребёнок произносит их в замедленном темпе с привлечением внимания к кинестетическим ощущениям перехода от одного положения к другому. Затем количество слогов в серии увеличивается, темп произнесения возрастает.
2. В артикуляторной гимнастике продолжается работа по развитию динамической организации. Работы над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых артикуляторные уклады наиболее просты (от простых к сложным).движений (их серии).
|
| | | | | | |