Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы дизартрии по локализации очага поражения

Формы дизартрии Этиология Патогенез Симптоматика Коррекция
Бульбарная форма Вызвана поражением ядер черепно-мозговых нервов или периферических нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), вследствие чего нервные импульсы не поступают в артикуляторные мышцы. Встречается редко ввиду поражения жизненно важных функций организма   Развивается вялый периферический паралич (парез) речевых мышц Наблюдается гипотонус или атония - атрофиямышц (их истончение, уменьшение массы) - арефлексия (отсутствие или угнетение рефлексов) - атония (резкое снижение мышечного тонуса) - грубое нарушение дыхания и голосообразования вследствие пареза дыхательных мышц и паралича (пареза) голосовых связок (вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется; голос затухает к концу фразы, звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно, это проявляется в произношении гласных, звонких согласных и соноров, гласные приобретают шумный оттенок) - нарушение артикуляции мышц речевого аппарата (язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует) - нарушение глотания из-за нарушения глоточных рефлексов - гиперсаливация - назализация речи из-за пареза мягкого нёба   1. укрепляющий массаж (силовой, активный, тонизирующий) и артикуляционная гимнастика (силовые упражнения и упражнения с сопротивлением) 2. работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее паретичны.
Формы дизартрии Этиология Патогенез Симптоматика Коррекция
Псевдобульбарная форма Спастическая форма Связана с поражением проводящих путей из коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга (сами ядра не повреждены).   Центральный спастический паралич. Мышечный тонус повышен (центральный паралич), расслабление мышц крайне затруднено. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Язык напряжён, оттянут в задний отдел ротовой полости, движения вверх грубо нарушаются, спинка его закруглена. Часты синкинезии. Повышенная саливация. Спастичность преобладает над парезами В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. 1. нормализация мышечного тонуса. - выбор «рефлексзапрещающей позиции» (выбор такой позиции, при которой тонические рефлексы либо не проявляются, либо выражаются минимально), расслабляющий массаж, снимающий напряжение мышц, артикуляционная гимнастика. 2. Работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее спастичны.  
Паретическая форма Понижение мышечного тонуса Паретичность, слабость артикуляторных, лицевых и жевательных мышц. При атонии, атомии, арефлексии нарушены только произвольные движения. Язык вялый, широкий, распластанный, занимает почти всю ротовую полость, движения его резко ограничены. Рот полуоткрыт, гиперсаливация. Носовой оттенок голоса из-за пареза мышц мягкого нёба   1. укрепляющий массаж (силовой, активный и тонизирующий, способствующий укреплению мышц и уменьшению проявлений пареза) и артикуляционная гимнастика. Основная цель гимнастики — развитие силы мышечных сокращений и достижение полной амплитуды движений Для этого используются движения с сопротивлением для губ и языка. 2. работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых соответствующие отделы артикуляционного аппарата наименее паретичны.  
Формы дизартрии Этиология Патогенез Симптоматика Коррекция
Мозжечковая форма Наблюдается при поражении мозжечка, отвечающего за координацию движений и сохранение мышечного тонуса, и поражения лобно-мозжечковых путей. Редко встречается в изолированном виде — чаще сочетается с другими видами дизартрии     Нарушение координации движений в скелетной и речевой мускулатуре (мозжечковая атаксия), нарушение мышечного тонуса Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). В скелетной мускулатуре присутствует дискоординация, неустойчивость и размашистость движений, качающаяся походка, резкие отклонения туловища при ходьбе. В речевой мускулатуре в обычном состоянии мышечный тонус снижен, губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Имеется назализация речи. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с насильственными выкриками звуков и паузами. Голос вибрирующий, неустойчивый по высоте и тембру, затухающий к концу фразы., Возникает большая истощаемость речи. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.   Основная задача – выработка синхронной работы дыхательной, артикуляторной и голосовой мускулатуры 1. Нормализация мышечного тонуса (стимуляция, укрепление), куда входит укрепляющий массаж. и артикуляционная гимнастика (статические упражнения на нахождение и удержание заданной позы). Артикуляторная гимнастика направлена на воспитание быстроты и точности движений и на выполнение сложных комплексных движений. Для преодоления скандированного (послогового) произношения слов проводится работа над словесным ударением, используется речь под метроном, а также логопедическая ритмика и пение. Дыхательно-голосовые упражнения. Упражнения на формирование интонационной выразительности речи. 2. Работа над звуками начинается с тех звуков, которые наиболее просты при артикуляции.
Подкорковая (экстрапирамидная) форма Регидная форма Поражение подкорковых отделов коры головного мозга: полидарная система Расстройство мышечного тонуса, регидность Сложные нарушения двигательных актов. Изменчивость мышечного тонуса от нормы до высокого тонуса и застревание в этом состоянии. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре наблюдается трудность удержания артикуляционной позы (снижен тонус), а при попытки произнесения слов - резкое его повышение. 1. Основная задача – нормализация мышечного тонуса на фоне медикаментозного лечения. Расслабляющий массаж. Арт. гимнастика – статические арт.упражнения с обязательным привлечением внимания ребёнка на возникших у него ощущениях 1. Работа по развитию моторики арт. аппарата. Развитие кинестетических ощущений. Работа от простого к сложному
Гиперкинетическая форма Поражение подкорковых отделов коры головного мозга: стриарные отделы Расстройство мышечного тонуса, при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер 2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики. Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность 1. Основная задача – коррекция проприоцептивной афферентной импульсации от речевой и общескелетной мускулатуры. Используется выбор позы, специальный массаж, использование специальных приспособлений, артикуляционная гимнастика. Выбор позы, при которой количество насильственных движений и их интенсивность сокращается до минимума (укладываем, удобно усаживаем). Основная задача арт. гимнастики – развитие кинестетических ощущений и кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре. Артикуляционная гимнастика, ведущие упражнения – статические на нахождение и удержание заданной позы с обязательным привлечением внимания ребёнка на возникших у него ощущениях (кинестетических). 2. Своеобразие работы в постановке звуков, требующих длительного времени и больших усилий. Работа от простого к сложному.
Формы дизартрии Этиология Патогенез Симптоматика Коррекция
Корковая форма Афферентная (кинестетическая апраксическая, постцентральная) форма Поражение постцентральные отделы коры головного мозга Кинестетическая апроксия, проявляющаяся в общескелетной и речевой мускулатуре.   Страдают речевые кинестезии, операции выбора отдельных артикулем, топология артикуляторных укладов, т.е.нахождение правильного пространственного положения каждого артикуляционного органа, что приводит к непостоянству нарушений звукопроизношения, заменам в речи артикуляторно близких звуков и смешению звуков. замены и смешения не постоянны и не стабильны и один и тот же звук может быть звукозаменителем для других и и может иметь несколько звукозаменителей   1. Развитие артикуляторной моторики с обязательным привлечением внимания к возникающим ощущениям от положения артикуляторных органов. Это упражнения, в которых осуществляется плавный переход «от динамики к статике», например, помещение кончика языка за нижние резцы, за верхние резцы; далее артикуляторно-сенсорные схемы, например, верхние и нижние губы пассивно смыкаются – просьба дуть через губы, фиксация на ощущениях губ (двугубная схема) 2. Продолжается работа по статике артикуляторных движений. Работа над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых артикуляторные уклады наиболее просты (от простых к сложным).
Эфферентная (кинестетическая апраксическая, премоторная) форма   Премоторные отделы коры головного мозга Кинетическая апроксия Страдает переключение от одной артикуляции к другой, операция комбинирования моторных элементов, что приводит к распаду двигательных навыков на отдельные составляющие их элементы, к напряжённости и замедленности речи. Особенно затруднено произношение сложных слов (задержки, спотыкания, пропуски звуков или добавления лишних звуков при стечении согласных и пр.) 1. Основная задача – развитие артикуляционного праксиса. С этой целью используются упражнения, в которых осуществляется плавный переход «от статикики к динамике», с последующим преобладанием динамических артикуляционных упражнений, то есть упражнений на переключение от 1 артикуляционного движения к другому. («улыбка» - фиксация, «трубочка» - фиксация, темп увеличивается, фиксация уменьшается, постепенно 2 статических упражнения переходят в 1 динамическое: «улыбка – трубочка». Слоговые упражнения - вводятся для отработки переключения речевых движений. Подбираются серии слогов, произношение которых предполагает последовательную смену различных артикуляционных движений. Сначала эти серии состоят из небольшого количества слогов, включающих гласные и согласные звуки. Ребёнок произносит их в замедленном темпе с привлечением внимания к кинестетическим ощущениям перехода от одного положения к другому. Затем количество слогов в серии увеличивается, темп произнесения возрастает. 2. В артикуляторной гимнастике продолжается работа по развитию динамической организации. Работы над звуками начинается с тех звуков, при произношении которых артикуляторные уклады наиболее просты (от простых к сложным).движений (их серии).    
             

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...