Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Задержка речевого развития
Нарушение ЦНС Носят стойкий органический характер. Обратимый нейродинамический характер или не наблюдается.
Особенности овладения речью Задержка темпа нормального речевого развития сочетается с патологическими проявлениями (см. критерии по Ковшикову В.А.). Нарушение всех подсистем языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития. Нарушена скорость овладения речью, то есть темповая задержка речевого развития. Однако ребенок проходит все этапы онтогенеза, но позже.
Спонтанное усвоение языка Спонтанное полноценное овладение языком невозможно Возможно спонтанное, вне специального обучения овладение языком
Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов. Ребенок смешивает квазиомонимы. Хорошо понимает обращенную речь. Отсутствует смешение грамматических форм и семантически сходных слов.
Экспрессивная речь Стойкие, грубые нарушения структуры слова, фразы. Аграмматизм, который усиливается с накоплением словаря. Трудности в программировании высказывания. Отсутствуют нарушения структуры слова и фразы, аграмматизмы. Есть программа речевого высказывания.
Динамика коррекционной работы Медленное овладение речью даже в условиях коррекционного обучения. Не могут спонтанно преодолеть свой дефект. Возможны остаточные явления в школьном возрасте. Способны к самостоятельному овладению речью. Речевую недостаточность преодолевают спонтанно. Логопедическая коррекция направлена на звуковую коррекцию. В школьном возрасте преодолевают.

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Анартрия/Дизартрия
Нарушение уровней производства речи Моторный уровень полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт Нарушен моторный уровень производства речи
Характер нарушения языковой системы Нарушение всей системы языка Нарушение только одной из подсистем – фонетической (за исключением случаев сочетания алалии и дизартрии)
Дефекты звукопроизношения являются следствием: Нарушения производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц Нарушения фонетических (моторных) операций
Общая характеристика произношения звуков - Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, пропускам, заменам), имеют одновременно правильное произношение   - Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (сосуществование искажения, замены, пропуска)   - Доминирование замен звуков   - Характеристика произношения звука во многом определяется контекстом   - Произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено - Единичные из звуков, подверженных нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение   - Преобладают однотипные нарушения звукопроизношения (только искажение, замена или пропуск) - Доминирование искажений звуков - Влияние контекста на произношение звука минимально   - Нарушение звука и в слогах, и в словах
Искажение звуков - Искажение небольшого количества звуков - Искажение преимущественно «сложных» (то есть позднего онтогенеза) звуков   - Сосуществование и искаженной и правильной артикуляции для некоторых звуков - Искажение большого количества звуков - Искажение и «сложных», и «простых» (то есть раннего онтогенеза) звуков - Постоянное искажение для всех искажающихся звуков
Замены звуков - Замены и «сложных», и «простых» звуков - Преобладание непостоянных замен звука - Преобладание разнообразных замен звука - Сравнительно часты взаимозамены звуков - Замены преимущественно «сложных» звуков - Преобладание постоянных замен звука - Преобладание однообразных замен звука - Сравнительно редки взаимозамены звуков
Пропуски звуков - Доминирование непостоянных пропусков - Пропуски и «сложных», и «простых» звуков - Доминирование постоянных пропусков - Пропуски преимущественно «сложных» звуков
Перестановки звуков Часты Сравнительно редки
Повторения звуков Часты Сравнительно редки
Вставки звуков Сравнительно часты Редки

 

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера)

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Детский аутизм
Суть патологии Речевая патология. Особая психическая аномалия, нарушение эмоционального контакта с окружающим миром.
Раннее речевое развитие Речь развивается замедленными темпами и неполноценна. Речевое развитие протекает в соответствии с нормой и даже может по темпам опережать норму. При утрате речи ребенок разговаривает сам с собой и во сне.
Реакция на обращенную речь Сохранна. Постоянная реакция на речь окружающих. Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен.
Психопатологические симптомы Отсутствуют. Неадекватные реакции, непредсказуемые, немотивированные страхи.
Экспрессивная речь Признаки: - отмечается в большинстве случаев; - в большинстве ситуаций активное использование зачатков речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитой мимико-жестикуляторной речи; - отсутствие непосредственной и отставленной во времени эхолалии; - отсутствие своеобразных нарушений просодики (чрезмерное замедление темпа речи, скандированное и рифмованное произношение); - отсутствие одновременного употребления «лепетных» и сложноорганизованных правильных по языковой структуре высказываний Все наоборот: - «словотворчество» и рифмование слов; отсутствие употребления слов «да», «я»; стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке; - непосредственные и отсроченные эхолалии; - замедленный темп речи, скандированное произношение, высокие, неестественные модуляции голоса - одновременное использование лепетных и сложно организованных правильных высказываний  
Общение Стремление к контактам (за исключением речевого негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях) Отказ от общения
Эмоциональная сфера - интерес к новому; - эмоциональная подвижность, адекватность эмоций; - выразительность мимики Неадекватность эмоций
Моторная сфера Относительная сохранность. Отсутствие стереотипий в движениях и действиях Стереотипия в движениях, действиях. Своеобразие в походке, потряхивание руками. Хождение по лестнице боком.

 

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия УО
Механизм нарушения речи Возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности (результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неречевых психических процессов) Возникает в результате нарушения познавательной деятельности
Довербальный период развития Не обнаруживается существенных отличий от нормы Выраженная задержка сроков гуления, лепета на фоне грубого отставания в сенсомоторном развитии
Мышление Невербальное мышление в большинстве случаев сохранно. Страдает вербальный интеллект. Нарушение интеллекта носит глобальный характер (и вербальный, и невербальный), но нарушение вербального выражено в большей степени.
Обучаемость Высокая обучаемость на невербальном уровне Низкая обучаемость
Поведение - адекватно ситуации (исключая негативизм); - интерес к игрушкам; - способность организовать игру; - понимание функционального назначения игрушек; - интерес к игровой ситуации до 7 лет: - часто неадекватно ситуации; - интерес к яркой игрушке; - неустойчивость игрового интереса; - неспособность организовать игру как деятельность; - недостаточное понимание (или его отсутствие) функционального назначения игрушки (вследствие чего может производить с игрушками неспецифические манипуляции – грызет, бросает)
Понимание речи Лучше (особенно это проявляется при восприятии синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности). - хорошее понимание и выполнение инструкций; - достаточная ориентировка в ситуации; - установление между элементами ситуации смысловых (прежде всего, предикативных) связей - попытка выражения в речи причинно-следственных связей доступными средствами - трудности при восприятии сложно-синтаксических конструкций, при дифференциации языковых форм, глаголов с приставкой, родственных слов Хуже. - трудности понимания (или непонимание) инструкций (в том числе простых); - выраженные затруднения в ориентировке в ситуации; - отсутствие выражения причинно-следственных связей (или выражение самых элементарных из них)
Звукопроизношение Дефекты обусловлены нарушением производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц. Отмечаются пропуски, искажения, замены с преобладанием последних (т.е. замен) Тяжелые нарушения звукопроизношения в виде искажений, замен, пропусков, смешений звуков. Выявляется стертая дизартрия, механическая дислалия, ринолалия и др.
Слоговая структура слов Выраженные нарушения В спонтанной речи грубых искажений не наблюдается, так как речевая продукция очень проста (старший дошк. возраст)
Лексика - большой запас «предметных знаний» в пассивном словаре, но трудности актуализации их в речи - семантически близкие вербальные парафазии - ограниченный запас слов, в том числе и в пассивном словаре   - парафазии более грубые, диффузного характера
Грамматическое оформление Аграмматизмы на синтаксическом и (особенно) морфологическом уровнях - нарушение морфологической и (очень грубо) синтаксической (фрагментарность предложений, бедность структуры) сторон речи. - в спонтанной речи отмечаются стереотипии, шаблонность; структура предложения очень примитивна. - алогичная (или логически бедная) речь может быть правильной в грамматическом отношении.
Связная речь Смысловой уровень более сохранен. В большей степени страдает языковой оформление. Смысловой уровень нарушен (не понимает ситуации, не вычленяет ее смысловых компонентов, связей)
Критичность к речи Имеется Отсутствует
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...