Педагогический контроль в технологии
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Л. Контроль в технологии учебно-воспитательного Процесса Контрольная деятельность учителя физической культуры выступает как элемент, который в совокупности с другими (целе-полагание, отбор и обоснование оптимального содержания обучения, форм его организации и методов реализации; программирование дидактических процессов; непосредственное дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся) составляет технологию учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Функции контроля заключаются в определении соответствия учебно-воспитательного процесса ожидаемым результатам. Благодаря наличию в структуре педагогической технологии такого компонента учитель имеет возможность получить конкретную информацию о том, насколько реальный учебно-воспитательный процесс соответствует запланированному. Отсюда цель контроля — получение конкретной информации, которая характеризует признаки конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса, определение типичных и индивидуальных затруднений учащихся в усвоении конкретного учебного материала и подготовку рекомендаций по устранению негативных тенденций в дидактическом взаимодействии учителя и учащихся. Вместе с тем контрольно-коррек-ционный компонент должен быть элементом и учебной деятельности школьника. В противном случае контрольная функция преподавателя может быть воспринята учеником как проявление его воли, его единоличного мнения. Учащиеся могут воспринимать смысл двигательной задачи, если учителю удается предложить соответствующую мотивацию и создать позитивное отношение к уроку в целом, к усвоению изучаемого на данном уроке двигательного действия. При этом у учащихся важно сформировать наряду с умением воспринимать словесные воздействия, наблюдать за наглядными воздействиями умение контролировать качество выполнения физического упражнения, оценивать результаты своей учебной деятельности.
а) деятельность учителя. Цели: контроль, подготовка дидакти б) деятельность учащихся. Понимание необходимости конт Учащиеся должны понимать не только важность контроля, но и критерии оценки их знаний, умений, навыков, достижений. Если контрольная функция будет представлена лишь как нечто, присущее учителю, то деятельность учения в связи с отсутствием в ее структуре этого важного компонента окажется лишенной внутренней направляющей и мотивирующей основы. «Оценка и отметка педагога теряют для ученика содержательный смысл. Это происходит по той простой причине, что вместе с компонентами контроля и оценки он оказался лишенным и критериев и эталонов, по которым учитель ведет контроль и высказывает оценочные суждения»1.
Отсюда становится очевидным важность формирования у школьников собственных критериев и эталонов оценки техники выполнения двигательных действий, а также нормативов и требований при выполнении ими контрольных тестов и других физических упражнений. Оценивая технику выполнения двигательных действий, учитель системно передает учащимся знания об эталонах и способах оценки результатов их учебной деятельности. До сформированности данного элемента учебной деятельности решающее значение имеет доверие школьника к педагогу. «В дальнейшем, по мере того как школьник овладевает теми или иными группами эталонов, педагог все больше опирается на них, ' Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М., 1984. — С. 39. вынося оценочные суждения, и одновременно помогает ребенку самому корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Завершающей стадией может быть такая готовность школьника, когда он владеет этими эталонами и способами оперирования ими и может в полной мере включать это умение в учебно-познавательную деятельность, превращая ее тем самым в самостоятельную» '. Такими критериями на уроках физической культуры могут быть отдельные показатели временных, пространственных и динамических характеристик техники изучаемого двигательного действия. Параметры должны быть подобраны так, чтобы учащиеся прочувствовали их. К примеру, внешние ориентиры, некоторые также поддающиеся восприятию учащимися кинестетические чувства, результаты физических упражнений (количество повторений, меры массы: кг, т, ц, времени: мин, с, пространства: м, км). Обоюдное понимание учителем и учащимися различных сигналов, поступающих из внутренней (для учащихся) или внешней среды и воспринимаемых ими по каналам обратной связи, в качестве носителей контролирующей информации о ходе решения двигательной задачи позволило бы обеим сторонам, участвующим в контрольной деятельности, реализовать данную функцию в виде кратких указаний («да», «нет»; «больше», «меньше»; «выше», «ниже»; «резче», «медленнее»; «сильнее», «слабее» и т.д.).
Особенно важна срочная контрольно-корректировочная информация, основанная на обоюдных оценочных суждениях и критериях оценки на этапах закрепления двигательного навыка и формирования умения применить знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой. На этих этапах большое место занимает повторное выполнение изучаемых двигательных действий, учебная деятельность связана с взаимо- и самоанализом правильности решения двигательной задачи. Здесь большое значение приобретает сформированность критериев, эталонов самооценки, на основе которых учащиеся реализуют собственную контрольную функцию, воспринимают и осмысливают контролирующее воздействие учителя. В контрольном компоненте деятельности учителя на примере наиболее опытных учителей физического воспитания выделены его элементы. В их числе гностический (познание учителем проблем теории и практики контроля в преподавании дисциплины, его методов, средств, способов получения и регистрации контрольной информации, анализа, обсуждения и оценки данного материала). Очень важным для учителя считаем знание им места и значения контроля в процессе обучения и управления им, его особенностей на разных этапах обучения и уровня управления им. 1 Амонашвили Ш.А. — С. 45. 9 Железняк 241
Организационный компонент призван обеспечить реализацию контроля учителем. Оценочный компонент — позволяет педагогу обобщить материал, полученный в результате контроля, выявить позитивные и негативные проявления в ходе обучения, правильно определить направления основных и второстепенных усилий, чтобы придать объекту управления необходимую и своевременную ориентацию. Регулировочный компонент дает возможность правильно оценить достигнутое и обосновать рекомендации для коррекции процесса обучения, чтобы были достигнуты его общественные цели и задачи в данном (конкретно управляемом) цикле обучения. В теории и методике преподавания предмета «Физическая культура» в целях контроля ведутся учет успешности усвоения учащимися учебного материала программы (успеваемости), контрольные срезы сформированности основных двигательных умений и навыков, системы знаний, контрольные испытания в тестах, характеризующих уровень двигательной подготовленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|