Переход в графический режим и возврат в текстовый
Стандартное состояние ПК после его включения, а также к моменту запуска программы из среды Турбо Паскаля соответствует работе экрана в текстовом режиме, поэтому любая программа, использующая графические средства компьютера, должна определенным образом инициировать графический режим работы дисплейного адаптера. После завершения работы программы ПК возвращается в текстовый режим. 14.1.1. Краткая характеристика графических режимов работы дисплейных адаптеров Настройка графических процедур на работу с конкретным адаптером достигается за счет подключения нужного графического драйвера. Драйвер - это специальная программа, осуществляющая управление теми или иными техническими средствами ПК. Графический драйвер, как это не трудно догадаться, управляет дисплейным адаптером в графическом режиме. Графические драйверы разработаны фирмой Borland практически для всех типов адаптеров. Обычно они располагаются на диске в отдельном подкаталоге BGI в виде файлов с расширением BGI (от англ.: Borland Graphics Interface - графический интерфейс фирмы Borland). Например, CGA.BGI - драйвер для CG4-адаптера, EGA VGA.BGI - драйвер для адаптеров EGA и VGA и т.п. Выпускаемые в настоящее время ПК оснащаются адаптерами, разработанными фирмой IBM, или совместимыми с ними. Если не учитывать уже упоминавшийся в гл.13 монохромный адаптер MDA, все они имеют возможность работы в графическом режиме. В этом режиме экран дисплея рассматривается как совокупность очень близко расположенных точек - пикселей, светимостью которых можно управлять с помощью программы. Графические возможности конкретного адаптера определяются разрешением экрана, т.е. общим количеством пикселей, а также количеством цветов (оттенков), которыми может светиться любой из них. Кроме того, многие адаптеры могут работать с несколькими графическими страницами. Графической страницей называют область оперативной памяти, используемая для создания «карты» экрана, т.е. содержащая информацию о светимости (цвете) каждого пикселя. Ниже приводится краткая характеристика графических режимов работы наиболее распространенных адаптеров.
Адаптер CGA (Color Graphics Adapter - цветной графический адаптер) имеет 5 графических режимов. Четыре режима соответствуют низкой разрешающей способности экрана (320 пикселей по горизонтали и 200 по вертикали, т.е. 320x200) и отличаются только набором допустимых цветов - палитрой. Каждая палитра состоит из трех цветов, а с учетом черного цвета несветящегося пикселя - из четырех: палитра 0 (светло-зеленый, розовый, желтый), палитра 1 (светло-бирюзовый, малиновый, белый), палитра 2 (зеленый, красный, коричневый) и палитра 3 (бирюзовый, фиолетовый, светло-серый). Пятый режим соответствует высокому разрешению 640x200, но каждый пиксель в этом случае может светиться либо каким-то одним заранее выбранным и одинаковым для всех пикселей цветом, либо не светиться вовсе, т.е. палитра этого режима содержит два цвета. В графическом режиме адаптер CGA использует только одну страницу. Адаптер EGA (Enhanced Graphics Adapter - усиленный графический адаптер) может полностью эмулировать графические режимы адаптера CGA. Кроме того, в нем возможны режимы: низкого разрешения (640x200, 16 цветов, 4 страницы) и высокого разрешения (640x350, 16 цветов, 1 страница). В некоторых модификациях используется также монохромный режим (640x350, 1 страница, 2 цвета). Адаптер MCGA (Multi-Color Graphics Adapter - многоцветный графический адаптер) совместим с CGA и имеет еще один режим - 640x480, 2 цвета, 1 страница. Такими адаптерами оснащались младшие модели серии ПК PS/2 фирмы IBM. Старшие модели этой серии оснащаются более совершенными адаптерами VGA (Video Graphics Array -графический видеомассив. Адаптер VGA эмулирует режимы адаптеров CGA и EGA и дополняет их режимом высокого разрешения (640x480, 16 цветов, 1 страница).
Не так давно появились так называемые cynep-VGA адаптеры (SVGA) с разрешением 800x600 и более, использующие 256 и более цветовых оттенков. В настоящее время эти адаптеры получили повсеместное распространение, однако в библиотеке Graph для них нет драйверов. Поскольку SVGA совместимы с VGA, для управления современными графическими адаптерами приходится использовать драйвер EGAVGA.BGI и довольствоваться его относительно скромными возможностями. Несколько особняком стоят достаточно популярные адаптеры фирмы Hercules. Адаптер HGC имеет разрешение 720x348, его пиксели могут светиться одним цветом (обычно светло-коричневым) или не светиться вовсе, т.е. это монохромный адаптер. Адаптер HGC+ отличается несущественными усовершенствованиями, а адаптер HIСС (Hercules In Color Card) представляет собой 16-цветный вариант HGC+. 14.1.2. Процедуры и функции Процедура InitGraph. Инициирует графический режим работы адаптера. Заголовок процедуры: Procedure InitGraph(var Driver,Mode: Integer; Path: String); Здесь Driver - переменная типа Integer, определяет тип графического драйвера; Mode - переменная того же типа, задающая режим работы графического адаптера; Path - выражение типа String, содержащее имя файла драйвера и, возможно, маршрут его поиска. К моменту вызова процедуры на одном из дисковых носителей информации должен находиться файл, содержащий нужный графический драйвер. Процедура загружает этот драйвер в оперативную память и переводит адаптер в графический режим работы. Тип драйвера должен соответствовать типу графического адаптера. Для указания типа драйвера в модуле предопределены следующие константы: const Detect=0; {Режим автоопределения типа} CGA=1; MCGA=2; EGA=3; EGA64=4; EGAMono=5; IBM8514=6; HercMono=7; ATT400=8; VGA=9; PC3270=10; Большинство адаптеров могут работать в различных режимах. Для того, чтобы указать адаптеру требуемый режим работы, используется переменная Mode, значением которой в момент обращения к процедуре могут быть такие константы:
{Адаптер VGA:}
VGALo = 0; {640x200} VGAMed = 1; {640x350} VGAHi = 2; {640x480} PC3270H1 = 0; {Аналог HercMonoHi} {Адаптер 1ВМ8514} IBM8514LO =0; {640x480, 256 цветов} IBM8514H1 = 1; {1024x768, 256 цветов} Пусть, например, драйвер CGA.BGI находится в каталоге TP\BGI на диске С и устанавливается режим работы 320x200 с палитрой 2. Тогда обращение к процедуре будет таким: Uses Graph; var Driver, Mode: Integer; begin Driver:= CGA; {Драйвер} Mode:= CGAC2; {Режим работы} InitGraph(Driver, Mode,' С:\TP\BGI'); ....... Если тип адаптера ПК неизвестен или если программа рассчитана на работу с любым адаптером, используется обращение к процедуре с требованием автоматического определения типа драйвера: Driver:= Detect; InitGraph(Driver, Mode, 'C:\TP\BGI'); После такого обращения устанавливается графический режим работы экрана, а при выходе из процедуры переменные Driver и Mode содержат целочисленные значения, определяющие тип драйвера и режим его работы. При этом для адаптеров, способных работать в нескольких режимах, выбирается старший режим, т.е. тот, что закодирован максимальной цифрой. Так, при работе с CGA -адаптером обращение к процедуре со значением Driver = Detect вернет в переменной Driver значение 1 (CGA) и в Mode -значение 4 (CGAHi), а такое же обращение к адаптеру VGA вернет Driver = 9 (VGA) и Mode = 2 (VGAHi). Функция GraphResult. Возвращает значение типа Integer, в котором закодирован результат последнего обращения к графическим процедурам. Если ошибка не обнаружена, значением функции будет ноль, в противном случае - отрицательное число, имеющее следующий смысл:
const grOk = 0; {Нет ошибок} grlnitGraph =-1; {He инициирован графический режим} grNotDetected =-2; {Не определен тип драйвера} grFileNotFind =-3; {Не найден графический драйвер} grlnvalidDriver =-4; {Неправильный тип драйвера} grNoLoadMem =- 5; {Нет памяти для размещения драйвера} grNoScanMem = - 6; {Нет памяти для просмотра областей} grNoFloodMem =- 7; {Нет памяти для закраски областей} grFontNotFound = -8; {Не найден файл со шрифтом} grNoFontMem =- 9; {Нет памяти для размещения шрифта} grlnvalidMode =-10; {Неправильный графический режим} grError =-11; {Общая ошибка} grIOError =-12; {Ошибка ввода-вывода} grlnvalidFont =-13; {Неправильный формат шрифта} grInvalidFontNum=-14; {Неправильный номер шрифта} После обращения к функции GraphResult признак ошибки сбрасывается, поэтому повторное обращение к ней вернет ноль. Функция GraphErrorMsg. Возвращает значение типа String, в котором по указанному коду ошибки дается соответствующее текстовое сообщение. Заголовок функции: Function GraphErrorMsg(Code: Integer): String; Здесь Code - код ошибки, возвращаемый функцией GraphResult. Например, типичная последовательность операторов для инициации графического режима с автоматическим определением типа драйвера и установкой максимального разрешения имеет следующий вид: var Driver, Mode, Error:Integer; begin Driver:= Detect; {Автоопределение драйвера} InitGraph(Driver, Mode,' '); {Инициируем графику} Error:= GraphResult; {Получаем результат} if Error <> grOk then {Проверяем ошибку} begin {Ошибка в процедуре инициации} WriteLn(GraphErrorMsg(Error)); {Выводим сообщение} ....... end else {Нет ошибки} ....... Чаще всего причиной возникновения ошибки при обращении к процедуре InitGraph является неправильное указание местоположения файла с драйвером графического адаптера (например, файла CGA.BGI для адаптера CGA). Настройка на местоположение драйвера осуществляется заданием маршрута поиска нужного файла в имени драйвера при вызове процедуры InitGraph. Если, например, драйвер зарегистрирован в подкаталоге DRIVERS каталога PASCAL на диске D, то нужно использовать вызов: InitGraph(Driver, Mode, 'd:\Pascal\Drivers'); Замечание. Во всех следующих примерах процедура InitGraph вызывается с параметром Driver в виде пустой строки. Такая форма обращения будет корректна только в том случае, когда нужный файл графического драйвера находится в текущем каталоге. Для упрощения повторения примеров скопируйте файл, соответствующий адаптеру Вашего ПК, в текущий каталог. Процедура CloseGraph. Завершает работу адаптера в графическом режиме и восстанавливает текстовый режим работы экрана. Заголовок: Procedure CloseGraph; Процедура RestoreCRTMode. Служит для кратковременного возврата в текстовый режим. В отличие от процедуры CloseGraph не сбрасываются установленные параметры графического режима и не освобождается память, выделенная для размещения графического драйвера. Заголовок:
Procedure RestoreCRTMode; Функция GetGraphMode. Возвращает значение типа Integer, в котором содержится код установленного режима работы графического адаптера. Заголовок: Function GetGraphMode: Integer; Процедура SetGraphMode. Устанавливает новый графический режим работы адаптера. Заголовок: Procedure SetGraphMode(Mode: Integer); Здесь Mode - код устанавливаемого режима. Следующая программа иллюстрирует переход из графического режима в текстовый и обратно: Uses Graph; var. Driver, Mode, Error: Integer; begin {Инициируем графический режим} Driver:= Detect; InitGraph(Driver, Mode, ''); Error:= GraphResult; {Запоминаем результат} i£ Error <> grOk then {Проверяем ошибку} WriteLn(GraphErrorMsg(Error)) {Есть ошибка} else begin {Нет ошибки} WriteLn ('Это графический режим'); WriteLn ('Нажмите "Enter"...':20); ReadLn; {Переходим в текстовый режим} RestoreCRTMode; WriteLn (' А это текстовый...'); ReadLn; {Возвращаемся в графический режим} SetGraphMode (GetGraphMode); WriteLn ('Опять графический режим...'); ReadLn; CloseGraph end end. В этом примере для вывода сообщений как в графическом, так и в текстовом режиме используется стандартная процедура WriteLn. Если Ваш ПК оснащен нерусифицированным адаптером CGA, вывод кириллицы в графическом режиме таким способом невозможен, в этом случае замените соответствующие сообщения так, чтобы использовать только латинские буквы. Процедура DetectGraph. Возвращает тип драйвера и режим его работы. Заголовок: Procedure DetectGraph(var Driver,Mode: Integer); Здесь Driver - тип драйвера; Mode - режим работы. В отличие от функции GetGraphMode описываемая процедура возвращает в переменной Mode максимально возможный для данного адаптера номер графического режима. Функция GetDriverName. Возвращает значение типа String, содержащее имя загруженного графического драйвера. Заголовок: Function GetDriverName: String; Функция GetMaxMode. Возвращает значение типа Integer, содержащее количество возможных режимов работы адаптера. Заголовок: Function GetMaxMode: Integer; Функция GetModeName. Возвращает значение типа String, содержащее разрешение экрана и имя режима работы адаптера по его номеру. Заголовок: Function GetModName(ModNumber: Integer): String; Здесь ModNumber - номер режима. Следующая программа после инициации графического режима выводит на экран строку, содержащую имя загруженного драйвера, а также все возможные режимы его работы. Uses Graph; var a,b: Integer; begin a:= Detect; InitGraph(a, b, ''); WriteLn(GetDriverName); for a:= 0 to GetMaxMode do WriteLn(GetModeName(a):10); ReadLn; CloseGraph end. Процедура GetModeRange. Возвращает диапазон возможных режимов работы заданного графического адаптера. Заголовок: Procedure GetModeRange(Drv: Integer; var Min, Max: Integer); Здесь Drv - тип адаптера; Min - переменная типа Integer, в которой возвращается нижнее возможное значение номера режима; Мах - переменная того же типа, верхнее значение номера. Если задано неправильное значение параметра Drv, процедура вернет в обеих переменных значение -1. Перед обращением к процедуре можно не устанавливать графический режим работы экрана. Следующая программа выводит на экран названия всех адаптеров и диапазоны возможных номеров режимов их работы. Uses Graph; var D,L,H: Integer; const N: array [1..11] of String [8] = ('CGA ', 'MCGA ', 'EGA ', 'EGA64 ', 'EGAMono ', ЧВМ8514 ', 'HercMono', 'ATT400 ', 'VGA ', 'PC3270 ', 'Ошибка '); begin WriteLn('Адаптер Мин. Макс.'); for D:= 1 to 11 do begin GetModeRange(D, L, H); WriteLn(N[D], L:7, H:10) end end.
Читайте также: E. переходом с одного энергетического уровня в другой Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|