Методика "Профессьянс" разработана в России профессором Н.С. Пряжниковым на основе идей доктора психологических наук, профессора Е.А.Климова о формуле профессий.
Как проводится?
Проводится в творческом взаимодействии учащегося и психолога-профконсультанта. В процессе профконсультации учащийся раскладывает разноцветные карточки как в пасьянсе. Отсюда и название методики - "профессьянс" (от слов "профессия" и "пасьянс").
Методика включает 45 двухсторонних цветных карточек, образующих пять групп характеристик профессиональной деятельности: 1 группа. Цели труда - то, к чему человек стремится в процессе своей профессиональной деятельности (например, оценивать, исследовать, обслуживать и др.) 2 группа. Предметы труда - это то, на что направлен труд человека (растения, животные, техника, информация и др.) 3 группа. Средства труда - это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда (машины, знания, творческое мышление и др.). 4 группа. Условия и организация труда (работа в офисе, командировки, экстремальные условия, работа на открытом воздухе и др.) 5 группа. Особые, специфические условия труда (работа в постоянном движении, работа преимущественно сидя, риск, повышенная ответственность и др.)
Этапы проведения
Консультант передает подростку первую группу карточек - цели труда и предлагает ему разложить карточки на столе в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые привлекательные для подростка, а справа - менее привлекательные или даже отвергаемые… Затем просит его перевернуть на обратную сторону карточки с целями, которые сейчас по каким-то причинам недостижимы.
Консультант передает подростку вторую группу карточек - предметы труда и предлагает ему разложить их под первым рядом, аналогично, от самых привлекательных до наименее привлекательных предметов труда. Затем вновь просит перевернуть те карточки, с какими предметами подросток по каким-то причинам не может работать. В случае противоречий в разложенных карточках консультант задает уточняющие вопросы.
Аналогичным способом подросток вместе с профконсультантом работают поочередно с остальными группами карточек: средства труда, условия труда и особые условия труда. Учащийся точно так же должен их проранжировать и затем перевернуть карточки с теми средствами и условиями труда, которые он считает недостижимыми для себя.
Итак, на столе выложены пять рядов карточек, по 9 в каждом ряду. Далее консультант предлагает подростку отобрать те карточки, которые ему больше всего нравятся, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка, всего 8 карточек. По отобранным карточкам профконсультант предлагает подростку "угадать", с какими профессиями эти характеристики соотносятся. В случае затруднений допускаются подсказки консультанта. Фактически создается "формула профессии".
Далее предлагается подростку сгруппировать сходные карточки из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки "организовывать людей", "взрослые люди", "голос", "помещения с людьми", в другой группе - "обслуживать". Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Профконсультант предлагает подростку расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния между карточками будут определять их сходство. Получится своеобразная "молекула профессий". Степень сходства между карточками определяет подросток с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.
По результатам игры "Профессьянс" выдается письменный отчет о наиболее подходящих вариантах профессиональной деятельности и рекомендации по развитию
Результаты индивидуальной консультации по методике "Профессьянс"
Фамилия, Имя ученика(цы): Иванова Маша Класс: 6 Возраст: 12 лет
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
Представление о своей будущей профессии до консультации
«Бабушка хочет, чтобы я стала врачом и я тоже»
Осведомленность о мире профессий
Средняя, мало знает о профессиях. Больше всего знает о профессиях, связанных с медициной или животными
Общая готовность к выбору профессии
Нацеленность на медицину
Образ себя
Непростой характер
Самооценка
Возможно, немного сниженная
Яркие личностные особенности
Неуверенность в себе, ответственность. Вдумчивая, сознательная. Любит лечить зверей, ухаживать за ними
Темп мыслительной деятельности
Средний
Отношение к консультации
Заинтересованное, ответственное
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ
Предпочитаемые Предметы труда
Живая природа, дети, художественный образ
Предпочитаемые Цели труда
Исследовать что-либо, преобразовывать человеческое сознание, творить, изобретать, создавать новое
Предпочитаемые Средства труда
Ручные (простые приборы и приспособления, «золотые руки»), голос (владение тембром, интонациями), выразительные движения, мимика
Предпочитаемые Условия труда
Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство), относительная самостоятельность, помещения с людьми
Предпочитаемые Особые условия труда
Минимальные профессиональные вредности (здоровая профессия), повышенная ответственность, работа, преимущественно сидя
«Идеальная формула» профессии:
Предметы труда: живая природа, дети. Цели – исследовать что-либо, делать открытия. Средства: голос и компьютеры. Условия – открытый воздух. Особые условия – минимальные профессиональные вредности.
Возможные направления профессиональной деятельности и обучения:
«Помогающие профессии»: врач, ветеринар, детский или взрослый психолог, педагог.
Работа, связанная с творчеством, созданием нового: архитектор, ландшафтный дизайнер.
Научная деятельность (естественно-научная сфера, медицина, психология)
Рекомендации:
Информировать Машу о профессиях, связанных с природой, творчеством, психологией, медициной.
Кружок юного натуралиста, подключить Машу к уходу за животными.
Подключить Машу к работе с малышами
Предоставить возможность углубленно изучать биологию, химию
Предоставить возможность рисовать, проявлять свои переживания, мысли чувства в рисунке, лепке из пластилина
Психокоррекционная работа (тренинги уверенности в себе, общения)