Тема 1. Политология как наука. История политических учений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Политология»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Экономика и управление» профилизации «Предпринимательская деятельность (с углубленным изучением английского языка)»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Политология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 20 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрена на заседании кафедры социологии. Протокол от №
Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от №
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011 ©Логиновских М.В., 2011 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины, соотнесенная с общими целями ООП ВПО,– сформировать у студентов представление о политической сфере жизни общества как одной из важнейших его составляющих, и реальных процессах, происходящих в современной внутренней и внешней политике.
Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника, которая заключается в осуществлении подготовки учащихся в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования; работе по переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения; профессиональной деятельности на предприятиях. Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины«Политология»преследует решение следующих задач: 1) Формирование понимания студентами социальных, философских и исторических оснований различных социально – политических концепций, их отношения друг к другу и к другим разделам политологии; 2) Формирование способность к непредвзятой, многомерной оценке политических концепций, направлений и школ; 3) Развитие навыков оперирования специальными политическими понятиями, использовать разработанные теоретические модели для объяснения политических явлений; 4) Обучение навыкам логично формулировать, излагать и аргументированно обосновывать собственное понимание теоретических дискуссий на различные политические темы. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Данный курс является важным элементом подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» «Политология» является дисциплиной по выбору студентов и входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «История»:
Знания:различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий; ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития. Умения:оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами; выявлять причинно-следственные связи исторических событий. Владения:навыками исторического анализа социальных явлений и процессов. 2.2. Из курса «Философия»: Знания: главных разделов философии, особенности ее основных этапов, направлений и значение в культуре, в духовном развитии личности; принципы построения, типы и виды философских систем; универсальные возможности человека как культурно-исторического существа; социальную сущность сознания и его значение в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строение, уровни и формы общественного сознания; особенности и закономерности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфику социальной реальности, целевое назначение сфер общества и социальных институтов; взаимоотношения государства и гражданского общества; своеобразие культуры и цивилизации; особенности менталитета и культуры России. Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику; определять тип философской системы, ее доминирующие принципы, социальную основу и значимость; понимать целостность человеческой субъективности; определять в понятиях социальную направленность и значимость политических, идеологических процессов и концепций; применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе. Владения: методикой понимания и критического анализа философских систем; целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · Управление персоналом; · Государственное регулирование экономики; · Государственное и муниципальное управление. 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Политология»относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла(Б1). В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО: общекультурные компетенции: · осознание культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); · понимание истории становления различных типов культур, владение способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4); · готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6); · готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7); · владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13); · владение культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); По окончании изучения курса студент должен: Знать: · ключевые понятия политической науки; · сущность политологического подхода к социальной политике как методологии анализа общества. Уметь: · использовать в практической, профессиональной и повседневной деятельности знания и навыки политологического анализа процессов внутри страны и за рубежом. Владеть: · навыками анализа современных политических систем.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Тема 1. Политология как наука. История политических учений Возникновение и основные этапы развития политологии. Теоретическая и прикладная политология. Общее и особенное в развитии политических знаний. Компьютеризация современной политологии и переход в технологическую фазу развития. Объект и предмет политических наук. «Политическая сфера общества», как многомерная целостная система. Закономерности отношений между властвующими и подвластными людьми, властью управляющих и влиянием управляемых. Многообразие политических наук: философия политики, социология политики, политическая психология, политическая география и т.д. Методы политических наук Общенаучные методы (метод сравнения, анализ и синтез, метод обобщения, дедукция и индукция, метод моделирования, методы классификации, типологии, группировки), специальные методы (анализ документальных источников, метод наблюдения, метод опроса населения, метод экспериментирования), универсальные научные подходы (системный и комплексный подходы, формационный, цивилизационный, социокультурный подходы)
Функции политологии Познавательные и преобразовательные функции политологии. Дескриптивные и оценочные функции. Возрастание значения функции социализации политических наук в современном мире. Возможности прогностической функции политологии. Развитие мировой политической мысли. Политологические идеи Древнего Востока. Древняя Индия: политические концепции брахманизма и буддизма. Древний Китай: конфуцианство и школа законников. Древняя Греция: политические теории Платона и Аристотеля. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени. Н. Макиавелли и его учение о государстве. Политические теории периода ранних индустриальных обществ. «Левиафан…» Т. Гоббса. Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш.Монтескье. Ж.Ж. Руссо как представитель мелкобуржуазного радикализма. Политическая мысль США в период борьбы за независимость. Дж. Мэдисон и его взгляды на государство. Декларация независимости, Конституция, Биль о правах в США. Особенности политических учений ХIХ начала ХХ вв. Российская политическая традиция Особенности развития политической мысли России. Зарождение политических идей в Киевской Руси. Русская политическая мысль о проблемах государственности, власти и властных отношений в период становления централизованного государства (ХIV-XVIIвв). Политические учения в России в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). Становление и судьбы либерализма в России. Русский консерватизм. Политический радикализм и его эволюция в ХIХ нач. ХХ вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|