Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Политология как наука. История политических учений




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Политология»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Предпринимательская деятельность (с углубленным изучением английского языка)»

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Политология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 20 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: канд. филос. наук, доцент М.В. Логиновских
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. филос. наук, доцент А.И. Рогулев

 

 

Одобрена на заседании кафедры социологии. Протокол от

 

Заведующая кафедройсоциологии   Т. В. Пермякова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от №

 

Председатель методической комиссии ИСП   А. Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С. Е. Вершинин

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

©Логиновских М.В., 2011


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины, соотнесенная с общими целями ООП ВПО,– сформировать у студентов представление о политической сфере жизни общества как одной из важнейших его составляющих, и реальных процессах, происходящих в современной внутренней и внешней политике.

Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника, которая заключается в осуществлении подготовки учащихся в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования; работе по переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения; профессиональной деятельности на предприятиях.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины«Политология»преследует решение следующих задач:

1) Формирование понимания студентами социальных, философских и исторических оснований различных социально – политических концепций, их отношения друг к другу и к другим разделам политологии;

2) Формирование способность к непредвзятой, многомерной оценке политических концепций, направлений и школ;

3) Развитие навыков оперирования специальными политическими понятиями, использовать разработанные теоретические модели для объяснения политических явлений;

4) Обучение навыкам логично формулировать, излагать и аргументированно обосновывать собственное понимание теоретических дискуссий на различные политические темы.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данный курс является важным элементом подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)»

«Политология» является дисциплиной по выбору студентов и входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «История»:

Знания:различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий; ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.

Умения:оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами; выявлять причинно-следственные связи исторических событий.

Владения:навыками исторического анализа социальных явлений и процессов.

2.2. Из курса «Философия»:

Знания: главных разделов философии, особенности ее основных этапов, направлений и значение в культуре, в духовном развитии личности; принципы построения, типы и виды философских систем; универсальные возможности человека как культурно-исторического существа; социальную сущность сознания и его значение в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строение, уровни и формы общественного сознания; особенности и закономерности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфику социальной реальности, целевое назначение сфер общества и социальных институтов; взаимоотношения государства и гражданского общества; своеобразие культуры и цивилизации; особенности менталитета и культуры России.

Умения: свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику; определять тип философской системы, ее доминирующие принципы, социальную основу и значимость; понимать целостность человеческой субъективности; определять в понятиях социальную направленность и значимость политических, идеологических процессов и концепций; применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.

Владения: методикой понимания и критического анализа философских систем; целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Управление персоналом;

· Государственное регулирование экономики;

· Государственное и муниципальное управление.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Политология»относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла(Б1).

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· осознание культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· понимание истории становления различных типов культур, владение способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4);

· готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

· готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

· владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

· владение культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· ключевые понятия политической науки;

· сущность политологического подхода к социальной политике как методологии анализа общества.

Уметь:

· использовать в практической, профессиональной и повседневной деятельности знания и навыки политологического анализа процессов внутри страны и за рубежом.

Владеть:

· навыками анализа современных политических систем.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)  
 
Общая трудоемкость дисциплины 2(72)  
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия -  
семинарские занятия    
лабораторные работы -  
другие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
курсовая работа -  
домашние задания    
подготовка к экзамену -  
Вид промежуточного контроля Зачет  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Политология как наука.История политических учений.   1-2       Еженед. Тест. Участие в групповой дискуссии
2. Властные отношения.   3-4       Еженед. Участие в групповой дискуссии
3. Происхождение и сущность гражданского общества.   5-8       Еженед. Участие в групповой дискуссии
4. Институциональные аспекты политики.Политические партии, движения и организации.Избирательные (электоральные) системы.   9-12       Еженед. Тест. Участие в групповой дискуссии
5. Политические отношения и процессы в обществе.Политическая модернизация.   13-16       Еженед. Участие в групповой дискуссии
6. Человек и политика.   17-18       Еженед. Участие в групповой дискуссии
7. Мировая политика и международные отношения.   19-20       Еженед. Участие в групповой дискуссии
Итого за семестр         Зачет
 

 

Тема 1. Политология как наука. История политических учений

Возникновение и основные этапы развития политологии. Теоретическая и прикладная политология. Общее и особенное в развитии политических знаний. Компьютеризация современной политологии и переход в технологическую фазу развития.

Объект и предмет политических наук. «Политическая сфера общества», как многомерная целостная система. Закономерности отношений между властвующими и подвластными людьми, властью управляющих и влиянием управляемых. Многообразие политических наук: философия политики, социология политики, политическая психология, политическая география и т.д.

Методы политических наук Общенаучные методы (метод сравнения, анализ и синтез, метод обобщения, дедукция и индукция, метод моделирования, методы классификации, типологии, группировки), специальные методы (анализ документальных источников, метод наблюдения, метод опроса населения, метод экспериментирования), универсальные научные подходы (системный и комплексный подходы, формационный, цивилизационный, социокультурный подходы)

Функции политологии Познавательные и преобразовательные функции политологии. Дескриптивные и оценочные функции. Возрастание значения функции социализации политических наук в современном мире. Возможности прогностической функции политологии.

Развитие мировой политической мысли. Политологические идеи Древнего Востока. Древняя Индия: политические концепции брахманизма и буддизма. Древний Китай: конфуцианство и школа законников. Древняя Греция: политические теории Платона и Аристотеля. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени. Н. Макиавелли и его учение о государстве. Политические теории периода ранних индустриальных обществ. «Левиафан…» Т. Гоббса. Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш.Монтескье. Ж.Ж. Руссо как представитель мелкобуржуазного радикализма. Политическая мысль США в период борьбы за независимость. Дж. Мэдисон и его взгляды на государство. Декларация независимости, Конституция, Биль о правах в США. Особенности политических учений ХIХ начала ХХ вв.

Российская политическая традиция Особенности развития политической мысли России. Зарождение политических идей в Киевской Руси. Русская политическая мысль о проблемах государственности, власти и властных отношений в период становления централизованного государства (ХIV-XVIIвв). Политические учения в России в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). Становление и судьбы либерализма в России. Русский консерватизм. Политический радикализм и его эволюция в ХIХ нач. ХХ вв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...