Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составила Гордина Т. Б., главный библиограф

МЕЖРАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМ. М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

 

Осуждать или хвалить?

(как быстро понимать современное искусство)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Составила Гордина Т. Б., главный библиограф

«Я думаю, что, когда речь заходит о признании современного искусства, отправной точкой должно стать не суждение о том, хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей. Как и в случае с большинством кажущихся на первый взгляд непостижимыми объектов, искусство чем-то напоминает игру - стоит освоить основные правила, и поначалу непонятное сразу приобретает некий смысл.»

Уилл Гомперц «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси»

 

Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины ХХ - начала ХХI века / Екатерина Андреева; [авт. проекта д-р искусствоведения: С. М. Даниэль]. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 484, [4] с.: цв.ил. - (Новая история искусства).

Путешествие по миру искусств а от 1940-х годов к сегодняшнему дню. Исследуя смену концепций современного искусств а, автор рассказывает историю основных его направлений: абстрактной живописи, поп-арта, неодада, минимализма, концептуализма, лэнд-арта, политического и феминистского искусств а, симуляционизма и апроприации, видео-арта. Творчество российских художников впервые рассматривается как составная часть общемировой эволюции актуального искусств а.

 

Андреева, Е. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половине XX века: сборник биографической информации / Е. Андреева. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 509, [3] с.: ил.

Книга основана на цикле лекций об искусств е второй пол. 20 в. Биографии художников, истории художественных движений и новых технологий автор исследует, исходя из двух сверхзадач, избранных искусств ом авангарда, - представить непредставимое Ничто и стать Всем. Быстрая и драматическая смена подходов к решению этих задач в 1940 - 1990-е гг. составляет основной сюжет книги.

Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг: [пер. Анны Асланян]. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 319 с.: ил. - Пер. изд.: Performance Art: From Futurism to the Present / Roselee Goldberg. - London, 2011.

Сегодня перформанс пользуется большой популярностью, особенно у отечественных художников. Иногда для людей, остро ощущающих настроения в обществе, такие акции становятся единственной формой выражения, привлечения внимания или отражения действительности через себя. И для того, чтобы понимать такие явления, стоит изучить эту книгу детально. Вы найдете здесь сжатый, но тем не менее детальный обзор исторических событий и личностей, которые сделали перформанс таким, какой он есть. Она особенно хорошо подойдет тем, кто вообще не имеет понятия о перформансе и откуда он возник.

Искусств о с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Хэл Фостер [и др.; пер. Г. Абдушелишвили и др.]. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 816 с.: цв. ил. – Режим доступа: https://www.litres.ru/uill-gomperc/neponyatnoe-iskusstvo-ot-mone-do-benksi/

Это самая полная на сегодняшний день критическая история искусства XX - начала XXI века. Сто двадцать две главы, выстроенные хронологически, год за годом обозревают ключевые события в искусстве - будь то создание выдающегося произведения, публикация важного текста или открытие значительной выставки, - образуя не одну, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней. Углубленному анализу подвергнуты все поворотные моменты и прорывы модернизма и постмодернизма, а также антимодернистские реакции, время от времени выступавшие с альтернативными взглядами на искусство и мир.

Ходж, С. Искусство: 50 идей, о которых нужно знать / Сюзи Ходж; [пер. с англ. Марии Александровой]. - Москва: Phantom Press, 2014. - 207 с.: ил.

Искусство всегда являлось зеркалом, отражающим эпоху. Загадочное и таинственное, искусство ставило людей в тупик, сбивало с толку, восхищало, пугало, даже возмущало. Искусство – это и форма коммуникации, и украшение жилища, и религиозные культы, и пропаганда, и интерпретация реальности, и выражение эмоций. Эта книга – о 50 основных идеях, которые воплощены в искусстве с доисторических времен до наших дней. Мастера различных времен, культур и стран создали великое множество стилей и образов, самые значительные из них, менявшие не только само искусство, но и мир, вошли в эту книгу. Здесь есть все: от первобытной живописи до новейших течений, от Ренессанса до авангардизма. После этой книги можно будет взглянуть на искусство под другим, куда более широким, углом.

* * *

«Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный.»

Андрей Ковалев,

художественный критик

9 шагов постижения современного искусства [Электронный ресурс]: педагогические принципы Казимира Малевича, которые помогут понять и простить современное искусство / сост. Алексей Морозов // Arzamas. – (Курс № 18. Русский авангард). – Режим доступа: http://arzamas.academy/materials/551

По воспоминаниям современников, Казимиру Малевичу, в определенный перид жизни занимавшемуся теоретической и педагогической деятельностью, достаточно было час вести лекцию перед неподготовленной аудиторией, чтобы превратить слушателей из скептиков в утвердителей нового искусства. Приводим девять педагогических принципов Малевича.

Богачева, И. А.Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога [Электронный ресурс] / И. А. Богачева, В. В. Селиванов // Российское музееведение. – Режим доступа: http://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/Bogacheva.pdf

О причинах трудностей, которые испытывает современная отечественная публика в восприятии и понимании современного искусства, в особенности той области художественной культуры, которая обладает наибольшей новизной и требует новых оценок и подходов - модернизм и посмодернизма.

 

Иевлева, Н. В. Музей и публика [Электронный ресурс]: монография / Н. В. Иевлева, М. В. Потапова. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2014. - 271, [1] с.: ил. – Режим доступа: http://www.museum.ru/doc/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf

В книге представлен анализ и обобщение результатов социологических исследований музейной публики, которые регулярно проводились сотрудниками отдела социально-психологических исследований Государственного Русского музея в период с 1985 по 2010 гг. В том числе исследуется динамика отношения зрителей к современному искусству, включая новейшие его течения.

Крылов, С. Н. Проблемы понимания в современном искусстве [Электронный документ] / С. Н. Крылов // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krylov.pdf

В статье раскрываются основные факторы затрудняющие взаимопонимание художника и публики. Автор считает, что современное искусство является системой со своим зашифрованным языком, складывавшимся на протяжении последних полутора столетий. Публика, хорошо знакомая с современным искусством, также не всегда может всесторонне оценить ценность художественного произведения без специального пояснения со стороны автора, что несомненно является признаком возрастающего конфликта между обществом и культурой постмодернизма.

* * *

«Можно по разному относиться к современному искусству, особенно если мы сталкиваться с ним на каждом шагу. И признаться в том, что ты не понимаешь его — совсем не стыдно.
Мы создаем искусство, популяризируем и все больше говорим о нем, но на то, что бы по настоящему осознать и принять его, нужно время и определенные усилия.»

Ксения Житомирская, колумнист

Бергер, Дж. Искусство видеть [Электронный ресурс] / Джон Бергер. – М.: Вимбо, 2012. – Режим доступа: https://www.litres.ru/dzhon-berger/iskusstvo-videt-19377159/

Одна из самых обсуждаемых и влиятельных книг об искусстве, когда либо изданных в мире. Она написана по мотивам знаменитого фильма ВВС и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. В том же году критик Sunday Times писал: «Бергер не просто открывает нам глаза на то, как мы видим произведения изобразительного искусства, он почти наверняка изменит само восприятие искусства зрителем». Спустя сорок лет можно с уверенностью утверждать: пророчество сбылось.

Бонами, Ф. Я тоже так могу!: [почему современное искусство все-таки искусство] / Франческо Бонами; [пер. с итал. К. Мискарян]. - Москва: V-A-C press, 2013. - 204 с.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни думал, глядя на произведение современного искусства: "Я тоже так могу!" Тем не менее критики уверяют нас, что эти произведения - шедевры, а коллекционеры тратят астрономические суммы на картины, кажущиеся непонятной мазней, и скульптуры, напоминающие груды металлолома. Искусство ли это вообще? Известный куратор и художественный критик Франческо Бонами предлагает нам взглянуть на современное искусство без предрассудков: он объясняет, чем великий художник отличается от посредственного, почему Марсель Дюшан и Энди Уорхол выдержали испытание временем и почему многие работы современных художников крайне переоценены. И пусть нам кажется, что в прошлом веке искусство изменилось до неузнаваемости, - Бонами дает понять, что перед нами все то же старое доброе искусство и ничто иное.

Гомперц, У. Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси [Электронный ресурс] / Уилл Гомперц; [пер. с англ. Ирины Литвиновой]. – М.: Синдбад, 2016. - 461, [2] с., [8] л. цв. ил. – Режим доступа https://www.litres.ru/uill-gomperc/neponyatnoe-iskusstvo-ot-mone-do-benksi/

Эта книга - ответ тем, кто считает современное искусство не то заумью снобов, не то откровенным обманом. Какой смысл заключен в "Черном квадрате" Малевича? Что имел в виду Энди Уорхол, изображая бесчисленные банки томатного супа? И причем тут вообще писсуар? В своем захватывающем и подчас шокирующем рассказе о полуторавековой истории современного искусства Уилл Гомперц не ставит перед собой задачу оценивать те или иные произведения. Он дает читателям "краткий курс" культурных кодов-подсказок, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современном художественном пространстве и разбираться, где "пустышка", а где шедевр.

Торнтон, Сара. Семь дней в искусстве / С. Торнтон; пер. А. Обрадович. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - 349, [1] с. - (Арт-книга).

Сара Торнтон поставила перед собой интересную задачу: в семи главах рассказать читателям, а заодно и самой понять, что такое современное искусство. Для этого благого дела она посещала ближайшие к ней выставки и интервьюировала разных представителей этой сферы: художников, критиков, кураторов, коллекционеров и экспертов. В этих поисках и беседах вы сможете обнаружить ответы на животрепещущие вопросы: кто такой художник, какова его роль, что значит современное искусство и как его понять.

Филлипс, С....Измы: как понимать современное искусство =...Isms: understanding modern art / Сэм Филлипс; [пер. с англ. Михаила Визеля и Надежды Чаминой]. - Москва: Ad Marginem, 2014. - 157 с.: цв. ил.

Автор, британский искусствовед, редактор журнала Frieze, выросшего из одноименной арт-ярмарки, помещая современное искусство в исторический контекст, создает своего рода карту траекторий, по которым развивалась художественная практика новейшего времени. Вооружившись подобной картой, любой читатель — от студента-искусствоведа до простого любителя искусств — способен дальше прокладывать собственные маршруты. Список художников, ключевых работ и музеев всего мира прилагается.

Ходж, С. Современное искусство в деталях: почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное / Сюзи Ходж; [пер. с англ. Джулии Карризи]. – М.: Магма, 2014. - 224 с.: ил., цв. ил.

В обществе живо убеждение, что если художник изображает что-то не достоверно, то у него нет таланта и никакой он не художник. Такой стереотип имеет под собой глубокие корни, в виде исторического процесса. До изобретения и распространения фотографии, рисовальщики делали максимально реалистичные портреты и детализированные пейзажи, для фиксации этого во времени. После появления фотографов необходимость в дословности отпала, и художник получил свободу самовыражения. На примере 100 резонансных работ, Сюзи Ходж в своей книге объясняет, почему современное искусство и нарочито простые картины имеют право быть и так важны в культурном пространстве.


 

Дорогие читатели!

К ЭЛЕКТРОННЫМ ПОЛНОТЕКСТОВЫМ БАЗАМ «ЛИТРЕС» (книги), «БИБЛИОРОССИКА» (книги и журналы)И «EAST VIEW» (журналы и газеты)открыт удаленный доступ для зарегистрированных читателей. Чтобы получить доступ необходимо обратиться к библиотекарям или выслать письмо с указанием номера своего читательского билета на электронную почту [email protected]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...