Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Германское гражданское уложение 1900 г.




 

После утверждения в 1900 г. Германское гражданское уложение вступило в действие во всех землях империи. Оно состояло из 2385 статей, собранных в пяти книгах (пандектная система): общая часть, обязательственное право, вещное право, семейное право и наследственное право.

     В первой книге («Общая часть») излагались общие принципы построения германского гражданского права и давалась характеристика основных правовых институтов. Кроме того, закреплялись основы правового статуса физических и юридических лиц, вещей, отправные положения о сделках, договорах, давностных сроках и т.п.

Во второй книге («Обязательственное право») рассматривались основы обязательственного права. При этом основное внимание уделялось договорам, которые понимаются как способ установления правовой взаимосвязи между лицами для осуществления каких-либо действий или воздержания от них.

В третьей книге («Вещное право») были определены основы правового положения вещей, собственности, ее приобретение и отчуждение.

Четвертая книга («Семейное право») закрепляла: нормы брачно-семейного права, в том числе о заключении и расторжении брака, имущественных отношениях супругов; правовое положение детей; институты опеки и попечительства.

В пятой книге («Наследственное право») были представлены порядок наследования имущества, полномочия наследников, регламентировались вопросы завещательного и законного наследования. Провозглашался принцип свободы завещания, но ограниченной «обязательной долей». Наследодатель мог назначить или отстранить от наследования любое лицо.

Следует отметить, что в отличие от Гражданского кодекса Франции 1804 г. переживший супруг находился в более благоприятном положении, так как частично мог наследовать с родственниками первых двух линий (1/4 или 1/2), а при их отсутствии к нему переходило все полностью.

 

 

55. Новый курс Франклина Рузвельта в США

 

 

Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, создание соответствующих государственных учреждений по оказанию помощи в федеральном масштабе, в штатах и муниципалитетах. Для этих целей была создана Чрезвычайная федеральная организация помощи, которая ассигновала 500 млн. долларов для распределения среди нуждающихся. Важной мерой, которой Рузвельт гордился, было создание для безработной молодежи городов лагерей в лесных районах. Эта программа называлась Гражданским корпусом сохранения резервов. В лагерях размещалось ежегодно до 500 тыс. безработных молодых людей, которые получали кров, питание, одежду и один доллар в день. Они занимались лесопосадками, расчисткой лесов, мелиорацией, рытьем прудов, благоустройством национальных парков и заповедников, строительством дорог, мостов и т. п. В частности, от границ Канады до штата Техас была создана лесозащитная полоса, на которой было высажено 200 млн. деревьев.

Другим «детищем» Рузвельта стал грандиозный проект комплексного экономического развития целого географического района, охватывающего семь южных штатов в долине реки Теннесси. Было построено 25 электростанций, река стала судоходной, поднялись молодые леса, была остановлена эрозия почвы, люди стали жить лучше.

Появился Закон о восстановлении национальной промышленности, который состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов.

Следующим важным законодательным актом стал закон о регулировании сельского хозяйства, который предусматривал материальную помощь фермерским хозяйствам, премии за сокращение посевов, скупку продукции ферм с тем, чтобы сократить разрыв в ценах на сельхозпродукцию и продукцию промышленности.

Социальные реформы «нового курса». Вступив в должность президента в 1937 г. на новый срок, Рузвельт встретился с сопротивлением конгресса и Верховного суда при осуществлении своих предвыборных обещаний и общего плана реформирования отношений в обществе. Внесенные им в 1937 г. законопроекты по социальным проблемам были отвергнуты конгрессом, другие признаны Верховным судом неконституционными. Подъем массовых движений рабочих и фермеров, а затем и новый экономический кризис 1938 г. заставили конгресс и Верховный суд изменить свое отношение к предлагаемым президентом социальным реформам. В конечном итоге в 30-е гг. был принят ряд важных социальных реформ: закон о трудовых отношениях (закон Вагнера); закон о социальном страховании (август 1935 г.); закон о справедливых условиях найма, запрещавший применение детского труда, устанавливающий минимум оплаты труда и максимальную продолжительность рабочей недели для рабочих и служащих. Кризис 1938 г. вновь заставил правительство выделить несколько миллиардов долларов на государственное строительство и общественные работы. Важной мерой подъема сельского хозяйства стали программы по восстановлению плодородия почв, что было особенно важно после разрушительных пыльных бурь и засух 30-х гг. Наряду со страхованием по безработице в США было принято законодательство о пенсионном обеспечении.

 

 

56. Основные трансформации в государственном строе США в послевоенный период

 

В США сохраняется государственная структура, созданная 200 лет назад. Функционирует двухпартийная система, при которой у власти поочередно находятся республиканская и демократическая партии. В действующую конституцию был внесен ряд поправок, касающихся порядка вступления в должность, сроков пребывания у власти (2 срока) и замещения должности президента, а также изменения избирательной системы. Поправкой 19 (1920 г.) были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка 24 (1964 г.) отменила избирательный налог, который лишал избирательных прав около 10 млн. человек. Поправка 26 (1972 г.) снизила избирательный возраст до 18 лет.

Были приняты меры против расовой дискриминации, в частности запрещены тесты грамотности.

Для ХХ в. характерна тенденция централизации государственной власти, обусловленная концентрацией производства и капитала, усилением государственного регулирования экономики и социальных отношений. Этому способствовали следующие факторы:
1) необходимость ограничения социальных последствий деятельности крупных монополистических объединений;
2) кризис 1929 - 1933 гг.;
3) вторая мировая война, потребовавшая укрепления центральной власти.

После окончания войны военизация поддерживалась напряженностью холодной войны, стремлением к мировому господству.

Централизация привела к расширению полномочий федеральных органов и прежде всего власти президента. Центр получил определенные рычаги воздействия на экономику и политику штатов. Среди них можно назвать право регулирования торговли между штатами, предоставление федеральных субсидий и т.д.

В 80-е годы начала осуществляться программа нового федерализма, разработанная республиканцами. Она должна была увеличить полномочия местных властей в использовании и перераспределении федеральных средств, а также сократить федеральные расходы, переложив на местные органы власти заботу об экономических и социальных проблемах. Осуществление программы не привело к "децентрализации" государственной власти.

Происходит процесс концентрации власти в руках президента, получившего не предусмотренные конституцией США полномочия в сфере экономики и социальных отношений. Президент оказывает влияние на законотворчество Конгресса, своими указами, имеющими силу законов, регламентирует деятельность ФБР.

Расширены военные полномочия президента, в том числе и за счет прерогатив Конгресса. Вопреки праву Конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использовал вооруженные силы. Без согласия Конгресса, например, в 1950 г. была начата война в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме. До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.

Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института - президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...