Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.

Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями.

Соматическое заболевание — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.

В данную группу заболеваний входят болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы (кроме психологических) являются соматическими.

ВДРУГ ПОНАДОБИТЬСЯ!!!

К соматическим заболеваниям относятся:

· Заболевания сердца и сосудов

· Заболевания дыхательной системы

· Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта

· Травмы, ожоги и ранения

· Наследственные генетические заболевания

· Органические поражения нервной системы

· Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов

· Онкологические заболевания

· Паразитарные инвазии

· Эндокринные заболевания

Признаки

Нарушения аппетита (отсутствие желания есть или повышенное чувство голода). Может быть вызвано проблемами с ЖКТ, эндокринной системой, инфекциями, а также другими заболеваниями (нервная анорексия, булимия). Иногда сопровождается тошнотой, рвотой. Отвращение к пище и отказ от нее так же опасны для здоровья, как и систематическое переедание. Нарушения сна (сонливость, бессонница). Может быть симптомом гормональных проблем, болезней сердца и сосудов. Расстройства половой функции (боль во время секса, нарушения эрекции, отсутствие оргазма, снижение влечения). Эмоциональные нарушения (чувство подавленности, разбитости, тревожность, раздражительность, депрессия). Болевой синдром (неприятные ощущения в области сердца, головы, желудка, мышц).

Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое.

Коммуникативные трудности детей с соматическими заболеваниями

· Низкий уровень навыков общения

· Ограничения в общении (реже гуляют,не посещают детский сад)

· Избирательность в общении (сплочение в стационаре с такими же детьми)

·  неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;

·  неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

·  отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

· множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;

 

· отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;

· проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;

·  двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,

·  склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.
Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:
-эгоизм;-упрямство;-неуравновешенность;- агрессивность, жестокость,-неуверенность в себе (застенчивость);- страхи;- вранье;- отсутствие друзей.

Общение может стать настоящим ресурсом для хорошего самочувствия и дельнейшего выздоровления. А для более эффективного общения необходимо развитие коммуникативных способностей в достаточной мере. Следует отметить, что существует большое количество эффективных методов развития коммуникативных способностей, такие как коммуникативный тренинг, театрализованные постановки, арт-терапия (в различных её формах: изотерапия, музыкотерапия, и т. д.), психогимнастика, отдельно стоит отметить сказкотерапия, групповая работа, с использованием различных арт-терапевтических техник и ролевых игр. Данные методы так же достаточно хорошо вписываются в условия стационара, служат не только для развития коммуникативных способностей, но и для улучшения самочувствия, нормализации психофизиологического и эмоционального состояний.


Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.

Пространственная ориентация характеризует местоположение че­ловека в пространстве, отражая трехмерность пространства на осно­ве выбранной им системы отсчета. Точкой отсчета может быть соб­ственное тело или любой предмет окружения человека. Ориентация тесно связана с мобильностью и движениями частей тела и решает задачу выбора направления, сохранения направления и обнаружения цели движения. Огромное значение в ориентировке имеют простран­ственные представления.

Имея некоторые особенности, пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение.

При анализе динамики изменений и специфики пространственной ориентировки слепых детей прослеживается зависимость ее развития от степени сформированности анатомо-физиологических и психологических образований. Поэтому при формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей необходимо учитывать целый ряд факто­ров, определяющих эффективность этого процесса, и прежде всего уро­вень сформированности «психологической системы».

Возраст является важнейшим фактором, определяющим построение коррекции дефекта пространственной ориентации и дифференциацию обучения в зависимости от структуры психологической системы каждо­го ребенка.

Единственное в отечественной тифлопсихологии исследование про­странственной ориентировки слепых детей раннего и дошкольного воз­раста проведено Л.И.Солнцевой, где показаны характеристики ориента­ции в пространстве начиная с первых месяцев их жизни. Уже к 5 - 6 месяцам у слепых детей сформирована первая система ориентации в про­странстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вер­тикальное и горизонтальное положение.

В этот период большую роль играет проторение путей и установле­ние связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звуковую характеристику объектов как их сигнальный признак. Выполнение детьми этого возраста движений руками, головой, туловищем также способствует развитию ориентиров­ки. Остаточное зрение в этот период играет менее значительную роль по сравнению с кинестетической, слуховой, вестибулярной чувствитель­ностью.

Дальнейшая стадия развития ориентации связана с формированием активного самостоятельного передвижения в пространстве и его позна­нием, что способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Важнейшим фактором в структуре ориентировочной деятельности ста­новится также пассивная и активная речь. Связь речи с движением, пред­метной деятельностью способствует ориентации в пространстве. С дру­гой стороны, на этом этапе развития четко проявляется зависимость ус­пешной пространственной ориентации от физического развития ребен­ка и его двигательной сферы. Возрастает роль остаточного зрения в ориен­тации - ребенок становится способным к дистантному выделению свойств окружающих предметов.

Изучая особенности пространственной ориентации у дошкольников, исследователи выделяют два его вида: ориентирование на собственном теле и в окружающем пространстве. Развитие понимания детьми схемы собственного тела является чувственной основой системы отсчета при ориентировании в окружающем пространстве.

Боязнь пространства и страх передвижения, столкновения с незна­комыми объектами тормозят у слепых детей формирование двигатель­ной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности ориен­тирования. У слепых детей наблюдаются трудности и замедленность фор­мирования сложных двигательных актов, новых предметных действий.

Исследования слабовидящих дошкольников и детей с амблиопией и косоглазием Л.И.Плаксиной, Л.В.Рудаковой и Л.С.Сековец выявили также замедленность темпа развития и осуществления ориентировки в микро- и макропространстве, ошибки при выделении формы, величи­ны, удаленности, пространственного расположения предметов по отношению друг к другу, что связывается с монокулярным характером зрения, затрудняющим ориентировочные действия с объемными объектами.

Для них характерно также недостаточно точное понимание и исполь­зование слов, обозначающих пространственные направления.

Сформированностъ пространственной ориентировки и ее особенно­стей у дошкольников с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет иссле­довались Е.Н.Подколзиной. Специфичность ориентации проявилась в трудностях формирования навыков практической ориентировки на своем теле. Ею показаны различные уровни ее развития, от первого, когда дети могли выполнить предъявляемые им задания самостоятельно, до четвер­того, когда дети требуют не только показа и совместного выполнения задания с педагогом, но и длительной тренировки, развития моторики, умения анализировать свои движения на основе проприоцептивного вос­приятия. У значительной части детей выявлена несформированность си­стемы представлений о своем теле, нет связи со словесными обозначе­ниями пространства или они очень слабы, неустойчивы. Значительные трудности вызывало также ориентирование в пространстве вокруг себя. При этом у тех детей, которые слабо справлялись с заданиями опреде­ления основных направлений в пространстве, отсутствовали четкие зна­ния о пространственной характеристике частей своего тела, как точки отсчета направлений в пространстве вокруг себя.

Выявились также различия между слабовидящими и детьми с косоглазием и амблиопией. Низкая острота центрального зрения слабови­дящих затрудняло детям локализацию объекта, точность передвижения в указанном направлении, предметно-пространственную ориентировку. Для них характерно отсутствие умений соотносить положение объектов с пространственным представлением своего тела и его частей.

Дети с косоглазием и амблиопией испытывали большие трудности в сохранении направления движения, часто его меняли из-за осуществ­ления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом.

Работа детей с разборными игрушками выявила большие трудности в выделении и соотнесении деталей игрушек, в их правильном располо­жении относительно друг друга вследствие монокулярности зрения. При выполнении моделирования предметно-пространственного построения по образцу проявилась зависимость результативности решения задания от точки отсчета, выбранной ребенком.

Для всех дошкольников с нарушением зрения характерно отсутствие в их активном словаре слов, обозначающих пространственные признаки предметов и направлений.

Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы у детей млад­шего школьного возраста отрицательно сказываются на их пространствен­ных представлениях, для которых характерны неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность.

Наряду с недостатками пространственного анализа у слепых де­тей 7-8-летнего возраста отмечается низкий уровень временного разли­чения. Чувство ритма (интегральным показателем которого является реак­ция на время) у детей с нарушениями зрения этого возраста значитель­но меньше развито, чем у нормально видящих сверстников и более стар­ших детей с патологией зрения.

В преодолении препятствий разной степени трудности, которые встречаются в процессе овладения слепыми учащимися навыками про­странственной ориентировки, особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация деятельности и поступков в условиях воле­вых действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...