Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями. Соматическое заболевание — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию. В данную группу заболеваний входят болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы (кроме психологических) являются соматическими. ВДРУГ ПОНАДОБИТЬСЯ!!! К соматическим заболеваниям относятся: · Заболевания сердца и сосудов · Заболевания дыхательной системы · Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта · Травмы, ожоги и ранения · Наследственные генетические заболевания · Органические поражения нервной системы · Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов · Онкологические заболевания · Паразитарные инвазии · Эндокринные заболевания Признаки Нарушения аппетита (отсутствие желания есть или повышенное чувство голода). Может быть вызвано проблемами с ЖКТ, эндокринной системой, инфекциями, а также другими заболеваниями (нервная анорексия, булимия). Иногда сопровождается тошнотой, рвотой. Отвращение к пище и отказ от нее так же опасны для здоровья, как и систематическое переедание. Нарушения сна (сонливость, бессонница). Может быть симптомом гормональных проблем, болезней сердца и сосудов. Расстройства половой функции (боль во время секса, нарушения эрекции, отсутствие оргазма, снижение влечения). Эмоциональные нарушения (чувство подавленности, разбитости, тревожность, раздражительность, депрессия). Болевой синдром (неприятные ощущения в области сердца, головы, желудка, мышц).
Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое. Коммуникативные трудности детей с соматическими заболеваниями · Низкий уровень навыков общения · Ограничения в общении (реже гуляют,не посещают детский сад) · Избирательность в общении (сплочение в стационаре с такими же детьми) · неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок; · неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей; · отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением; · множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
· отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность; · проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль; · двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, · склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.
Общение может стать настоящим ресурсом для хорошего самочувствия и дельнейшего выздоровления. А для более эффективного общения необходимо развитие коммуникативных способностей в достаточной мере. Следует отметить, что существует большое количество эффективных методов развития коммуникативных способностей, такие как коммуникативный тренинг, театрализованные постановки, арт-терапия (в различных её формах: изотерапия, музыкотерапия, и т. д.), психогимнастика, отдельно стоит отметить сказкотерапия, групповая работа, с использованием различных арт-терапевтических техник и ролевых игр. Данные методы так же достаточно хорошо вписываются в условия стационара, служат не только для развития коммуникативных способностей, но и для улучшения самочувствия, нормализации психофизиологического и эмоционального состояний. Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией. Пространственная ориентация характеризует местоположение человека в пространстве, отражая трехмерность пространства на основе выбранной им системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения человека. Ориентация тесно связана с мобильностью и движениями частей тела и решает задачу выбора направления, сохранения направления и обнаружения цели движения. Огромное значение в ориентировке имеют пространственные представления. Имея некоторые особенности, пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение. При анализе динамики изменений и специфики пространственной ориентировки слепых детей прослеживается зависимость ее развития от степени сформированности анатомо-физиологических и психологических образований. Поэтому при формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей необходимо учитывать целый ряд факторов, определяющих эффективность этого процесса, и прежде всего уровень сформированности «психологической системы». Возраст является важнейшим фактором, определяющим построение коррекции дефекта пространственной ориентации и дифференциацию обучения в зависимости от структуры психологической системы каждого ребенка.
Единственное в отечественной тифлопсихологии исследование пространственной ориентировки слепых детей раннего и дошкольного возраста проведено Л.И.Солнцевой, где показаны характеристики ориентации в пространстве начиная с первых месяцев их жизни. Уже к 5 - 6 месяцам у слепых детей сформирована первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. В этот период большую роль играет проторение путей и установление связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звуковую характеристику объектов как их сигнальный признак. Выполнение детьми этого возраста движений руками, головой, туловищем также способствует развитию ориентировки. Остаточное зрение в этот период играет менее значительную роль по сравнению с кинестетической, слуховой, вестибулярной чувствительностью. Дальнейшая стадия развития ориентации связана с формированием активного самостоятельного передвижения в пространстве и его познанием, что способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Важнейшим фактором в структуре ориентировочной деятельности становится также пассивная и активная речь. Связь речи с движением, предметной деятельностью способствует ориентации в пространстве. С другой стороны, на этом этапе развития четко проявляется зависимость успешной пространственной ориентации от физического развития ребенка и его двигательной сферы. Возрастает роль остаточного зрения в ориентации - ребенок становится способным к дистантному выделению свойств окружающих предметов. Изучая особенности пространственной ориентации у дошкольников, исследователи выделяют два его вида: ориентирование на собственном теле и в окружающем пространстве. Развитие понимания детьми схемы собственного тела является чувственной основой системы отсчета при ориентировании в окружающем пространстве.
Боязнь пространства и страх передвижения, столкновения с незнакомыми объектами тормозят у слепых детей формирование двигательной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности ориентирования. У слепых детей наблюдаются трудности и замедленность формирования сложных двигательных актов, новых предметных действий. Исследования слабовидящих дошкольников и детей с амблиопией и косоглазием Л.И.Плаксиной, Л.В.Рудаковой и Л.С.Сековец выявили также замедленность темпа развития и осуществления ориентировки в микро- и макропространстве, ошибки при выделении формы, величины, удаленности, пространственного расположения предметов по отношению друг к другу, что связывается с монокулярным характером зрения, затрудняющим ориентировочные действия с объемными объектами. Для них характерно также недостаточно точное понимание и использование слов, обозначающих пространственные направления. Сформированностъ пространственной ориентировки и ее особенностей у дошкольников с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет исследовались Е.Н.Подколзиной. Специфичность ориентации проявилась в трудностях формирования навыков практической ориентировки на своем теле. Ею показаны различные уровни ее развития, от первого, когда дети могли выполнить предъявляемые им задания самостоятельно, до четвертого, когда дети требуют не только показа и совместного выполнения задания с педагогом, но и длительной тренировки, развития моторики, умения анализировать свои движения на основе проприоцептивного восприятия. У значительной части детей выявлена несформированность системы представлений о своем теле, нет связи со словесными обозначениями пространства или они очень слабы, неустойчивы. Значительные трудности вызывало также ориентирование в пространстве вокруг себя. При этом у тех детей, которые слабо справлялись с заданиями определения основных направлений в пространстве, отсутствовали четкие знания о пространственной характеристике частей своего тела, как точки отсчета направлений в пространстве вокруг себя. Выявились также различия между слабовидящими и детьми с косоглазием и амблиопией. Низкая острота центрального зрения слабовидящих затрудняло детям локализацию объекта, точность передвижения в указанном направлении, предметно-пространственную ориентировку. Для них характерно отсутствие умений соотносить положение объектов с пространственным представлением своего тела и его частей. Дети с косоглазием и амблиопией испытывали большие трудности в сохранении направления движения, часто его меняли из-за осуществления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом.
Работа детей с разборными игрушками выявила большие трудности в выделении и соотнесении деталей игрушек, в их правильном расположении относительно друг друга вследствие монокулярности зрения. При выполнении моделирования предметно-пространственного построения по образцу проявилась зависимость результативности решения задания от точки отсчета, выбранной ребенком. Для всех дошкольников с нарушением зрения характерно отсутствие в их активном словаре слов, обозначающих пространственные признаки предметов и направлений. Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы у детей младшего школьного возраста отрицательно сказываются на их пространственных представлениях, для которых характерны неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность. Наряду с недостатками пространственного анализа у слепых детей 7-8-летнего возраста отмечается низкий уровень временного различения. Чувство ритма (интегральным показателем которого является реакция на время) у детей с нарушениями зрения этого возраста значительно меньше развито, чем у нормально видящих сверстников и более старших детей с патологией зрения. В преодолении препятствий разной степени трудности, которые встречаются в процессе овладения слепыми учащимися навыками пространственной ориентировки, особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация деятельности и поступков в условиях волевых действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|