Объем дисциплины и виды учебной работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________ Н. С. Федотов
"____"_____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине ______________________ НОКСОЛОГИЯ ________________________________
Индекс дисциплины ____ Б.2.1.6 ________
Кафедра ________ ПБиООС ______________________
Направления (специальности) ________ 280700 – Техносферная безопасность (бак)____________
Профиль (программа): _____ Безопасность технологических процессов и производств______
Форма обучения: _________ очн./заочн._________________________________________________
Факультет: _____ Институт нефти и газа____________________________
Курс ____ 1/1 ________ Семестр_____ 1/1 _____
Лекции ______________ 34/8 _______(час) Экзамен __________ 1/1 ______________
семестр
Практические
занятия____________ 34/8___ _______(час) Зачет ____________ нет _______________
семестр
Лабораторные
занятия________________ нет ______(час)
Самостоятельная
Всего ЗЕ ___ 5_____________________ работа_________ 109/164 _________(час)
Всего часов ___108___ Индивидуальные занятия ____3____ (час)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «Бакалавр»), приказ Мин. обр. и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 723.
Автор: доцент кафедры ПБиООС Кейн О. П.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ПБиООС, проторкол №10 от 14.03.2013 г.
Рецензенты:
И. о. зав. кафедрой ПБиООС _______________________ В. П. Перхуткин
Директор ИНиГ _______________________ С. В. Крючков
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета ИНиГ, протокло №9 от 15.04.13
Председатель С. В. Крючков __________________
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины -ознакомить студентов с теорией и практикой науки об опасностях.
1.2. Задачи изучения -дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и методы оценки опасностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы от опасностей.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
- общие гуманитарные и социально-экономические: правоведение;
- общие математические и естественнонаучные: математика, физика, химия, информатика.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
№
п-п
| Содержание формируемых компетенций
| Индекс компетенции
|
Общекультурные (ОК)
|
| Владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
| ОК-7
|
| Способностью работать самостоятельно
| ОК-8
|
| Способностью к познавательной деятельности
| ОК-10
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
| Способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
| ПК-19
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: источники и мир опасностей, их влияние на человека и природу, виды и критерии оценки опасностей
Уметь: идентифицировать опасности, оценивать поля и показатели их негативного влияния.
Владеть: понятийным аппаратом в области техногенных опасностей, демонстрировать способность и готовность к описанию полей опасностей, к достижению состояния безопасности человека, техносферы и природы.
2. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 5 __ зачетных единицы, ___ 180 ____ часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр
| Число недель ´ ´ часов в неделю
| Всего аудит. часов
| В том числе
| Объем самост. работы, час
| Экзамен
| Зачет
|
Лек-ции
| Лаб. зан.
| Практ. зан.
| семи-нары
| Контр.раб.
РГР, КР (КП)
|
Очное обучение
|
| 17×4+ 3ч.
|
|
| -
|
| -
| -
|
| экз
| -
|
Заочное обучение
|
|
|
|
| -
|
| -
| -
|
| экз
| -
|
2.1.1. Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование модуля
Наименование темы дисциплины
| Всего часов
| Формиру-
емые компетен-
ции
| Аудиторные занятия по формам обучения
| в том числе
| СРС
|
очная
| заочная
| лекции
| практические
| лабораторные
|
очная
| заочная
| очная
| заочная
| очная
| заочная
| очная
| заочная
|
РАЗДЕЛ 1. Основы ноксологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Ноксосфера. Ноксология как учение об опасностях. Понятийный ряд в области ноксологии
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Источники, виды опасностей.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
| -
|
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
Тема 3. Критерии оценки опасностей и показатели их негативного влияния. Основы анализа опасностей.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
| -
|
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Классификация опасностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Природные опасности
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Социальные опасности
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Техногенные опасности
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Тема 4. Антропогенные опасности
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
| -
|
| -
|
| -
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. Опасности объектов содержащих токсические и радиоактивные вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Классификация опасных химических веществ. Характеристика физико-химических свойств ОХВ. Токсические свойства ОХВ.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Тема 2. Виды ионизирующего излучения. Поле ионизирующего излучения. Дозовые характеристики ионизирующих излучений.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. Экспертная оценка опасностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Технические регламенты. Методы минимизации антроогенно-техногенных опасностей.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
| -
|
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. Мониторинг опасностей и оценка ущерба
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Классификация ЧС. Стадии развития ЧС. Зоны ЧС.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Мониторинг источников опасностей. Мониторинг здоровья работающих и населения. Мониторинг окружающей среды.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Показатели негативного влияния опасности. Потери от опасности в быту, на производстве и в селитебных территориях. Потери от чрезвычайных опасностей.
|
| ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-19
|
|
|
|
| -
| -
|
|
|
|
|
Всего часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего ЗЕ
|
|
2.1.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий (по семестрам)
Номер темы
| Наименование темы
| Основное содержание темы
| Количество часов
|
Очное
| Заочное
|
|
|
|
|
|
1.
| Основы ноксологии
| Ноксосфера. Ноксология как учение об опасностях. Понятийный ряд в области ноксологии. Источники, виды и классификация опасностей. Критерии оценки опасностей и показатели их негативного влияния. Основы анализа опасностей. Идентификация опасностей. Количественная оценка и нормирование опасностей.
|
|
|
2.
| Природные опасности
| Классификация природных опасностей Типы НОЯ по характеру границ зон поражения. Опасности из космоса. Структурные подразделения атмосферы. Землятресения. Вулканы. Цунами. Оползень. Ураган. Смерч. Буря
|
| срс
|
3.
| Социальные опасности
| Понятие социум. Классификация социальных опасностей. Смертность населения от внешних причин. Обзор статистических данных о смертности населения в России и зарубежном от различных причин. Демографическое состояние России и пути его улучшения.
|
|
|
4.
| Техногенные опасности
| Эволюция среды обитания. Формирование техносферы. Загрязнение среды обитания, классификации загрязнений. Зоны с высокой совокупностью опасностей. Окружающая среда регионов и городов. Производственная среда. Понятие опасный производственный объект.
|
|
|
5.
| Антропогенные опасности
| Виды и формы деятельности, энергозатраты при различных формах деятельности. Классификация условий трудовой деятельности. Работоспособность. Пути повышения эффективности трудовой деятельности.
|
| -
|
5.
| Опасности объектов содержащих токсические вещества
| Классификация опасных химических веществ. Характеристика физико-химических свойств ОХВ. Токсические свойства ОХВ. Анализ промышленных аварий с выбросами токсичных веществ. Выбросы токсичных веществ. Прогнозирование и оценка химической обстановки. Методика прогнозирования масштабов зон заражения при авариях и разрушениях химически опасных объектов.
|
|
|
6.
| Радиационная опасность
| Радиация и активность. Виды ионизирующего излучения. Поле ионизирующего излучения. Дозовые характеристики ионизирующих излучений. Связь активности и мощности дозы. Фоновое облучение человека. Требования к ограничению облучения. Ядерный топливный цикл. Характеристика радиационно опасных объектов. Классификация радиационных аварий. Характеристика радиационных аварий. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на АЭС.
|
| -
|
7.
| Экспертная оценка опасностей
| Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты. Методы минимизации антроогенно-техногенных опасностей.
|
|
|
8.
| Характеристика чрезвычайных ситуаций
| Классификация ЧС. Стадии развития ЧС. Зоны ЧС.
|
|
|
9.
| Мониторинг опасностей и оценка ущерба
| Мониторинг источников опасностей. Мониторинг здоровья работающих и населения. Мониторинг окружающей среды.
|
|
|
10.
| Оценка ущерба от реализованных опасностей
| Показатели негативного влияния опасности. Потери от опасности в быту, на производстве и в селитебных территориях. Потери от чрезвычайных опасностей.
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
2.1.2. Наименование тем (вопросов), выделенных для самостоятельной работы студентов
№№
тем
| Наименование темы
(вопроса)
| Основное содержание темы (вопроса)
| Объем в часах (очн/
заочн)
| Литература
|
| Ноксосфера.
| Ноксология как учение об опасностях. Понятийный ряд в области ноксологии
| 6/8
| 1-Л
2-Л
|
| Источники, виды опасностей.
| Общая классификация опасностей
| 9/10
| 1-Л
2-Л
|
| Критерии оценки опасностей и показатели их негативного влияния.
| Основы анализа опасностей.
| 15/16
| 1-Л
2-Л
|
| Природные опасности
| НОЯ
|
| 1-Л
2-Л
|
| Социальные опасности
| Классификация социальных опасностей
| 3/8
| 1-Л
2-Л
|
| Техногенные опасности
| Классификация техногенных оапсностей
| 5/7
| 1-Л
2-Л
|
| Антропогенные опасности
| Социум. Классификация антропогенных опасностей
| 5/8
| 1-Л
2-Л
|
| Классификация опасных химических веществ.
| Характеристика физико-химических свойств ОХВ. Токсические свойства ОХВ.
| 5/9
| 1-Л
2-Л
3-Л
|
| Виды ионизирующего излучения.
| Поле ионизирующего излучения. Дозовые характеристики ионизирующих излучений.
|
| 1-Л
2-Л
|
| Экологическая экспертиза.
| Декларация промышленной безопасности
| 12/17
| 1-Л
2-Л
|
| Технические регламенты.
| Методы минимизации антроогенно-техногенных опасностей.
| 6/17
| 1-Л
2-Л
6-Л
|
| Классификация ЧС.
| Стадии развития ЧС. Зоны ЧС.
|
| 1-Л
2-Л
|
| Мониторинг источников опасностей.
| Мониторинг здоровья работающих и населения. Мониторинг окружающей среды.
| 14/16
| 1-Л
2-Л
|
| Показатели негативного влияния опасности.
| Потери от опасности в быту, на производстве и в селитебных территориях. Потери от чрезвычайных опасностей
| 16/18
| 1-Л
2-Л
5-Л
|
ИТОГО
| 109/164
|
|
Примечание.
В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделам 3.1 и 3.2
2.1.2. Практические занятия, их содержание и объем в часах (по семестрам)
Номер темы
| Наименование практических занятий (семинаров)
| Основное содержание практических занятий (семинаров)
| Количество часов
|
Очное
| Заочное
|
|
|
|
|
|
| Семинар №1 Понятийный ряд в области ноксологии.
| Повторение и закрепление основных понятий курса посредством проведения тестирования
|
|
|
| Семинар №3 Классификация опасностей.
| Подготовка докладов и слайд-шоу о природных опасностях, социальных, техногенных, антропогенных
|
|
|
| ПЗ №2 Защита от опасностей
| Защита от природного электричества. Виды молниеотводов. Расчет одиночного стержневого молниеотвода.
|
|
|
| Семинар №4 Радиационное загрязнение территорий
| Просмотр и обсуждение видеофильма «Припять»
|
| -
|
| Семинар №5 Оценка опасности объектов содержащих пожароопасные и взрывоопасные вещества.
| Понятие ОПО. ОПО в Республике Коми. География. Характеристика сырья (нефть, газ, уголь). Мониторинг состояния недр.
|
|
|
| Семинар №6 Анализ промышленных аварий с выбросами токсичных веществ
| Просмотр и обсуждение видеофильма «Разлив нефти на реке Колва в 1994 году»
|
| -
|
| ПЗ №7 Опасные и вредные факторы на производстве
| Анализ травматизма в РК, РФ и за рубежом. Показатели травматизма.
|
|
|
| ПЗ № Влияние радиоактивного облучения на человека.
| Понятие фонового облучения. Степени лучевой болезни.
|
|
|
| ПЗ№9 Ранжирование территории РК по типам опасности
| Работа с картой РК, анализ и выделение зон с наибольшей антропогенной нагрузкой. Определение коэффициента допустимой нагрузки на ОС.
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
2.5. Интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении учебных занятий*
семестр
| Вид занятий (лекции, практические, лабораторные)
| Вид используемой интерактивной образовательной технологии
| Количество часов
|
| практические
| Case-study
|
|
| практические
| Опережающая самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
* В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее указанного в ФГОС по направлению подготовки (специальности) процента (как правило, не менее 20% аудиторных занятий).
В табличной форме приводится перечень интерактивных образовательных технологий по видам аудиторных занятий и их объем в часах.
Примерный перечень наиболее часто используемых в учебном процессе образовательных технологий:
1. Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.
2. Case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.
3. Игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.
4. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
5. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.
6. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.
7. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.
Примерный перечень наиболее часто используемых образовательных технологий проведения лекционных занятий:
Лекция классическая – систематическое, последовательное, монологическое изложение учебного материала.
Проблемная лекция – стимулирует творчество, проводится с подготовленной аудиторией, создается ситуация интеллектуального затруднения, проблемы.
Лекция вдвоем – наличие двух преподавателей, ролевые позиции, тема скучная или спорная, близка к блиц-игре.
Лекция-визуализация – передача информации посредством схем, таблиц, рисунков, видеоматериалов, проводится по ключевым темам с комментариями.
Лекция пресс-конференция – лекция по заказу, тема сложная неоднозначная, лекция с обязательными ответами на вопросы.
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.1. Основная и дополнительная литература
№№ п-п
| Автор и наименование
| Вид пособия
| Год
издания
| Кол-во экз. в библиотеке
|
основная литература:
|
1-Л
| Ноксология: учебник для бакалавров / С. В. Белов, Е. Н. Симакова; под общ. Ред. С. В. Белова – М.: Издательсво Юрайт, 2013. – 429 с.
| Др
|
|
|
2-Л
| Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / С.В. Белов [и др.]; Под ред. С.В. Белова. -7-е изд., стер.-М.:Высш. шк., 2009.- 616 с.: ил.- Рекомендовано М-вом образования и науки Рос. Федерации. - ISBN 978-5-06-004171-2
| У
|
|
|
3-Л
| Аварии и катастрофы. (Предупреждение и ликвидация последствий) ч.1. Под редакцией академика Кочеткова
| У
|
|
|
4-Л
| Занько Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
| У
|
|
|
дополнительная литература:
|
5-Л
| Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) / П.П. Кукин и др. – 319 с.
| УП
|
|
|
6-Л
| Вредные производственные факторы и аттестация рабочих мест / Под ред. Прусенко Б.Е., Цхадая Н.Д. – 453 с.
| Др
|
|
|
7-Л
| Гражданская оборона. Учебник для втузов. В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов. М.: Высш. шк. – 207 с.
| У
|
|
|
Примечание:
1. Порядковая нумерация сквозная, двухиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);
2. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (задания к контрольной работе (РГР), перечень вопросов к зачету (экзамену), промежуточной аттестации):
Для промежуточного контроля знаний используются контрольные работы (пример приведен ниже)
Вариант №1
|
1. Определение Биосферы.
2. Объясните следующие явления современного развития общества:
- процессы акселерации;
- нарушение биоритмов;
- аллергизация населения.
3. Определение «Ноксолгии».
4. Третья аксиома БЖД (сформулировать).
5. Как классифицируются опасности по длительности воздействия?
|
Вариант №2
|
1.Основные компоненты Биосферы.
2. Что такое загрязнение окружающей среды, каковы причины и следствия?
3. Вторая аксиома БДЖ (сформулировать).
4. 29. Как классифицируются опасности по видам источников возникновения?
5. Опасность (определение).
|
Вариант №3
|
1. Кем был предложен термин «Биосфера и когда».
2. Поясните суть проблемы, названной «русский крест».
3. Безопасность (определение).
4. Как классифицируются опасности по видам потоков в жизненном пространстве?
5. Первая аксиома БЖД (сформулировать).
|
Вариант №4
|
1. Основоположник учения о Биросфере.
2. Приведите пример основных источников разрушения здоровья человека:
а) биологических;
б) физических;
в) химических.
3. Среда обитания (определение).
4. Как классифицируются опасности по величине потоков в жизненном пространстве?
5. Описать четыре степени третьегоьт класса условий труда.
|
Вариант №5
|
1. Дать определение техносферы.
2. На какие функциональные классы подразделяются пищевые добавки?
3. Деятельность (определение).
4. Дать определение опасному и чрезвычайно опасному состоянию человека в среде.
5. Здоровье (определение).
|
Вариант №6
|
1. Дать определение ноосферы.
2. Перечислите опасные свойства консервантов и усилителей вкуса.
3. Как классифицируются опасности по моменту возникновения?
4. Дать определения комфортному и допустимому состоянию человека в среде.
5. Определение урбанизации.
|
Вариант №7
|
1. Перечислить основные причины возникновения зон повышенного антропогенного и техногенного воздействия.
2. Дать определения оптимальной и максимальной емкостей планеты.
3. Перечислите пищевые добавки, запрещенные в России.
4. Как классифицируются опасности по размерам зоны воздействия?
5. Номенклатура опасностей (определение).
|
Вариант №8
|
1. В чем заключается «парадокс человечества».
2. Что такое акриламид и где он встречается в повседневной жизни?
3. Идентификация опасностей (определение).
4. Классификация условий трудовой деятельностию.
5. Сформулировать закон сохранения жизни Куражковского.
|
Вариант №9
|
1. Что такое ГМО и как их отличить в быту?
2. Квантификация опасностей (определение).
3. Перечислить основные потоки в жизненном пространстве.
4. Формула описывающая закономерность воздействия на человека потоков жизненного пространства.
5. Перечислить характерные ситуации взаимодействия в системе «человек-среда обитания».
|
Вариант №10
|
1. Что такое СОЗ?
2. Назовите самый опасный компонент в косметических товарах.
3. Причина опасности (определение).
4. Определение «Ноксолгии».
5. Третья аксиома БЖД (сформулировать).
|
Используются тесты (пример тестов ниже):
ПЕРВАЯ ТЕМА
1. Качественно-своеобразная оболочка Земли, развитие которой определяется деятельностью живых организмов
- Биосфера
- Стратосфера
- Тропосфера
- Ионосфра
2. Верхняя граница Биосферы, ограниченная озоновым экраном, находится на высоте
- 10000 м
- 20000 м
- 5000 м
- 1 км
3. Нижняя граница Биосферы в литосфере находится на глубине
- 300 м
- 2000 м
- 5000 м
- 1 км
4. Нижний слой атмосферы называется
- Гидросфера
- Литосфера
- Тропосфера
- Стратосфера
5. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям
- Экзосфера
- Техносфера
- Гидросфера
- Педосфера
6. Период развития Биосферы, когда разумная деятельность человека – главный фактор, определяющий ее развитие
1. Ноосфера
2. Стратосфера
3. Ионосфера
4. Педосфера
7. Понятие Ноосфера было введено
1. Шелфордом
2. Вернадским
3. Шенноном
4. Ле-Руа
8. Максимальная емкость планеты, по данным ученых, составляет
1. 1 млрд. чел.
2. 2 млрд. чел.
3. 5 млрд. чел.
4. 12 млрд. чел.
9. Процесс массового переселения жителей в крупные промышленные центры называется
1. Акселерация
2. Урбанизация
3. Электрофикация
4. Квантификация
10. Среди городов миллионеров на первом месте на сегодняшний день стоит
1. Токио
2. Москва
3. Пекин
4. Сеул
11. К биологическим (микробиологическим) источником разрушения здоровья человека относятся
1. Недостаток тепла
2. ПАВ
3. Косметические товары
4. Укусы животных, насекомых
12. К физическим источникам разрушения здоровья человека относят
1. Недоброкачественные продукты питания
2. Ионизирующее излучение
3. Аэрозоли
4. Пыль
13. Выберите маркировку ГМО
1. Е 1422
2. Е 121
3. Е 642
4. Е 400
14. Пищевая продукция не подлежит обязательной маркировке, если в ней содержится ГМО
1. Более 5 %
2. Не более 2 %
3. Не более 10 %
4. Не более 5 %
15. Самый опасный ингредиент в препаратах для ухода за волосами и кожей
1. Ланолин
2. Глицерин
3. Содиум лаурил сульфат
4. Пропиленгликоль
16. Явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека
1. Опасность
2. Безопасность
3. Чрезвычайная ситуация
4. НОЯ
17. Состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей
1. Опасность
2. Безопасность
3. Чрезвычайная ситуация
4. НОЯ
18. Окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство
1. Биосфера
2. Среда обитания
3. Ноксосфера
4. Ноосфера
19. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование
1. Опасность
2. Чрезвычайная ситуация
3. Среда обитания
4. Деятельность
20. Опасности по видам потоков в жизненном пространстве могут быть (берите лишнее)
1. Энергетические
2. Массовые
3. Информационные
4. Предельно допустимые
21. По величине потоков в жизненном пространстве опасности бывают (уберите лишнее)
1. Прогнозируемые
2. Предельно допустимые
3. Опасные
4. Чрезвычайно опасные
22. По размерам зоны воздействия опасности классифицируются (уберите лишнее)
1. Локальные
2. Региональные
3. Межрегиональные
4. Травмоопасные
5. Глобальные
23. Введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий называется
1. Идентификация
2. Квантификация
3. Номенклатура
4. Механизация
24. Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации – это закон
1. Толерантности
2. Эмерджентности
3. Сохранения жизни Куражковского
4. Сохранения вещества
25. Лимитирующим фактором процветания популяции может быть как максимум, так и минимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости организма – это закон
1.Толерантности Шелфорда
2. Минимума Либиха
3. Эмердджентнеости
4. Сохранения жизни Куражковского
26. Потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, как следствие максимальная работоспособность – такое состояние в системе «человек-среда обитания» называют
1. Комфортное
2. Допустимое
3. Опасное
4. Чрезвычайно опасное
27. Потоки не вредят здоровью но приводят к дискомфорту, соблюдение допустимых уровней гарантирует невозможность возникновения необратимых последствий - такое состояние в системе «человек-среда обитания» называют
1. Комфортное
2. Допустимое
3. Опасное
4. Чрезвычайно опасное
28. Все компоненты материального мира обладают способностью генерировать опасности – это аксиома БЖД
1. Первая
2. Вторая
3. Третья
4. Четвертая
29. В соответствии с Р 2.2.2006-05 существует несколько классов условий трудовой деятельности, а именно
1. 6
2. 3
3. 2
4. 4
30. Оптимальный и допустимый классы условий труда относят к
1. Безопасным
2. Вредным
3. Опасным
4. Экстремальным
Вопросы для подготовки к экзамену:
- Определение Биосферы.
- Основные компоненты Биосферы.
- Кем был предложен термин «Биосфера и когда».
- Основоположник учения о Биросфере.
- Дать определение техносферы.
- Дать определение ноосферы.
- Перечислить основные причины возникновения зон повышенного антропогенного и техногенного воздействия.
- Дать определения оптимальной и максимальной емкостей планеты.
- Определение урбанизации.
- В чем заключается «парадокс человечества».
- Объясните следующие явления современного развития общества:
a. - процессы акселерации;
b. - нарушение биоритмов;
c. - аллергизация населения.
- Что такое загрязнение окружающей среды, каковы причины и следствия?
- Поясните суть проблемы, названной «русский крест».
- Приведите пример основных источников разрушения здоровья человека:
1. биологических;
2. физических;
3. химических.
- На какие функциональные классы подразделяются пищевые добавки?
- Перечислите опасные свойства консервантов и усилителей вкуса.
- Перечислите пищевые добавки, запрещенные в России.
- Что такое акриламид и где он встречается в повседневной жизни?
- Что такое ГМО?
- Как в быту отличить продукты с добавлением ГМО?
- Что такое СОЗ?
- Назовите самый опасный компонент в косметических товарах.
- Определение «Ноксолгии».
- Опасность (определение).
- Безопасность (определение).
- Среда обитания (определение).
- Деятельность (определение).
- Здоровье (определение).
- Как классифицируются опасности по видам источников возникновения?
- Как классифицируются опасности по видам потоков в жизненном пространстве?
- Как классифицируются опасности по величине потоков в жизненном пространстве?
- Как классифицируются опасности по моменту возникновения?
- Как классифицируются опасности по длительности воздействия?
- Как классифицируются опасности по размерам зоны воздействия?
- Номенклатура опасностей (определение).
- Идентификация опасностей (определение).
- Квантификация опасностей (определение).
- Причина опасности (определение).
- Сформулировать закон сохранения жизни Куражковского.
- Перечислить основные потоки в жизненном пространстве.
- Форму
Воспользуйтесь поиском по сайту: