Советское государство и право в период с середины 1950 по середину 1960 гг.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эволюция государственно-политической системы во второй половине 1960-1980 гг. Реформы Н.С. Хрущева, вызывавшие большую критику в обществе, не смогли остановить надвигавший кризис. Новое руководство СССР во главе с Л.И. Брежневым предприняло попытки исправить допущенные в предшествовавший период недостатки. В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские Советы в краях и областях. Были также восстановлены единые районы, подразделявшиеся ранее на промышленные и сельские. Это способствовало восстановлению в стране единой системы Советов. 28 ноября 1978 г. были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов», «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов народных депутатов», которые способствовали повышению эффективности работы местных Советов. Этому способствовал и закон «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов», принятый Верховным Советом СССР 25 июня 1978 г. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью» и законом «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления», принятому Верховным Советом СССР 2 октября 1965 г., ликвидировались совнархозы и воссоздавались общесоюзные и союзно-республиканские министерства, а также восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью. Негативные тенденции, проявившиеся в области борьбы с преступностью, а также широкое участие членов ДНД в охране общественного порядка не смогли повлиять на этот процесс. В 1966 г. было воссоздано Министерство охраны общественного порядка СССР, а в союзных республиках восстанавливалась единая структура органов внутренних дел. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 г. Министерство охраны общественного порядка СССР было переименовано в Министерство внутренних дел СССР.
Оно включало: Главное управление охраны общественного порядка; Управление уголовного розыска; Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; Управление ГАИ; Управление специальной милиции (затем — специальное управление МВД СССР); Управление транспортной милиции (позднее — Главное управление внутренних дел на транспорте); Организационно-инспекторское управление (с 1972 г. — Штаб МВД СССР). Такие же изменения произошли и в составе МВД союзных республик. Конституция СССР 1977 г. Конституция СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. В специальном разделе Конституции «Основы общественного строя и политики СССР» Советский Союз объявлялся социалистическим общенародным государством, выражавшим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В статье 2 указывалось, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР». В статье 10 Конституции подчеркивалось, что экономическую основу СССР составляла «социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». В статье 19, включенную в третью главу «Социальное развитие и культура», отмечается, что социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В то же время статья 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Раздел V Конституции посвящен порядку формирования, структуре и компетенции высших органов государственной власти и управления СССР. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет СССР, который, указано в статье 108, «правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР». Право законодательной инициативы было предоставлено: Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, высшим органам государственной власти союзных республик, комиссиям и депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, а также центральным органам общественных организаций. В статье 115 указывалось, что разногласия между палатами Верховного Совета СССР могли решаться путем проведения всенародного голосования (референдума). В Конституции СССР было изменено название Советов. Вместо Советов депутатов трудящихся они стали называться Советами народных депутатов. В статье 128 указывалось, что высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлся Совет Министров СССР. Совет Министров СССР не имел права издавать законы, но мог принимать постановления и распоряжения, которые были обязательны к исполнению на территории страны. В статье 132 Конституции впервые регламентировались организация и порядок деятельности Президиума Совета Министров СССР как его постоянного органа, состоявшего из Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя. В разделе II «Государство и личность» заявлено о значительном расширении прав и свобод граждан. В статье 34 Конституции подчеркивалось, что «граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств». В Конституции были внесены лишь незначительные изменения в систему национально-государственного строительства. На основе Конституции СССР в апреле-мае 1978 г. были приняты Конституции союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была утверждена Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г. В целом в Конституции СССР 1977 г. содержались основы политического, социально-экономического и духовного развития страны. Тем не менее она не смогла изменить содержание и сущность партийно-государственной системы. А основные ее положения носили нередко декларативный и идеологический характер, что не способствовало преодолению застойных явлений в стране и кризиса социалистической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|